Анализ закупки и заказчика: стоит ли участвовать в тендере?::БИТ 02.2019
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
Новости партнеров

17.10.2019

Сформирована программа New Retail Forum. Почта России

Читать далее 

17.10.2019

Компания ABC Consulting стала частью НОРБИТ

Читать далее 

15.10.2019

Итоги 3D Print Expo 2019: тематический лекторий, мастер-классы и новинки индустрии

Читать далее 

15.10.2019

IT Stars – премия за смелость при внедрении инноваций

Читать далее 

показать все 

Статьи

19.09.2019

Онлайн-обучение: кризис жанра?

Читать далее 

19.09.2019

Битва за электронику: кто кого?

Читать далее 

31.08.2019

Кадры для цифровой среды

Читать далее 

29.08.2019

Пора менять модель?

Читать далее 

28.08.2019

Тормозы для маркетинга

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

04.06.2019

Бонусы за лояльность

Читать далее 

04.06.2019

Прощайте, доктора?

Читать далее 

04.06.2019

Между В2В и В2С – сплошная двойная

Читать далее 

04.06.2019

Компьютеры + медицина = синергия

Читать далее 

показать все 

Анализ закупки и заказчика: стоит ли участвовать в тендере?

Главная / Архив номеров / 2019 / Выпуск №02 (85) / Анализ закупки и заказчика: стоит ли участвовать в тендере?

Рубрика: ГБУ МБМ – предпринимателям


Алексей БронниковCEO платформы для оптимизации поиска тендерных специалистов TendIn.ru, к. юр. н., контрактный управляющий, эксперт ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Анализ закупки и заказчика: 
стоит ли участвовать в тендере?

Тендеры плотно вошли в жизнь ИТ-отрасли, и, чтобы эффективно участвовать в них и получать выгодные предложения, разбираться в непростой кухне закупок нужно не только специалистам по тендерам, но и руководителям ИТ-компаний и отделов. Чтобы принять взвешенное и обоснованное решение об участии в тендере, не столкнуться с отклонением вашей заявки на участие в закупке и не потерять безрезультатно деньги на обеспечение и время на подготовку заявок, необходимо оценить перспективность тендера еще до принятия решения об участии в нем

Чтобы избежать участия в заранее проигрышных для вас тендерах, необходимо сразу, еще до начала подготовки к участию, определить, подходит ли вообще ваша компания под требования заказчика. Начинать надо с анализа документации о закупке – в ней содержится вся необходимая информация. Зачастую объем документации может составлять десятки страниц. Это не значит, что надо прочитать все от начала и до конца – есть определенные «контрольные пункты», найдя которые, вы сможете сделать вполне конкретные выводы о заказчике, его потребностях и понять, соответствует ли ваша компания заявленным запросам и подходит ли данный тендер для вас.

Восемь шагов по анализу документации о закупке

Шаг 1. Определите нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с закупкой, – обычно он указывается во вступительных положениях общей части документации о закупке (44/223-ФЗ, 615 ПП, ГК и т.д.).

Шаг 2. Определите заказчика и (или) уполномоченный орган, проводящий закупку. От того, кто именно осуществляет закупку, зависит очень многое: форма документации, форма контракта, место подачи заявок и т.д. Кроме того, в случае если закупку проводит уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, в жалобах на действия при проведении закупок также стоит указывать не только заказчика, но и такой орган или учреждение. Проводить закупку (размещать заказ) могут три вида организаций – заказчик, уполномоченный орган или специализированная организация. Каждая из них имеет свои функции и зону ответственности.

Рассказ о каждом виде организаций и способах взаимодействия с ними – предмет для отдельной статьи. Подробнее об этом можно узнать, посетив семинары по анализу закупки и заказчика, которые TendIn.ru проводит совместно с ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Шаг 3. Найдите данную закупку в плане закупок заказчика. Например, в случае закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 44-ФЗ или 223-ФЗ необходимо проанализировать план-график на предмет соответствия сведений о закупке в нем сведениям документации о закупке.

Приемы первичного анализа документации помогут вам самостоятельно оценить ваши возможности для участия в тендере и шансы на выигрыш

Шаг 4. Определите требования документации к участникам закупки: в них может быть указано требование о наличии лицензий или допуска СРО, необходимость опыта выполнения аналогичных работ или услуг, поставки аналогичных товаров, наличие специалистов определенного уровня квалификации, наличие положительной деловой репутации у компании. Это ключевой пункт – без соответствия всем заявленным заказчиком требованиям к опыту и квалификации вашу компанию просто не допустят до участия.

Шаг 5. Определите требования документации к заявке на участие. Какова форма подачи заявки (в электронной форме или на бумажном носителе); нужна ли аккредитация на электронной площадке, и если нужна, то в какие сроки она осуществляется; нужны ли документы, выдаваемые третьими лицами (выписки, справки и т.д.), и если нужны, то в какие сроки вы их можете получить; срок окончания подачи заявок; требуется ли обеспечение заявки – все это надо узнать еще на этапе принятия решения об участии в тендере и понять, успеваете ли вы подготовить всю необходимую документацию точно в срок.

Шаг 6. Проанализируйте техническое задание. Необходимо внимательно ознакомиться с ТЗ, определить объемы и перечень требуемых заказчиком работ и услуг, спецификацию и количество товаров. При этом особое внимание следует обратить на требования к материалам (товарам), подлежащим поставке или используемым при выполнении работ и оказании услуг, на их существенные характеристики, товарные знаки и определить их наличие на соответствующем товарном рынке, возможность и сроки поставки. Также целесообразно рассмотреть возможность поставки или использования при выполнении работ и оказании услуг товаров-аналогов, в случае их соответствия требованиям ТЗ. Отдельно нужно обратить внимание на перечень вспомогательных работ и услуг, включенных в начальную (максимальную) цену контракта, таких как доставка, монтаж, инструктаж персонала и прочее.

Шаг 7. Проанализируйте требования проекта контракта (договора). Оцените сроки выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров. Обратите особое внимание на порядок оплаты по контракту (договору), а именно: наличие или отсутствие авансирования, этапность оплаты, сроки оплаты. Проанализируйте возможные штрафные санкции по контракту (договору) на предмет их соразмерности возможным нарушениям условий контракта (договора) и требованиям нормативных актов (при их наличии). Внимательно проанализируйте требования к обеспечению контракта, в том числе размер обеспечения, способы его предоставления и объем обязательств, на которые распространяется такое обеспечение.

Шаг 8. Сформируйте перечень возникших у вас вопросов и подайте запрос заказчику о разъяснении положений документации. Целесообразно формировать запрос о даче разъяснений таким образом, чтобы заказчик не имел возможности ответить формально, например, сославшись на норму закона. Сразу отметим, что не стоит включать в запрос рассуждения и мнения относительно задаваемого вопроса или угрозы в адрес заказчика об обжаловании его действий в контролирующие органы.

Кстати, чтобы сделать выводы о перспективности того или иного тендера для вашей компании, не всегда нужно даже внимательно вчитываться в документацию – зачастую заказчики оставляют в документации очевидные признаки того, что тендер «заточен» под определенного исполнителя.

«Антикоррупционный» анализ тендера

Мы проанализировали тысячи тендеров для наших клиентов и на основе этого опыта разработали схему «антикоррупционного» анализа тендеров, несколько шагов из которой приведем ниже. «Антикоррупционный» анализ позволяет выявить перспективность тендера с помощью трехминутного кросс-скрининга документации.

Итак, уже при первом просмотре документов вы должны насторожиться, если видите, что:

  • Сведения о технических характеристиках материалов, используемых при выполнении работ/оказании услуг, размещены заказчиком в составе дефектных актов проектно-сметной документации, иными словами, материалы необходимо «вытаскивать» из смет.
  • Описание материалов приведено с явными помехами для чтения (шрифт, фон), и они размещены в формате PDF/JPEG и др., т.е. требуют дополнительной расшифровки.
  • Описание материалов дано сплошным текстом, без соблюдения правил русского языка.
  • Инструкция по заполнению заявки на участие содержит многочисленные противоречия с правилами русского языка и оформления печатных текстов. Это значительно увеличивает объем формируемого технического предложения и указывает на то, что заказчик намеренно усложнил инструкцию по заполнению заявки на участие – это прямой коррупционный умысел.
  • Заказчик указал числовые значения параметров прописью (написал цифры буквами), тем самым заведомо усложнив требования к материалам, которые используются при выполнении работ/оказании услуг.
  • Заказчик необоснованно расширил описание материалов, не использовал стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренную положениями нормативных документов (ГОСТов, СНиПов). При этом в технической документации не содержится обоснования необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии.
  • Документация о закупке, проект контракта или техническое задание умышленно размещено заказчиком с нарушением положений закона. В требованиях к материалам, которые используются при выполнении работ/оказании услуг заказчиком, допущены ошибки технического характера (требования противоречат положениям нормативных документов, противоречат друг другу или указаны не в полном объеме). Кроме того, инструкция по заполнению заявки может содержать технические ошибки, препятствующие подготовке заявки, что подталкивает вас к необходимости писать заказчику запросы на разъяснение документации о закупке.

Все приведенные в этой статье приемы первичного анализа документации помогут вам самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, оценить ваши возможности для участия в тендере и шансы на выигрыш.

Существуют и более глубокие уровни аналитической работы, которые позволяют практически со 100-процентной уверенностью сказать, насколько добросовестный перед вами заказчик, нужно ли вам участвовать в этом тендере или лучше сохранить ресурсы для другой, более перспективной закупки. Если у вас нет времени и возможностей для проведения полного анализа, вы можете воспользоваться современными инструментами для поставщиков.

Ключевые слова: тендер, закупки.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №07 (90) 2019г.
Выпуск №07 (90) 2019г. Выпуск №06 (89) 2019г. Выпуск №05 (88) 2019г. Выпуск №04 (87) 2019г. Выпуск №03 (86) 2019г. Выпуск №02 (85) 2019г. Выпуск №01 (84) 2019г.
Вакансии на сайте Jooble

Электронка - 2020!

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика