|
Налоговый мониторинг – как это будет?
Главная / Статьи / Опросы / Налоговый мониторинг – как это будет?
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Налоговый мониторинг – как это будет?
Как теперь будет осуществляться налоговый мониторинг? Что означают новые правила (право инспекторов осматривать помещения и изымать документы, установление одного критерия вместо трех, обязательность мониторинга)? Позитивные и негативные последствия. К чему готовиться компаниям?
На вопрос «БИТа» отвечают эксперты ИТ-отрасли
Екатерина Кузнецова, налоговый ангел, эксперт по налоговым спорам, основатель и генеральный директор компании ООО «Правовые и бухгалтерские услуги»
«Расширение прав налоговых органов может привести к увеличению проверок и вмешательству в деятельность компаний»
Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» существенно изменил порядок осуществления налогового мониторинга. Рассмотрим подробнее ключевые нововведения и их влияние на бизнес-процессы компаний.
Как теперь будет проводиться налоговый мониторинг? Налоговый мониторинг представляет собой процедуру контроля налоговых органов над соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства путем онлайн-взаимодействия на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. До принятия закона существовала сложная система критериев отбора организаций для включения в систему мониторинга.
Ранее участие в налоговом мониторинге определялось тремя факторами: объемом выручки, наличием филиалов и количеством сотрудников. Новый закон отменяет два последних условия, оставляя лишь финансовый показатель дохода компании. Этот подход существенно упростит администрирование процесса и снизит административную нагрузку на малые и средние предприятия. Это также позволяет сократить количество бюрократических процедур и сделать механизм прозрачнее.
Новые права контролирующих органов. Одной из ключевых новаций является расширение полномочий налоговых инспекций. Теперь налоговые органы имеют право осуществлять осмотр помещений налогоплательщика и производить изъятие документов. Эта мера направлена на повышение эффективности контрольных мероприятий и предотвращение уклонения от уплаты налогов.
Право инспекции посещать помещения налогоплательщика и проводить осмотры обусловлено необходимостью проверки соблюдения налогового законодательства. Изъятые документы будут использоваться исключительно в целях налоговой проверки. Такое положение направлено на минимизацию рисков сокрытия важной информации и снижение вероятности фальсификации документации.
Позитивные и негативные последствия. К положительным сторонам изменений можно отнести повышение прозрачности и снижение вероятности злоупотреблений и нарушений налогового законодательства благодаря строгому контролю. Кроме того, упрощенный механизм выбора участников мониторинга уменьшает количество необходимых формальных действий, что приводит к снижению административной нагрузки.
Однако у новых изменений могут быть и негативные последствия.
Расширение прав налоговых органов может привести к увеличению проверок и вмешательству в деятельность компаний. Осмотр помещений и изъятие документов создают риски утечки конфиденциальной информации. Организациям придется привлекать квалифицированных юристов для защиты своих прав и законных интересов в ходе проверок.
Хотя налоговый мониторинг проводится добровольно, сама природа взаимодействия подразумевает определённый уровень риска принятия неверных выводов или требования избыточных сведений и доказательств, что также может осложнить деятельность компании.
Также следует отметить, что участие в налоговом мониторинге требует наличия квалифицированного персонала и внедрения специализированных ИТ-решений, что увеличивает издержки бизнеса.
К чему готовиться компаниям? Компаниям, которые присоединились и планируют присоединиться к налоговому мониторингу необходимо быть готовым к новым условиям и предпринять шаги, направленные на успешную адаптацию к новым правилам.
Наличие профессиональных бухгалтеров и юристов, обладающих необходимыми компетенциями, теперь становится необходимостью. Специалисты обеспечат правильное ведение документации и успешное прохождение проверок, регулярные тренинги действующих сотрудников помогут компаниям своевременно и правильно реагировать на запросы налоговых органов и избегать ошибок в оформлении документов.
К мерам подготовки также можно отнести проведение внутреннего аудита, который позволит выявить возможные налоговые риски и принять меры по их устранению и исправлению с минимальными потерями.
Итоги нововведений, планируемые вышеуказанным Федеральным законом, существенно меняют подход к проведению налогового мониторинга. Хотя введение единых критериев облегчает доступ компаний к процедуре, расширенные полномочия налоговых органов требуют повышенного внимания со стороны бизнеса. Для успешной адаптации компаниям необходимо заранее подготовиться, внедрить современные технологии и обеспечить наличие компетентных специалистов. Только таким образом можно минимизировать риски и успешно проходить проверки.
Ольга Баннова, эксперт в области налогообложения, юрист компании «Туров и партнеры»
«Участие в мониторинге становится фактически обязательным для значительной части бизнеса»
Налоговый мониторинг становится центральным элементом государственной системы надзора. Если раньше это был добровольный формат для ограниченного числа компаний, то теперь правила меняются таким образом, что участие в мониторинге становится фактически обязательным для значительной части бизнеса. Цель реформы — обеспечить налоговые органы непрерывным доступом к данным и минимизировать риски налоговых разрывов, ошибок и злоупотреблений.
Главное нововведение — переход от трех критериев допуска к одному единому показателю. Это упрощает формальные условия, но значительно расширяет круг компаний, которые окажутся под мониторингом. При этом ФНС получает более широкие полномочия: инспекторы смогут осматривать помещения, оборудование, серверные зоны и документы без проведения традиционных выездных проверок. Такая модель сочетает дистанционный контроль с возможностью быстрого физического доступа к объектам и материалам, если возникают вопросы.
По сути, бизнес входит в режим постоянного прозрачного надзора. Налоговая будет оценивать не только отчетность, но и процессы: качество учетных систем, корректность настроек ПО, соответствие операций документам. Ошибки, которые раньше могли оставаться незамеченными месяцами, теперь станут очевидны в течение нескольких дней или даже часов.
Однако у нового формата есть и позитивная сторона, если подойти к нему стратегически. Мониторинг дает возможность заранее согласовывать спорные позиции с ФНС, устранять ошибки без штрафов и блокировок, получать оперативные разъяснения и снижать риск доначислений. По сути, этот инструмент можно использовать как систему раннего предупреждения и уменьшения юридических рисков, но только при условии, что компания готова к такому уровню открытости.
Чтобы адаптироваться к новым правилам, бизнесу нужно обеспечить несколько ключевых условий:
- Сильная внутренняя контрольная среда. Компания должна регулярно проводить самоаудит документов, платежей, договоров, обновлять регламенты, отслеживать ошибки и устранять их до того, как их увидит налоговая.
- Юридическая чистота операций. Все спорные и сложные сделки должны иметь четкое экономическое обоснование. Слабые связки, сомнительные контрагенты, странные схемы — все это станет критичным.
- Готовность к проверке в любой момент. Мониторинг фактически устраняет паузу между отчетностью и контролем. Инспекторы могут запросить данные или провести осмотр без длительной подготовки.
- План по снижению налоговых рисков. Важно заранее понимать, какие зоны компании могут вызвать вопросы у ФНС и как минимизировать риски, не выходя за рамки закона.
Если компания не подготовится, мониторинг станет причиной непрерывного стресса, повышенной нагрузки и потенциальных доначислений. Но при грамотной подготовке превратится в инструмент предсказуемости и стабильности.
Как снизить риски и подготовиться к мониторингу? Оптимальный путь — провести предварительный аудит налоговых данных, оценить слабые места, обновить регламенты и настроить процессы взаимодействия с ФНС. Это позволяет заранее устранить ошибки, которые в условиях мониторинга будут видны сразу.
Марк Цой, руководитель направления Налоговый мониторинг компании «Тензор» (разработчик Saby)
«Осмотр превращается в инструмент точечного контроля, который применяется, когда дистанционного обмена данными недостаточно»
Госдума утвердила осенний пакет поправок к Налоговому кодексу. Кардинальных изменений в налоговом мониторинге не произошло: сохранены действующие пороги для участия, а право инспекции на выемку документов так и не появилось. Однако сам режим стал строже и технологичнее: расширены основания для осмотра, детализированы правила прекращения мониторинга, уточнены нормы для участников СЗПК и закреплен порядок работы при реорганизации компаний.
Ключевые изменения: что вступит в силу с 2026 года
1. Выемка документов исключена. На стадии первого чтения предлагалось разрешить выемку документов в рамках мониторинга, что вызвало серьезное беспокойство бизнеса: режим предполагает высокий уровень доверия и полную открытость данных для ФНС.
Ко второму чтению эту норму отклонили — в итоговой версии она отсутствует, что снижает риск административного давления на участников мониторинга.
2. Расширены основания для осмотра помещений. В перечень ситуаций, при которых ФНС может провести осмотр в рамках мониторинга (подп. 3 п. 1 ст. 92 НК РФ), добавлены новые основания. Теперь осмотр возможен, если:
- выявлены противоречия между данными компании и информацией, имеющейся у ФНС;
- обнаружены ошибки в расчете или уплате налогов и страховых взносов;
- требуется проверить фактические затраты участников СЗПК, по которым предоставляется господдержка.
- Осмотр превращается в инструмент точечного контроля, который применяется, когда дистанционного обмена данными недостаточно.
3. Порог входа остается прежним: все три критерия одновременно. Ожидаемое рынком изменение в сторону упрощения критериев участия также не было принято. Изначально предлагалось разрешить вход в мониторинг при соблюдении любого из трех стоимостных порогов (налоги, выручка, активы). В финальной редакции это предложение исключили.
С 2026 года, как и сейчас, необходимо соответствовать всем трем критериям одновременно. Причина — ФНС пока не готова технически масштабировать режим на значительно большее число компаний.
4. Мониторинг автоматически переходит правопреемнику при реорганизации. Если участник мониторинга проходит реорганизацию, его правопреемник может продолжить режим без повторного заявления.
Основные положения:
- срок мониторинга не прерывается;
- повторно подтверждать стоимостные критерии не нужно;
- сведения, которые подавал правопредшественник при входе в мониторинг, должны быть обновлены в течение месяца — но только если они утратили актуальность.
Это существенно снижает риск выпадения из режима при корпоративных перестройках.
5. Инспекция сможет чаще прекращать мониторинг досрочно. Поправки расширили перечень ситуаций, при которых ФНС вправе завершить мониторинг:
- сведения о правопреемнике не были обновлены вовремя;
- регламент информационного взаимодействия, СВК или ИС организации не соответствуют требованиям ФНС;
- компания дважды и более за период мониторинга нарушила обеспеченный доступ инспекции к информационным системам.
6. Более глубокая проверка участников СЗПК. ФНС сможет проверять затраты с более раннего этапа — начиная либо с утверждения бюджета капвложений, либо с даты принятия решения о реализации проекта. Это усиливает контроль за целевым использованием средств в рамках инвестиционных проектов и мер госстимулирования.
Как теперь будет работать налоговый мониторинг. Суть режима сохраняется — цифровой обмен информацией, онлайн-доступ к данным, максимальная прозрачность. Но усиливаются три направления:
- Контроль качества данных. Любые несоответствия между информацией компании и сведениями ФНС могут привести к дополнительным контрольным действиям, включая осмотр.
- Повышенные требования к ИС. Критически важными становятся корректность выгрузок, доступность сервисов и стабильность интеграций.
- Подтверждение фактических расходов. Особое внимание уделяется проектам СЗПК и крупным инвестпрограммам.
Позитивные эффекты для бизнеса. Мониторинг обеспечивает более предсказуемые отношения с ФНС, минимизирует нагрузку за счет отказа от выездных и камеральных проверок, позволяет заранее согласовывать спорные вопросы, укрепляет деловую репутацию.
Обновленные правила делают режим стабильнее: исключена возможность выемки документов, сохранена «планка» входа, обеспечена непрерывность при реорганизации, повышена технологичность и четкость требований.
Негативные последствия и риски. Требования к качеству данных и стабильности ИС становятся строже, и ошибки в выгрузках могут привести к досрочному прекращению мониторинга. Осмотры помещений по-прежнему остаются редкими и применяются точечно, когда электронных данных недостаточно. Участникам СЗПК важно учитывать, что контроль их расходов станет более детальным.
К чему готовиться компаниям:
- актуализировать регламенты взаимодействия с ФНС;
- все внутренние процессы должны учитывать обновленные требования;
- обеспечить стабильный доступ инспекции к ИС;
- систематические сбои — риск исключения из режима;
- проверить корректность выгрузки данных, особенно по НДС, налогу на прибыль и операциям с историческими расхождениями;
- проверить учет затрат по проектам СЗПК;
- нужно быть готовыми предоставить первичные документы за длительный период;
- обновить инструкции на случай осмотра;
- прописать сценарии, назначить ответственных, определить порядок сопровождения;
- оценить состояние IT-инфраструктуры;
- проверить доступность, резервирование, корректность интеграций, качество выгрузок.
Итог. Осенний пакет поправок делает налоговый мониторинг более технологичным и одновременно более требовательным. Выемка исключена, порог входа остается прежним, но контрольные механизмы расширены, а требования к ИС ужесточены.
Для бизнеса это означает одно: мониторинг становится полноценным элементом налогового администрирования, и компаниям необходимо заранее обеспечить прозрачность данных, устойчивость IT-контура и четкие процедуры взаимодействия с ФНС.
