Растим процессы ИТ. Сажаем, поливаем, прививаем, лечим, срезаем и «ставим в вазы»::БИТ 09.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

22.04.2024

Сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы» проводит ЗАКРЫТУЮ встречу в рамках выставки «Связь-2024»!

Читать далее 

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

Растим процессы ИТ. Сажаем, поливаем, прививаем, лечим, срезаем и «ставим в вазы»

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №09 (62) / Растим процессы ИТ. Сажаем, поливаем, прививаем, лечим, срезаем и «ставим в вазы»

Рубрика: ИТ-управление


Марина Аншинапрезидент фонда ФОСТАС, председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров

Растим процессы ИТ. Сажаем, поливаем, прививаем, лечим, срезаем и «ставим в вазы»

После того как я написала восемь статей о проектах ИТ («БИТ», 2015 г.), а потом на их основе сделала книгу «Проекты ИТ: как превратить возможности в результаты» (http://goo.gl/YfkTAw), закономерно встал вопрос: а что еще есть в ИТ такого, чем можно и нужно управлять? И тут-то все просто: если это не проект, то процесс

Так что появилась идея написать еще и о них, тем более что материала скопилось достаточно. Ведь неоднократно приходилось внедрять ITIL или скорее его основы. Потому что, положа руку на сердце, скажу, что полностью все процессы нетолько я сама со своими коллегами не внедряла, но и ни разу не видела внедренными. А сколько регламентов написано. Причем большая часть из них успешно внедрена. Да и мастер-классов, курсов, выступлений на эту тему немало набралось. Поэтому я утвердилась в своих «заблуждениях», которые и собираюсь представить на суд читателей. Не без мысли о том, что кто-то из вас поможет мне их развеять.

Начну с того, что я самый настоящий итилофил. Получив первый раз в руки ITIL версии 2, я в прямом и переносном смысле прыгала от радости. «Вот оно наконец-то, что я вместе с коллегами так долго и безуспешно искала в нелегкое время, когда мы пытались организовать ИТ с человеческим лицом в компании, где ИТ-специалистов иначе как «клещами» не называли. (Клещи в смысле кровососущие, а не рабочий инструмент, что было бы более справедливо. Ведь ИТ позволяют вырвать «гвоздь проблем» из определенной части тела организации.) Вот наш кодекс, вот наша главная книга, которая позволит поднять управление ИТ на недосягаемые прежде высоты. И эта радость длилась долго. Да и сейчас она не сменилась разочарованием. Есть еще, что делать по ITIL, на российских предприятиях.

Но душа требует чего-то другого. Я уже писала о том, что местами ITIL вступает в противоречие с такими современными технологиями, как облачные вычисления, корпоративная мобильность, интернет вещей. Поскольку я категорически против заплаток (если мы рассматриваем ИТ как одежду предприятия) или надстроек (если нам ближе образ строительства дома), то я и не пытаюсь заняться созданием таких дополнительных примочек к ITIL. Я хочу попытаться представить вам другие классификации ИТ-процессов, на основании которых можно эффективно и с полным удовольствием управлять ИТ.

Другое соображение, по которому я попытаюсь написать об ИТ-процессах, минимально и только очень осторожно касаясь ITIL, заключается в том, что тема эта не только в мире, но и в России достаточно популярна, чтобы не сказать –изъезжена. А ездить по колее, сами знаете, неудобно, да и опасно.

И, наконец, третье соображение, почему не стоит искать в моих статьях очередное изложение ITSM и ITIL, состоит в том, что хочется, показав альтернативный подход, заинтересовать вас, читателей. Ведь об ITIL вы наверняка все уже знаете, так зачем писать еще раз о том, что никто не станет читать.

Однако есть у меня свои любимчики, среди процессов ITIL, такие как управление инцидентами и управление изменениями. Поэтому я просто не смогу отказать себе в удовольствии еще раз взглянуть на них вместе с вами.

Зачем?

Конечно, я ставлю перед собой определенные цели и не буду таить их от вас, читателей. Как многие другие, не люблю делать что-то наполовину. А именно так я поступлю, если, сказав «а» – об ИТ-проектах, не скажу «б» – об ИТ-процессах. При этом все мы понимаем, даже те, кто не читал моих статей, что управление проектами тоже состоит из процессов, которые объединяются в проект для большей эффективности и достижения пресловутого синергетического эффекта.

Слово «синергия» какое-то скрипучее. Но то, что вместе можно сделать больше, чем просто арифметически сложив усилия, не вызывает сомнений. Надеюсь, вам тоже удавалось пережить подобный командный прорыв и почувствовать себя участником свершения очередного чуда групповой работы. А проектные процессы настолько тесно связаны, что, разделив их, точно ничего хорошего не добьешься.

Процессы осыпаются почище, чем срезанные розы. Это тот вид управления, который требует неусыпного внимания, непрерывной работы по улучшению объекта управления, мотивации команды, выполняющей процесс

Другая моя цель – в том, что, даже нарисовав в книге схемы некоторых процессов, я не остановилась подробно на том, как же ими управлять. А управление процессами – задача никак не менее сложная, чем управление проектами. И хотя вобласти ИТ есть и, к счастью, широко известен вышеупомянутый ITIL, сказать, что тут все обстоит хорошо, никак нельзя. Управление ИТ-процессами – дело тщательное и кропотливое. Кое-кто видит в нем одну рутину и не придает им особенного значения. То ли дело проекты! Тут можно напрячь все силы, лечь костьми, испытать азарт. А завершив проект, принять заслуженную благодарность и аплодисменты. Да и награды за успешно выполненный проект обычно незаставляют себя ждать.

Хорошо выполняемые процессы редко вызывают подобные сильные эмоции. Все дело в том, что как при езде на автомобиле ощущается не скорость, а ускорение, так и в процессах можно заметить только изменение их качества. Если все хорошо, то к этому быстро привыкают. И тут, так же как автомобилю, если хочешь, чтобы тебя заметили, приходится «ехать» все быстрее и быстрее. Но до скорости света ведь все равно не разогнаться. И улучшать процессы тоже нельзя добесконечности. Так что в какой-то момент весьма высоки риски получить недовольных пользователей.

Есть и другая особенность управления проектами: как бы хорошо они ни были спроектированы и внедрены, если ими не заниматься постоянно, то качество неминуемо начинает ухудшаться. Процессы осыпаются почище, чем срезанные розы. То есть управление процессами – это тот вид управления, который требует неусыпного внимания, непрерывной работы по улучшению объекта управления, мотивации команды, выполняющей процесс, поддержке ее заинтересованности в результатах. И это постоянно и беспрерывно.

Не могу сказать, что мне это всегда удается. Но, возможно, вместе мы сможем найти некоторые полезные способы управления ИТ-процессами.

Проекты и процессы

Сравнивать эти два типа работ, а также способы управления ими можно до бесконечности. И хотя я уже писала об этом в прошлой серии статей и в книге, рискну еще раз взглянуть на это по возможности беспристрастно.

Как вы видите из определения терминов, приведенных в таблице 1, процесс – это вовсе не топтание на месте, а так же, как и проект, продвижение вперед. Но правила этого продвижения несколько иные.

Таблица 1. Сравнение проектов и процессов

Характеристика Проект Процесс
Происхождение слова projectus (лат.) – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед processus (лат.) – продвижение вперед
Действия по выполнению Большей частью уникальны В основном повторяются
Период управления Относительно короткий Относительно длинный
Количество экземпляров Единственный Множество
Понятие качества Двойственно: качество проекта и качество результата Двойственно: качество процесса и качество результата
Понятие качества результата Соответствие потребностям заинтересованных лиц Соответствие потребностям и стабильность (сходство)
Команда Временная Постоянная
Роль руководителя Временная Постоянная

Когда мы говорим о проекте, основным образом является треугольник управления, приведенный на рис. 1, но, задумываясь о процессе, мы скорее всего представляем себе цикл Деминга PDCA (планируй – делай – проверяй – действуй), показанный на рис. 2.

Рисунок 1. Треугольник управления проектом

Рисунок 1. Треугольник управления проектом

Рисунок 2. Цикл Деминга: plan – do – check – act (планируй – делай – проверяй – действуй)

Рисунок 2. Цикл Деминга: plan – do – check – act (планируй – делай – проверяй – действуй)

Я была очень удивлена, когда узнала, что студенты, обучающиеся по программе Менеджмент, ничего не знают ни о Деминге, ни о его процессе, ни о его принципах. Поскольку я являюсь большой поклонницей этого уникального человека, то планирую рассказать о том, как он помог родиться японскому послевоенному чуду.

Можно ли обойтись без процессов? Невозможно, потому что именно они формируют среду использования результатов проекта, а также его выполнения

В том, что для описания проектов используется треугольник, а процессов – овал, есть с моей точки зрения глубокий философский смысл.

Проект врывается в размеренную жизнь организации, заставляет ее меняться быстро, в едином прыжке. И тут без острых углов не обойтись. О том, как смягчить некоторые из них, я написала в книге.

Процесс своими обтекаемыми формами меняет организацию исподволь, постепенно. Иногда она сама не замечает, как незаметно становится совершенно иной.

Можно ли обойтись без проектов в современном мире? Я считаю, что очень сложно, ведь приходится постоянно развиваться, подстраиваясь под изменяющийся мир. И многие из этих изменений приходится осуществлять весьма энергично, в форме проектов.

Можно ли обойтись без процессов? Невозможно, потому что именно они формируют среду использования результатов проекта, а также его выполнения.

О чем пойдет речь дальше?

Конечно, у меня в голове есть приблизительный план дальнейших статей, посвященных ИТ-процессам, которым я сейчас поделюсь с вами. Однако не будем рассматривать его как догму. Вполне возможно что-то поменять, в том числе повашей инициативе.

  1. Определение ИТ-процессов и их место в деятельности организации. Сервисный подход к ИТ: плюсы и минусы.
  2. Варианты классификации ИТ-процессов.
  3. ИТ-процессы и архитектура предприятия.
  4. Жизненный цикл ИТ-процесса.
  5. Проектирование ИТ-процессов.
  6. Изменение ИТ-процессов.
  7. Качество ИТ-процессов.
  8. Управление инцидентами.
  9. Управление изменениями.
  10. Мотивация персонала в процессной деятельности.

А пока я от всей души желаю вам удачи в нелегком деле управления ИТ-процессами и надеюсь, что они поддаются вашему мудрому руководству и не приносят огорчений ни вам, ни вашим пользователям, ни вашей команде.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика