Жизнь, приведшая к храму::БИТ 01.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2025
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

11.04.2025

В России разработали первого ИИ-тестировщика

Читать далее 

11.04.2025

Новые ИТ-кадры для цифровой экономики: «Газинформсервис» делится опытом на СПЭК-2025

Читать далее 

31.03.2025

Международный конгресс «Суперкомпьютерные дни в России»

Читать далее 

31.03.2025

Россия и Беларусь: успех трансграничного признания ЭП подтверждён на IT-Security Conference 2025

Читать далее 

27.03.2025

Новый выпуск «Инфобеза со вкусом»: гармония вкуса и пользы от продуктов питания и ИТ-решений

Читать далее 

показать все 

Статьи

10.04.2025

Какой формат работы вы предпочитаете?

Читать далее 

10.04.2025

Будущее финансовых технологий и криптовалют

Читать далее 

10.04.2025

Как приручить ИИ?

Читать далее 

20.02.2025

Вы уже пользуетесь DeepSeek?

Читать далее 

20.02.2025

Машинное обучение в облаке

Читать далее 

12.12.2024

Что следует учитывать ИТ-директорам, прежде чем претендовать на должность генерального директора?

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

показать все 

Жизнь, приведшая к храму

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №01 (64) / Жизнь, приведшая к храму

Рубрика: Турбраузер


Жизнь, приведшая к храму

С 22 по 23 марта в выставочном комплексе «Барселонская ярмарка – Монжуик» (Fira Barcelona Montjuic) пройдет Международная выставка-ярмарка Eshow Barcelona

Делу – время

  • Выбор цели: Барселона (Испания)
  • Время: март 2017

Из краткого анонса организаторов: «На выставке-ярмарке Eshow будут представлены новейшие продукты и сервисы в таких направлениях, как цифровой маркетинг, «умные» программные сервисы (smart software services), веб-сервисы, комплексные решения для маркетинговых онлайн и интернет-исследований, базы знаний и интеллектуальные системы (data knowledge systems), сетевой подход в маркетинге (business networking), решения для потокового мультимедиа (live video streaming solutions), инструменты и тренды веб-аналитики и другие».

Подробнее см. здесь: http://10times.com/eshow-barcelona.

Не делом единым

Мало кто из наших соотечественников, отправившись в Испанию, минует на своем пути Барселону. Дело не в том, что туда, а не в столичный Мадрид, летает больше всего регулярных рейсов из Москвы. И не в том, что «под боком» у Барселоны расположены самые популярные среди россиян курорты, включая островные Ибицу и Майорку. Просто этот город – настоящая шкатулка с сюрпризами, главным из которых, без сомнений, остается шедевр гениального зодчего Гауди – собор Святого Семейства (Sagrada Familia). В сравнении с этим чудом света меркнут все прочие достопримечательности Барселоны.

Смерть на пороге вечной жизни

Толпы остолбеневших туристов, задравших голову к уносящимся ввысь шпилям, для испанцев уже не в новинку. Водители, въезжающие на соборную площадь, инстинктивно снижают скорость – иначе жертв не миновать.

А в 1926 году, когда строительство собора только началось (оно, впрочем, продолжается и сегодня, и в каком веке закончится, бог знает), неподалеку от стройплощадки проложили ветку первого в городе трамвая. И надо ж было так случиться, что первой жертвой его стал самый известный гражданин Барселоны – архитектор Антонио Гауди. 74-летний старик шел на вечернюю молитву – из строящегося собора, ставшего ему настоящим домом. По сторонам Гауди не глядел – скорее всего перед его мысленным взором стояла не постройка, какой она была в первой четверти ХХ века, а законченное творение, каким оно предстанет глазам еще неведомо какому поколению ныне живущих.

Потому что главное потрясение испытывают даже не те, кто ограничился внешним осмотром Sagrada Familia с улицы и дежурными фотками «на фоне». Их восторг ничто по сравнению с тем, какой испытываешь, зайдя внутрь и бросив взгляд на макет законченного сооружения, каким оно виделось Гауди. Только после этого начинаешь осознавать, что нынешнее здание, из-за которого миллионы людей со всего света едут в Барселону, – лишь одна восьмая или одна десятая того грандиозного сооружения, каким оно станет когда-то! Один из боковых порталов – не более того…

Восемьдесят лет назад лицо самого знаменитого барселонца мало кому было известно – Гауди панически избегал фотографов и интервьюеров. И когда 7 июня 1926 года барселонский трамвай сбил замешкавшегося на рельсах старика в бедной поношенной одежде и без денег и документов, пострадавшего никто не узнал, а таксисты отказывались везти его в близлежащую больницу – позже муниципальная полиция оштрафовала их за неоказание помощи раненому. С запозданием умирающего Гауди все же доставили в больницу, где записали под чужим именем. Когда же барселонцы узнали, кто умирает на больничной койке, Гауди успел исповедаться.

Любой парадокс – банальность в сравнении с собором, который задумал подарить родной Барселоне испанский зодчий – Антонио Гауди

12 июня он отошел в мир иной, откуда ему, видимо, легче было наблюдать, как тянутся к небу придуманные им ажурные шпили. А тело архитектора, на прощание с которым вышло полгорода, навеки осталось в крипте (подземной часовне) сооружаемого здания, достроить которое для барселонцев с тех пор стало делом чести. Наверное, есть в этом какая-то высшая справедливость – кто ж лучше присмотрит за стройкой, как не сам архитектор.

Стройка века

Прекрасных соборов в мире хватает, но эта визитная карточка Барселоны не знает себе равных. Сколько ни перелистывай фотоальбомы и рекламные проспекты, все равно при первом очном знакомстве с ажурной, воздушной, словно сплетенной из невесомой паутины – или слепленной из песка! – фантазией архитектора захватывает дыхание. Это в полном смысле слова «здание, которое не может быть построено». Но оно стоит – или парит? – попирая законы природы и архитектурные и строительные каноны.

Избитое выражение «он шел к своему главному творению всю жизнь» в случае с Антонио Гауди непременно требует какого-то парадоксального дополнения типа «и после смерти продолжает путь». Впрочем, любой парадокс – банальность в сравнении с собором, который задумал подарить родной Барселоне испанский зодчий. И трудно отделаться от впечатления, что последние восемьдесят лет он продолжает руководить строительством и с того света. Собор Святого Семейства – самое прекрасное и во всех смыслах неохватное сооружение на земле – строится уже более века. Поэт бы сказал: само тянется ввысь, как оживший каменный цветок!

Конца строительству не видно. Это понятно, если вспомнить, что Гауди замыслил построить храм искупления всех грехов человеческих. Он и тогда, в конце XIX века, замахнулся на недостижимое – а кто мог предвидеть, сколько их еще, этих грехов, прибавится за следующее столетие. Но город, который в разные периоды времени относился к Гауди то как к путеводному гению, то как к опасному безумцу (и скорее всего был прав и в первом, и во втором), словно устыдившись былой неблагодарности, продолжает титанический труд. Потому что сегодня достаточно один раз побывать в Барселоне, чтобы навсегда укрепиться в мысли, что это – город Гауди.

Неподалеку от главного творения Гауди, в «готическом» квартале Барселоны, находится вполне канонический Кафедральный собор – многие считают, что он не уступает по красоте парижскому собору Нотр-Дам. А на горе Тибидабо высится еще одно замечательное сооружение в стиле псевдоготики – храм Святого Сердца Христова, которое вполне может поспорить с псевдороманским Сакре-Кер на парижском же Монмартре. Во всяком случае, оба собора вполне могли бы стать «лицом» Барселоны, если бы в этом городе не жил и не творил Антонио Гауди.

Средневековые зодчие, да и современники Гауди, не заносились так высоко, как он. Они строили хотя и божественные (во всех смыслах), но все-таки здания, то есть некую основательную каменную «твердь», стоящую на другой тверди – земной. И ограничивали свои фантазии законами природы и реальными возможностями заказчиков. Увы, архитекторам приходится считаться и с земным тяготением, и с финансами, и с техническими и людскими ресурсами. Всем – кроме Гауди.

В своей непомерной гордыне упрямый каталонец вознамерился вырастить какой-то гигантский райский куст. Или создать поистине вселенский музыкальный орган, в котором небесную музыку в отверстиях ажурных башен-труб будет наигрывать ветер с Пиренеев. Или сплести невесомое кружево, готовое взмыть в воздух от одного дуновения. А иные видят в соборе Гауди просто песчаный замок, какие дети лепят на морском берегу, плод потаенной детской фантазии. Только вымахавший на 170 метров! И ежели спуститься с заоблачных высей на грешную землю, стоит заметить, что «невозможное» строение требовало и средств немеряных.

Сад оживших камней

О самом известном испанском архитекторе в его родном городе напоминает не только Sagrada Familia, но и другие здания – не столь масштабные, но оттого не менее прекрасные.

Парк Гюэль – это особая песнь. Там уже вообще теряешь всякое понимание того, где заканчивается живая природа и начинается архитектура

После того как один из проектов молодого архитектора вызвал фурор на Всемирной парижской ярмарке 1878 года, его слава неудержимо шла вверх – вместе с амбициями. Тогда же Гауди познакомился с одним из своих немногочисленных друзей и покровителей на всю жизнь – богатым промышленником и меценатом Эйсебио Гюэлем. Благодаря ему Барселона сегодня может похвастать еще несколькими работами Гауди. Это фантастический во всех смыслах парк Гюэль и два дворца самого мецената – городской на улице Ноу де ла Рамбла и загородный на проспекте Педралбес. Есть еще несколько зданий, построенных по заказам частных лиц, – Гауди был не только великим зодчим, но и необычайно амбициозным «исполнителем работ». Еще в самом начале своей карьеры он заломил у барселонского муниципалитета такой неслыханный гонорар за свои фонари, и сегодня украшающие Королевскую площадь – Пласа Рейял, что городские власти зареклись заказывать Гауди какие бы то ни было дома. Собор не в счет – его, без преувеличения сказать, помогала строить вся Барселона.

Сегодняшнего туриста дома Гауди словно подстерегают из засады. Бредешь себе по барселонским улицам, глазея по сторонам – благо в этом городе есть, на что посмотреть, – и вдруг неожиданно натыкаешься взглядом на нечто, идущее вразрез со всеми впитанными представлениями о Доме, который строят, известное дело, из твердого камня, и в котором живут люди.

Особняк Casa Mila (называемый также La Pedrera – каменоломня) с целым лесом замысловатых печных труб на крыше напоминает коралл. Или баобаб, или остов потерпевшего кораблекрушение судна, или кости ископаемого динозавра – словом, все, что подскажет фантазия. Черепица другого дома, Casa Batllo, – это вылитый глазированный торт, балконы вызывают ассоциации с какими-то живыми переливающимися формами, а покрытые перламутром стены напоминают рыбью чешую. А есть еще строгий мозаичный загородный дом Casa Vicens, особняк Casa Calvet, усадьба Bellesguard…

Парк Гюэль – это особая песнь. Там уже вообще теряешь всякое понимание того, где заканчивается живая природа и начинается архитектура. Или, наоборот, где творения рук человеческих органически сливаются с творением высших сил – Господа Бога или Эволюции, это уж как кому нравится. Японцы гордятся своими «садами камней», находя в них духовное очищение и полное отрешение от земных проблем. А в этом барселонском чудо-парке с его непостижимыми скульптурами, покрытыми красочной мозаикой, невозможно отрешиться от иллюзии, что камень оживает. А трава, деревья и клумбы, напротив, застывают причудливыми каменными изваяниями.

Как Sagrada Familia – уникум среди земных храмов, так и парк Гюэль не имеет аналогов. Единственная ассоциация, которую выдает память после безуспешных поисков, – «Сад радостей земных» такого же безумца и фантазера Иеронима Босха. А отдельные аллеи под арками из того же песчаника, из которого построен собор Святого Семейства, вызывают ассоциации с другими фантастическими картинами – декорациями к культовому фильму «Чужой», созданными еще одним гениальным безумцем – швейцарским художником Хансом Гигером.

Не «к Барселоне» будет сказано, но стоит упомянуть еще впечатляющий собор на упомянутой Майорке. Вполне себе старинный, готический, построенный за столетия до рождения барселонского гения. И вот местные власти решили его слегка отреставрировать. И поручили это хлопотное дело Гауди – а кому ж еще! Поручили, мягко сказать, на свою голову… Потому что гений решил, что реставрировать эту историческую «рухлядь» смысла нет. А потому стоит его разрушить до основания, раскатать по камушку и построить новый собор, достойный острова Майорка и собственного таланта. Гении – они такие… К счастью – для Майорки и ее обитателей – заказчики вовремя опомнились и заказ отменили. Сегодня от Гауди в соборе на Майорке остались только витражи и некоторые внутренние декоративные элементы. Впрочем, гениальные – как и все у Гауди.

Барселона без Гауди

Вообще тем, кто в поездках по миру не чужд поисков прекрасного, стоит задержаться в этом городе хотя бы на несколько дней. Чтобы испытать шок от лицезрения Sagrada Familia, хватит и первых минут. А вот осмотр всех прочих архитектурных и художественных красот Барселоны потребует часов и дней.

В этом городе древнеримские развалины соседствуют с памятниками готики, а высокая стела в честь Колумба на портовой площади – с волшебным фонтаном на площади Испании, где по ночам устраивают феерическое световое шоу в духе фантазий Мишеля Жара. А весь центр города застроен на первый взгляд однообразными многоквартирными зданиями-октаэдрами – эдакими квадрами со «спиленными» углами и внутренними двориками. И ничего, эти архитектурные «гайки» не утомляют и не наскучивают! И даже завораживают своей нарочитой монотонностью, в чем легко убедиться, совершая пеший путь от порта и Рамбла до того самого собора, к которому любой остановленный на тротуаре прохожий тут же, не задумываясь, покажет дорогу…

Меломанам, равно как и любителям архитектуры, обязательно нужно посетить Дворец каталонской музыки – тамошний интерьер зрительного зала (работа архитектора Доменек-и-Мунтанера), поверьте, не уступает шедеврам Гауди.

А ценителям живописи нет нужды напоминать, что в Барселоне жили и творили три великих испанских художника ХХ века – Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Хуан Миро. Музей Дали находится в часе езды от города – в Фигерасе (на осмотр этой художественной «кунсткамеры» следует оставить полдня, не меньше), а музей Миро – на вершине горы Монжуик, куда можно добраться на машине или фуникулером. Сам музей меня, признаюсь, разочаровал – работ самого Миро не так уж много, а все прочие явно «необязательны». Но зато вид с горы на Барселону такой, что не жаль было совершать подъем.

Между прочим, самый эффективный способ первичного ознакомления с городом – это двухэтажный Bus Turistic Barcelona с открытой верхней «палубой». Как и во многих городах мира, купленный билет на подобный Hop Off – Hop On Bus позволяет в течение всего дня выходить на любой остановке, гулять сколько угодно и садиться на первый подошедший автобус – такой же, двухэтажный (причем на любой из трех маршрутов – «красный», «синий» или «зеленый»). Кроме того, вместе с билетом обычно предлагается брошюра с дисконтными купонами, пользоваться которыми можно в течение целого года. Частота прибытия таких автобусов на остановки (в зависимости от сезона) – от 5 минут до получаса.

Как и во всяком крупном приморском городе, имеется в Барселоне свой Аквариум, расположенный прямо на территории порта. И как это обычно бывает, рядом – изобилие ресторанов seafood. Видимо, эта мысль приходит в голову властям многих городов – после того как полюбовался на морских гадов (многие из которых с аппетитом полакомились бы вами при других обстоятельствах), а также совсем мирных обитателей вод в их естественной среде обитания, самое время закусить ими же. Тут же. Но уже сваренными, зажаренными, засоленными, тушеными, маринованными и всеми прочими!

А затем просто и праздно прогуляться по центральной улице – бульвару Ла Рамбла, берущему начало от той же площади с Колумбом. На этой живой, многолюдной и колоритной улице все интересно и возбуждающе – от оживающих «скульптур» (в качестве которых обычно подрабатывают местные студенты) и сувенирных лавок до единственного в Испании Музея эротики. Бульвар, к сожалению, знаменит и другим обстоятельством – это царство барселонских карманников. Размах их деятельности принял такие масштабы, что об этом предупреждают приезжих даже в местных туристских буклетах и проспектах. Хотя можно догадаться, чего это стоит хозяевам – испанская гордость также вошла в поговорку.

И все же именно на Рамбла не раз вспомнишь, что Испания дала миру не только инквизицию и аутодафе, религиозный фанатизм и пуританство. Но и корриду, томные звуки гитары, обжигающий танец фламенко, безудержные фантазии Гауди и Дали, Миро и Пикассо. Одно слово, испанские страсти – куда от них денешься! бит

Владимир Гаков

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №2 (145) 2025г.
Выпуск №2 (145) 2025г. Выпуск №1 (144) 2025г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика