Поучительная история на стыке медицины и ИТ-сферы::БИТ 08.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

09.04.2024

OS Day 2024: «Архитектурные аспекты безопасности операционных систем»

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

22.09.2023

Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась

Читать далее 

22.09.2023

Сладкая жизнь

Читать далее 

22.09.2023

12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители

Читать далее 

22.09.2023

Проще, чем кажется. Эталонная модель документооборота или краткое руководство по цифровой трансформации

Читать далее 

показать все 

Поучительная история на стыке медицины и ИТ-сферы

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №08 (71) / Поучительная история на стыке медицины и ИТ-сферы

Рубрика: Сделано в России


Поучительная история
на стыке медицины и ИТ-сферы

Разработчики из Омска решили создать мобильный девайс, чтобы считывать 12-канальную кардиограмму. Именно такой был нужен врачам. Но путь от разработки до готового продукта оказался тернистым.

Директор компании «Точная электроника» Дмитрий Клыпин рассказывает «БИТу» о том, что такое внедрить в России инновационную разработку в медицине

Дмитрий КлыпинС Дмитрием я знаком уже пять лет. Мы впервые общались, когда он второй год подряд на базе Омского государственного технического университета серьезно занимался темой создания российского носимого компактного кардиомонитора (холтера) с беспроводной передачей данных лечащему врачу. Тогда он выиграл только что грант на пять миллионов рублей на конкурсе инновационных предприятий министерства экономики Омской области. Казалось, что еще год-два, и новые приборы пойдут в серию, создав реальную конкуренцию дорогостоящей западной продукции…

– Дмитрий, мы снова общаемся в лаборатории омского Политеха, как пять лет назад. Что произошло за эти годы? Почему, несмотря на повсеместные заверения в интересе к импортозамещению и своим проектам в сфере ИТ и радиоэлектроники, твой проект не дошел до серии?

– Думаю, тут стоит начать с истории его развития. Предложение создать небольшой крепящийся на теле мобильный девайс для того, чтобы считывать 12-канальную электрокардиограмму, мне принес профессор местной медакадемии Андрей Чернышев.

Кардиологам нужно было устройство, которое можно закрепить на теле маленького ребенка, находящегося под наблюдением врачей, и чтобы оно без лишних проводов выдавало данные на стационарное оборудование (компьютер или медоборудование). Естественно, я загорелся идеей. В 2011 году выиграл конкурс на грант «СТАРТ-1» Фонда содействия инновациям, началось создание прототипа, но небольшая сумма гранта довольно быстро кончилась. В этот момент у меня было предприятие «Точная электроника», основанное годом ранее по 217-му Федеральному закону (51% принадлежит университету). На его базе и велись все изыскания.

Тогда же я обнаружил, что как «технарь» нуждаюсь в дополнительных медицинских знаниях, и принялся штудировать книги по кардиологии. В медицине оказалась очень специфическая схемотехника – многому пришлось учиться, первые макеты были неудачными. И вот в декабре 2011 года, под самый Новый год, «Точная электроника» выигрывает конкурс инновационных предприятий министерства экономики Омской области. Это были реальные деньги – пять миллионов. Но тогда мы еще не знали, сколько впереди нас ждет проблем…

– Кто-то подкинул сюрпризов в процессе?

– Первым «сюрпризом» стало то, что мы должны были освоить все полученные средства за девять месяцев. Я не знаю, кто придумал такие правила, но получалось, что нам просто не дали времени на работу. Только стартовали работы по испытанию устройства на добровольцах, только начали всерьез углубляться в тему – все, нужно останавливаться и отчитываться. Такое ощущение, что авторы конкурса не хотели и думать о том, что деньги на разработку новых решений нужны на более длительный период.

После поисков решений и испытаний требуется еще и сертификация. Она у медиков непростая. Нужно не забыть про поездки в столицу, обивание порогов, общение, обсуждение и т.д. Два-три года на все, и тогда бы могло по тем ценам все красиво завершиться.

Но формальности для организаторов были главнее – пришлось в конце тратить средства на оборудование лаборатории и целевое приобретение необходимых радиоэлектронных компонентов. А потом еще и ходить в прокуратуру на многочисленные отчеты.

Отбились, выдохнули. Где брать деньги для продолжения исследований и лицензирования? Тут в 2013 году возник конкурс в Сколково – i-Prize – при поддержке Cisco. Разыгрывались три гранта за первые три места – от одного до трех миллионов рублей соответственно.

– Самое обидное тогда было услышать вопрос столичной дамы из жюри, далекой от темы, но в итоге лишившей вас шансов на приз…

– Да, речь шла о том, что данные от носимого устройства через обычный смартфон можно передавать врачу. Та женщина из жюри заявила, что «в провинции ни у кого нет денег на хороший телефон, который стоит не меньше 600 долларов» и поэтому тема якобы далека от массового применения. Не успел возразить, что уже в провинции на тот момент были все магазины завалены смартфонами под четвертым Аndroid по цене около 100 долларов… В общем, сколковский приз не удалось взять. Перевернули страницу, двинулись далее.

2014 год принес большие перемены далеко не в лучшую сторону. Деньги на разработку кончились почти полностью. На помощь вуза по 217-ФЗ, мне сказали, рассчитывать не стоит.

Кардиологам нужно было устройство, которое можно закрепить на теле маленького ребенка, находящегося под наблюдением врачей, и чтобы оно без лишних проводов выдавало данные на стационарное оборудование

В 2016-м ткнулся на «СТАРТ-2» Фонда Бортника, вошел в число победителей, но мне снова отказали на последнем шаге, сославшись на «отсутствие платежки от инвестора».

Также в прошлом году связывался с московским специализированным сервисом «Вебхолтер.ру» («Вебклиника»). У них интересная бизнес-модель – закупают носимые кардиомониторы (холтеры) у производителей и сдают их в аренду клиническим медицинским учреждениям. Они производят исследования, для этого привлекают более 40 врачей-кардиологов со всей России. Мой многолетний опыт разработки российских приборов их заинтересовал – захотели получить холтер с bluetooth-модулем и USB-разъемом для снятия данных с устройства. В этом варианте создаваемое устройство получит недорогой процессор, установленный на плату новосибирского производства. По корпусу ведем работу с омской компанией «Сибточмаш» – у них есть 3D-принтеры профессионального уровня.

– То есть, несмотря на постоянные метания между конкурсами на грантовое финансирование, разработка продолжается? Тогда сразу еще один вопрос: как далеко до начала производства?

– Второе или уже третье дыхание у нашего проекта открылось с приходом талантливого молодого исследователя Евгения Чебаненко. Вместе мы пошли по теме СКБ (студенческого конструкторского бюро) и начали работу в межвузовском формате с Омским государственным медицинским университетом (ОмГМУ), привлекли еще ребят-медиков, выиграли 0,5 миллиона на приобретение оборудования (холтер ЭКГ-АД зарубежного производства, беговая дорожка и комплекс обработки). В проект влился Николай Николаев, врач из городского кардиодиспансера. Он нам очень помог с рядом чисто медицинских вопросов.

Разработка, по сути, не останавливается. Но мы упираемся снова в сертификацию. Это затратный и долгий по времени процесс. Без сертификации даже заинтересованные в наших разработках производители не могут начать выпускать серийно готовые изделия. Денег и времени на лицензирование по-прежнему не хватает. Добавлю, что еще и мобильное приложение тоже нужно сертифицировать в Росздравнадзоре. И каждое его обновление...

Сразу вспоминаю одного из самых известных омских «технарей», который создал и запустил в серийное производство свое оборудование, вложив миллионы собственных денег и пару десятилетий испытаний, тестирования, лицензирования и т.д. – руководителя компании «Метромед» Валерия Педдера. Он меня в 2011 году как раз и пытался «на старте» по-дружески предупредить, говоря, что потребуется не менее пяти лет от начала разработки до начала производства.

Желающие выпускать мелькают время от времени. Это и Уральский оптико-механический завод, и производитель медтехники из Рыбинска, и компания «ЭЛАРА» из города Чебоксары. Все они интересовались, но пока все остается в виде разговоров о намерениях. Потому что медики в России не возьмут разработку без оформления массы регистрационных бумаг (лицензирования).

Правда, я не могу понять, как при таком вроде бы строгом подходе в нашей стране выпускают и продают так много, мягко говоря, странных устройств, на уровне кружка «юный техник» и сказочных обещаний, прикладывая которые к тому или иному месту и наблюдая, как мигают лампочки, доверчивые граждане ждут исцеления от хронических заболеваний. Кто-то же выдает им сертификаты...

– Профессиональная медицина плохо воспринимает ИТ-специалистов, да и вообще «технарей». Есть такое утверждение. Как ты считаешь, это правда?

– Медицина вообще особый мир. Там попадаются как великолепные специалисты, так и закоренелые ретрограды. Причем это не зависит от возраста. Бывает, что врачи старшего поколения с большим интересом относятся к инновационным идеям. Нужно просто уметь рассказывать о том, что это и как работает, показывать, отвечать на вопросы.

Конечно, с техническими специалистами в отрасли тяжело: достаточно привести пример, как, закупив несколько лет назад массу дорогостоящего импортного оборудования по госпрограммам, наши бюджетные учреждения буквально «попали на деньги» с его техническим обслуживанием.

Сегодня людей с болезнями сердца не всегда удается вовремя госпитализировать и спасти. И это притом, что мы живем с вами в эпоху, казалось бы, развитых технологий. Почему не использовать их потенциал в этом направлении?

Ремонтники медтехники буквально выкручивают руки врачам своими ценами и отсутствием альтернативы – например, в Омске две-три фирмы могут практически контролировать такой рынок ремонта, общаясь между собой. Такой расклад явно не способствует улучшению понимания между «технарями» и врачебным сообществом.

– Предположим, что «все получилось». Пройдены все этапы – от НИОКР до сертификации. У нас есть созданный в Омске серийный выгодный по цене аналог прикроватного монитора, который компактен и передает данные по беспроводному интерфейсу. Каков объем рынка у данного продукта?

– В Омске 116 лечебных учреждений, с реабилитацией для каждого нужно от 15 и более таких устройств. По грубым подсчетам на регион у нас требуется около 2000 холтеров. Стоимость при этом, если сравнивать с западными аналогами, меньше в разы. В 2015 году наш прибор получался в серии почти в 10 раз дешевле...

– Что в итоге даст ваша разработка конечному пользователю и врачу?

– Человек, носящий наш холтер, постоянно находится под контролем лечащего врача. Это необходимо после перенесенного сердечного заболевания (при реабилитации), чтобы своевременно обнаружить какие-либо отклонения в работе сердца.

Также есть такая тема, как «предугадать» инфаркт миокарда, используя ЭКГ для диагностики ишемической болезни сердца (ИБС). Когда идет приступ ИБС, это около трех часов по времени, на этой стадии человека можно спасти. А вот дальше ЭКГ может быть снова идеальной притом, что у человека уже инфарктное состояние. Устройство содержит заложенные в него «типовые» параметры кардиограммы при ИБС, можно сказать, «предикторы инфаркта», обнаруживая которые, оно бьет тревогу и посылает сигнал врачу и самому пациенту.

Сегодня людей с болезнями сердца не всегда удается вовремя госпитализировать и спасти. И это притом, что мы живем с вами в эпоху, казалось бы, развитых технологий. Почему не использовать их потенциал в этом направлении?

Наша система позволяет уменьшить количество ошибок при врачебной экспертизе, повысить точность и своевременность определения диагноза и, соответственно, снизить экономические потери. Имеется и коммерческий вариант использования разработки – в рамках проекта будет создан компактный фитнес-монитор для массового использования ориентировочной стоимостью 2000 рублей за штуку для первой серии таких приборов в 1500 единиц.

– Все-таки хочется увидеть такие российские приборы в серии. Поэтому желаю тебе и коллегам успешного завершения многолетней работы.

– Спасибо. Будем пользоваться всеми возможностями, чтобы это сделать. Главное, как мы уже поняли, это не опускать руки.

Беседовал Евгений Белкин

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика