Технопарки. Российский и зарубежный опыт::БИТ 06.2015
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

10.12.2018

II Федеральный форум «Smart Cars & Roads

Читать далее 

10.12.2018

Кубок Связи и ИТ

Читать далее 

10.12.2018

Большой Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум-2019»

Читать далее 

10.12.2018

Искусственный интеллект сможет предотвратить часть угроз для DNS

Читать далее 

10.12.2018

Бизнес-игры приобретают всё большую популярность в HR-среде

Читать далее 

10.12.2018

Код Перми:ИБ в условиях холодной войны

Читать далее 

10.12.2018

Код Нижнего Новгорода или Как перестать беспокоиться о комплаенсе и начать жить

Читать далее 

показать все 

Статьи

22.11.2018

Все только начинается! Заметки с форума «Открытые инновации – 2018»

Читать далее 

22.11.2018

Роботы vs рекрутеров

Читать далее 

22.11.2018

Устарели ли стандарты ГОСТ 34?

Читать далее 

22.11.2018

Блокчейн после ажиотажа

Читать далее 

22.11.2018

Open Source – здоровье ИТ можно купить

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

Технопарки. Российский и зарубежный опыт

Главная / Архив номеров / 2015 / Выпуск №6 (49) / Технопарки. Российский и зарубежный опыт

Рубрика: Тема номера /  Технопарки России


Технопарки
Российский и зарубежный опыт

Ассоциация кластеров и технопарков недавно выпустила аналитическую записку, посвященную деятельности технопарков в России и за рубежом. С любезного разрешения Ассоциации мы знакомим наших читателей с основными результатами, изложенными в документе, который был направлен в Правительство РФ

Зарубежные технопарки

Количественные характеристики

В данной работе проведен анализ наиболее успешных технопарков различных стран мира, в частности: Kulim (Кулим, Малайзия), Research Triangle (США), София-Антиполис (Sophia-Antipolis, Франция), One-North и входящие в него Biopolis и Fusionopolis (Биополис, Фьюжионополис, Сингапур), Turku, Lahti и Otaniemi (Турку, Лахти, Отаниеми, Финляндия), Lakeside science & technology park и Softwarepark Hagenberg (научно-технологический парк «Лейксайд» и «ИТ-парк» в Хагенберге, Австрия), Technologiepark Heidelberg (технопарк Гейдельберга, Германия), Технополис «Цукуба» (Япония) и «Наньху» (Китай).

Количественные характеристики технопарка – это площадь его территории и площадь зданий, а также общее количество сотрудников. Эти характеристики определяют масштаб технопарка, по которому можно судить о его роли вэкономике страны и специфике функционирования.

Таблица 1. Количественные характеристики зарубежных технопарков

  Год создания Общая площадь, га Общая площадь помещений, м2 Количество рабочих мест Количество компаний-резидентов
Kulim, Малайзия 1996 1 700 133 000 18 500 59
One-North, Сингапур 2001 200 340 000 3 200
Research Triangle, США 1959 2 833 6 000 700 52 000 170
Sophia-Antipolis, Франция 1969 2 400 1 100 000 40 000 1 452
Turku/Lahti/
Otaniemi, Финляндия
1988/
2008/
1949
500/
70/
200
250 000/
13 000/
40 000
160/
50/
800
Technologie-park Heidelberg GmnH, Германия 1984 5 50 000 1 400 86
Lakeside Science and technology park, Австрия 2002 22 28 000 Около 400 52
Технополис «Цукуба», Япония до 750 - 1 500 80
«Наньху», Китай 1988 22 - - 475

Участие государства в создании и функционировании технопарков

Основным инициатором создания технопарков в большинстве стран является государство. В 70% рассматриваемых технопарков при поддержке государства были перенесены или созданы исследовательские лаборатории, научно-исследовательские центры.

Таблица 2. Роль государства в создании зарубежных технопарков

  Инициатива создания Финнсирование создания инфраструк-туры Наука в техно-парке Текущая поддержка Участие в упра-влении
Kulim, Малайзия Государство Государство + + +
One-North, Сингапур Частная +поддержка государства Частное Налоговые преференции
Research Triangle, США Частная +поддержка государства
Sophia-Antipolis, Франция Государство Государство + Первые 12 лет с постепенным снижением +
Turku/Lahti/
Otaniemi, Финляндия
Государство Государство +/-/- +/+/+ +/+/+
Technologie-park Heidelberg GmnH, Германия Государство Государство + +
Lakeside Science and technology park, Австрия Частная Государство +
Технополис «Цукуба», Япония Государство Государство + + +
«Наньху», Китай Государство Государство + + +

Организационно-правовые формы технопарков и структура собственности

Общим элементом структуры управления технопарком является наличие основной управляющей компании, координирующей процессы аренды и продажи земли, и нескольких вспомогательных структур, также участвующих в управлении. Их организационно-правовые формы варьируются, однако государство в том или ином виде принимает участие в управлении технопарком повсеместно.

Таблица 3. Примеры организационно-правовых форм зарубежных технопарков

  Управляющая компания Земля
Kulim, Малайзия Учреждена государством Федеральная региональная
One-North, Сингапур Частная Федеральная (передана в аренду)
Research Triangle, США Некоммерческая организация Частная
Sophia-Antipolis, Франция Учреждена государством Частная Федеральная
Turku/Lahti/Otaniemi, Финляндия OOO (преобладает доля муниципалитета) Муниципальная
Technologie-park Heidelberg GmnH, Германия ООО Учреждена государством 1/3 федеральная
1/3 региональная
1/3 муниципальная
Lakeside Science and technology park, Австрия ООО Учреждена государством 1/3 федеральная
1/3 региональная
1/3 муниципальная
Технополис «Цукуба», Япония Комитет Частная Федеральная
«Наньху», Китай Учреждена государством Государственная

Предоставляемые услуги

Услуги, предоставляемые резидентам технопарков, подразделяются на услуги управляющей компании технопарка и различные дополнительные услуги специальных организаций. Услуги, предоставляемые резидентам технопарков, условно можно разделить на три группы.

Первая группа услуг – консультационная поддержка, сервисы по коммерциализации проектов.

Вторая группа услуг – доступ к высокотехнологичному оборудованию и лабораториям.

Третья группа услуг – дополнительные услуги (медицинские, рекламные, банковские, почтовые, страховые услуги и др.).

Таблица 4. Основные виды услуг в зарубежных технопарках

  Бизнес-инкубатор 1-я группа 2-я группа 3-я группа
Kulim, Малайзия + + +
One-North, Сингапур + + +
Research Triangle, США + + + +
Sophia-Antipolis, Франция + + +
Turku/Lahti/
Otaniemi, Финляндия
+ + + +
Technologie-park Heidelberg GmnH, Германия + Принцип «одного окна» +
Lakeside Science and technology park, Австрия + + +
Технополис «Цукуба», Япония   +   +
«Наньху», Китай   +   +

Льготы для участников и резидентов технопарков

Основным назначением технопарков является создание максимально благоприятных условий для деятельности инновационных компаний, что реализуется как посредством создания определенной среды и инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность, так и путем предоставления фирмам и исследовательским организациям технопарка ряда льгот и преимуществ. Особо выделяются налоговые льготы. Они используются редко, их основное назначение –запустить процесс развития технопарка. Длительное использование налоговых льгот может повлечь за собой злоупотребления.

Таблица 5. Льготы для компаний в зарубежных технопарках

  Упро-щен-ные проце-дуры Обшир-ные налого-вые льготы Исследова-тельские гранты на льготных условиях Обуче-ние, помощь в ком-мерциа-лизации Льготные тарифы на услуги, арендные ставки Налоговые
льготы
в «зоне предпри-ниматель-ства»
Kulim, Малайзия + + + + +
One-North, Сингапур + + + +
Research Triangle, США + + +
Sophia-Antipolis, Франция + + +
Turku/Lahti/
Otaniemi, Финляндия
+ + +
Technologie-park Heidelberg GmnH, Германия + + +
Lakeside Science and technology park, Австрия + -/-/+ +/+/+ +
Технополис «Цукуба», Япония + + +
«Наньху», Китай + + +

Роль образовательных и научных организаций

Роль образовательных учреждений в становлении и развитии технопарков велика. Помимо образовательной деятельности, производства кадров для высокотехнологичных компаний и проведения обучающих мероприятий для бизнеса, онитакже занимаются исследованиями и разработками, формируя научную компоненту деятельности технопарков. Кроме того, иногда образовательные учреждения обеспечивают взаимодействие бизнеса и науки, участвуя в процессах коммерциализации технологий.

Технопарки, развивавшиеся на основе девелоперских проектов или с приоритетом инновационного производства, характеризуются отсутствием значимых университетов или их пассивной ролью. Тем не менее даже в этих технопарках признается важность сектора образования и науки, а установление контактов с университетами является одной из целей развития.

Таблица 6. Образовательная инфраструктура в зарубежных технопарках

  Создание основы техно-парка Совместные научные иссле-дования Совместная коммерциа-лизация технологий Вспомо-гательная роль, партнеры Образова-тельная деятель-
ность, кадры для фирм технопарка
Kulim, Малайзия
One-North, Сингапур +
Research Triangle, США + + + +
Sophia-Antipolis, Франция + +
Turku/Lahti/
Otaniemi, Финляндия
+/+/+ +/+/+ +/+/+ +/+/+
Technologie-park Heidelberg GmnH, Германия   +      
Lakeside Science and technology park, Австрия          
Технополис «Цукуба», Япония          
«Наньху», Китай          

Российские технопарки

Количественные характеристики

Дополнительной количественной характеристикой технопарка является год его создания. Он характеризует стадию зрелости технопарка и свидетельствует об успешности его развития.

Рисунок 1. Динамика создания технопарков на территории РФ (1990-2015)

Рисунок 1. Динамика создания технопарков на территории РФ (1990-2015)

В период с 1990 по 2015 год в Российской Федерации было создано 179 технопарков. Наибольшее количество технопарков было зарегистрировано в 2013-м – 200. Необходимо отметить, что развитие технопарков имело непоследовательный характер, а эпизодический, с точками бурного роста и угасания.

Как свидетельствует международный опыт, требуется 6-10 лет, чтобы запустить проект создания технопарка. Признанный успех приходит через 30-40 лет. В России более 97% технопарков находится на стадии создания или развития (в т.ч. можно предполагать, что многие из них находятся в зоне риска ликвидации).

Рисунок 2. Временной период существования технопарков

Рисунок 2. Временной период существования технопарков

Первая волна. В конце 80-х (1989) – начале 90-х годов началось формирование первой волны российских технопарков. В 1990 году был создан первый технопарк в Томске – «Томский научно-технологический парк». В начале 1990-х наблюдался бурный рост числа организованных и зарегистрированных научных парков в РФ (1990-й – 2, 1991-й – 8, 1992-й – 24, 1993-й – 43). В середине 90-х появляются технопарки, организуемые на базе государственных научных центров (ГНЦ), в академических городках, наукоградах, в ранее закрытых поселениях. Однако бурный рост и последующий количественный регресс произошел из-за отсутствия внятной стратегии государства в области создания иразвития технопарков, их слабой материальной и финансовой базы, а также зависимости от вузов. В результате к 2006 году из ранее созданных технопарков смогли продолжить свою деятельность только четыре: Научный парк МГУ, Технопарк «Москворечье» Московского государственного инженерно-физического института, Технопарк «Прикамье» Камского политехнического института, технопарк СПбГЭТУ.

Рисунок 3. Характеристика этапов создания/убывания технопарков в период 1990-2006

Рисунок 3. Характеристика этапов создания/убывания технопарков в период 1990-2006

Вторая волна (2006-2015) создания технопарков стала возможной благодаря:

  • концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, в которой в том числе была определена необходимость создания национальной инновационной системы поддержки инноваций, предусматривающая создание технопарков;
  • созданию особых экономических зон технико-внедренческого типа, функции, цели и задачи полностью совпадали с функциями, целями и задачами технопарков, принятых в мировой практике;
  • комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»;
  • мероприятиям по созданию технопарков в рамках ежегодного приказа Минэкономразвития России по предоставлению субсидий из федерального бюджета на господдержку малого и среднего предпринимательства;
  • реализации постановления Правительства РФ от 09.04.2010 года № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры», предусматривающего выделение образовательным учреждениям бюджетных ассигнований для финансирования расходов на развитие объектов инновационной инфраструктуры, в том числе технопарков.

При этом необходимо отметить, что не были проанализированы и учтены ошибки по созданию и функционированию технопарков 90-х и не создана законодательная база, определяющая цели, задачи, принципы функционирования и роль технопарков в национальной инновационной системе.

Рисунок 4. Характеристика этапов создания/убывания технопарков в период 2006-2015

Рисунок 4. Характеристика этапов создания/убывания технопарков в период 2006-2015

Так, уже в 2013 году на территории РФ было зарегистрировано более 200 организаций, именуемых технопарками. Однако многочисленные исследования показали неэффективность «проводящей инфраструктуры», что подтверждено выводами, изложенными в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года. Начиная с 2013 года наметилась устойчивая тенденция сокращения (ликвидация) организаций, именующих себя технопарками. Причиной стало принятие отдельных рамочных документов, а также начало аккредитации технопарков НП «Ассоциация технопарков».

  • Общее количество технопарков, расположенных на территории РФ на 28.04.15 – 179.
  • Созданы и развиваются по программе Минкомсвязи России – 12.
  • Созданы и развиваются по программе Минэкономразвития России – 4.
  • Созданы и развиваются по программе Минобрнауки России – 23.
  • Созданы и развиваются при вузах (за счет собственных средств) – 49.
  • Создан и развивается по ФЗ «Об инновационном центре Сколково» – 1.
  • Созданы и развиваются по региональным программам – 32.
  • Созданы и развиваются на условиях ГЧП – 1.
  • Частные – 55.
  • За счет средств государственных учреждений – 2.

Рисунок 5. Соотношение российских и зарубежных технопарков

Рисунок 5. Соотношение российских и зарубежных технопарков

Рисунок 6. Количество и инициаторы создания технопарков в РФ

Рисунок 6. Количество и инициаторы создания технопарков в РФ

По федеральным округам технопарки расположены: в Центральном ФО – 65, Южном ФО – 13, Северо-Западном ФО – 7, Дальневосточном ФО – 5, Сибирском ФО – 16, Уральском ФО – 21, Приволжском ФО – 46, Северо-Кавказском ФО –4, Ханты-Мансийском АО – 1, Ямало-Ненецком АО – 1. Наибольшее количество технопарков создано в следующих субъектах РФ: 39 технопарков в г. Москва, 17 – в Республике Татарстан, 13 – в Свердловской области, 6 – в Республике Башкортостан, 4 технопарка – в Воронежской области.

Таблица 7. Специализация технопарков

Специализация Технопарки
Информационные технологии 29%
Сельское хозяйство 1%
Медицина и биотехнологии 16%
Многоотраслевая 31%
Научные исследования и разработки 8%
Приборостроение и машиностроение 15%

Согласно данным Международной ассоциации технопарков (IASP), в мире преобладают небольшие технопарки площадью от 5-20 га (40%). Анализируя данные по площадям российских технопарков, можно прийти к выводу, чтобольшинство из них занимает площадь до 1 га (41%) и не соответствует сложившейся мировой практике.

Рисунок 7. Сравнительный анализ площадей территорий зарубежных и российских технопарков

Рисунок 7. Сравнительный анализ площадей территорий зарубежных и российских технопарков

Участие государства в создании и функционировании технопарков

Таблица 8. Сравнительная таблица налоговых льгот, предоставляемых резидентам особых экономических зон и резидентам технопарков

Таблица 8. Сравнительная таблица налоговых льгот, предоставляемых резидентам особых экономических зон и резидентам технопарков

Рисунок 9. Средства федерального бюджета, направленные на создание технопарков (54,6 млрд руб.)

Рисунок 9. Средства федерального бюджета, направленные на создание технопарков (54,6 млрд руб.)

Программы поддержки создания и развития технопарков Министерствами РФ

  1. По линии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. 10 марта 2006 года Распоряжением Правительства РФ была одобрена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», рассчитанная на реализацию в течение 2006-2014 годов, координатором которой является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. В результате реализации Программы предполагалось создать технопарки всфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, производственной и иной инфраструктурой.

    По результатам конкурсного отбора в комплексную программу вошли 14 технопарков. С 2009 года было прекращено финансирование из федерального бюджета трех технопарков (Санкт-Петербург, Московская область, Тюменская область).

    По состоянию на первый квартал 2015 года в программе приняли участие 11 регионов, в которых создано 12 технопарков. Введено в эксплуатацию 411 тыс. кв. м площадей технопарков, размещены 775 компаний-резидентов технопарков, создано 18 876 высокопроизводительных рабочих мест в компаниях-резидентах, совокупный объем годовой выручки резидентов (за 2014 год) составил 40 527 млн руб. 13 400 млн руб. вложено в программу средств федерального бюджета.

  2. По линии Министерства экономического развития РФ. Министерство экономического развития РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 178 от 27 февраля 2009 года «О распределении и предоставлении субсидийиз федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» реализует ежегодные мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которых создаются технопарки.

    В настоящее время по указанной программе профинансировано за счет средств федерального бюджета 4 технопарка, 2 технопарка открыты и действуют (Республика Саха (Якутия) и Пензенская область), 2 технопарка находятся встадии создания (Белгородская и Липецкая области).

    Технопарк в Пензенской области (Технопарк «Яблочков») введен в эксплуатацию и функционирует, объем финансирования из федерального бюджета составил 278,1 млн руб., площадь – 4990,8 кв.м.

    Технопарк в Республике Саха (Якутия) (Технопарк «Якутия») введен в эксплуатацию и функционирует, объем финансирования из федерального бюджета составил 153,4 млн руб., площадь – 5494,8 кв.м.

    Технопарк в Белгородской области находится на стадии строительства, объем финансирования из федерального бюджета составил 122,7 млн руб., площадь – 6635,37 кв.м.

    Технопарк в Липецкой области находится на стадии строительства, объем финансирования из федерального бюджета составил 17,5 млн руб., площадь – 2485,9 кв.м.

  3. По линии Министерства образования и науки РФ. 9 апреля 2010 года Постановлением Правительства РФ № 219 было утверждено «Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». По результатам конкурсного отбора реализовалось 78 программ 77 образовательными учреждениями.

    По итогам реализации указанной программы в 50 вузах было создано 30 технопарков и 47 бизнес-инкубаторов, совокупный доход которых за время реализации программы составил более 2 млрд руб.

  4. Фонд «Сколково». Поддержку технопаркам и их резидентам в рамках имеющихся полномочий могут оказывать власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, в виде пониженных ставок по налогу наприбыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, освобождения от уплаты налога на имущество организации, снижения или освобождения от уплаты налога на землю. Особо необходимо отметить, что в настоящее время не существует ни одной государственной программы, направленной на развитие и поддержку как управляющих компаний технопарков, так и резидентов. Обращаясь к опыту зарубежных технопарков, создаваемых поразличным моделям, государство участвует непосредственно как в создании, так и в развитии технопарка, что полностью отсутствует в России.

Таблица 8. Сравнительная таблица налоговых льгот, предоставляемых резидентам особых экономических зон и резидентам технопарков

Налог Процентная ставка для общего налогообложения Процентная ставка для резидентов ОЭЗ Процентная ставка для резидентов технопарков
Налог на прибыль

– в части, зачисляемой вфедеральный бюджет
2% 0% 2%
Налог на прибыль

– в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ
18% Не выше 13,5%

5% – 13,5%
Не ниже 13,5%

13,5% -18%
Налог на имущество организации Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% Освобождены на 10 лет с момента постановки на учет 0% -2,2%

по решению субъекта РФ
Транспортный налог Транспортный налог является региональным Освобождены на 10 лет с момента постановки на учет Налоговая ставка может быть увеличена или уменьшена от налоговых ставок, установленных ст. 361 НК РФ, но не более чем в 10 раз, по решению субъекта РФ
Налог надобавленную стоимость (НДС) 18% Освобождается, если в ОЭЗ Общие положения освобождения от уплаты налога
Земельный налог Муниципальный налог 1,5% Освобождены

– сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности накаждый земельный участок;
– сроком на 10 лет для судостроительных организаций
Налоговая ставка может быть уменьшена или предоставлено освобождениеот уплаты налога на основании решения представительных органов муниципального образования
Налоги на фонд заработной платы с01.01.2012 г. ПФР – 22%

ФСС – 2,9%

ФФОМС – 5,1%

ИТОГО – 30%
ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФФОМС – 4%

ИТОГО – 14%
П. 8 ч. 1 ст. 58 №12-ФЗ научные исследования и разработки в 2013 году

ПФР – 20%,

ФСС – 0%

ФФОМС – 0%,

ИТОГО – 20%

П.6 ч.1 ст. 58 №12-ФЗ IT-компании в 2012-2017 гг.

ПФ – 8%,

ФСС – 2%

ФФОМС – 4%,

ИТОГО – 14%
Таможенная зона НДС – 18%

Пошлины на импорт – 15%, экспорт –0%

Пошлины на оборудование: импорт –15%, экспорт – 0%
Освобождены от акцизов и пошлин, НДС Общие положения освобождения от уплаты налога

Организационно-правовые формы технопарков и структура собственности

Законодательная неопределенность, различное толкование целей, задач, функций и роли технопарков в национальной инновационной системе, а также отсутствие сложившейся успешной практики функционирования технопарков вРФ создает затруднение инициаторам проекта в выборе организационно-правовой формы.

Рисунок 10. Организационно-правовые формы технопарков

Рисунок 10. Организационно-правовые формы технопарков

Предоставляемые услуги и инфраструктура в технопарках

  • Первая группа услуг – консультационная поддержка, сервисы по коммерциализации проектов.
  • Вторая группа услуг – доступ к высокотехнологичному оборудованию и лабораториям.
  • Третья группа услуг – дополнительные услуги (медицинские, рекламные, банковские, почтовые и др.).
  • Четвертая группа услуг – предоставление площадей в аренду.

Рисунок 11. Количество предоставляемых услуг в технопарках

Рисунок 11. Количество предоставляемых услуг в технопарках

В основе услуг российских технопарков лежит предоставление площадей технопарка в аренду. Это было характерно для первых технопарков США, однако впоследствии при создании технопарков такая услуга, как аренда помещений, становилась дополнительной за счет увеличения услуг, направленных на коммерциализацию проектов резидентов. Необходимо отметить, что основная ценность технопарков заключается не в наличии офисных ипроизводственных площадей, а в услугах, направленных на снижение издержек при внедрении результатов научно-технических разработок в экономику.

Рисунок 12. Количественные показатели имеющейся инфраструктуры в технопарках

Рисунок 12. Количественные показатели имеющейся инфраструктуры в технопарках

Исследование инфраструктуры большинства зарубежных технопарков выявило, что в 88% из них располагаются бизнес-инкубаторы, причем, как правило, инкубатором управляет технопарк. Также к основным элементам технопарка относятся: центр трансфера технологий; лаборатории, центры доступа к высокотехнологичному оборудованию; научно-исследовательские организации – «посевной фонд». В России только небольшая часть технопарков располагает необходимой инфраструктурой, что существенным образом снижает эффективность существующей инфраструктуры.

Роль образовательных и научных организаций

Успешный мировой опыт создания систем технопарков подчеркивает необходимость взаимной увязки программ развития инновационной инфраструктуры в рамках технопарков и научно-исследовательских и разработческих программ. В европейской модели технопарков университеты часто входят в состав учредителей технопарков. В Российской Федерации таких примеров нет.

К сожалению, в рамках реализуемых в Российской Федерации программ развития технопарков можно наблюдать полный отрыв деятельности по развитию исследований (формирование материальной инфраструктуры технопарков) отдеятельности по развитию инновационной (сервисной) инфраструктуры. Эти направления не увязаны в целостную и гармоничную систему, что создает неблагоприятные условия для коммерциализации инновационных проектов и, как следствие, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

В Российской Федерации существуют законодательные ограничения использования имущества, находящегося на праве оперативного пользования вузов, которое ограничивает вхождение в уставной капитал управляющей компании технопарка, что снижает мотивацию взаимодействия вузов и технопарков.

Что сдерживает эффективность российских технопарков

Вопросами создания и развития технопарков занимаются одновременно несколько министерств (Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минпромторг России, Минобрнауки России). Но отсутствует единый уполномоченный орган на уровне Правительства Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Основные факторы, сдерживающие создание и развитие технопарков:

  • Отсутствие на федеральном уровне законодательной базы, закрепляющей общие принципы, цели, задачи, функции, меры государственной поддержки по созданию и развитию технопарков.
  • Отсутствие или разнонаправленность нормативно-правовых актов на уровне субъектов РФ.
  • Отсутствие утвержденной государством стратегии развития технопарков, определяющей место и роль технопарков в стратегии инновационного развития страны.
  • Межведомственная разобщенность в вопросах координации усилий, направленных на создание эффективной «проводящей инфраструктуры», обеспечивающей поддержку малых компаний на всех стадиях жизненного цикла иобеспечивающая внедрение результатов научно-технических разработок в экономику.
  • Отсутствие на правительственном уровне вице-премьера, координирующего усилия государства по вопросам создания и развития технопарков, вследствие чего любые предложения по повышению эффективности технопарковне рассматриваются либо, в лучшем случае, перенаправляются в Минкомсвязи России.
  • Стремление отдельных федеральных ведомств сформировать собственный инструментарий для решения отраслевых задач.
  • Реализация проекта технопарка в субъектах РФ рассматривается как инфраструктурный проект, нацеленный на генерацию прибыли за счет сдачи помещений в аренду и управления имуществом, а не как проект, критериями экономической эффективности которого являются увеличение налогооблагаемой базы резидентов технопарка и создание (содействие в создании) новых предприятий и высокопроизводительных рабочих мест.
  • Отсутствие особого налогового режима на территории технопарка приводит к понижению заинтересованности как потенциальных инвесторов, так и начинающих предпринимателей и размывает различия между технопарком илюбым бизнес-центром.
  • Законодательные ограничения использования имущества, находящегося на праве оперативного ведения вузов, для вхождения в уставной капитал управляющей компании технопарка.

Предложения по совершенствованию законодательства, касающегося вопросов создания, функционирования и развития технопарков

  1. В рамках распределения полномочий среди заместителей Председателя Правительства РФ закрепить за одним из заместителей полномочия по координации государственной политики в области создания и функционирования технопарков.
  2. Разработать и принять «Стратегию развития (создания) технопарков» до 2020 года.
  3. В рамках деятельности Межведомственной комиссии по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года по актуализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации определить место, роль и функции технопарков в национальной инновационной системе.
  4. Разработать и принять закон Российской федерации «О технопарках».
  5. Внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный Закон от 31.12.2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (в случае принятия решения об определении государственной поддержки технопарков и их резидентов в качестве составной части государственной промышленной политики и возложении обязанностей уполномоченного органа на Минпромторг России).

    Одновременно в федеральном законе должны быть определены:

    • цели, основные задачи, принципы государственной политики;
    • полномочия органов власти федерального и регионального уровня в части создания условий для развития технопарков на территории Российской Федерации, направления поддержки (финансовой, кадровой, информационно-консультационной и др.);
    • формы и виды поддержки (налоговые льготы, а также субсидии, гранты за счет средств федерального бюджета или специализированных фондов при софинансировании из бюджетов субъектов Российской Федерации).

    Механизмы поддержки следует дифференцировать в зависимости от этапа функционирования технопарка (создание нового технопарка или развитие действующего технопарка).

  6. Внести изменения в подпрограмму 20 «Индустриальные (промышленные) парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», изложив ее в следующей редакции «Индустриальные (промышленные) парки и технопарки», предусмотрев в ней те же меры государственной поддержки, что и для индустриальных парков.
  7. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 9 сентября 2014 года № 916 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) в 2013-2016 годах на капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности индустриальных парков», дополнив его возможностью получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и для технопарков.
  8. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая (фермерские) хозяйства», дополнив его возможностью, по аналогии с частными индустриальными парками, субсидировать часть затрат, направленных на создание частных технопарков.
  9. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127, предусмотрев в нем возможность для бюджетных научных учреждений и созданных государственными академиями наук научных учреждений быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) не только хозяйственных обществ, но и управляющих компаний технопарков.
  10. Рассмотреть и утвердить мероприятия по выводу технопарков на проектную мощность в рамках подпрограммы «Развитие отрасли информационных технологий» государственной программы «Информационное общество», включающую в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержку резидентов технопарков в сфере высоких технологий.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №09 (82) 2018г.
Выпуск №09 (82) 2018г. Выпуск №08 (81) 2018г. Выпуск №07 (80) 2018г. Выпуск №06 (79) 2018г. Выпуск №05 (78) 2018г. Выпуск №04 (77) 2018г. Выпуск №03 (76) 2018г. Выпуск №02 (75) 2018г. Выпуск №01 (74) 2018г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика