Гвоздь в крышку гроба Молотка.ру::БИТ 06.2015
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

09.04.2024

OS Day 2024: «Архитектурные аспекты безопасности операционных систем»

Читать далее 

09.04.2024

Биометрические пароли и карманные дата-центры: россияне рассказали, чего ждут от «Экономики данных»

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

22.09.2023

Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась

Читать далее 

22.09.2023

Сладкая жизнь

Читать далее 

22.09.2023

12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители

Читать далее 

22.09.2023

Проще, чем кажется. Эталонная модель документооборота или краткое руководство по цифровой трансформации

Читать далее 

показать все 

Гвоздь в крышку гроба Молотка.ру

Главная / Архив номеров / 2015 / Выпуск №6 (49) / Гвоздь в крышку гроба Молотка.ру

Рубрика: БИТ.Рунет


Алексей ЛагутенковMBA Kingston University UK, ITSM Manager, MCSE+I, MCSE:S:M, MCDBA, MCDST

Гвоздь в крышку гроба Молотка.ру

Гвоздь в крышку гроба Молотка.руСамый первый, самый стильный и самый успешный российский проект аукционной онлайн-торговли, сайт Молоток.ру, приказал долго жить

Тем, кто никогда в жизни не имел дела с аукционами, следует пояснить, для чего они нужны. Чем аукционные торги лучше, чем простая, обычная продажа чего-либо?

Аукционы стали проводиться приблизительно в 500-х годах до н.э. Геродот писал, что на таких аукционах в древнем Вавилоне продавали женщин.

Торги открывались выставлением на продажу самой красивой девушки, по мнению аукциониста. Довольно часто матери продавали с аукциона своих дочерей. Тогда это был чуть ли не единственный способ выдать замуж девушку задостойного человека. Позже на аукционах стали продавать практически все подряд.

В наше время такого рода торги используются преимущественно для продажи редких уникальных вещей, цену на которые установить тяжело или вообще невозможно.

Например, у вас есть старинная книга XVIII века, и вы хотите ее продать. Как оценить, сколько она стоит? Можно попробовать продать ее знакомым и друзьям за миллион рублей. Довольно быстро выясняется, что за миллион она никомуне нужна.

Можно попробовать отнести ее к букинистам. Мнения скорее всего будут разные. Например, один антиквар оценит такую книгу в 5000, а другой в 50 000 рублей. Каждый из них будет по-своему прав. Но деньги платит не букинист, апокупатель. Если назначить максимальную цену в 50 000, то высока вероятность, что вашей книгой опять никто не заинтересуется – слишком дорого. Если же назначить 5000 рублей, то она продастся быстро, что говорит о том, что свой товар вы явно недооценили и могли бы продать дороже. Как определить, насколько дороже? Постепенно снижать цену с 50 000? На такую продажу могут уйти годы.

Основная цель любого аукциона в том, чтобы за короткое время собрать заинтересованных в покупке товара лиц и сформировать справедливую цену продажи именно для этого конкретного товара.

Предположим, мы выставили нашу книгу на аукционные торги, и цена продажи составила 14 000 рублей. Такой оценки не дал ни один из букинистов, а, постепенно понижая цену с 50 000 рублей, скажем, по 5000 рублей в месяц, мы быдвигались к этой справедливой цене очень долго.

Аукционы, кроме всего прочего, обладают еще одним свойством. Люди, состязающиеся за право чем-то обладать, поддаются азарту, чего не бывает при обычной продаже. Чувство азарта позволяет покупателям, с одной стороны, получить удовольствие не только от владения самим предметом, но и от процесса покупки. С другой стороны, азарт на руку продавцам, поскольку дает возможность продавать товар дороже. В связи с этим можно представить, какой накал страстей царил на тех, самых первых, торгах в древнем Вавилоне.

Молоток.ру заработал 15 декабря 1999 года. Как и американский портал, наш сайт встретил горячую поддержку пользователей Рунета. К концу 2000-го на Молотке зарегистрировались более 80 000 пользователей!

Аукционная торговля очень популярна во всем мире. Огромные аукционные дома, уровня Сотбис и Кристис, ежегодно проводят множество торговых сессий с оборотом в миллиарды долларов. Драгоценные камни, яхты, коллекционные автомобили, картины, недвижимость, редчайшие старинные монеты – все это предмет интереса крупных аукционных домов. С каждой сделки берется процент с покупателя и продавца, что позволяет аукционистам безбедно существовать.Но одно дело продавать уникальный бриллиант весом в сто карат и совсем другое – например, граммофонные пластинки. Сотбис и Кристис с удовольствием возьмутся за продажу бриллианта, хотя вряд ли их заинтересует старый винил.

Именно для продажи относительно недорогих вещей были созданы интернет-аукционы. Хочется продать сломанную лазерную указку, пейджер, старый значок или коллекцию марок? Все это и многое другое – типичные товары дляэлектронного аукциона.

Первопроходцем в деле аукционной торговли онлайн является проект Ebay.com. Американский портал начал функционировать в 1995 году, и всего за несколько лет его создатели добились впечатляющих успехов. Ebay стал настолько популярен, что прошел процедуру IPO и вошел в индекс NASDAQ в качестве одной из крупнейших компаний в сфере ИТ.

Причинами успеха бизнес-модели Ebay обычно называют несколько факторов. Во-первых, отсутствие географических барьеров. Торговать и покупать можно везде, где есть интернет.

Во-вторых, отсутствие временных рамок. Ставки на товары можно делать круглосуточно, семь дней в неделю, а сами аукционы могут длиться до месяца, чтобы собрать как можно большее число потенциальных покупателей.

В-третьих, большое количество покупателей и продавцов. Этому способствуют низкие затраты на проведение торгов и, как следствие, огромный выбор товаров по достаточно низким ценам. Наконец, еще одним фактором успеха называют «эффект цепной реакции», когда рост числа покупателей приводит к росту числа продавцов, что, в свою очередь, приводит к еще большему росту покупателей и так далее.

Успех американцев не остался незамеченным. В эту нишу нацелился российский стартап под названием Молоток.ру в далеком 1999 году. Интересно вспомнить жизненный путь отечественного проекта: как все начиналось.

А начиналось все просто замечательно! В основе сайта лежала идея аукционной интернет-торговли, успешно внедренная в США. Отечественный аналог заморского проекта – Молоток.ру – заработал 15 декабря 1999 года. Как иамериканский портал, наш сайт встретил горячую поддержку пользователей Рунета. К концу 2000-го на Молотке зарегистрировались более 80 000 пользователей! Разработку дизайна сайта заказали самому Артемию Лебедеву. Еще черезгод на IV церемонии «Стильная штучка» Молоток.ру удостоился высокого звания «Самый стильный сайт России 2001 года». Торговля на Молотке была полностью бесплатной для продавцов и покупателей, поскольку огромная для тех времен посещаемость сайта позволяла безбедно существовать на одной только рекламе.

Новые хозяева сайта привели свою команду разработчиков, которые занялись полной переделкой движка сайта. Относительно исправно работавший до этого момента Молоток внезапно превратился в наглядное пособие по глюкам и багам

Проект развивался и постепенно коммерциолизировался. Были введены небольшие комиссии для продавцов за продажу и продвижение товаров. Хозяева сайта не жадничали, поэтому проценты выглядели чисто символическими. Десять лет Молоток прожил, уверенно развиваясь, наращивая клиентскую базу. Казалось, это благополучие никогда не закончится.

Но в 2009-м в Россию пришел отголосок всемирного кризиса. У сайта поменялись хозяева. В состав владельцев вошла то ли польская, то ли южноафриканская компания Allegro, владеющая несколькими аналогичными проектами электронной коммерции по всему миру. Первым делом новые совладельцы затеяли ребрендинг Молотка [2], дабы сделать сайт похожим на польского собрата Allegro.pl. Шаг более чем неочевидный, но, как говорится, хозяевам виднее. Однако люди не любят перемены, поэтому действия новых владельцев портала немедленно вызвали шквал критики пользователей.

Честно говоря, если бы изменения коснулись одного только дизайна, это можно было бы перетерпеть. Беда пришла, откуда не ждали: новые хозяева сайта привели свою команду разработчиков, которые занялись полной переделкой движка сайта. Относительно исправно работавший до этого момента Молоток внезапно превратился в наглядное пособие по глюкам и багам. Пользователи стали активно жаловаться в техническую поддержку, но тишина была им ответом. 2009 год можно считать переломным в жизни Молотка.

По всем дальнейшим событиям, произошедшим с многострадальным Молотком, вполне можно писать учебник по менеджменту из серии «Как НЕ надо управлять компанией» или «Как быстро убить любой бизнес. Полное руководство». Если до 2009 года продажа и реклама товаров обходились продавцам довольно дешево, то с 2010-го посреднические проценты, которые продавцы должны были выплачивать Молотку за каждую сделку, заметно повысились. Кроме того, стали вводиться всевозможные ограничения, запрещения и ужесточения правил, которые откровенно мешали и продавцам и покупателям. Похоже, новая администрация проекта поставила своей целью полностью избавиться от всех своих клиентов.

Повышение процента комиссии за торговые сделки привело к тому, что многие продавцы не стали спешить с оплатой услуг аукциона. Агонизируя в приступах неконтролируемой злости на своих клиентов, в 2012 году Молоток начал рассылать угрожающие письма всем клиентам-продавцам, у которых образовалась хотя бы малейшая задолженность в один рубль.

31 декабря 2012 года администрация Молотка отметилась сразу двумя брутальными маркетинговыми ходами. Во-первых, на главной странице сайта была размещена фотография бомжа с комментарием: «Есть задолженность? Посмотритена последствия! Я должник» [3]. Во-вторых, большинство клиентов получили email-рассылку оскорбительного содержания. В издевательски угрожающих письмах, отправленных от имени администрации портала, содержался ультиматум немедленно погасить все долги, а также обещания подать в суд на несогласных и даже описать их имущество [4].

В 2013 году давление владельцев Молотка на своих клиентов еще больше усилилось. Теперь администрации сайта пришло в голову, что все, кто торгует на портале, должны не только платить проценты за каждую сделку, но еще и«проценты за проценты». То есть, начисляя комиссию продавцу за каждую сделку, хозяева Молотка предположили, что можно дополнительно зарабатывать на этой комиссии еще и дополнительные деньги за просрочку платежа.

Вполне естественно, что клиенты стали массово покидать сайт, и оборот Молотка начал стремительно падать. К 2014 году общий оборот сайта по всем выставленным товарам сократился в 30 раз: с 90 до 3 млн долларов. Операционная прибыль упала до 300 000 долларов, но, поскольку все оборотные средства были заемные, фактически это была не прибыль, а средства для уплаты по кредитам. На начало 2015-го в рабочем коллективе Молотка оставалось 35-40 сотрудников [5].

Наконец, 9 июля 2015 года было объявлено о закрытии проекта Молоток. Безобразное управление хорошим и интересным по своей сути проектом наконец возымело результат. Популярный некогда сайт электронных аукционных торгов удалось превратить в удивительно недружелюбное место. Гигантские комиссии на продажу (в некоторых категориях товаров доходившие до 15%), жесткие условия работы для продавцов, отвратительная техническая поддержка, изобилие всевозможных мошенников и кидал – таким стал Молоток в самом конце.

Единственный российский онлайн-аукцион-проект прекратил свое существование. Кто подхватит знамя аукционной интернет-торговли в России? Пожалуй, что никто. Несмотря на то что Ebay открыл у нас представительство, полноценно конкурировать с Молотком он так и не смог. Единственная форма оплаты товаров на Ebay – это система PayPal, а российские банки не позволяют выводить деньги из системы PayPal. То есть отправить деньги и купить что-то вы можете, авот продать и получить за это деньги – нет. Аналогичная ситуация с китайским Aliexpress. Покупать легко, продать же что-либо из России практически нереально.

Действительно успешным сайтом электронной торговли остается Авито.ру. Правда, Авито не имеет никакого отношения к аукционам. Это обычный С2С и В2С сайт с простейшими правилами торговли. Место именно отечественного электронного аукциона, каким был Молоток в России, свободно. Однако найдутся ли желающие запускать такой проект в наше непростое время – вот в чем вопрос. бит

  1. 20 августа 2015 года – день закрытия Molotok.ru! – http://molotok.ru/News.php.
  2. 28.08.2009 Молоток.ру меняет имидж. Ребрендинг крупнейшей торговой интернет-площадки – http://www.sostav.ru/news/2009/08/28/r2.
  3. Есть задолженность? Посмотрите на последствия! Я должник– http://aprikablog.com/wp-content/uploads/2012/08/dolg.jpg.
  4. Как убили Молоток.ру – http://aprikablog.com/2012/08/kak-ubili-molotok-ru.
  5. В России закрывается крупнейший интернет-аукцион – https://hi-tech.mail.ru/news/molotok-ru-vse.html.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика