Какой должна быть ИТ-стратегия вуза?::БИТ 07.2015
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2019
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

15.07.2019

Самый пляжный IT Fest ULCAMP-2019: выходные, которых ждёшь целый год

Читать далее 

15.07.2019

С начала 2019 года «Стартап-школу МБМ» окончили более тысячи слушателей

Читать далее 

12.07.2019

Конференция “Уберизация экономики: модели, рынки, тренды”

Читать далее 

12.07.2019

Qrator Labs усиливает команду российского офиса: новым директором по продажам назначен Сергей Пасечник

Читать далее 

показать все 

Статьи

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

04.06.2019

Бонусы за лояльность

Читать далее 

04.06.2019

Прощайте, доктора?

Читать далее 

04.06.2019

Между В2В и В2С – сплошная двойная

Читать далее 

04.06.2019

Компьютеры + медицина = синергия

Читать далее 

22.03.2019

5 вопросов о «цифре»

Читать далее 

21.03.2019

Все под контролем

Читать далее 

12.03.2019

Тренды по UC

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

показать все 

Какой должна быть ИТ-стратегия вуза?

Главная / Архив номеров / 2015 / Выпуск №7 (50) / Какой должна быть ИТ-стратегия вуза?

Рубрика: ИТ-управление


Какой должна быть ИТ-стратегия вуза?

В Москве в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова состоялось августовское заседание Клуба CIO ВУЗ Союза ИТ-директоров России (СОДИТ). В нем приняли участие ИТ-руководители крупнейших вузов страны

Вели заседание Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ, и Кирилл Дутов, начальник управления по информатизации РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на заседании, – готовность наших институтов и университетов к выполнению закона ФЗ-242 и концепция ИТ-стратегии вуза.

Первый вопрос, как и ожидалось, превратился в дискуссию о проблемах, связанных с приведением вузовских ИТ-систем в соответствие с требованиями данного закона. Мнения высказывались диаметрально противоположные. Участники встречи сошлись на том, что сроки, отведенные на подготовку для исполнения закона, были слишком сжаты. Кроме того, для эффективного выполнения требований ФЗ-242 необходимы дополнительные разъяснения от российских регуляторов.

Стратегическое управление ИТ – это содействие достижению стратегических целей организации с использованием ИТ. Это очень важно понять

С докладом о принципах концепции ИТ-стратегии вуза выступил Борис Славин. По его мнению, прежде чем думать об ИТ-стратегии, нужно определить стратегические цели организации. При этом важно, чтобы ее новые задачи были гораздо лучше прежних.

Как сказал Борис Славин, «к сожалению, чаще речь идет только о незначительном улучшении существующего положения. Или, например, ставится цель сохранять нынешнее положение компании в течение пяти лет. Это неверно – цель должна существенно менять положение организации на рынке. Очень часто встречаются стратегии, где говорится, что надо быть хорошими, замечательными, делать то-то и то-то, а что конкретно нужно улучшить – не разъясняется».

Что касается стратегического управления ИТ, то, по его мнению, у ИТ не может быть никакой цели в отрыве от целей конкретной организации. «Стратегическое управление ИТ – это содействие достижению стратегических целей организации с использованием ИТ. Это очень важно понять. Хотя в России редко встречаются организации, где есть стратегия развития, которую можно использовать для разработки ИТ-стратегии», – заметил докладчик.

Правда, бывают случаи, когда ИТ-стратегии может не быть или она вообще не нужна. Например, при реорганизации компании или при изменении внешней среды нужно сначала решить злободневные вопросы, а стратегией заняться позже.

На какой срок должна быть рассчитана ИТ-стратегия? Борис Славин предложил формулу, по которой можно рассчитать ее срок (см. рис. 1).

Рисунок 1. Временные характеристики стратегий

Рисунок 1. Временные характеристики стратегий

При этом надо помнить, что «время ИТ-стратегии никогда не может превышать срок, на который рассчитана ИТ-стратегия компании. Потому что ИТ-стратегия всегда является подчиненной. Если же мы говорим о стратегии развития организации, то по срокам она должна быть меньше времени изменения окружающей среды. Если по какой-то причине среда начинает резко меняться, то в этом случае вы не можете думать о стратегических задачах.

Время реализации стратегических целей организации должно быть больше характерного времени изменения бизнеса. Например, в образовании ИТ-стратегия не может меняться чаще, чем в пять-шесть лет. Характерное время дляобразования – пять лет, значит, ИТ-стратегия должна быть рассчитана более чем на пятилетку».

Но прежде чем выстраивать свою ИТ-стратегию, нужно проанализировать три составляющие треугольника, демонстрирующего связь целей вуза и ИТ-стратегии (см. рис. 2).

Рисунок 2. Связь целей развития вуза с ИТ-стратегией

Рисунок 2. Связь целей развития вуза с ИТ-стратегией

«Вы должны понять, в чем специфика вашего вуза, его приоритеты, – подчеркнул Борис Славин. – Проанализировать главные статьи вузовского бюджета – куда тратятся основные деньги вуза? И тогда станет ясно, какую ИТ-стратегию нужно выстраивать, чтобы сэкономить наиболее затратные статьи расходов. И какие ИТ-инструменты вам при этом понадобятся (см. рис. 3).

Рисунок 3. Расходы и приоритеты ИТ

Рисунок 3. Расходы и приоритеты ИТ

Вторая задача, по мнению Славина, это «определить, как собирается развиваться ваш вуз. Специфика развития в вузах совершенно разная. Но в зависимости от нее тоже нужно понять, как задачи развития вуза можно реализовать спомощью ИТ-инструментов. Ни в коем случае нельзя исходить только из имеющихся у вас инструментов. Прежде всего надо ответить на вопрос: что нужно бизнесу? Если выяснится, например, что бизнесу очень важна информация обольших данных, тогда мы будем эту задачу решать, но не наоборот.

Нужно помнить, что наши технологии – вторичны. Очень часто айтишники думают иначе. Появилась новая технология – давайте внедрим ее в нашем вузе. Это неверно. Выясните сначала у бизнеса: что ему требуется. Нужно двигаться отпотребностей бизнеса, а уж потом мы придем к технологиям, и с их помощью будем решать эти задачи» (см. рис. 4).

Рисунок 4. Связь ИТ со стратегией развития

Рисунок 4. Связь ИТ со стратегией развития

Ровно также нужно подходить и к конкурентным преимуществам своей организации. Понять специфику вашего вуза и отстраивать информационную систему в соответствии с конкурентными преимуществами вашего вуза, которые вы должны с помощью ИТ реализовать (см. рис. 5).

Рисунок 5. Конкурентные преимущества организации

Рисунок 5. Конкурентные преимущества организации

Когда потребности ИТ могут оказаться важнее задач бизнеса? И почему? Борис Славин предложил по аналогии с известной пирамидой потребностей Маслоу свою пирамиду потребностей в ИТ, которая призвана помочь ИТ-директору объяснить руководству вузов, что именно необходимо для построения эффективной информационной системы в их организации (см. рис. 6).

Рисунок 6. Пирамида потребностей в ИТ

Рисунок 6. Пирамида потребностей в ИТ

По мнению Славина, прежде чем предлагать что-то усовершенствовать, необходимо создать «нижний слой» пирамиды – обеспечить интеграцию данных, коммуникации, построить ИТ-инфраструктуру. Ведь «если у вас ИТ-инфраструктуране работает, все ломается, а вы пришли к ректору с какой-то идеей в то время, когда у него зависла программа, то что он вам скажет по поводу вашей великой идеи?

Поэтому если этот нижний слой не насытить, все ваши следующие шаги будет очень трудно делать. Выстраивая свои приоритеты, вы должны отталкиваться от того, что у вас есть. И чего не хватает. Пирамида потребностей в ИТ позволяет вам доказать бизнесу необходимость ИТ-преобразований для решения его задач. К тому же эта пирамида наглядно демонстрирует, на каком уровне находится ваша ИТ-структура».

Предложенная пирамида потребностей в ИТ настолько отличалась от общепринятых схем развития ИТ в организации, что под конец заседания вновь возникла дискуссия о том, насколько достоверны ее уровни.

Но вот с чем никто не стал спорить, так это с утверждением, что ИТ-стратегия будет работать только при условии ее регулярного анализа, контроля выполнения поставленных задач и их пересмотра в случае необходимости.

Дискуссию об ИТ-стратегии вуза решили продолжить на следующем заседании Клуба CIO ВУЗ Союза ИТ-директоров России, которое состоится в сентябре.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (88) 2019г.
Выпуск №05 (88) 2019г. Выпуск №04 (87) 2019г. Выпуск №03 (86) 2019г. Выпуск №02 (85) 2019г. Выпуск №01 (84) 2019г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика