Жизнь, приведшая к храму::БИТ 01.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

показать все 

Статьи

19.04.2024

Все о 1С Фреш: подключение, тарифы, техническая поддержка

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

показать все 

Жизнь, приведшая к храму

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №01 (64) / Жизнь, приведшая к храму

Рубрика: Турбраузер


Жизнь, приведшая к храму

С 22 по 23 марта в выставочном комплексе «Барселонская ярмарка – Монжуик» (Fira Barcelona Montjuic) пройдет Международная выставка-ярмарка Eshow Barcelona

Делу – время

  • Выбор цели: Барселона (Испания)
  • Время: март 2017

Из краткого анонса организаторов: «На выставке-ярмарке Eshow будут представлены новейшие продукты и сервисы в таких направлениях, как цифровой маркетинг, «умные» программные сервисы (smart software services), веб-сервисы, комплексные решения для маркетинговых онлайн и интернет-исследований, базы знаний и интеллектуальные системы (data knowledge systems), сетевой подход в маркетинге (business networking), решения для потокового мультимедиа (live video streaming solutions), инструменты и тренды веб-аналитики и другие».

Подробнее см. здесь: http://10times.com/eshow-barcelona.

Не делом единым

Мало кто из наших соотечественников, отправившись в Испанию, минует на своем пути Барселону. Дело не в том, что туда, а не в столичный Мадрид, летает больше всего регулярных рейсов из Москвы. И не в том, что «под боком» у Барселоны расположены самые популярные среди россиян курорты, включая островные Ибицу и Майорку. Просто этот город – настоящая шкатулка с сюрпризами, главным из которых, без сомнений, остается шедевр гениального зодчего Гауди – собор Святого Семейства (Sagrada Familia). В сравнении с этим чудом света меркнут все прочие достопримечательности Барселоны.

Смерть на пороге вечной жизни

Толпы остолбеневших туристов, задравших голову к уносящимся ввысь шпилям, для испанцев уже не в новинку. Водители, въезжающие на соборную площадь, инстинктивно снижают скорость – иначе жертв не миновать.

А в 1926 году, когда строительство собора только началось (оно, впрочем, продолжается и сегодня, и в каком веке закончится, бог знает), неподалеку от стройплощадки проложили ветку первого в городе трамвая. И надо ж было так случиться, что первой жертвой его стал самый известный гражданин Барселоны – архитектор Антонио Гауди. 74-летний старик шел на вечернюю молитву – из строящегося собора, ставшего ему настоящим домом. По сторонам Гауди не глядел – скорее всего перед его мысленным взором стояла не постройка, какой она была в первой четверти ХХ века, а законченное творение, каким оно предстанет глазам еще неведомо какому поколению ныне живущих.

Потому что главное потрясение испытывают даже не те, кто ограничился внешним осмотром Sagrada Familia с улицы и дежурными фотками «на фоне». Их восторг ничто по сравнению с тем, какой испытываешь, зайдя внутрь и бросив взгляд на макет законченного сооружения, каким оно виделось Гауди. Только после этого начинаешь осознавать, что нынешнее здание, из-за которого миллионы людей со всего света едут в Барселону, – лишь одна восьмая или одна десятая того грандиозного сооружения, каким оно станет когда-то! Один из боковых порталов – не более того…

Восемьдесят лет назад лицо самого знаменитого барселонца мало кому было известно – Гауди панически избегал фотографов и интервьюеров. И когда 7 июня 1926 года барселонский трамвай сбил замешкавшегося на рельсах старика в бедной поношенной одежде и без денег и документов, пострадавшего никто не узнал, а таксисты отказывались везти его в близлежащую больницу – позже муниципальная полиция оштрафовала их за неоказание помощи раненому. С запозданием умирающего Гауди все же доставили в больницу, где записали под чужим именем. Когда же барселонцы узнали, кто умирает на больничной койке, Гауди успел исповедаться.

Любой парадокс – банальность в сравнении с собором, который задумал подарить родной Барселоне испанский зодчий – Антонио Гауди

12 июня он отошел в мир иной, откуда ему, видимо, легче было наблюдать, как тянутся к небу придуманные им ажурные шпили. А тело архитектора, на прощание с которым вышло полгорода, навеки осталось в крипте (подземной часовне) сооружаемого здания, достроить которое для барселонцев с тех пор стало делом чести. Наверное, есть в этом какая-то высшая справедливость – кто ж лучше присмотрит за стройкой, как не сам архитектор.

Стройка века

Прекрасных соборов в мире хватает, но эта визитная карточка Барселоны не знает себе равных. Сколько ни перелистывай фотоальбомы и рекламные проспекты, все равно при первом очном знакомстве с ажурной, воздушной, словно сплетенной из невесомой паутины – или слепленной из песка! – фантазией архитектора захватывает дыхание. Это в полном смысле слова «здание, которое не может быть построено». Но оно стоит – или парит? – попирая законы природы и архитектурные и строительные каноны.

Избитое выражение «он шел к своему главному творению всю жизнь» в случае с Антонио Гауди непременно требует какого-то парадоксального дополнения типа «и после смерти продолжает путь». Впрочем, любой парадокс – банальность в сравнении с собором, который задумал подарить родной Барселоне испанский зодчий. И трудно отделаться от впечатления, что последние восемьдесят лет он продолжает руководить строительством и с того света. Собор Святого Семейства – самое прекрасное и во всех смыслах неохватное сооружение на земле – строится уже более века. Поэт бы сказал: само тянется ввысь, как оживший каменный цветок!

Конца строительству не видно. Это понятно, если вспомнить, что Гауди замыслил построить храм искупления всех грехов человеческих. Он и тогда, в конце XIX века, замахнулся на недостижимое – а кто мог предвидеть, сколько их еще, этих грехов, прибавится за следующее столетие. Но город, который в разные периоды времени относился к Гауди то как к путеводному гению, то как к опасному безумцу (и скорее всего был прав и в первом, и во втором), словно устыдившись былой неблагодарности, продолжает титанический труд. Потому что сегодня достаточно один раз побывать в Барселоне, чтобы навсегда укрепиться в мысли, что это – город Гауди.

Неподалеку от главного творения Гауди, в «готическом» квартале Барселоны, находится вполне канонический Кафедральный собор – многие считают, что он не уступает по красоте парижскому собору Нотр-Дам. А на горе Тибидабо высится еще одно замечательное сооружение в стиле псевдоготики – храм Святого Сердца Христова, которое вполне может поспорить с псевдороманским Сакре-Кер на парижском же Монмартре. Во всяком случае, оба собора вполне могли бы стать «лицом» Барселоны, если бы в этом городе не жил и не творил Антонио Гауди.

Средневековые зодчие, да и современники Гауди, не заносились так высоко, как он. Они строили хотя и божественные (во всех смыслах), но все-таки здания, то есть некую основательную каменную «твердь», стоящую на другой тверди – земной. И ограничивали свои фантазии законами природы и реальными возможностями заказчиков. Увы, архитекторам приходится считаться и с земным тяготением, и с финансами, и с техническими и людскими ресурсами. Всем – кроме Гауди.

В своей непомерной гордыне упрямый каталонец вознамерился вырастить какой-то гигантский райский куст. Или создать поистине вселенский музыкальный орган, в котором небесную музыку в отверстиях ажурных башен-труб будет наигрывать ветер с Пиренеев. Или сплести невесомое кружево, готовое взмыть в воздух от одного дуновения. А иные видят в соборе Гауди просто песчаный замок, какие дети лепят на морском берегу, плод потаенной детской фантазии. Только вымахавший на 170 метров! И ежели спуститься с заоблачных высей на грешную землю, стоит заметить, что «невозможное» строение требовало и средств немеряных.

Сад оживших камней

О самом известном испанском архитекторе в его родном городе напоминает не только Sagrada Familia, но и другие здания – не столь масштабные, но оттого не менее прекрасные.

Парк Гюэль – это особая песнь. Там уже вообще теряешь всякое понимание того, где заканчивается живая природа и начинается архитектура

После того как один из проектов молодого архитектора вызвал фурор на Всемирной парижской ярмарке 1878 года, его слава неудержимо шла вверх – вместе с амбициями. Тогда же Гауди познакомился с одним из своих немногочисленных друзей и покровителей на всю жизнь – богатым промышленником и меценатом Эйсебио Гюэлем. Благодаря ему Барселона сегодня может похвастать еще несколькими работами Гауди. Это фантастический во всех смыслах парк Гюэль и два дворца самого мецената – городской на улице Ноу де ла Рамбла и загородный на проспекте Педралбес. Есть еще несколько зданий, построенных по заказам частных лиц, – Гауди был не только великим зодчим, но и необычайно амбициозным «исполнителем работ». Еще в самом начале своей карьеры он заломил у барселонского муниципалитета такой неслыханный гонорар за свои фонари, и сегодня украшающие Королевскую площадь – Пласа Рейял, что городские власти зареклись заказывать Гауди какие бы то ни было дома. Собор не в счет – его, без преувеличения сказать, помогала строить вся Барселона.

Сегодняшнего туриста дома Гауди словно подстерегают из засады. Бредешь себе по барселонским улицам, глазея по сторонам – благо в этом городе есть, на что посмотреть, – и вдруг неожиданно натыкаешься взглядом на нечто, идущее вразрез со всеми впитанными представлениями о Доме, который строят, известное дело, из твердого камня, и в котором живут люди.

Особняк Casa Mila (называемый также La Pedrera – каменоломня) с целым лесом замысловатых печных труб на крыше напоминает коралл. Или баобаб, или остов потерпевшего кораблекрушение судна, или кости ископаемого динозавра – словом, все, что подскажет фантазия. Черепица другого дома, Casa Batllo, – это вылитый глазированный торт, балконы вызывают ассоциации с какими-то живыми переливающимися формами, а покрытые перламутром стены напоминают рыбью чешую. А есть еще строгий мозаичный загородный дом Casa Vicens, особняк Casa Calvet, усадьба Bellesguard…

Парк Гюэль – это особая песнь. Там уже вообще теряешь всякое понимание того, где заканчивается живая природа и начинается архитектура. Или, наоборот, где творения рук человеческих органически сливаются с творением высших сил – Господа Бога или Эволюции, это уж как кому нравится. Японцы гордятся своими «садами камней», находя в них духовное очищение и полное отрешение от земных проблем. А в этом барселонском чудо-парке с его непостижимыми скульптурами, покрытыми красочной мозаикой, невозможно отрешиться от иллюзии, что камень оживает. А трава, деревья и клумбы, напротив, застывают причудливыми каменными изваяниями.

Как Sagrada Familia – уникум среди земных храмов, так и парк Гюэль не имеет аналогов. Единственная ассоциация, которую выдает память после безуспешных поисков, – «Сад радостей земных» такого же безумца и фантазера Иеронима Босха. А отдельные аллеи под арками из того же песчаника, из которого построен собор Святого Семейства, вызывают ассоциации с другими фантастическими картинами – декорациями к культовому фильму «Чужой», созданными еще одним гениальным безумцем – швейцарским художником Хансом Гигером.

Не «к Барселоне» будет сказано, но стоит упомянуть еще впечатляющий собор на упомянутой Майорке. Вполне себе старинный, готический, построенный за столетия до рождения барселонского гения. И вот местные власти решили его слегка отреставрировать. И поручили это хлопотное дело Гауди – а кому ж еще! Поручили, мягко сказать, на свою голову… Потому что гений решил, что реставрировать эту историческую «рухлядь» смысла нет. А потому стоит его разрушить до основания, раскатать по камушку и построить новый собор, достойный острова Майорка и собственного таланта. Гении – они такие… К счастью – для Майорки и ее обитателей – заказчики вовремя опомнились и заказ отменили. Сегодня от Гауди в соборе на Майорке остались только витражи и некоторые внутренние декоративные элементы. Впрочем, гениальные – как и все у Гауди.

Барселона без Гауди

Вообще тем, кто в поездках по миру не чужд поисков прекрасного, стоит задержаться в этом городе хотя бы на несколько дней. Чтобы испытать шок от лицезрения Sagrada Familia, хватит и первых минут. А вот осмотр всех прочих архитектурных и художественных красот Барселоны потребует часов и дней.

В этом городе древнеримские развалины соседствуют с памятниками готики, а высокая стела в честь Колумба на портовой площади – с волшебным фонтаном на площади Испании, где по ночам устраивают феерическое световое шоу в духе фантазий Мишеля Жара. А весь центр города застроен на первый взгляд однообразными многоквартирными зданиями-октаэдрами – эдакими квадрами со «спиленными» углами и внутренними двориками. И ничего, эти архитектурные «гайки» не утомляют и не наскучивают! И даже завораживают своей нарочитой монотонностью, в чем легко убедиться, совершая пеший путь от порта и Рамбла до того самого собора, к которому любой остановленный на тротуаре прохожий тут же, не задумываясь, покажет дорогу…

Меломанам, равно как и любителям архитектуры, обязательно нужно посетить Дворец каталонской музыки – тамошний интерьер зрительного зала (работа архитектора Доменек-и-Мунтанера), поверьте, не уступает шедеврам Гауди.

А ценителям живописи нет нужды напоминать, что в Барселоне жили и творили три великих испанских художника ХХ века – Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Хуан Миро. Музей Дали находится в часе езды от города – в Фигерасе (на осмотр этой художественной «кунсткамеры» следует оставить полдня, не меньше), а музей Миро – на вершине горы Монжуик, куда можно добраться на машине или фуникулером. Сам музей меня, признаюсь, разочаровал – работ самого Миро не так уж много, а все прочие явно «необязательны». Но зато вид с горы на Барселону такой, что не жаль было совершать подъем.

Между прочим, самый эффективный способ первичного ознакомления с городом – это двухэтажный Bus Turistic Barcelona с открытой верхней «палубой». Как и во многих городах мира, купленный билет на подобный Hop Off – Hop On Bus позволяет в течение всего дня выходить на любой остановке, гулять сколько угодно и садиться на первый подошедший автобус – такой же, двухэтажный (причем на любой из трех маршрутов – «красный», «синий» или «зеленый»). Кроме того, вместе с билетом обычно предлагается брошюра с дисконтными купонами, пользоваться которыми можно в течение целого года. Частота прибытия таких автобусов на остановки (в зависимости от сезона) – от 5 минут до получаса.

Как и во всяком крупном приморском городе, имеется в Барселоне свой Аквариум, расположенный прямо на территории порта. И как это обычно бывает, рядом – изобилие ресторанов seafood. Видимо, эта мысль приходит в голову властям многих городов – после того как полюбовался на морских гадов (многие из которых с аппетитом полакомились бы вами при других обстоятельствах), а также совсем мирных обитателей вод в их естественной среде обитания, самое время закусить ими же. Тут же. Но уже сваренными, зажаренными, засоленными, тушеными, маринованными и всеми прочими!

А затем просто и праздно прогуляться по центральной улице – бульвару Ла Рамбла, берущему начало от той же площади с Колумбом. На этой живой, многолюдной и колоритной улице все интересно и возбуждающе – от оживающих «скульптур» (в качестве которых обычно подрабатывают местные студенты) и сувенирных лавок до единственного в Испании Музея эротики. Бульвар, к сожалению, знаменит и другим обстоятельством – это царство барселонских карманников. Размах их деятельности принял такие масштабы, что об этом предупреждают приезжих даже в местных туристских буклетах и проспектах. Хотя можно догадаться, чего это стоит хозяевам – испанская гордость также вошла в поговорку.

И все же именно на Рамбла не раз вспомнишь, что Испания дала миру не только инквизицию и аутодафе, религиозный фанатизм и пуританство. Но и корриду, томные звуки гитары, обжигающий танец фламенко, безудержные фантазии Гауди и Дали, Миро и Пикассо. Одно слово, испанские страсти – куда от них денешься! бит

Владимир Гаков

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика