Право на забвение. Что следует знать пользователям и интернет-компаниям о новом законе::БИТ 06.2015
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
май    2019
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
25
26

показать все 

Новости партнеров

21.05.2019

В Иннополисе начинается конференция «Цифровая индустрия промышленной России»

Читать далее 

17.05.2019

Восьмой Ежегодный Форум "Future of Telecom: Business Models & Strategies. ТОЧКИ РОСТА"

Читать далее 

17.05.2019

Internet of Things international Forum в Санкт-Петербурге!

Читать далее 

17.05.2019

Около 200 стартапов представят свои проекты на Startup Village в «Сколково»

Читать далее 

показать все 

Статьи

23.04.2019

Компании перед лицом меняющегося мира

Читать далее 

23.04.2019

Как защитить интеллектуальную собственность?

Читать далее 

23.04.2019

Зачем компьютеру этика?

Читать далее 

23.04.2019

Клиенты в интернете. Опрос

Читать далее 

23.04.2019

Кто будет править миром? Опрос

Читать далее 

22.03.2019

5 вопросов о «цифре»

Читать далее 

21.03.2019

Все под контролем

Читать далее 

12.03.2019

Тренды по UC

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

показать все 

Право на забвение. Что следует знать пользователям и интернет-компаниям о новом законе

Главная / Архив номеров / 2015 / Выпуск №6 (49) / Право на забвение. Что следует знать пользователям и интернет-компаниям о новом законе

Рубрика: БИТ.Рунет


Екатерина ВоробьеваРоссийская ассоциация электронных коммуникаций

Право на забвение
Что следует знать пользователям и интернет-компаниям о новом законе

В июле Госдума РФ приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 января 2016 года

В этом документе, по сути, сделана попытка законодательно утвердить право любого гражданина отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Такая практика решения аналогичных вопросов уже существует в европейских странах.

Однако законопроект о «праве на забвение» вызвал много вопросов у представителей российского интернет-сообщества. Попробуем ответить на них.

Каковы главные акценты законопроекта?

  1. Речь не идет о введении цензуры. Никакая информация из интернета не удаляется. Прекращается только выдача ссылок. Тот, кто захочет, всегда найдет информацию при более глубоком поиске.
  2. Прекращается выдача ссылок на следующую информацию о гражданине:
    • информация, распространяемая с нарушением закона – та информация, которая в принципе не может свободно распространяться, а только при соблюдении ряда условий. Например, ссылка на скан паспорта заявителя, который появился без его согласия в интернете;
    • недостоверная информация – любая информация, которая не соответствует действительности. Например, ссылка на ложную информацию о гражданине;
    • неактуальная, утратившая значение для заявителя информация в силу последующих событий или действий. Например, ссылка на то, что заявитель работает (в настоящее время) в такой-то организации, хотя он давно там неработает.
  3. Выдача ссылок прекращается только по запросам пользователей поисковой системы, содержащим имя и (или) фамилию заявителя. Например, при наличии информации на каком-либо сайте «Иванов Иван Иванович отдыхал воФранции» по запросу «Иванов Иван Иванович» ссылки выдаваться не будут, а по запросу «отдых во Франции» – будут.
  4. В требовании заявителя, которое он направляет оператору поисковой системы, должны содержаться Ф.И.О., паспортные данные, контактная информация; информация о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению; URL (указатель страницы сайта в сети интернет); основание для прекращения выдачи ссылок; согласие на обработку персональных данных.
  5. Предусмотрено право оператора поисковой системы направлять заявителю уведомление об уточнении представленных сведений, а также уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность. Срок рассмотрения требования заявителя составляет 10 рабочих дней (если не направлено уведомление об уточнении представленных сведений или уведомление о необходимости предоставить паспорт).
  6. В случае отказа оператора поисковой системы возможно обращение в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок.

История принятия закона

Что удалось учесть из предложений интернет-отрасли? 29 мая 2015 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами В.Е. Деньгиным, А.В. Казаковым, О.М. Казаковой, Л.И. Калашниковым внесен проект федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый законопроект «О правена забвение»).

