Битва за электронику: кто кого?
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

27.04.2024

RAMAX Group рассказала на Smart Mining & Metals об особенностях пилотирования ML-проектов

Читать далее 

22.04.2024

Сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы» проводит ЗАКРЫТУЮ встречу в рамках выставки «Связь-2024»!

Читать далее 

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

Битва за электронику: кто кого?

Главная / Статьи / Опросы / Битва за электронику: кто кого?


Битва за электронику: кто кого?

В России появилась новая Стратегия развития электронной промышленности на период до 2030 г. Одна из ее главных задач – создание условий для развития отечественных производителей, чтобы они впоследствии доминировали на российском рынке.
Основные усилия будут направлены на развитие микроэлектроники и компонентной базы, на создание электронных устройств и приборов в гражданском секторе. Технологический блок стратегии включает разработку новых материалов и технологических процессов, воссоздание производственных циклов, восстановление интеграционных связей.

1. Как вы считаете, удастся ли решить амбициозные задачи всего лишь за 10 лет? Какие условия для этого необходимы? Есть ли они в стране сейчас?
2. Защита отечественных производителей связана с госрегулированием внутреннего рынка. С одной стороны, это ослабляет конкуренцию наших компаний с мировыми технологическими лидерами на российском рынке, с другой – может ограничить право потребителей на свободный выбор имеющихся сейчас продуктов и решений. Ваше отношение к этой проблеме?
3. Основным инвестором в развитие электронной промышленности, по крайней мере, на первом этапе будет государство. Поможет ли это отрасли быстро сменить положение аутсайдера на роль технологического лидера? Сумеет ли она догнать ту же Huawei?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты компаний

Алексей КоршакАлексей Коршак, руководитель направления стратегических коммуникаций ПАО «Микрон»

«Важной стратегической мерой мы считаем создание специализированного фонда, который будет финансировать развитие производства микроэлектроники, учитывая специфику отрасли»

1. Перед стратегией отрасли стоят амбициозные задачи, которые потребуют нетривиальных решений. Необходимыми условиями для развития электронной отрасли в России являются: государственные меры по защите рынка и стимулирования спроса, развитие кооперации и экосистем, восстановление производственных циклов, новые инструменты финансирования отрасли.

Так, государственные меры по защите новых сегментов рынка электронной аппаратуры (связь пятого поколения, интернет вещей, искусственный интеллект, медицинская техника и т.д.) для отечественных производителей при одновременном стимулировании применения российских микросхем позволит восстановить производственные связи между компаниями в России, а также создаст спрос на сырье и материалы для производства микроэлектроники.

С другой стороны, стимулирование спроса в указанных сегментах для российских компаний является базовым условием для повышения инвестиционной привлекательности российской электронной промышленности. За счет стимулирования спроса у отечественных производителей появится возможность развивать новые технологии, увеличивать производственные мощности, разрабатывать инновационные продукты для российского рынка.

Кооперация между российскими компаниями повысит конкурентоспособность отечественной электронной промышленности. Сообща компаниям будет проще решать задачи по разработке новых продуктов, продвижения на рынке и развития бизнеса.

Нельзя забывать об основной проблеме отечественной отрасли – отсутствие российских средств автоматизированного проектирования, производств современного технологического оборудования и оснастки, производств материалов (прежде всего – фоторезистов и полупроводниковых пластин). Решение этих проблем должно находиться в фокусе стратегии.

Эффективной мерой по поддержке производства микроэлектроники являются длинные и дешевые деньги. Производство микроэлектроники является самой капиталоёмкой и наукоемкой отраслью мира, обгоняя по этим показателям фармацевтику и информационные технологии.

Банковское кредитование заставляет производителей микроэлектроники вкладывать деньги в оплату процентов вместо того, чтобы вкладывать их в развитие. И в долгосрочной перспективе это ведет к кризису в отрасли. Во всем мире, в том числе Китае, для поддержки производства практикуются прямые инвестиции. Таким образом, важной стратегической мерой мы считаем создание специализированного фонда, который будет финансировать развитие производства микроэлектроники, учитывая специфику отрасли.

2. Во всех странах, имеющих собственное производство микроэлектроники, существуют инструменты государственной поддержки. В их числе – гарантированные рынки сбыта для локальных производителей микроэлектроники, которые позволяют «накачать мышцы» на внутреннем рынке и, в дальнейшем, успешнее конкурировать на мировой арене.

Российская практика в области госрегулирования и защиты рынков сейчас существенно отстает от мировой практики защиты национальных производителей. Если не изменить законодательство, через несколько лет рынок будет занят иностранными производителями с закрытыми стандартами и чужими патентами.

В основе государственного регулирования рынков сбыта лежат договоренности между государством, потребителями и производителями микроэлектроники. Так, мнение потребителей микроэлектроники должно учитываться для успешного развития отрасли.

3. Государственные инвестиции в микроэлектронику является необходимым условием развития, но недостаточным для решения всех проблем. Изменить текущее положение в отрасли поможет только комплекс мер: формирование и защита рынков сбыта для российских производителей, координация цепочек поставок, кооперация между компаниями и т.д.

Как мы видим на примере мировых экономик, задача развития радиоэлектроники решается только в случае выстраивания полной цепочки поставок – от разработки и производства чипов до готовых систем. Координируются такие цепочки на государственном уровне.

России нужно перенять этот опыт, но на новом уровне с новым инструментарием, который дают средства промышленного интернета вещей, позволяющие автоматизировать управление производством, складскими запасами и логистикой.

Рынки цифровых технологий формируются в условиях, когда глобальная интеграция микроэлектроники сменяется политикой ограничений и противостояний, движущей силой которых является государственное регулирование.

Поэтому законодательная защита новых рынков, стимулирование использования открытых технологий и стандартов российского производства усилит не только отрасль микроэлектроники, но еще минимум 10 смежных отраслей и экономику в целом.


Дмитрий ПетровДмитрий Петров, руководитель департамента продуктового менеджмента компании X-Com (г. Москва)

«Сама идея организации локального производства полного цикла современной компонентной базы парадоксальна»

1. Достижение обозначенных в проекте Стратегии целей крайне маловероятно. Нельзя за 10 лет преодолеть едва ли не полувековое технологическое отставание и создать на базе немногочисленных компаний и стартапов полноценную отрасль, продукция которой сможет успешно конкурировать с признанными лидерами на открытом рынке. Чудес не бывает. Уровень локализации производства отечественных предприятий электронной промышленности невысок, а на передовом технологическом уровне выпускается менее 10% их продукции. Но главное – сама идея организации локального производства полного цикла современной компонентной базы парадоксальна. Полупроводниковая промышленность во всем мире (и Россия – не исключение) строится на принципах разделения труда по модели fabless — foundry.

Fabless-компании занимаются проектированием архитектуры и дизайна интегральных схем, а изготовление передают на аутсорсинг сторонним foundry-предприятиям, действующим по принципу контрактного производства. И лишь такие гиганты, как Intel и Samsung, работая по полному циклу производства, запускают предприятия, выпускающие продукцию по последней технологической норме. И даже они в той или иной мере используют в своей работе принципы fabless — foundry.

2. Опыт крупнейших экономик мира показал, что превалирование государственного регулирования убивает конкуренцию и препятствует технологическому развитию. Можно административными мерами закрыть рынок зарубежным разработчикам электронных компонент и создать монопольные условия отечественным. Но путь это тупиковый для всех участников рынка, и прежде всего – самих производителей.

3. Дело не только в деньгах. Значительная часть успеха производителей микроэлектроники лежит в результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. А в этом мы, к сожалению, существенно отстаем от технологически развитых стран. Поэтому даже при обеспечении бездефицитного финансирования, которое само по себе остается под большим вопросом, ожидать конкурентоспособных на мировом рынке разработок в обозримом будущем не стоит.


Андрей Шуравин, директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании «Техносерв»

«Попытки кого-то догнать и перегнать, как самоцель, никогда не приводили ни к чему хорошему. Всегда следует двигаться вперед, ориентируясь, прежде всего, на достижение реальных результатов»

1. Хочется отметить, что мы имеем дело с показательным и практически уникальным случаем. Проект новой Стратегии развития электронной промышленности на период до 2030 года «расширяет и уточняет» положения предыдущей, c учетом достигнутых при реализации в 2008-2018 годах результатов. Разработка новой стратегии отражает поступательное развитие отрасли и пристальное внимание к ней со стороны государства.

10 лет – достаточно малый срок для решения таких амбициозных задач, но, к счастью, у России есть хорошая база для реализации предлагаемой стратегии: высокий научный, технологический и инновационный потенциал. Кроме того, в проекте документа содержатся предложения о смещении акцентов с преимущественного развития ОПК в сторону диверсификации отрасли для поддержки ее прогрессивного развития.

2. Госрегулирование рынка является общемировой практикой. Каждое государство, которое стремится развивать внутренний рынок и поддерживать «местного» производителя, создает для него наиболее благоприятную среду с помощью введения таможенных пошлин для иностранных конкурентов, налоговых льгот для покупателей национальной продукции и так далее. Сейчас такая тенденция особенно ярко прослеживается, например, в США.

Однако такой подход полезен только на начальном этапе (2020–2021 годы), который ориентирован на активную коммерциализацию, увеличение объема выпускаемой продукции с использованием имеющихся разработок, а также на создание производственной базы, достаточной для выхода новые и перспективные рынки. Поэтому в дальнейшем подобные ограничения, судя по Проекту концепции, планируется ослабить.

3. Попытки кого-то догнать и перегнать, как самоцель, никогда не приводили ни к чему хорошему. Всегда следует двигаться вперед, ориентируясь, прежде всего, на достижение реальных результатов. Государственное инвестирование осуществляется с точки зрения осторожного и тщательно обдуманного подхода. Так, можно только приветствовать создание на бюджетные средства технологических активов для последующего выпуска производимой ими конкурентоспособной продукции на открытый рынок. При этом практика «государственного заказа» должна гармонично сочетаться с принципами свободной конкуренции и развития. Такой подход поддерживает в производителях стремление к эффективности и инновациям.


Дмитрий ЖигаловДмитрий Жигалов, генеральный директор ООО Argumentum

«Решить задачу за 10 лет вполне возможно, если правильно поставить эту задачу»

Первая ошибка Стратегии – доминирование на отечественном рынке, а значит протекционистский подход к решению задачи. Это означает, что при реализации Стратегии будут ориентироваться на текущие потребности рынка, а не на перспективные решения. Это значит то самое стратегическое отставание в развитии технологий. Без создания центра превосходства в сфере электроники Стратегия обрекает нас на отставание.

Вторая ошибка Стратегии – идти от технологий, а не от товаров и услуг. Развертывание функции качества индустрии предполагает изначально формулирование требований к приборам, а потом уже к технологиям.

Третья ошибка – стратегия развития электроники без стратегии в сфере программного обеспечения означает её принципиальную ущербность. Поэтому, если Стратегия будет реализовываться в её нынешнем виде, то наша электронная промышленность будет выпускать приборы «вчерашнего дня». И добиться доли в 80% отечественного рынка будет невозможно. А уж создать свою Huawei тем более.


Эдуард КартавыйЭдуард Картавый, директор Центра решений для промышленного сектора РДТЕХ

«Чтобы к 2030 году появились первые результаты, продукты, которые могут конкурировать с ведущими международными организациям и необходимо проделать титаническую работу»

Развитие микроэлектроники входит в общую стратегию модернизации промышленности, в том числе в целях импортозамещения. И за десять лет, по моему мнению, действительно можно создать плацдарм для последующего роста конкурентоспособности российской продукции.

Но чтобы к 2030 году появились первые результаты, продукты, которые могут конкурировать с ведущими международными организациям и необходимо проделать титаническую работу. Причем это должна быть совместная работа предприятий отрасли с государством как главным инвестором на данном этапе, с предприятиями – заказчиками продукции, с внутренними конкурентами и, обязательно, с инвестициями в НИОКР. Поскольку развитие / модернизация лишь одной части процесса не позволит показать необходимые результаты в указанные сроки.


Андрей ВоробьевАндрей Воробьев, директор Координационного центра доменов «.RU/.РФ»

«Без объединения усилий игроков прогресс невозможен, а амбициозные задачи программы могут остаться невыполненными»

В советское время делалось многое для развития отечественной микроэлектроники.

Однако с распадом СССР мы потеряли свои позиции в этой области, вернуть которые возможно только при условии эффективного частно-государственного партнёрства в этой области. Без объединения усилий игроков прогресс невозможен, а амбициозные задачи программы могут остаться невыполненными.

При этом при всём положительном эффекте государственного лоббирования интересов отечественных производителей нельзя допустить, чтобы потребители получили продукцию более низкого качества, чем у зарубежных производителей. Поэтому меры стимулирования не должны ослаблять конкуренцию.

 

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика