Налоговая оптимизация. Новые УСН-правила при смене региона: конец налоговой оптимизации?
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2025
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

18.12.2025

Группа «Борлас» – в числе крупнейших игроков российского рынка HR Tech

Читать далее 

16.12.2025

WiFly OpenRoaming: новоя технология гостевого Wi-Fi для России и СНГ

Читать далее 

16.12.2025

UserGate открыл лабораторию по кибербезопасности в МИРЭА — Российском технологическом университете

Читать далее 

15.12.2025

VAS Experts ввел сервис «Личный кабинет» для управления лицензиями и техподдержкой

Читать далее 

15.12.2025

Иностранные компании хотят сотрудничать с российскими ИИ-разработчиками

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.12.2025

Как изменились сделки слияний и поглощений после 2022 года и что ждет инвесторов в будущем?

Читать далее 

18.12.2025

Налоговая оптимизация. Новые УСН-правила при смене региона: конец налоговой оптимизации?

Читать далее 

18.12.2025

Налоговый мониторинг – как это будет?

Читать далее 

17.12.2025

Какие ошибки допускают ИТ-директора при сокращении ИТ-бюджета и как их избежать?

Читать далее 

16.12.2025

Есть ли жизнь после Microsoft?

Читать далее 

29.07.2025

Точность до метра и сантиметра: как применяют технологии позиционирования

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

22.09.2023

Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась

Читать далее 

22.09.2023

Сладкая жизнь

Читать далее 

22.09.2023

12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители

Читать далее 

показать все 

Налоговая оптимизация. Новые УСН-правила при смене региона: конец налоговой оптимизации?

Главная / Статьи / Опросы / Налоговая оптимизация. Новые УСН-правила при смене региона: конец налоговой оптимизации?


Налоговая оптимизация. Новые УСН-правила при смене региона: конец налоговой оптимизации?

С 2025 года «упрощенцы», переезжающие в другой регион, должны будут платить налог по ставке прежнего региона – даже если в новом регионе ставка ниже. ФНС разъяснила: льготные ставки можно сохранить только тем, кто сменил регион до 2025 года. Для новых переездов льгота не действует.
Зачем ввели такие ограничения и не подорвет ли это идею налоговой конкуренции между регионами? Переезд перестает быть инструментом налоговой оптимизации, а значит – малому бизнесу станет сложнее искать выгодные условия.



Екатерина Кузнецова,налоговый ангел, эксперт по налоговым спорам, основатель и генеральный директор компании ООО «Правовые и бухгалтерские услуги»

«С одной стороны, новые нормы могут привезти к искоренению практики миграции бизнеса с целью экономии на налогах, но с другой стороны, отказ от налоговой конкуренции серьезно ударит по интересам малого и среднего бизнеса»

С января 2025 года вступили в силу поправки, касающиеся уплаты налога для тех налогоплательщиков, которые применяют упрощённую систему налогообложения (УСН). Суть новшества состоит в следующем: теперь, если компания или индивидуальный предприниматель меняет регион своей официальной регистрации, новая ставка налога рассчитывается исходя из старой повышенной ставки, действовавшей ранее. Это означает, что предпринимателям придется уплачивать налог по ставке предыдущего региона, даже если в новом месте нахождения действуют более низкие налоги.

Ранее законодательство позволяло компаниям менять свое местонахождение и применять пониженные ставки, действующие в новом субъекте регистрации. Некоторые регионы специально предлагали пониженные ставки налога, чтобы привлечь дополнительные инвестиции и создать комфортные условия для ведения бизнеса. Например, Калининградская область, Крым и Калмыкия пользовались популярностью среди многих бизнесменов благодаря низким налоговым ставкам.

Теперь ситуация поменялась. Воспользоваться льготной ставкой налога, установленной новым регионом, смогут лишь те организации и индивидуальные предприниматели, которые сменили адрес регистрации до конца 2024 года включительно. После вступления изменений в силу льготы больше не распространяются на новые случаи миграции бизнеса.

Причина ужесточения правил очевидна: государство стремится предотвратить масштабную налоговую миграцию компаний внутри страны. Ведь такая практика нередко приводила к серьезным финансовым потерям для некоторых регионов, чьи бюджеты резко сокращались вследствие массового ухода бизнеса в юрисдикции с низкой налоговой нагрузкой, при этом фактически бизнес оставался в старом регионе.

С одной стороны, новые нормы могут привезти к искоренению практики миграции бизнеса с целью экономии на налогах, но с другой стороны, отказ от налоговой конкуренции серьезно ударит по интересам малого и среднего бизнеса.

Предприниматели теряют важную возможность легально минимизировать налогообложение путем географического переноса своего офиса. Раньше смена региона была достаточно простым способом уменьшить расходы на ведение бизнеса. Теперь этот инструмент практически исчезнет. Как следствие, владельцы небольших фирм окажутся перед необходимостью изыскивать другие способы сокращения расходов, поскольку простая регистрация в другом городе больше не даст ощутимого экономического эффекта.

Очевидно, что теперь перед предпринимателями встает задача повышения собственной рентабельности вне зависимости от местоположения. Поскольку снижение налоговых платежей становится невозможным, компаниям приходится активнее инвестировать в модернизацию оборудования, повышение квалификации сотрудников и улучшение качества продукции. Возможно, мы увидим рост числа банкротств среди мелких игроков, которым сложно выдержать высокую налоговую нагрузку и нарастающую конкуренцию.

Несмотря на кажущуюся справедливость инициативы, необходимо обратить внимание на возможные негативные последствия. Отмена налоговой конкуренции способна привести к снижению инвестиционной привлекательности целых регионов, вызывая сокращение дополнительных поступлений в бюджет за счет развития местного бизнеса и замедление темпов роста их экономики.

Региональные бюджеты лишаются конкурентного преимущества, что ставит под сомнение эффективность механизмов стимулирования развития экономики на уровне субъектов РФ. Малый бизнес вынужден отказаться от возможности выбирать наиболее оптимальные условия существования, неся при этом дополнительному финансовую нагрузку.

Одновременно возрастает вероятность появления новых серых схем, направленных на обход закона. Предприятия могут начать регистрировать филиалы или представительства в регионах с выгодными условиями, сохраняя основной офис в пределах дорогого субъекта. Такое развитие событий способно поставить крест на самой идее реформы, усилив проблему нелегального вывода прибыли и теневого оборота денег.

Политика ужесточения правил применения льготных налоговых режимов демонстрирует стремление правительства ограничить влияние регионов на экономическое поведение бизнеса. Однако эта мера имеет как положительные, так и отрицательные стороны.


Тимур Фатыхов, управляющий партнер «Фатыхов и партнеры», действующий налоговый консультант

«Мы призываем не гнаться за налоговой оптимизацией, а в первую очередь задаться целью построить работающий бизнес»

Данная мера связана с тем, что многие предприниматели пользуются таким незаконным способом налоговой оптимизации как «видимость переезда в другой регион и получение льготной ставки по УСН».

Услуга широко распространена на рынке юридических услуг и предприниматели ею пользуются — фактически компании подбирают новый адрес регистрации в данном регионе (как правило на месте массовой прописки или через каких-то знакомых), берут бизнес-карту предпринимателя и регулярно проводят ее в данном льготном регионе (создают видимость нахождения предпринимателя в данном регионе) и осуществляют прочие мероприятия, создающие видимость нахождения горе-предпринимателя в данном регионе.

Проблема заключается в том, что в конечном счете налоговая все равно с легкостью вычисляет таких предпринимателей и привлекает их к ответственности. Чаще всего предприниматель не может толком объяснить, в связи с чем он переехал в льготный регион, а значит у него отсутствовала деловая цель (термин, определяющий, что любые действия добросовестного мероприятия в первую очередь должны подразумевать наличие какого-то финансового или экономического плана, который может помочь их компании).

Говорить о том, что новая мера положит конец налоговой оптимизации глупо. Скорее это дополнительные ограничения для недобросовестных налоговых схем.

Налоговая оптимизация в целом — несложный процесс. Главное — отложить ее в угол и начать оптимизировать конкретно структуру бизнеса с точки зрения удобства, функционирования бизнес-процессов, правовых рисков.

А после того, как вы структурировали бизнес таким образом, количество уплачиваемых налогов, как правило, уже снижается. Поэтому мы призываем не гнаться за налоговой оптимизацией, а в первую очередь задаться целью построить работающий бизнес.


Ольга Баннова, эксперт в области налогообложения, юрист компании «Туров и партнеры»

«Региональная миграция перестала быть инструментом экономии, но грамотная структуризация бизнеса, правильные договорные отношения и корректно выбранный налоговый режим позволяют снижать нагрузку без риска для компании»

С 2025 года упрощенная система налогообложения переживает, по сути, перезагрузку. ФНС объявила: компании и предприниматели, которые сменили регион регистрации после 1 января 2025 года, не смогут применять льготную ставку УСН нового региона. Налог останется тем же, что и в прежнем субъекте. Исключение сделано лишь для тех, кто успел переехать заранее.

Выглядит как загон, огранивающий свободу бизнесу. Но почему ФНС решила так сделать? Причин несколько:

  1. Борьба с «миграцией» ради ставок. Большинство компаний переходили в регионы с минимальной ставкой, при этом оставляя деятельность в другом регионе. ФНС назвала это «миграцией ради оптимизации», а не честной конкуренцией регионов.
  2. Стабильность доходов региональных бюджетов. Когда десятки компаний массово уходят, регионы недополучают налоги. Центр хочет сгладить разрыв между богатыми и бедными регионами.
  3. Формальный посыл. Государство хочет, чтобы льготы стимулировали инвестиции внутри региона, а не миграцию юридических адресов.

Но не подрывает ли это налоговую конкуренцию? Да, частично подрывает.

Региональные льготы теперь работают только для тех, кто действительно осуществляет деятельность на территории региона и для новых компаний. Инструмент «переехал — получил ставку 1%» фактически отменен.

Негативные последствия:

  1. Малый бизнес теряет один из простых способов снизить налоговую нагрузку.
  2. Регионам с низкими ставками сложнее привлечь новые компании.
  3. Это уменьшает гибкость и повышает налоговую нагрузку для тех, кто хочет реально переехать.

Но как даже в такой ситуации оптимизировать налоги?

Даже в условиях, когда переезд больше не дает налогового преимущества, бизнес все еще может оптимизировать нагрузку за счет:

  • выбора правильной системы налогообложения — УСН, ПСН, ОСН или их сочетание через группировку бизнес-процессов;
  • юридически корректного разделения видов деятельности;
  • построения холдинговых структур и распределения функций между компаниями;
  • работы с вычетами, расходами и договорами так, чтобы налоговая база формировалась законно и максимально эффективно;
  • использования льгот и региональных мер поддержки, которые остаются доступными при реальной работе в регионе.

Региональная миграция перестала быть инструментом экономии, но грамотная структуризация бизнеса, правильные договорные отношения и корректно выбранный налоговый режим позволяют снижать нагрузку без риска для компании.

Итог:

  • Ограничения введены для борьбы с миграцией «по бумаге» и для защиты региональных бюджетов.
  • Да, инструмент налоговой оптимизации через переезд почти исчезает.
  • Но законно оптимизировать можно и дальше.

Ирина Смирнова, основатель и управляющий владелец аутсорсинговой компании «Центр защиты бизнеса», основатель лицензированного Центра обучения для бухгалтеров и предпринимателей

«Компании или индивидуальные предприниматели, которые планируют реальный переезд, по-прежнему смогут воспользоваться льготной ставкой»

В ближайшей перспективе для компаний и индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения планируется важное изменение. Законопроект, закрепляющий новые правила, уже внесен в Госдуму. Если он будет принят, то при смене региона регистрации бизнес будет обязан применять ставку УСН, установленную в том субъекте Федерации, откуда он переехал. Это правило должно действовать весь календарный год, в котором произошла смена адреса, и еще один полный год после него. Данная норма направлена на закрытие схем налоговой оптимизации, когда компания формально меняла юридический адрес на регион с низкой ставкой УСН, не осуществляя реальной хозяйственной деятельности на новой территории.

Цель нововведения — борьба с недобросовестными практиками и создание равных условий для ведения бизнеса. В последние годы некоторые регионы активно привлекали компании сверхнизкими ставками УСН, что создавало неравенство и лишало бюджеты других субъектов доходов. Налоговые органы фиксировали случаи, когда тысячи фирм были массово зарегистрированы по одному адресу в регионах-«офшорах», не ведя реальной деятельности. На практике это часто выглядело как массовая скупка дешевых адресов, иногда даже ветхих домов или квартир, для формальной регистрации индивидуальных предпринимателей или организаций с единственной целью — получить льготную ставку, не осуществляя реального переезда и не создавая рабочих мест на новой территории. Подобные схемы представляют собой незаконную оптимизацию, которая по своей сути является налоговым правонарушением, а в отдельных случаях может быть квалифицирована как преступление.

Новое правило призвано остановить эту практику, обеспечивая справедливую конкуренцию и наполняемость бюджетов. При этом важно подчеркнуть, что новый порядок не закрывает возможности для добросовестного бизнеса. Компании или индивидуальные предприниматели, которые планируют реальный переезд, например открытие производства в регионе с благоприятным инвестиционным климатом, по-прежнему смогут воспользоваться льготной ставкой. Им необходимо будет доказать свою добросовестность не на бумаге, а на деле — путем реального ведения хозяйственной деятельности, создания рабочих мест и инвестиций в местную экономику в течение установленного двухлетнего переходного периода.

Означает ли это конец налоговой конкуренции между регионами? Скорее, можно говорить о ее трансформации. Конкуренция смещается с формального привлечения «бумажных» компаний на создание реально привлекательных условий для ведения бизнеса. Регионы теперь должны соревноваться не только ставкой налога, но и качеством инфраструктуры, доступностью кредитов, развитием институтов поддержки малого и среднего предпринимательства. Для добросовестного бизнеса, который планирует реальный переезд и развитие на новой территории, льготные ставки остаются доступны — просто их применение откладывается на два года или меньше (в зависимости от фактического момента регистрации по новому юридическому адресу).

Практика применения новых правил, когда они вступят в силу, позволит сделать первые выводы. Компаниям, которые переедут накануне этих изменений, вероятно, придется вести раздельный учет: применять старую ставку к доходам от деятельности в прежнем регионе и новую — к доходам в новом. Это может создать дополнительные административные сложности. Например, производственная компания из Центральной России, переехавшая в Калининградскую область со ставкой УСН 5%, будет вынуждена в течение переходного периода применять свою прежнюю ставку в 15%. Фактическая налоговая экономия начнется для нее только спустя два года, что заставляет более взвешенно подходить к вопросу о переезде.

Для малого бизнеса новые правила, безусловно, усложняют быструю налоговую оптимизацию. Однако они же создают более стабильную и предсказуемую среду. Бизнес получает защиту от резких изменений регионального законодательства, которые могли бы одномоментно нивелировать выгоду от переезда. Кроме того, двухлетний переходный период позволяет новому региону оценить добросовестность налогоплательщика, а бизнесу — адаптироваться к новым условиям.

Таким образом, нововведение не подрывает идею налогового маневрирования, а делает его более осмысленным и долгосрочным. Решение о смене региона теперь требует серьезного стратегического планирования, учитывающего не только разницу в ставках, но и реальные бизнес-перспективы на новой территории. Это шаг в сторону повышения качества предпринимательской среды и укрепления налоговой дисциплины.


Ключевые слова: налоговая оптимизация, смена региона, налоговая дисциплина.

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №8 (151) 2025г.
Выпуск №8 (151) 2025г. Выпуск №7 (150) 2025г. Выпуск №6 (149) 2025г. Выпуск №5 (148) 2025г. Выпуск №4 (147) 2025г. Выпуск №3 (146) 2025г. Выпуск №2 (145) 2025г. Выпуск №1 (144) 2025г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика