Календарь мероприятий
ноябрь 2024
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
показать все
Новости партнеров
Обновление BI.ZONE Secure DNS: гибкая настройка фильтрации и максимальная скорость
Читать далее
RED Security: в октябре количество DDoS-атак на ТЭК выросло в 3 раза
Читать далее
Falcongaze представила новую версию DLP-системы — SecureTower 7 Helium
Читать далее
ИСП РАН покажет результаты 30-ти лет работы на Открытой конференции в Москве
Читать далее
Юбилейная конференция ЭОС: ЭОС: 30 лет лидерства на рынке автоматизации документооборота и обсуждение актуальных трендов
Читать далее
показать все
Статьи
ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется
Читать далее
Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»
Читать далее
Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»
Читать далее
Технологический ИИ-арсенал
Читать далее
Чем страшен ИИ, и с чем его едят
Читать далее
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее
Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Читать далее
показать все
|
Обучение персонала как часть процесса внедрения информационно-аналитических систем. Часть 2
Главная /
Архив номеров / 2014 / Выпуск №3 (36) / Обучение персонала как часть процесса внедрения информационно-аналитических систем. Часть 2
Рубрика:
ИТ-управление
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Леонид Шапиро, архитектор ИТ-систем, преподаватель ЦКО «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана. MVP, MCT, MCSE:S, MCSE:M, MCITP EA, CCEE
Проведение обучения персонала
как часть процесса внедрения информационно-аналитических систем. Часть 2
Бизнес-кейс плана проведения обучения для 1000 сотрудников
В первой части статьи мы говорили о необходимости обучения при внедрении новых информационных систем в рамках организации. При этом очевидно, что подготовка персонала заказчика не менее актуальна и для компании – разработчика решения, поскольку успех проекта в целом определяется в том числе и возможностью сотрудников компании, в которой произошло внедрение системы, эффективно ее использовать в своей повседневной работе. Следовательно, имеет место обоюдная заинтересованность. Обычно задача проведения обучения возлагается на компанию – разработчика решения и ее партнеров.
Попробуем рассмотреть бизнес-кейс. Пусть осуществляется массовое внедрение некоторой информационно-аналитической системы для работы службы управления персоналом компаний. Необходимо подготовить большое количество сотрудников службы HR разных компаний к работе с указанным решением. Рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1. Бизнес-кейс
Задача |
Необходимо осуществить обучение 1000 сотрудников отделов кадров работе с информационно-аналитической системой, которая находится на стадии внедрения в их компаниях |
Ограничения |
- Организация обучения возложена на компанию-производителя.
- Суммарные сроки обучения и его подготовки не могут превышать 3 месяца.
- Предусматривается необходимость обучения полного состава отдела персонала
|
Цели |
- Проведение обучения.
- Исполнение заданных сроков обучения.
- Минимизация затрат на обучение.
- Сохранение репутации компании
|
Условия |
- Разрешается обоснованный выбор метода и формы обучения.
- Обучение может осуществляться как собственными силами, так и с помощью компаний-партнеров
|
Для подготовки и проведения тренингов необходимо решить следующие задачи.
В первую очередь следует выделить типовые категории сотрудников исследуемых компаний. В рассматриваемом примере исходя из условий мы говорим об отделах персонала. Их численный и кадровый состав может некоторым образом варьироваться, но общие принципы построения будут сходными. Выделение категорий сотрудников обуславливается необходимостью адаптации программ обучения к реальным потребностям слушателей. Второй этап – определение методов и форм проведения обучения. Подробно с ним можно познакомиться в первой части статьи [1]. Далее следуют подготовка программ обучения и организация самого процесса проведения тренингов.
Определение ролей
Выявление категорий слушателей, для которых проводится обучение, является одним из наиболее важных этапов при формировании программ. В рассматриваемом бизнес-кейсе речь идет об управлении персоналом множества компаний (исходя из предлагаемого количества сотрудников в 1000 человек), в интересах которых и проводится обучение. Рассмотрим типовые структуру и функции служб управления персоналом (в реальной ситуации предполагается обследование компании заказчика для выявления настоящего положения вещей, однако для рассматриваемого кейса автор считает себя вправе использовать некоторую типовую модель, предлагаемую в литературе по организации служб управления персоналом) [2-4].
Рисунок 1. Выявление категорий слушателей
Таким образом, мы можем определить типовые роли, выполняемые сотрудниками, а, следовательно, это поможет консультанту по обучению и тренерам компании, внедряющей информационную систему, подготовить программы обучения, наиболее полно отражающие потребности заказчика. Определив качественный состав слушателей, необходимо определить и количество слушателей каждой категории для формирования групп. Разумеется, это происходит по результатам проведения некоторого обследования организаций. В рассматриваемом примере будет использовано следующее распределение сотрудников управлений HR (в данном случае речь также идет о некотором тестовом примере, реальная ситуация может отличаться от представленной на диаграмме, см. рис. 2).
Рисунок 2. Распределение типовых ролей
Итак, мы определили, что нам потребуется подготовить несколько программ обучения в соответствие с категориями сотрудников и количественным составом каждой из категорий исходя из имеющихся данных и предположительного распределения ролей, представленного на диаграмме. Соответственно следующим шагом будет выбор форм и методов обучения.
Таблица 2. Определение типовых ролей
Подразделения управления персоналом |
Цель деятельности подразделения |
Основные функции подразделения |
Отдел управления персоналом |
Обеспечение организации кадрами (наем, расстановка,
увольнение) |
Кадровое делопроизводство, анализ текучести кадров и дисциплины труда, учет движения персонала, подготовка кадровых приказов и др. |
Отдел обучения |
Обучение сотрудников |
Обучение и аттестации сотрудников, организация повышения квалификации и переподготовки и т.п. |
Отдел оценки персонала и оплаты труда |
Объективная оценка результатов деятельности каждого работника |
Совершенствование оргструктур управления, организация работы по составлению должностных инструкций, разработка штатных расписаний, разработка, совершенствование и внедрение современных систем оплаты труда и премирования, разработка и совершенствование системы оценки труда персонала, формирование коллективного договора и его контроль, нормирование труда, организация работы по аттестации рабочих мест, составление графиков работы организации, анализ технико-экономических показателей структурных подразделений по труду, составление
статистической отчетности по трудовым показателям |
Отдел социального развития (социальной защиты) |
Осуществление прав и гарантий социальной защиты для каждого работника |
Социальное страхование персонала, разработка форм социальной защиты персонала |
Выбор форм и методов обучения
Выбор методов и форм обучения предполагается выполнять исходя из теоретических подходов, представленных в первой части статьи [1].
Таблица 3. Выбор форм и методов обучения
Категория |
Форма обучения |
Количество слушателей |
Примечание |
Директоры HR и менеджеры по кадрам |
- Внешнее
- Переподготовка
- С отрывом от производства
- Групповое
- Презентация
- Конференция
|
200 |
Как правило, директоры HR и менеджеры используют не слишком значительный набор функций и возможностей внедряемой информационно-аналитической системы. Обычно их потребности ограничиваются построением отчетов. Следовательно, глубокого изучения материала не потребуется. Что вполне укладывается в рамки одного дня обучения. Для обеспечения репутации компании будет оправдано провести конференцию, что, в свою очередь, поможет не только налаживанию связей с компанией – разработчиком решения и ее партнерами, но и предоставит возможность общения между руководством служб персонала многих компаний |
Специалисты по подбору персонала |
- Внешнее
- Переподготовка
- С отрывом от производства
- Групповое
- Дистанционное
- Вебинар
|
200 |
Специалисты по подбору кадров работают с системой в меньшей степени, чем делопроизводители, тем не менее они должны обладать достаточными навыками. Обучение для них может быть менее продолжительным, проведено в форме вебинара с демонстрацией работы с системой, выполняемой тренером |
Специалисты по делопроизводству |
- Внешнее
- Переподготовка
- С отрывом от производства
- Групповое
- Дистанционное
- Вебинар
|
200 |
Сотрудники должны иметь хорошие навыки работы с информационной системой, т.к. являются ее непосредственными пользователями. Следовательно, должны получить не только теоретические знания, но и практический опыт. Такое обучение может быть организовано в рамках вебинара при обеспечении возможности доступа к тестовой виртуальной среде. То есть необходим лабораторный практикум |
Специалисты по оценке персонала и оплате труда |
- Внешнее
- Переподготовка
- С отрывом от производства
- Групповое
- Дистанционное
- Вебинар
|
300 |
Сотрудники этого отдела должны обладать хорошими навыками работы с системой, поскольку выполняют целый ряд задач с ее использованием. Следовательно, должны получить не только теоретические знания, но и практический опыт. Такое обучение может быть организовано в рамках вебинара при обеспечении возможности доступа к тестовой виртуальной среде. То есть необходим лабораторный практикум |
Тренинг-менеджеры |
- Внешнее
- Переподготовка
- С отрывом от производства
- Групповое
- Дистанционное
- Вебинар
|
100 |
Тренинг-менеджеры, как правило, в меньшей степени работают с информационной системой, поэтому достаточно базового знакомства с требуемыми функциями, что может быть организовано в рамках вебинара с демонстрацией работы с системой тренером. Лабораторный практикум не проводится |
Следующий этап – определение порядка и сроков обучения.
Продолжение следует…
- Шапиро Л. Проведение обучения персонала как часть процесса внедрения информационно-аналитических систем. Часть 1. //«БИТ. Бизнес & Информационные технологии», №3, 2014 г. – С. 21-23 (http://bit.samag.ru/archive/article/1348).
- «Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», №5, 2012 г.
- http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-personalom-3/65.htm.
- http://www.hr-portal.ru/article/organizacionnaya-struktura-sluzhby-upravleniya-personalom-praktika-formirovaniya-i.
В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|
Вакансии на сайте Jooble
|