По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан

Законопроект разработан в целях создания механизма, ограничивающего по заявлению гражданина, направленному оператору поисковой системы, распространение в сети интернет ссылок на информацию о нем, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан.

Первоначальная официальная позиция НП «РАЭК» в отношении законодательной инициативы в ее начальной редакции изложена на сайте РАЭК.

В дальнейшем юридическим отделом РАЭК при поддержке ряда интернет-игроков, в первую очередь поисковых систем, была проведена существенная экспертная работа по оценке и предложению изменений ряда положений законопроекта. Также был инициирован и проведен ряд встреч с участием профильных представителей Администрации Президента, Госдумы и Минкомсвязи, в ходе которых сторонами обсуждались предложенные отраслью изменения и вырабатывались общие подходы к модификации принципиальных и трико-технических формулировок и положений законопроекта.

Принятие законопроекта в первом чтении

12 июня 2015 года перед рассмотрением законопроекта в первом чтении на площадке Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи прошла встреча представителей интернет-отрасли (РАЭК, Mail.ru Group, Google, Rambler&Co, Интерфакс, Яндекс, ВКонтакте) и представителей пользователей (РОЦИТ) с представителями Комитета и Администрации Президента. Представители интернет-отрасли высказали свои замечания по законопроекту в целом и дали рекомендации по его доработке по итогам предварительной экспертизы текста законопроекта (см., например, официальную позицию на сайте РАЭК.

15 июня 2015 года первый замруководителя Администрации Президента В.В. Володин провел встречу с представителями компании Яндекс, в ходе которой впервые были подняты и обсуждены принципиальные вопросы в отношении текста законопроекта, волнующие отрасль. Также в ходе встречи было принято решение о необходимости обсуждения предложений отрасли и консолидации мнений на площадке РАЭК.

16 июня 2015 года законопроект был принят в первом чтении.

Подготовка к рассмотрению законопроекта во втором чтении

В целях максимального учета отраслевых предложений при обсуждении законопроекта и его последующих чтениях в кратчайшие сроки было проведено несколько принципиальных экспертных встреч и совещаний.

Важное разъяснение, которого удалось добиться: закон касается только операторов поисковых систем

17 июня 2015 года на площадке Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялось обсуждение законопроекта для подготовки к его рассмотрению во втором чтении.

Поправки были подготовлены в кратчайшие сроки и согласованы представителями интернет-отрасли, сведены в таблицу юридическим отделом РАЭК и представлены для обсуждения с субъектами права законодательной инициативыв целях их принятия во втором чтении. Во встрече приняли участие представители профильного комитета Госдумы, руководство РАЭК, представители компании Яндекс, представители Администрации Президента. По итогам встречи были детально обсуждены все предложенные отраслью поправки.

В ходе встречи и по ее итогам особый акцент был сделан на таких вопросах, как:

  • Возложение на операторов поисковых систем несвойственных им функций государственных и судебных органов (предложение отрасли передать эти функции, к примеру, в Роскомнадзор, не было принято).
  • Вопрос прекращения выдачи ссылок на достоверную информацию о событиях, имевших место более трех лет назад (удалось предварительно договориться о том, что вопрос о прекращении выдачи ссылок на такую информацию будет снят).
  • Вопрос закрепления принципа исключения ссылок из выдачи только по запросам, содержащим имя и фамилию человека, что соответствует и европейской практике.
  • Исключение из законопроекта отсылок и поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации (устранена неопределенность, связанная с отсылкой к статье 152 ГК РФ, которая касается исключительно защиты чести, достоинства и деловой репутации, предполагает возможность удаления или опровержения сведений, а не прекращения выдачи ссылок).
  • Вопрос подсудности (возможность подачи исков по месту жительства истца, а не как предусмотрено по общему правилу – по месту нахождения ответчика).
  • Указание конкретного URL на информацию, которая должна быть исключена из поисковой выдачи по заявлению пользователя.

В ходе диалога со стороны инициаторов законопроекта были получены заверения, что предложенные выше поправки будут учтены при доработке законопроекта. Подробности об итогах встречи читайте на сайте РАЭК.

19 июня 2015 года на площадке Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялась еще одна встреча представителей интернет-отрасли (юристы РАЭК и Яндекса) с представителями профильного Комитета Госдумы и Администрации Президента по законопроекту.

На встрече было продолжено рассмотрение поправок, подготовленных и доработанных отраслью по итогам предыдущих встреч.

Нужно отметить, что удалось договориться об увеличении срока рассмотрения жалоб пользователей поисковиками с 3 календарных дней до 10 рабочих дней.

Важное разъяснение, которого удалось добиться: закон касается только операторов поисковых систем, а не других площадок – этот риск был снят.

Принципиальное из того, что осталось еще нерешенным на данной встрече, – вопросы о подсудности и продлении срока вступления закона в силу.

Подробнее об итогах прошедшей 19 июня встречи читайте на сайте РАЭК.

26 июня Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи на своем заседании рекомендовал принять законопроект во втором чтении с новым наименованием «О внесении изменений вФедеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены многие поправки, предложенные интернет-отраслью, в частности:

  • Скорректированы понятия «поисковой системы» и «оператора поисковой системы».
  • Понятие «достоверная информация» заменено на более удачное понятие «неактуальная, утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя».
  • Требование заявителя теперь обязательно должно содержать указатель страницы сайта в сети интернет. Срок рассмотрения требования заявителя продлен с 3 календарных дней до 10 рабочих дней. Оператор поисковой системы теперь может дополнительно направить заявителю уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность.
  • Оператор поисковой системы теперь обязан прекратить выдачу ссылок только на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имяи (или) фамилию заявителя.
  • Из законопроекта исключены все ссылки на статью 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и поправки в данную статью.

Однако Комитетом не были учтены два принципиальных предложения отрасли – исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 1 января 2017 года.

Подробнее об итогах заседания Комитета 26 июня на сайте РАЭК.

30 июня 2015 года законопроект был рассмотрен и принят во втором чтении.

3 июля 2015 года законопроект был рассмотрен и принят в третьем чтении.

Что в итоге?

По мнению РАЭК, работа над данным законопроектом продемонстрировала пример эффективного взаимодействия и совместной работы интернет-отрасли и государства (в лице Администрации Президента, профильного Комитета Госдумы, федеральных органов исполнительной власти).

Благодаря проделанной работе удалось в кратчайшие сроки и максимально эффективно подготовить законопроект ко второму чтению, учесть все принципиальные предложения и изменения отрасли и предоставить их депутатам.

Максим Буянов, юрист РАЭК, отметил: «Работа велась в беспрецедентно сжатые сроки, при этом требовалось учесть предложения и пожелания как минимум десяти представителей интернет-отрасли, которые направляли свои предложения и коррективы текста законопроекта в течение недели. Все изменения сводились в единую таблицу поправок и защищались попунктно в ходе рабочих встреч с представителями органов госвласти. Это была интересная идинамичная работа, которая, я уверен, еще не закончилась…

Поскольку не было учтено одно из принципиальных предложений отрасли – исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца, надеемся, что данную категорию дел будут рассматривать впорядке упрощенного производства. Для этого потребуется внесение изменений в законопроект № 725381-6, внесенный Верховным Судом и принятый Госдумой в первом чтении. Данным законопроектом предполагается, что дела вгражданском процессе в порядке упрощенного судопроизводства рассматриваются без вызова сторон».

Сергей Плуготаренко, директор РАЭК, подвел предварительный итог проделанной работы: «Хочется сделать особый акцент на важную консолидирующую и экспертную роль РАЭК. Уверен, что в случае, когда имеются мощная экспертиза и консолидация мнений, с одной стороны, и плотный рабочий контакт с представителями Госдумы, Администрации Президента и Минкомсвязи, можно достичь хорошего результата и удовлетворить максимально возможное количество отраслевых предложений.

Надеюсь, что мы сможем в дальнейшем продвинуться и в отношении вопросов, оставшихся не решенными: либо на этапе принятия закона, либо благодаря возможным реформам судебной системы, а также на этапе правоприменения».

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №03 (86) 2019г.
Выпуск №03 (86) 2019г. Выпуск №02 (85) 2019г. Выпуск №01 (84) 2019г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика