В любом случае потребуются практика в какой-либо компании и дополнительные источники знаний и скорее всего постоянное самообразование. Двери крупной компании откроются перед специалистом в большинстве случаев только после получения диплома о высшем образовании и на-
коплении какого-то опыта. Вузовская подготовка дает фундамент для развития специалиста, и эта основа может отличаться в зависимости от вуза.
Среди множества программ подготовки кадров в высших учебных заведениях нашей страны всего 14% специальностей относятся к ИТ-специальностям.
В России чуть более 2600 вузов вместе с филиалами. В 950 из них можно получить хотя бы одну ИТ-специальность (см. рис. 1). Вузов, в которых есть магистерские программы, впять – семь раз меньше.
Рисунок 1. Количество вузов в федеральных округах и доля ИТ-вузов в них
В качестве примера можно назвать ведомственные вузы – Сибирский и Поволжский университеты телекоммуникаций и информатики, Московский университет связи и информатикии Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций.
Несмотря на то что они призваны готовить самых лучших специалистов, вступительный балл в МТУСИ и ПГУТИ существенно ниже среднего балла, необходимого для поступленияв региональный ИТ-вуз (см. рис. 2).
Рисунок 2. Сравнение среднего балла ведомственного вуза со средним баллом региона присутствия
Отдельно хочется сказать о специальностях, связанных с информационной безопасностью. Специалисты этого профиля востребованы самыми разными компаниями, но сама специальность непопулярна в России. Например, в 2015 году по бюджетной форме обучения будущих специалистов по информационной безопасности насчитывалось менее пяти тысяч, а по контрактной – менее тысячи студентов (см. рис. 3).
Рисунок 3. Количество будущих специалистов по информационной безопасности, студентов-бюджетников в 2015 году
При этом высших учебных заведений, в которых можно получить специальность в сфере информационной безопасности, всего 145 на всю Россию. Треть из них находится вЦентральном федеральном округе, а, например, в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах всего по семь подобных вузов (см. рис. 4).
Рисунок 4. Количество высших учебных заведений, в которых можно получить специальность в сфере ИБ по федеральным округам
Если проанализировать, в каком количестве российских вузов можно получить конкретную специальность, то ситуация складывается еще более удручающе. Во многих регионах просто нет возможности получить желаемую специальность, за необходимыми знаниями приходится ехать в Москву или Санкт-Петербург (см. рис. 5).
Рисунок 5. Какие специальности по ИБ доступны в федеральных округах
Приведенные факты позволяют сделать выводы о том, что, несмотря на то что развитие ИТ-образования поддерживается руководством страны, необходимо еще решить такие проблемы, как инерционность учебных программ, недостаточно полное отражение понятий профессиональной компетентности ИТ-специалистов и некомпетентность педагогов-теоретиков.
Исследование вузов, проводимое РАЭК, призвано обнаружить эти проблемы и предложить способы их решения.