Ирина Смирнова, основатель и управляющий владелец ауторсинговой компании «Центр защиты бизнеса», основатель лицензированного Центра обучения для бухгалтеров и предпринимателей
«Расширение прав инспекторов без создания одновременных дополнительных гарантий для добросовестных компаний может усилить давление на бизнес и повысить уровень неопределенности»
В ближайшей перспективе налоговый мониторинг может превратиться из эксклюзивного режима для крупнейших компаний в стандартный инструмент налогового администрирования для широкого круга организаций. Законопроект, закрепляющий эти изменения, уже внесен в Госдуму. Если он будет принят, суть мониторинга останется прежней — постоянный онлайн-контроль, при котором компании передают данные напрямую из учетных систем, а ФНС оперативно проверяет их. Однако правила игры станут другими.
Ключевое изменение — отказ от трех сложных критериев для подключения. Вместо требований к объему налоговых платежей, доходу и стоимости активов теперь действует один главный критерий. Им становится объем начисленного НДС. Планируется, что под мониторинг автоматически попадут все компании, у которых эта сумма превышает 600 миллионов рублей за предыдущий год. Этот подход не случаен — НДС считается одним из самых сложных для администрирования налогов, и фокус именно на нем позволяет налоговой службе контролировать наиболее значимые финансовые потоки в экономике.
Важным новшеством становится расширение прав инспекторов. Теперь они получают возможность проводить осмотры территорий и помещений налогоплательщика, а также изымать документы и предметы. На практике это означает, что налоговый орган может инициировать выездное мероприятие даже в рамках мониторинга, если электронного взаимодействия оказывается недостаточно для подтверждения тех или иных операций. Например, если требуется оценить реальные масштабы производства или наличие складских запасов. Для бизнеса это создает новые риски — теперь даже при формально прозрачном учете компания должна быть готова к возможному визиту проверяющих.
Эти новые полномочия ФНС вызывают серьезные опасения в предпринимательской среде. Главный страх бизнеса — это проверки, которые несут с собой не только финансовые риски в виде доначислений и штрафов, но и административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. Расширение прав инспекторов без создания одновременных дополнительных гарантий для добросовестных компаний может усилить давление на бизнес и повысить уровень неопределенности. Существует и опасение, что новые инструменты могут потенциально увеличить коррупционные риски, несмотря на все меры борьбы с этим явлением.
С другой стороны, важно отметить, что цель нововведения — создание равных условий для всех. На рынке сохраняется значительное количество недобросовестных игроков, которые вообще не платят налоги или скрывают реальные обороты. Они получают нечестное конкурентное преимущество за счет снижения издержек. В этом контексте налоговый мониторинг направлен именно на тех, кто работает в белом поле, но чьи масштабы деятельности требуют повышенного внимания государства. Ключевой задачей является выстраивание системы так, чтобы она мотивировала бизнес работать честно, платить налоги и демонстрировать, что такая модель не только законна, но и прибыльна в долгосрочной перспективе.
Для компаний, подпадающих под новые критерии, мониторинг становится обязательным. Отказаться от него уже не получится. С одной стороны, это создает дополнительную административную нагрузку — необходимо обеспечить бесперебойную передачу данных в ФНС в установленные сроки, адаптировать внутренние процессы и назначить ответственных сотрудников. С другой стороны, у режима есть и существенные преимущества. Участие в мониторинге предоставляет компании иммунитет от большинства выездных налоговых проверок, что позволяет снизить риски внезапных финансовых доначислений и штрафов. Кроме того, постоянный диалог с налоговыми органами помогает оперативно исправлять ошибки и снижает вероятность серьезных споров в будущем.
С практической точки зрения руководителям компаний, подпадающих под новые критерии, стоит уже сейчас начать подготовку. Первый шаг — провести внутренний аудит учетных систем на предмет готовности к онлайн-взаимодействию с ФНС. Второй шаг — разработать регламенты работы с налоговым мониторингом, определив круг ответственных лиц и порядок реагирования на запросы инспекторов. Третий шаг — оценить риски, связанные с возможными осмотрами, и привести в порядок первичные документы.
Эти изменения свидетельствуют о глобальном тренде — налоговое администрирование становится цифровым, прозрачным и непрерывным. Пока рано делать окончательные выводы о последствиях нововведения. Эффект будет зависеть от того, как именно новые нормы будут применяться на практике. Сможет ли система стать инструментом предсказуемого диалога для добросовестного бизнеса или же превратится в дополнительный источник давления — покажет время. Для государства же это шаг к тому, чтобы налоговые поступления от крупных и средних компаний стали еще более прогнозируемыми и стабильными. Для добросовестных компаний, ведущих прозрачный бизнес, новый формат мониторинга может стать инструментом снижения рисков и построения более предсказуемых отношений с государством. Для остальных — дополнительным стимулом навести порядок в учете и документах.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, налоговые поступления, налоговые органы.
В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|