Анализ закупки и заказчика: стоит ли участвовать в тендере?::БИТ 02.2019
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
Новости партнеров

16.08.2019

III Федеральный форум «Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога» в Российской Федерации»

Читать далее 

16.08.2019

Бизнес-гостиную MBM.RU и «Академии Личного Бренда» 22 августа посетит основатель компании Zenden Андрей Павлов

Читать далее 

16.08.2019

«В своей работе мы всегда ориентируемся на качество услуг»: MBM.RU провёл масштабный срез знаний консультантов Центров услуг для бизнеса

Читать далее 

16.08.2019

Топовые спикеры и актуальные доклады: чего ждать от лектория на 3D Print Expo?

Читать далее 

показать все 

Статьи

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

04.06.2019

Бонусы за лояльность

Читать далее 

04.06.2019

Прощайте, доктора?

Читать далее 

04.06.2019

Между В2В и В2С – сплошная двойная

Читать далее 

04.06.2019

Компьютеры + медицина = синергия

Читать далее 

22.03.2019

5 вопросов о «цифре»

Читать далее 

21.03.2019

Все под контролем

Читать далее 

12.03.2019

Тренды по UC

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

показать все 

Анализ закупки и заказчика: стоит ли участвовать в тендере?

Главная / Архив номеров / 2019 / Выпуск №02 (85) / Анализ закупки и заказчика: стоит ли участвовать в тендере?

Рубрика: ГБУ МБМ – предпринимателям


Алексей БронниковCEO платформы для оптимизации поиска тендерных специалистов TendIn.ru, к. юр. н., контрактный управляющий, эксперт ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Анализ закупки и заказчика: 
стоит ли участвовать в тендере?

Тендеры плотно вошли в жизнь ИТ-отрасли, и, чтобы эффективно участвовать в них и получать выгодные предложения, разбираться в непростой кухне закупок нужно не только специалистам по тендерам, но и руководителям ИТ-компаний и отделов. Чтобы принять взвешенное и обоснованное решение об участии в тендере, не столкнуться с отклонением вашей заявки на участие в закупке и не потерять безрезультатно деньги на обеспечение и время на подготовку заявок, необходимо оценить перспективность тендера еще до принятия решения об участии в нем

Чтобы избежать участия в заранее проигрышных для вас тендерах, необходимо сразу, еще до начала подготовки к участию, определить, подходит ли вообще ваша компания под требования заказчика. Начинать надо с анализа документации о закупке – в ней содержится вся необходимая информация. Зачастую объем документации может составлять десятки страниц. Это не значит, что надо прочитать все от начала и до конца – есть определенные «контрольные пункты», найдя которые, вы сможете сделать вполне конкретные выводы о заказчике, его потребностях и понять, соответствует ли ваша компания заявленным запросам и подходит ли данный тендер для вас.

Восемь шагов по анализу документации о закупке

Шаг 1. Определите нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с закупкой, – обычно он указывается во вступительных положениях общей части документации о закупке (44/223-ФЗ, 615 ПП, ГК и т.д.).

Шаг 2. Определите заказчика и (или) уполномоченный орган, проводящий закупку. От того, кто именно осуществляет закупку, зависит очень многое: форма документации, форма контракта, место подачи заявок и т.д. Кроме того, в случае если закупку проводит уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, в жалобах на действия при проведении закупок также стоит указывать не только заказчика, но и такой орган или учреждение. Проводить закупку (размещать заказ) могут три вида организаций – заказчик, уполномоченный орган или специализированная организация. Каждая из них имеет свои функции и зону ответственности.

Рассказ о каждом виде организаций и способах взаимодействия с ними – предмет для отдельной статьи. Подробнее об этом можно узнать, посетив семинары по анализу закупки и заказчика, которые TendIn.ru проводит совместно с ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Шаг 3. Найдите данную закупку в плане закупок заказчика. Например, в случае закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 44-ФЗ или 223-ФЗ необходимо проанализировать план-график на предмет соответствия сведений о закупке в нем сведениям документации о закупке.

Приемы первичного анализа документации помогут вам самостоятельно оценить ваши возможности для участия в тендере и шансы на выигрыш

Шаг 4. Определите требования документации к участникам закупки: в них может быть указано требование о наличии лицензий или допуска СРО, необходимость опыта выполнения аналогичных работ или услуг, поставки аналогичных товаров, наличие специалистов определенного уровня квалификации, наличие положительной деловой репутации у компании. Это ключевой пункт – без соответствия всем заявленным заказчиком требованиям к опыту и квалификации вашу компанию просто не допустят до участия.

Шаг 5. Определите требования документации к заявке на участие. Какова форма подачи заявки (в электронной форме или на бумажном носителе); нужна ли аккредитация на электронной площадке, и если нужна, то в какие сроки она осуществляется; нужны ли документы, выдаваемые третьими лицами (выписки, справки и т.д.), и если нужны, то в какие сроки вы их можете получить; срок окончания подачи заявок; требуется ли обеспечение заявки – все это надо узнать еще на этапе принятия решения об участии в тендере и понять, успеваете ли вы подготовить всю необходимую документацию точно в срок.

Шаг 6. Проанализируйте техническое задание. Необходимо внимательно ознакомиться с ТЗ, определить объемы и перечень требуемых заказчиком работ и услуг, спецификацию и количество товаров. При этом особое внимание следует обратить на требования к материалам (товарам), подлежащим поставке или используемым при выполнении работ и оказании услуг, на их существенные характеристики, товарные знаки и определить их наличие на соответствующем товарном рынке, возможность и сроки поставки. Также целесообразно рассмотреть возможность поставки или использования при выполнении работ и оказании услуг товаров-аналогов, в случае их соответствия требованиям ТЗ. Отдельно нужно обратить внимание на перечень вспомогательных работ и услуг, включенных в начальную (максимальную) цену контракта, таких как доставка, монтаж, инструктаж персонала и прочее.

Шаг 7. Проанализируйте требования проекта контракта (договора). Оцените сроки выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров. Обратите особое внимание на порядок оплаты по контракту (договору), а именно: наличие или отсутствие авансирования, этапность оплаты, сроки оплаты. Проанализируйте возможные штрафные санкции по контракту (договору) на предмет их соразмерности возможным нарушениям условий контракта (договора) и требованиям нормативных актов (при их наличии). Внимательно проанализируйте требования к обеспечению контракта, в том числе размер обеспечения, способы его предоставления и объем обязательств, на которые распространяется такое обеспечение.

Шаг 8. Сформируйте перечень возникших у вас вопросов и подайте запрос заказчику о разъяснении положений документации. Целесообразно формировать запрос о даче разъяснений таким образом, чтобы заказчик не имел возможности ответить формально, например, сославшись на норму закона. Сразу отметим, что не стоит включать в запрос рассуждения и мнения относительно задаваемого вопроса или угрозы в адрес заказчика об обжаловании его действий в контролирующие органы.

Кстати, чтобы сделать выводы о перспективности того или иного тендера для вашей компании, не всегда нужно даже внимательно вчитываться в документацию – зачастую заказчики оставляют в документации очевидные признаки того, что тендер «заточен» под определенного исполнителя.

«Антикоррупционный» анализ тендера

Мы проанализировали тысячи тендеров для наших клиентов и на основе этого опыта разработали схему «антикоррупционного» анализа тендеров, несколько шагов из которой приведем ниже. «Антикоррупционный» анализ позволяет выявить перспективность тендера с помощью трехминутного кросс-скрининга документации.

Итак, уже при первом просмотре документов вы должны насторожиться, если видите, что:

  • Сведения о технических характеристиках материалов, используемых при выполнении работ/оказании услуг, размещены заказчиком в составе дефектных актов проектно-сметной документации, иными словами, материалы необходимо «вытаскивать» из смет.
  • Описание материалов приведено с явными помехами для чтения (шрифт, фон), и они размещены в формате PDF/JPEG и др., т.е. требуют дополнительной расшифровки.
  • Описание материалов дано сплошным текстом, без соблюдения правил русского языка.
  • Инструкция по заполнению заявки на участие содержит многочисленные противоречия с правилами русского языка и оформления печатных текстов. Это значительно увеличивает объем формируемого технического предложения и указывает на то, что заказчик намеренно усложнил инструкцию по заполнению заявки на участие – это прямой коррупционный умысел.
  • Заказчик указал числовые значения параметров прописью (написал цифры буквами), тем самым заведомо усложнив требования к материалам, которые используются при выполнении работ/оказании услуг.
  • Заказчик необоснованно расширил описание материалов, не использовал стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренную положениями нормативных документов (ГОСТов, СНиПов). При этом в технической документации не содержится обоснования необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии.
  • Документация о закупке, проект контракта или техническое задание умышленно размещено заказчиком с нарушением положений закона. В требованиях к материалам, которые используются при выполнении работ/оказании услуг заказчиком, допущены ошибки технического характера (требования противоречат положениям нормативных документов, противоречат друг другу или указаны не в полном объеме). Кроме того, инструкция по заполнению заявки может содержать технические ошибки, препятствующие подготовке заявки, что подталкивает вас к необходимости писать заказчику запросы на разъяснение документации о закупке.

Все приведенные в этой статье приемы первичного анализа документации помогут вам самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, оценить ваши возможности для участия в тендере и шансы на выигрыш.

Существуют и более глубокие уровни аналитической работы, которые позволяют практически со 100-процентной уверенностью сказать, насколько добросовестный перед вами заказчик, нужно ли вам участвовать в этом тендере или лучше сохранить ресурсы для другой, более перспективной закупки. Если у вас нет времени и возможностей для проведения полного анализа, вы можете воспользоваться современными инструментами для поставщиков.

Ключевые слова: тендер, закупки.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (88) 2019г.
Выпуск №05 (88) 2019г. Выпуск №04 (87) 2019г. Выпуск №03 (86) 2019г. Выпуск №02 (85) 2019г. Выпуск №01 (84) 2019г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика