Покупаем ПО для корпоративных нужд. На что стоит обращать внимание::БИТ 02.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
май    2022
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

27.05.2022

Первый окружной хакатон по искусственному интеллекту стартовал в Хабаровске

Читать далее 

27.05.2022

На ЦИПР пройдет интерактивная выставка NFT-искусства DECIPRALAND на тему «Metaverse. Decentralising Art»

Читать далее 

24.05.2022

Открыта регистрация на фестиваль ЦИПР Tech Week

Читать далее 

23.05.2022

Ежегодный Форум «XI Telecom & Finance LOYALTY FORUM 2022»

Читать далее 

показать все 

Статьи

29.04.2022

Можно ли продолжать цифровую трансформацию сегодня?

Читать далее 

23.03.2022

Дата-центры – 2022

Читать далее 

04.01.2022

Ваш рейтинг перспективных технологий

Читать далее 

11.12.2021

Что повысит конкурентоспособность?

Читать далее 

02.11.2021

Парадокс инвесторов

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Покупаем ПО для корпоративных нужд. На что стоит обращать внимание

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №02 (55) / Покупаем ПО для корпоративных нужд. На что стоит обращать внимание

Рубрика: Цена вопроса


Станислав Дьяконовруководитель отдела корпоративного лицензирования представительства Altium Limited в России

Покупаем ПО для корпоративных нужд
На что стоит обращать внимание

Исходя из данных глобального исследования рынка программного обеспечения BSA – Ассоциации производителей программного обеспечения за 2014 год, 62% программного обеспечения, установленного на компьютерах в России, оказалось нелицензионным

Сегодня государство всерьез взялось за регулирование этой сферы, и теперь перед организациями все чаще встает вопрос о приобретении соответствующего лицензионного софтадля бизнеса. На первый взгляд может показаться, что ничего сложного в выборе и приобретении ПО для корпоративных нужд нет, однако на деле этот процесс таит в себе несколько подводных камней с юридической точки зрения. Попробуем разобраться, на что же стоит обратить внимание на каждом из этапов приобретения лицензионного программного обеспечения для компании. При этом перечисленные пункты не касаются конкретной сферы использования софта или решения определенной задачи, а потому универсальны привыборе любого корпоративного ПО.

Шаг первый: как определиться с выбором лицензионного продукта

Конечно, первый вопрос, с которым столкнется заказчик, – это выбор между приобретением лицензии, бесплатным аналогом или скачиванием пиратской версии. Зачастую потенциальные клиенты рассматривают стоимость ПО как один из решающих факторов. Поэтому в стремлении сэкономить и показать надуманную эффективность руководство таких организаций делает выбор в пользу нелицензионного программного обеспечения, полагая, что сможет значительно снизить издержки. Однако указанный подход таит в себе ряд негативных последствий, которые не только потребуют дополнительных финансовых вливаний, но и могут негативно отразиться на всех сторонах деятельности фирмы.

Прежде всего речь идет о юридических последствиях. Работа с нелицензионным программным обеспечением противоречит требованиям законодательства о соблюдении прав интеллектуальной собственности. В результате это может привести к административной или даже уголовной ответственности руководителя компании или ответственного должностного лица. Это не считая тех сумм, которые организация будет вынуждена выплатить в качестве штрафа. Стоит ли говорить о том, что разбирательства в суде и подобные обвинения серьезно скажутся на репутации компании и на ее последующих контрактах.

Если же мы опустим юридические аспекты и взглянем на такой показатель, как производительность пиратских программ, то тоже придем к неутешительным выводам. Практически все контрафактное ПО функционирует с нарушениями и приводит к возникновению ошибок, а кроме того, способно «заразить» не только используемый ПК, но и всю корпоративную сеть вредоносными программами, что, в свою очередь, значительно повышает риск «утечки» информации – на заметку службам безопасности предприятий.

Не стоит забывать и о том, что разработчики всегда идут навстречу своим пользователям и регулярно предлагают обновления, а также дополнительные модули (приложения косновной платформе, выполняющие особые задачи) по специальным ценам. При этом только лицензионное ПО дает возможность получать оперативную и квалифицированную поддержку, в отличие от нелегального софта. Иными словами, в случае возникновения неполадки с контрафактным софтом ошибку придется искать и устранять пользователю самостоятельно вместо того, чтобы возложить эту работу на поставщика или разработчика.

Сейчас большинство компаний уже перешло с продажи программного обеспечения в коробках на электронную схему продажи

Многие правообладатели предлагают своим пользователям в течение первых 12 месяцев со дня приобретения ПО различные обновления к своему продукту – это так называемый период действия «подписки». В таком случае заказчик располагает самой актуальной версией программы со всеми возможными исправлениями и устраненными ошибками.

Стоит отметить, что большинство вендоров старается учесть пожелания и замечания своих клиентов при подготовке очередного релиза – исправляют ошибки, ориентируясь накомментарии пользователей.

Бесплатные аналоги не всегда могут стать оптимальным решением. Если взглянуть на предлагаемые опции, то, как правило, они будут сильно ограничены. Используя «свободное» ПО, компания не получит соответствующего технического сопровождения, а в какой-то момент это может сыграть ключевую роль. Более того, безопасность использования подобных продуктов в профессиональных целях вызывает сомнения, ровно как и защищенность обрабатываемых с их помощью данных.

Таким образом, когда окончательный выбор в пользу лицензии уже сделан, ИТ-руководителю стоит задуматься о выборе подходящего формата из тех, которые присутствуют нарынке.

Широко распространенный раньше «коробочный продукт» – это формат поставки лицензионного ПО, который используется в основном частными лицами. При этом покупка одной коробки означает использование продукта на одном или, в некоторых случаях, двух-трех устройствах.

Однако в настоящее время большинство компаний уже перешло с продажи программного обеспечения в коробках на электронную схему продажи. Это связано в первую очередь спростотой и удобством логистических операций. Кроме того, поставка программы в виде корпоративной лицензии – это общемировая практика, позволяющая заказчику получать необходимое ПО в удобном виде. Пользователь получает его в виде ссылки на определенный файл, а затем скачивает на ПК, установленный на предприятии. При этом«корпоративная лицензия» используется компаниями с большим количеством сотрудников и рабочих мест, а «подписка» предусматривает ежемесячную или ежегодную оплату дляпродления срока пользования либо для продления возможности получения обновлений – в зависимости от лицензионной политики вендора. На заметку ответственному руководителю компании: лицензионная поставка всегда влечет за собой заключение лицензионного/сублицензионного договора между заказчиком и поставщиком.

Стоит обратить внимание и на при-обретенный корпоративный компью-тер. Как правило, на нем уже предустановлено минимально необходимое ПО. Это так называемые OEM-программы, которые продаются вместе с конкретным устройством и «привязаны» к нему, то есть могут использоваться исключительно на одном конкретном ПК.

Исходя из потребностей компании ИТ-менеджер может выбрать именно тот формат лицензионного продукта, который необходим для работы в данный момент.

Шаг второй: как выбрать сертифицированного продавца

Поскольку использование легального ПО практически всегда влечет за собой заключение лицензионного/сублицензионного договора, человек, ответственный за ИТ в компании, должен выяснить, с кем из поставщиков его организация может начать работать. При этом стоит учесть, что софт на российском рынке реализуется различными способами.

Существует практика, согласно которой ряд вендоров может самостоятельно продавать свой софт на территории РФ, – это «прямой канал», предполагающий наличие филиала, осуществляющего коммерческую деятельность в России.

Второй вариант – присутствие разработчика через авторизованных партнеров – юридических лиц, заключивших с правообладателем соглашение, на основании которого они имеют право поставки ПО конечным пользователям на территории страны. Как правило, услугами компаний-партнеров пользуются иностранные компании, работающие подобным образом исходя из коммерческих соображений или логистической составляющей. Только у сертифицированного партнера можно приобрести лицензионное ПО, равно как и получить соответствующие бонусы в виде квалифицированного технического сопровождения. Так как же не стать жертвой мошенников и понять, действительно ли та или иная компания является партнером вендора?

Бывает так, что заказчики приобретают решения с избыточной функциональностью. В таком случае клиенты сильно переплачивают за опции, которыми никогда не будут пользоваться

Прежде всего стоит знать, что мировые вендоры указывают на своем официальном сайте список компаний – авторизованных партнеров, через которых они действуют на территории России. Это те компании, с которыми заказчик может заключить соответствующий лицензионный договор по приобретению программного обеспечения.

Для подтверждения партнерского статуса заказчик также вправе запросить у партнера соответствующие документы, а именно авторизационное письмо от разработчика илисоответствующий сертификат, в котором четко указано, что компания имеет право поставлять программные продукты этого вендора пользователям РФ.

Кроме того, заказчик вправе запросить у партнера заверенную копию договора/соглашения с вендором. Важно знать, что официальный партнер всегда представит соответствующий документ без каких-либо отговорок. Однако, если потенциальный заказчик услышит в ответ на свой запрос утверждение о том, что подобные соглашения являются коммерческой тайной, ему следует отказаться от услуг такой организации. Конечно, в договорах могут быть отражены коммерческие условия, но их всегда можно опустить, так как они неявляются предметом подтверждения.

Кроме того, партнерский статус можно проверить, направив запрос напрямую разработчику или обратившись в его представительство в России.

Все эти действия – отнюдь не пустая трата времени, а распространенная практика, которая поможет свести к минимуму риски, связанные с приобретением ПО в корпоративных целях.

Шаг третий: как действовать после покупки

После приобретения софта встает вопрос, что делать со всей полученной документацией. Определенно сохранять. Если речь идет о корпоративном лицензировании, у заказчика должны остаться экземпляр лицензионного/сублицензионного договора с поставщиком и акты приема-передачи прав на ПО. При варианте поставок «коробочных» версий пользователь обязан сохранить соответствующий договор поставки и товарную накладную. Эти документы необходимо иметь на протяжении всего срока использования ПО.

Как выбрать то, что действительно нужно

В заключение хотелось бы обратить внимание еще на один не менее важный аспект. На первый взгляд такой совет может показаться тривиальным, однако бывает так, что заказчики приобретают решения с избыточной функциональностью. В таком случае клиенты сильно переплачивают за опции, которыми никогда не будут пользоваться. Вот почему сначала необходимо определиться с тем, для решения каких проблем приобретается ПО. Например, если говорить о рынке САПР (систем автоматизированного проектирования), то здесь получила распространение следующая схема работы: заказчик приобретает базовую модель софта, а затем при необходимости докупает так называемые модули, которые могут потребоваться для решения одной конкретной задачи или проекта. Конечная стоимость такого варианта зачастую оказывается существенно меньше, чем стоимость полной (расширенной) версии программного продукта. Такой же принцип работы распространен среди многих других менее специфичных приложений.

Кроме того, при выборе программного обеспечения компаниям стоит обращать внимание на те ценовые льготы, скидки и другие специальные акции, которые разработчик или его партнер готовы предложить. У многих разработчиков есть специальные предложения для определенных сфер. К примеру, образовательные учреждения РФ могут приобрести ПО ссущественной скидкой по отношению к действующим ценам. Все это может помочь, в том числе сделать окончательный выбор в пользу того или иного программного продукта.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №03 (116) 2022г.
Выпуск №03 (116) 2022г. Выпуск №01 (114) 2022г. Выпуск №02 (115) 2022г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика