СПО в высшей школе – «мост» между теорией и практикой
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

СПО в высшей школе – «мост» между теорией и практикой

Главная / Новости партнеров / СПО в высшей школе – «мост» между теорией и практикой


В конце января 2019 г. в Переславле-Залесском состоялась 14-я конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Организатор – компания «Базальт СПО» в партнерстве с Институтом программных систем им. А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН) и АНО «Национальный суперкомпьютерный форум».

 

Мероприятие объединило преподавателей вузов и школ, студентов и аспирантов, разработчиков ПО и экспертов отрасли, заинтересованных во внедрении отечественного свободного софта в образовательные процессы. Искренний интерес участников к теме свободного программного обеспечения (СПО) привел к  обсуждению по-настоящему насущных задач, позволил поделиться реальными достижениями и не замалчивать проблемы.

Одна из главных тревог сообщества СПО – ориентация российской системы образования на зарубежные программные продукты.  «Такой мощный ресурс, как образование, используется недостаточно эффективно и целенаправленно для обеспечения технологической независимости и информационной безопасности России, – подчеркнул Аркадий Кремер, председатель исполкома Ассоциации документальной электросвязи,  заведующий кафедрой «Технологии электронного обмена данными» МТУСИ. –  Сегодня мы наблюдаем повсеместное использование в учебном процессе продукции иностранных производителей, сформировавших развитую экосистему продвижения своих решений. При этом не уделяется достаточного внимания изучению возможностей и перспектив внедрения отечественных технологий».

Выход из сложившейся ситуации – встраивание Open Source  в образовательный процесс: студенты и школьники могут познакомиться с внутренним устройством продукта с любой степенью подробности и глубины,  попробовать свои силы в его изменении. Пока государственной программы переориентации системы образования на отечественные технологии не существует, СПО-сообщество выполняет эту работу инициативно. Доклады участников конференции показали, что свободное ПО сегодня очень широко используется в учебных курсах высшей и средней школы.

СПО  дает студентам огромное преимущество – возможность до окончания учебы присоединится к работе свободных проектов. Об участии в них студентов, аспирантов и старших школьников рассказали Андрей Савченко («Базальт СПО»), ментор и администратор проекта международной Программы Google Summer of Code, и Роман Симаков, координатор совместного проекта РЕД СОФТ и кафедры «Информационные системы» Муромского института ВлГУ. Сергей Абрамов, директор одного из лидеров российской ИТ-науки ИПС РАН, подчеркнул, что высокотехнологичные решения в свободных проектах могут быть созданы только совместной слаженной работой представителей ИТ-науки, ИТ-бизнеса и ИТ-образования. В пример он привел проект «Чуткий дом», который реализуют ИПС РАН, один из старейших Интернет-провайдеров в России компания «Ботик-технологии» и ряд технических вузов.

Жизнь показывает, что правильные цифровые навыки легче приобретаются в раннем детстве. В России  успешно развиваются проекты, которые дают детям возможность освоить азы программирования не в 7-м классе (согласно существующему образовательному стандарту изучения информатики), а гораздо раньше. Так, разработанные в НИИСИ РАН курсы и практикумы «ПиктоМир» для дошкольников и младших школьников уже широко применяются в России для обучения программированию и на олимпиадах. А с бесплатным образовательным комплектом УМКИ разработки ИПЛИТ РАН дети осваивают основы робототехники. Программный пакет входит в базовую поставку системы «Альт Образование» и включен в отечественный  репозиторий «Сизиф».

Но задача номер один – научить работе со свободным программным обеспечением учителей. «Базальт СПО» на протяжении двух лет развивает портал дистанционной поддержки пользователей ОС «Альт» kurs.basealt.ru. Ресурс наполняется учебными и методическими материалами в помощь педагогам, которые осваивают работу с программами из дистрибутивов ОС «Альт».

Участники конференции  рассказали, как СПО-продукты используются  для организации учебного процесса. На факультете ВМК МГУ создана и успешно применяется образовательная среда для проведения дистанционных и не дистанционных занятий по языку Python со студентами, платформой бездисковой загрузки служат ОС «Альт Сервер» и «Альт Рабочая станция». Независимый проект diglossa.js предлагает систему подготовки публикаций, чьи возможности превосходят привычные текстовые редакторы, например, можно создавать сложные составные тексты из неизменяемого авторского и связанных с ним других текстов, снабженных мета-информацией. Свободную программу Open Broadcaster Software можно применять для создания образовательного видеоконтента: записывать видео непосредственно во время лекций и транслировать его на любые пользовательские устройства.

Крайне важно, чтобы в учебном процессе применялись не только отечественные разработки на основе СПО, но и вычислительная техника на российских аппаратных платформах. На конференции была развернута выставка, где продемонстрировали типовой отечественный аппаратно-программный модуль для изучения Интернет-технологий (ТОМИИТ), полностью построенный на отечественных аппаратных и программных средствах; сервер на базе процессоров «Эльбрус» с погружным жидкостным охлаждением – перспективная разработка для построения облачных ресурсов; тестовый комплект, включающий ПК на базе процессора «Байкал-Т» и специализированную версию ОС «Альт».

Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО», отметил: «Мы рады, что конференция стала площадкой для общения людей, заинтересованных  в использовании свободных программ в учебном процессе: представителей вузов и школ, студентов, разработчиков свободных программ. Разработка и применение свободного софта – один из важных путей решения задачи технологической независимости страны. Особую значимость СПО имеет для инженерного образования, поскольку предоставляет студентам практически неограниченные возможности для изучения и освоения компьютеров на российских процессорах, а также для участия в реальных проектах разработки системного и прикладного ПО».

Это утверждение многократно подтверждено докладами конференции, большинство из которых посвящено отечественным СПО-разработкам для школ и вузов.  Перечислим некоторые решения, которые были представлены на конференции.

В МГУ разработаны методические основы создания национальной системы развития цифровых навыков на базе платформы «Альт» и продуктов свободного программного обеспечения.

На базовой кафедре АДЭ во МТУСИ «Технологии электронного обмена данными» в сотрудничестве с «Базальт СПО» и МЦСТ создан упоминавшийся выше модуль ТОМИИТ, который снабжен учебно-методическими материалами и комплексом лабораторных работ. Его можно использовать в качестве типового в профильных вузах.

Компания Postgres Professional разработала учебные материалы и курсы, по которым обучаются студенты ВШЭ и МГУ.

Для обучения студентов по специальности «Бизнес-информатика» в МИСиС применяют систему управления бизнес-процессами  RunaWFE Free.

На Кафедре вычислительной техники ЛЭТИ при проведении практических и лабораторных занятий используется дистрибутив ОС «Альт Образование 8.2».

В Кубанском государственном университете будущие учителя математики и информатики изучают алгоритмизацию и программирование на базе свободного ПО. Курс разработан по заказу компании «Базальт СПО».

В Российском государственном социальном университете для обучения студентов основам программирования, электроники и робототехники используются платформы Arduino и Iskra JS (на примере системы «умного дома»).

В Брестском государственном техническом университете на базе СПО разработан и применяется лабораторный практикум для изучения архитектуры и периферийных устройств на примере шины USB.

В Астраханском государственном техническом университете на свободном программном обеспечении создана среда для обучения будущих программистов.

В школах Московской области более 40 тысяч рабочих мест оснащены ноутбуками с предустановленной ОС «Альт Образование».

Видеозаписи докладов и презентации начали размещать в открытом доступе (следите за информацией на сайте https://www.basealt.ru/).

 

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика