Как и чему учить будущих звезд ИТ?
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
сентябрь    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

16.09.2020

Победители премии IT Stars имени Георгия Генса определены и будут объявлены 21 октября

Читать далее 

16.09.2020

ЕЖЕГОДНАЯ ВЫСТАВКА ИННОВАЦИЙ ДЛЯ РИТЕЙЛА RETAIL HUB 2020: БИЗНЕС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Читать далее 

14.09.2020

Как начать бизнес в сфере социального предпринимательства в Москве

Читать далее 

14.09.2020

Быстрее, выше, сильнее: MBM.MOS начал приём заявок от московских предпринимателей для участия в Акселераторе спортивного бизнеса

Читать далее 

показать все 

Статьи

10.09.2020

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Читать далее 

12.08.2020

Господдержка ИТ-отрасли

Читать далее 

11.08.2020

Интернет-маркетинг: второе дыхание

Читать далее 

15.05.2020

Жить под водой, мечтая о солнце

Читать далее 

06.04.2020

Как продвигать и продавать в новой реальности?

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Главная / Статьи / Опросы / Как и чему учить будущих звезд ИТ?


Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Власти намерены почти в 2,5 раза увеличить прием студентов на обучение в вузы по специальностям в цифровой сфере. Как и чему их надо учить?
1. Кто будет востребован в ИТ в ближайшие годы? Какие новые компетенции потребуются от ИТ-специалистов?
2. Какие базовые знания должен получать сегодня будущий ИТ-специалист в вузе? Ваше отношение к идее короткого двухгодичного образования для ИТ-техников вместо классического (бакалавр – 4 года, магистр – 6 лет)?
3. Практико-ориентированное обучение – всегда ли оно оправдывает себя?
4. Пандемия заставила вузы перейти на дистанционное обучение. Возможно ли полноценное онлайн-образование в технических вузах?
5. Классическое образование в вузах и образовательные онлайн-проекты – конкуренты или союзники?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Власти намерены почти в 2,5 раза увеличить прием студентов на обучение в вузы по специальностям в цифровой сфере. Как и чему их надо учить?

1. Кто будет востребован в ИТ в ближайшие годы? Какие новые компетенции потребуются от ИТ-специалистов?
2. Какие базовые знания должен получать сегодня будущий ИТ-специалист в вузе? Ваше отношение к идее короткого двухгодичного образования для ИТ-техников вместо классического (бакалавр – 4 года, магистр – 6 лет)?
3. Практико-ориентированное обучение – всегда ли оно оправдывает себя?
4. Пандемия заставила вузы перейти на дистанционное обучение. Возможно ли полноценное онлайн-образование в технических вузах?
5. Классическое образование в вузах и образовательные онлайн-проекты – конкуренты или союзники?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний

 

Юлия Шикова, директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» (ГК ЛАНИТ)

«Если раньше для ИТ-специалиста наличие hard skills было достаточным условием, то теперь требуются и soft skills»

Пандемия показала, что от ИТ-специалистов различного профиля во многом зависит работоспособность организации, ее способность гибко реагировать на изменения, эффективно функционировать в облачном и онлайн-режиме. Поэтому востребованность ИТ-профессионалов только растет: и программистов, и системных администраторов, и разработчиков баз данных и т. п. Однако работа в сфере ИТ, как правило, командная, требующая принятия решений, и в последнее время все больше внимания уделяется развитию гибких навыков. Если раньше для ИТ-специалиста наличие hard skills было достаточным условием, то теперь от него требуются и soft skills тоже.

Кроме того, растет спрос на профессии на стыке с ИТ и специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. Технические знания сейчас требуются многим: маркетологам, аналитикам, HR-м, финансистам. Использование технологий ускоряет многие бизнес-процессы, но для этого сотрудники должны уметь полноценно работать с программным обеспечением и полезными сервисами.

Базовые знания остались теми же, что были раньше: основы алгоритмов, базы данных, математика, теория графов, статистика и, конечно, актуальные на текущий момент языки программирования.

Двухгодичное образование для ИТ-техников – неплохой вариант, когда нужны только базовые навыки. Оно позволит начать работать, обрести опыт в профессии, определиться с последующим направлением развития. Однако такое образование ограничит возможности карьерного продвижения, и для дальнейшего роста понадобится переквалификация. В этом смысле классическое высшее образование изначально открывает перед выпускниками все дороги.

Разумеется, обучение должно быть прикладным. Это повышает шансы специалиста при устройстве на работу и значительно облегчает как вхождение в профессию, так и развитие в ней. Но это не значит, что должно пропасть фундаментальное вузовское образование, ведь без фундамента двигаться в профессии дальше невозможно.

Онлайн-образование в технических вузах вполне возможно, но при одном условии – если вуз сам технически готов к этому. Прежде всего, должны быть подготовлены педагоги, ведь чтение лекций в онлайн-формате отличается и по методике преподавания, и по получению обратной связи, и по используемым инструментам обучения. В идеале техническая база также должна быть.

Наш опыт показывает, что сочетание вузовского образования с прикладными образовательными проектами – идеальный микс. С одной стороны, студенты получают базовые знания и фундаментальное понимание ИТ-профессии. С другой – они на конкретных курсах пробуют различные инструменты и получают необходимый для трудоустройства опыт. Онлайн-проекты направлены на достижение конкретных точечных целей, получение определенных навыков и могут быть использованы как курсовая работа, например. Мы делали совместные программы с вузами и видели, что такая дуальная подготовка делает выпускников гораздо более конкурентоспособными на рынке труда.


Екатерина Аримова, руководитель отдела персонала Аванпост

«Из компетенций нам, как работодателю, хотелось бы, в первую очередь, видеть у кандидатов на младшие позиции умение самостоятельно работать с информацией»

1. В последние несколько лет среди работодателей наблюдается большая конкуренция за ИТ-персонал. И, как показывает практика, это касается любого направления ИТ: будь то программирование, тестирование, инженерия, внедрение, техническая поддержка, даже сфера управления проектами и менеджмента в ИТ. На наш взгляд, предложений о работе на рынке ИТ гораздо больше, чем специалистов.

Конечно, в первую очередь, уже на протяжении долгого времени наиболее востребованы разработчики. И, скорее всего, данная тенденция в ближайшей перспективе не изменится. Из компетенций нам, как работодателю, хотелось бы, в первую очередь, видеть у кандидатов на младшие позиции умение самостоятельно работать с информацией, – на собственном опыте убедились, что большинство молодых специалистов не владеют данным навыком.

Во-вторых, желание развиваться, которое для нас выражается в том, что сотрудник не боится задавать вопросы, не тянет с выполнением задачи, если у него есть понимание, что сам он не справится в обозначенные сроки, и в том, что если задачу он выполнил в более краткие сроки, он обращался бы за получением новой.

В-третьих, как показывает наш опыт, достаточно важными оказываются коммуникативные навыки. Мы всегда стараемся предоставлять обратную связь нашим сотрудникам об их работе. И, со своей стороны, нам бы также хотелось получать обратную связь от сотрудника: насколько ему комфортно/не комфортно в целом в компании, устраивают ли его процессы, предусмотренные в компании, принципы работы и т. п. А в условиях наблюдающейся тенденции ухода в онлайн и на дистанционную работу, умение и желание коммуницировать представляются очень ценными и важными качествами.

2. Если опять же говорить о начинающих специалистах в области разработки, то мы часто замечаем среди кандидатов, приходящих на собеседование, что они толком не разобрались даже в теории, не говоря уже о практике. Программирование сейчас развивается настолько стремительно, появляются новые технологии, языки, и молодые специалисты пытаются как можно быстрее все попробовать на практике. Хотя, с нашей точки зрения, это не очень правильно, так как, повторюсь, они еще не успели разобраться в основах. Поэтому мы при общении с начинающими специалистами все-таки обращаем внимание именно на базис (при этом он может быть теоретическим) – насколько кандидат хорошо понимает базовые вещи, какие в целом у него представления о мире программирования. А освоение на практике той или иной технологии считаем чисто практическим навыком.

Что касается нашего отношения к идее двухгодичного образования, то в целом это имеет место быть. Опять же связываем это с тем, что за несколько лет обучения вполне можно освоить основы теории, разобраться, как устроен мир и получить представление о нем. Все остальное так или иначе можно освоить только на практике. И получить конкретный опыт коммерческой разработки можно только трудоустроившись или выполняя конкретные реальные задачи, например, в рамках фриланс-проектов. И нам, как работодателю, намного проще с сотрудником, который хорошо разобрался в теории и может базовые вещи применить на практике, чем с тем, у кого в голове много разрозненных знаний, совсем не подкрепленных практическим опытом, или подкрепленных плохой практикой, когда человека приходится переучивать.

3. На наш взгляд, обучение в вузе, в первую очередь, предоставляет понимание, как правильно работать с информацией, как правильно выбирать источники информации и т. п. И, как и обсуждалось ранее, без практики никуда. И на самом деле очень здорово, что в настоящее время большое внимание в образовании уделяется выполнению реальных заданий, упражнений. Но, на наш взгляд, не стоит полностью отдавать усвоение учебных знаний на самостоятельную деятельность каждого учащегося.

4. На мой взгляд, нет. Но не потому, что это невозможно, а, скорее, потому, что наша система образования просто к этому не готова.

В данный момент многие работодатели перешли на дистанционный режим работы. И что мы наблюдаем? Оказывается, даже не все взрослые люди способны к самоорганизации и самодисциплине. Что же в этом ключе говорить о начинающих специалистах, ведь они по сути еще дети. Скорее всего, полностью дистанционно невозможно отследить тех, кому сложно в целом осваивать информацию в таком режиме, кому не хватает мотивации к той самой самодисциплине, не всегда возможно удаленно просто правильно оценить состояние своих учеников, найти к ним индивидуальный подход и т. п. Но опять же повторю, скорее, это неготовность, на мой взгляд, системы образования, так как нет целостного подхода. Плюс полностью дистанционный режим обучения предполагает исключительно онлайн-общение, что не очень хорошо сказывается на развитии тех самых коммуникативных навыков, о которых мы говорили ранее.

5. На мой взгляд, это точно должны быть союзники. Но, как показывает практика, зачастую они оказываются конкурентами. В этом ключе моя позиция заключается в том, что есть объективная необходимость менять систему образования в целом, ее принципы, подходы и методы. В данный момент уже существуют онлайн-школы, онлайн-курсы и т. п. И, я уверена, что данные образовательные программы имеют свои проверенные инструменты. Поэтому было бы здорово, если бы классическое образование также шло в ногу со временем, и тогда мы придем к тому, что они станут союзниками.


Алена Дядченко, руководитель разработки Granatum Solutions

«При подборе людей в команду мы, в первую очередь, обращаем внимание на soft skills и на готовность оперативно и самостоятельно освоить нужные навыки»

База (например, языки программирования), безусловно, нужна, но технические требования и тренды все время меняются, – поэтому я считаю, что в ближайшее время в ИТ-специалистах будут всё больше цениться гибкость и быстрота адаптации.

Что касается университетского ИТ-образования в России, то оно пока мало соответствует последним трендам и технологиям, и рекрутеры смотрят, скорее, на опыт. Ценятся те специалисты, которые уже получили реальный опыт разработки – например, в проектах с open source. У нас в команде есть сотрудники, которые участвовали в таких проектах с 12 лет и оканчивали университет уже с 8-летним практическим опытом.

Дистанционное образование в российских школах и вузах пока устроено не очень хорошо: у педагогов нет нужной практики и наработанных онлайн-программ, а просто вещания в формате вебинара для эффективного обучения недостаточно. В целом самообучение для ИТ-сферы достаточно привычно. Я считаю, что студенты больше готовы к онлайн-образованию, чем преподаватели, и ориентированы, скорее, не на формальное обучение, а на получение реальных знаний и навыков. По моему мнению, классическое образование в вузах и образовательные онлайн-проекты вполне могут выступать как союзники. Высшее образование чаще всего получают «для корочки» и некой базы, на которую потом нанизываются конкретные знания из разных источников, – в том числе и из онлайн-программ.


Александр Бочкин, генеральный директор Инфомаксимум

«Онлайн-образование, может быть, и возможно. Но готовы ли мы к этому?»

1. Возьмем за основу три подтвержденных факта:

  • ИТ – это не только разработка и программирование;
  • спрос на ИТ растет в геометрической прогрессии;
  • компании готовы брать даже junior-специалистов ИТ – очень быстро развивающаяся сфера.

Можно сказать, что в ближайшее время самыми актуальными профессиями в этом направлении будут:

Data Scientist. Такие специалисты исследуют огромные массивы данных, находят в них связи и закономерности, на их основе создавая прогнозную модель.

Data Engineer. В обязанности «дата-инженера» входят подготовка надежной инфраструктуры для данных и совершенствование и поддержка модели, созданной data scientist. Иными словами, внедрение ее в продакшн.

Бизнес-аналитик. В отличие от двух предыдущих направлений, основная работа идет уже с созданными инфраструктурой и базами данных. При помощи инструментов бизнес-анализа специалист такого профиля исследует потребности компании, специфику ее деятельности, определяет проблемы бизнеса и предлагает сценарии их разрешения. К слову, о первом пункте про ИТ и программирование, – именно у бизнес-аналитиков часто нет опыта в программировании. Это направление довольно широкое, сюда относят и «классических» бизнес-аналитиков, и системных, и финансовых, и продуктовых. Некоторые относят сюда же и Data Scientist.

Fullstack Developer. «И швец, и жнец, и на дуде игрец» – такой сотрудник разбирается и во фронтенд-, и в бэкенд-разработке, будучи способным выполнить все этапы создания программного решения. При этом необязательно быть экспертом во всех сферах и тонкостях, но накопленные знания и навыки обеспечивают ему широкий спектр используемых технологий, используя которые он способен самостоятельно реализовать проект.

Сюда же можно отнести и направления DevOps, Artificial intelligence, Internet of Things, Information security. С таким прогнозом согласны и аналитики CNews Analytics, определившие, что больше всего отечественные заказчики возлагают надежды на аналитику больших данных, искусственный интеллект и облачные решения. Крайне полезными (необходимыми) будут сами навыки разработки, знание инструментов для работы с большими данными и виртуальными инфраструктурами данных, базами данных.

2. Без профильных базовых по-прежнему никуда: алгоритмы, методологии программирования, паттерны проектирования, структуры данных. Изучить ООП с нуля самостоятельно – сложно, и помощь преподавателя будет как нельзя кстати. Кроме того, нельзя забывать о soft skills: гибкость, умение коммуницировать и слушать, работать в команде, навыки презентации и организации собственного времени. Знание английского всегда будет актуальным. И, конечно, необходимо учиться думать логически и аналитически: понимать и анализировать каждый шаг выполнения той или иной задачи, уметь объяснить принятое решение, действовать последовательно и системно. Я – приверженец классической системы обучения. Два года, считаю, все-таки слишком мало для полноценного становления специалистом. Университет – это возможность получить полноценные фундаментальные знания, развить практические навыки и тем самым подготовиться к решению наиболее сложных задач в программировании.

3. Можно всю жизнь изучать программирование, но если вы не знаете, как написать код, то будете ли вы программистом? В ИТ важно не только ЗНАТЬ, важно УМЕТЬ. Поэтому в данном случае – да: практико-ориентированное вполне оправдано.

4. Онлайн-образование, может быть, и возможно. На самом деле, это отличная возможность избавиться от географических и финансовых рамок, подчинить и себя, и себе учебный процесс, самостоятельно выбирая темп и режим учебы. Но готовы ли мы к этому? Многим будет сложнее организовать себя – это факт. Кроме того, теряется ценность личных коммуникаций как с сокурсниками, так и преподавателями.

5. Однозначно союзники. Главное, чтобы как за классическим образованием, так и образовательными проектами стояло получение реальных скиллов и прокачка практических навыков.


Андрей Малыгин, технический директор Granatum Solutions

«Уверен, что онлайн-проекты могут и должны быть союзниками классического образования, нужно просто грамотно смиксовать их в стратегии развития»

1. Очевидный тренд последних лет – data science: большие базы данных, которые компании успели накопить, требуют тщательного научного анализа. Нужны инженеры, способные использовать существующие модели, выявлять интересные закономерности, давать бизнесу новую полезную информацию. Не самый очевидный тренд: от ИТ-специалистов будет требоваться больше гибкости и больше soft skills – сейчас в вузах не учат этому совсем.

Я вижу, что самые востребованные разработчики отлично проявляют себя и в плане взаимодействия, общения, погружения в среду, работы с командой – такие толковые ребята и дальше будут пользоваться спросом. Если посмотреть на этот вопрос шире, мне кажется, что в ближайшем будущем все станут в какой-то мере айтишниками: базовые навыки программирования и работы с данными должны будут присутствовать у любого специалиста. Например, аналитик, который не умеет обращаться с данными или составлять базовые алгоритмы, вряд ли долго продержится на рынке труда.

2. Я за короткое образование и считаю, что 5-6 лет в вузе для получения базовых знаний и навыков – это неоправданная трата времени. Вузовское образование само по себе не гарантирует работу по специальности, и ИТ не исключение: на моем потоке по специальности «Прикладная информатика в юриспруденции» мехмата Саратовского университета в программирование в итоге пошли всего трое ребят из 25, и то только потому, что мы сами искали для себя дополнительные курсы и стажировки.

Что касается базовых знаний, то ИТ-специалисту, конечно, нужна хорошая фундаментальная математика, но ее следует подавать не так, как если бы студент собирался всю жизнь посвятить анализу «теории идеалов», а все-таки с прицелом на его будущую профессиональную деятельность. В остальном всё зависит от направления: системному администратору, архитектору или фронтенд-разработчику нужны разные знания. И еще раз повторюсь о необходимости soft skills и навыков работы в команде и коллаборации. Время программистов, которые прячутся от окружающего мира, генерят гениальные идеи в одиночестве и получают еду под дверь, уходит в прошлое.

3. Да, именно таким и должно быть обучение – при условии, что оно грамотно выстроено. Поэтому нужно приглашать в качестве преподавателей как можно больше практиков, которые работают с реальными проблемами. Фундаментальные науки тоже важны, но их гораздо проще понять, если ты сразу применяешь абстрактные знания на практике. Мой пример: я пять лет очень глубоко изучал математику, но после университета у меня из головы все выветрилось, потому что эти знания были мне не нужны. А когда начал заниматься data science, весь курс пришлось практически проходить заново, – но теперь я четко понимал, зачем и для чего. Базовый фундамент, конечно, пригодился, но было бы гораздо полезнее, если бы он и подавался изначально под практическим углом.

4. На эту тему я много спорил со своим научным руководителем, который очень скептически относится к онлайн-обучению в технических вузах и считает, что оно не дает нужного уровня дисциплины, фокусировки и включенности в работу. Однако я считаю, что технически любое образование в онлайне возможно, его просто надо грамотно организовать. В период пандемии многим вузам пришлось столкнуться со срочным переходом в онлайн, когда они были к этому не готовы. В результате появилось много «костыльных решений» в не самом идеальном исполнении. Но дело в том, что усадить профессора перед монитором, заставить его начитать курс на камеру, обязать студентов этот курс прослушать и потом протестировать их – это не онлайн-образование. В онлайне курсы должны быть структурированы совершенно по-другому, работу нужно строить с применением новых техник и методик, только тогда все получится! Безусловно, многое зависит и от самого студента и уровня его мотивации, – но это одинаково актуально и для онлайн, и для офлайн-образования.

5. Я считаю, что классическое образование будет постепенно отмирать. Сейчас вузов очень много, в будущем останется ограниченное их количество для людей, которые хотят заниматься фундаментальной наукой, а остальное образование уйдет в онлайн – это дешевле и проще. Важно, чтобы онлайн-проекты не экономили при этом на качестве и удерживали высокие стандарты. Вместе с тем, я уверен, что онлайн-проекты могут и должны быть союзниками классического образования, нужно просто грамотно смиксовать их в стратегии развития.

Приведу пример. Я составлял стратегию развития для Саратовского университета, в котором исторически очень сильно ИТ-направление. Вуз готовит классных программистов, но региональный рынок студентов очень ограничен. Грамотно выстроенное онлайн-обучение именно по этому направлению помогло бы университету привлекать учащихся из других городов без необходимости переезда и проживания в общежитиях – и за счет этого повысить свою конкурентоспособность на федеральном уровне.


Вячеслав Логушев, директор направления ИТ-сервиса и аутсорсинга компании X-Com

«Растущая потребность в практиках может привести к появлению новых профессий на стыке бизнеса, науки и ИТ, в то время как ряд старых постепенно исчезнет»

1. В обозримом будущем на рынке труда будут широко востребованы профессионалы в области агрегирования и анализа больших данных, BI-решений, систем автоматизации бизнес- и производственных процессов. В крупных информационно-технологических компаниях неизбежен рост спроса на разработчиков сред виртуальной реальности, робототехники, искусственного интеллекта и машинного обучения, интернета вещей, а также экспертов в области прикладного применения новых технологий. Растущая потребность в практиках может привести к появлению новых профессий на стыке бизнеса, науки и ИТ, в то время как ряд старых постепенно исчезнет. Роль традиционных ИТ-специалистов также трансформируется. Например, по мере того как искусственный интеллект будет проникать в ассортимент традиционных приложений, всё больше элементов интеллектуальной седы будут взаимодействовать между собой. И возникнет потребность в специалистах, владеющих общей картиной и умеющих объединять разрозненные интеллектуальные приложения в единый «корпоративный мозг».

2. Многое зависит от специализации студента и его профессии. В общем случае это – знание английского языка на уровне Intermediate и выше, знание основных операционных систем, в том числе *nix-based, Active Directory, основ виртуализации, гипервизоров, сетевых технологий, систем резервного копирования и основ ИБ. После изучения основ всего перечисленного должны начинаться специализации и углубленным теоретическим и практическим изучением одного или нескольких блоков. Что касается идеи двухлетнего образования – вопрос в том, что последует за ним. Если, получив базовые знания в вузе, выпускник продолжит обучение в качестве стажера в крупной ИТ-компании с устоявшейся практикой адаптации и развития персонала, – данный подход может иметь право на жизнь. Классическое же образование дает хороший теоретический фундамент, на который молодому специалисту необходимо будет делать «надстройку» в виде навыков прикладного применения полученных знаний.

3. На мой взгляд, да. И российской системе образования этого очень недостает. Технологии с каждым годом становятся сложнее, по учебникам их прикладному применению и развитию научиться нельзя. Бизнесу нужны практики, а инвестировать в обучение и адаптацию выпускников готов далеко не каждый. Если в советское время студенты проходили производственную практику, по окончании вуза распределялись на предприятия, где действовал институт наставничества, то сегодня выпускники попадают на свободный рынок труда. И хорошо, если у них получается устроиться по специальности на стартовую позицию. Но опытных специалистов на всех тоже не хватает: дефицит квалифицированных кадров – многолетняя головная боль российской ИТ-индустрии. Для подготовки кадрового резерва высокотехнологичные компании открывают собственные кафедры, научно-исследовательские лаборатории или отдельные образовательные блоки в рамках общей учебной программы. А наиболее талантливые студенты приглашаются на работу еще во время учебы.

4. Как бы ни развивались технологии, онлайн-обучение не заменит традиционного очного формата. Для повышения квалификации состоявшегося специалиста дистанционная форма обучения возможна, но когда речь идет о базовом высшем образовании в ИТ, – полностью отказываться от очной формы обучения, на мой взгляд, не стоит, так как это приведет к снижению эффективности образовательного процесса.


Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»

«Только классическое образование – неактуально, только практика – слишком узко. Правильный баланс этих подходов – хорошая задача для системы образования в ИТ»

1. Цифровизация – процесс повсеместный и ускоряющийся, поэтому разработчики востребованы на рынке труда постоянно. И чем дальше будут развиваться решения, тем больше станут актуальны специалисты на стыке предметной области и ее автоматизации. Такие люди должны знать, как устроены процессы и какими методами их можно оцифровать. Таким образом, будут усиливаться роли product owner, business owner, product manager и т. п.

2-3. Выучить язык программирования и набить руку на кодировании – для этого и два года много. Сегодня с задачей погружения специалистов в ИТ-отрасль справляются различные курсы.

Высшее образование больше помогает понять и разобраться в предметных процессах – физике (в том числе для виртуальной или дополненной реальности), экономике, логистике, фармацевтике, биоинженерии и др. Автоматизация и сопровождение простых процессов будет требовать меньше человеческой деятельности, а специалист будет нужен для работы над нетривиальными процессами.

Другими словами, понятие ИТ-специалиста будет и дальше размываться. Уже сегодня не используются понятия «компьютерщик» он же «программист». Есть разработчики, есть сисадмины, ИБ-специалисты. Но даже их роли рано или поздно трансформируются.

Таким образом, только классическое образование – неактуально, только практика – слишком узко. Правильный баланс этих подходов – хорошая задача для сегодняшней системы образования в ИТ.

4. Почему нет. Сейчас у всех студентов есть возможность выбрать для себя подходящую форму обучения – очную, заочную, в формате онлайн. Также эффективным мне видится комбинирование всех подходов. Например, чтобы лекции от лучших преподавателей можно было слушать удаленно, а на семинарах учиться очно. Другое дело, что никто особо не развивал этот формат до пандемии, а сейчас, думаю, мы увидим новые интересные инициативы и стартапы в этой области.

5. Образование – это то, что останется у вас после того, как выветрятся все знания. Классическое образование не столько дает какую-то информацию, сколько формирует методы мышления, кругозор и возможность приобретения новых знаний, в том числе через онлайн-проекты, курсы и т. д.

Многие представляют себе разработчиков ПО или системных администраторов. Для такой работы требуется развитое левое полушарие мозга (логическое мышление). Хотя особо усидчивые могут продвинуться в этом направлении и без «вышки». Но людям, которым чужда логика, будет трудно работать в таких ролях.

С другой стороны, в ИТ довольно много дизайнеров: 2D, 3D, проектировщики интерфейсов, UX и т. д. Здесь, наоборот, важнее творческая составляющая и воображение. А освоить средства проектирования и дизайна совсем не сложно. Сюда же, скорее, относится диджитал промо, онлайн PR и реклама.

Но самое главное, что в настоящее время идет цифровая трансформация практически всех традиционных отраслей. ИТ приходит и становится ключевым конкурентным преимуществом в любой деятельности. Соответственно, самое перспективное – это работать над автоматизацией традиционных и востребованных индустрий. Названия таких индустрий строятся по схеме Отрасль+tech: Martech (автоматизация маркетинговой деятельности), fintech (цифровые процессы в банках и финансах), foodtech (роботизация и доставка еды) и т. д.


Андрей Бороздюхин, директор филиала Bell Integrator (Саратов)

«Требуется строить учебный процесс по курсу информатики и специальным ИТ-дисциплинам, используя так называемый проблемно-ориентированный подход к обучению»

1. Хотя количество айтишников постоянно растет, потребности рынка труда в области ИТ в ближайшие 5–10 лет вряд ли будут удовлетворены. Можно выделить несколько основных направлений, которые испытывают острый кадровый голод: Data scientist, BigData, DevOps, нейронные сети, Интернет вещей/IoT, VR/AR.

Если говорить об ИТ-спе­циаль­ностях, то это: фронтенд-разработчики, Java-разработчик, Pithon-разработчики, тестировщики, DevOps-инженеры. Как правило, работодатели предъявляют к работникам квалификационных требований значительно больше, чем компетенций, которые студент приобретает в вузе. Одним из качеств, которым должен обладать ИТ-специалист, – это способность к самообучению. Для ИТ-специалистов также необходимо: уметь работать в команде, участвовать в коллективной разработке, организовывать взаимодействие коллективов разработчика и заказчика, знание принципов и методов управления малым коллективом, способность выстраивать логику рассуждений и высказываний, основанных на интерпретации данных, способность разрабатывать методы решения нестандартных задач. ИТ-специалист должен быть шире рамок ИТ. Нельзя замыкаться в своей основной компетенции, независимо от того, кем ты являешься: разработчиком, техническим архитектором или сотрудником группы мониторинга.

2. Высшее образование делится на две ступени – МСКО 5А (полное высшее образование) и МСКО 5В (основное высшее образование). МСКО 5А основано на программах, связанных с серьезной теоретической подготовкой, например, магистратура. МСКО 5В характеризуется в основном получением практических навыков и прикладных знаний, что дает возможность выпускникам сразу работать разработчиком программного обеспечения. Это бакалавриат. Именно эти выпускники составляют основной штат программистов в большинстве компаний. На сегодняшний день значительное количество должностей (до 50 %) персонала в сфере ИТ не требуют высшего образования. Это младшие специалисты. Их нужно обучать так же, как и бакалавров, просто в меньшем объеме, но должно быть больше практики. Это должна быть первая ступень подготовки ИТ-специалиста.

3. Требуется строить учебный процесс по курсу информатики и специальным ИТ-дисциплинам, используя так называемый проблемно-ориентированный подход к обучению. Учащиеся начинают активно интересоваться предметом, когда возникает реальная необходимость решить ту или иную задачу – естественно, интересную и актуальную. Одной из наиболее известных разновидностей является проектный подход, который, в свою очередь, является одним из методов практико-ориентированного обучения. И для этого учащегося должны научить не только теоретическим представлениям, но и тем вещам, которые нужны бизнесу. И даже не на практике, а именно практическим вещам. Этот подход знаком многим преподавателям и организаторам обучения. И именно в применении к информационным технологиям он дает прекрасные результаты.

4. Наверное, я воспитанник старой школы образования, и считаю, что полноценно заменить очное общение с преподавателем невозможно, особенно в технических направлениях.

5. Однозначно союзники. Что касается вузов: во-первых, в вузах дается классическое образование, базовые знания по фундаментальным предметам и computer science, необходимые в профессиональной деятельности. Оно и позволяет развиваться и повышать свою квалификацию.

Во-вторых, тут даются практические навыки (проектирование, разработка ПО, БД, управление процессами, проектами и т. д.) в рамках своей специализации. Образовательные онлайн-проекты, в свою очередь, дополняют вузы и позволяют повышать свою квалификацию по отдельным направлениям computer science, дают новые точки роста в развитии сотрудника.


Даниил Вершинин, старший технический специалист Polarr, Inc

«Практико-ориентированное обучение оправдано только в случаях, когда инженер работает над программными задачами, а не над принятием решений»

1. В ИТ-сфере будут востребованы специальности, связанные с данными и их обработкой. Современные компании стремятся подкреплять все свои действия и планы конкретными метриками, поэтому специалисты по данным становятся все более и более востребованными. Специалисты по нейронным сетям также до сих пор пользуются особенной популярностью, однако именно ориентация на фактические данные – это то, чему придется научиться каждому инженеру в ИТ.

2. Двухгодичное образование полезно, если оно направлено на конкретную специальность. Допустим, за два года вполне возможно обучить фронтенд-разработчика или бэкенд-специалиста, однако сложнее за тот же срок дать человеку знания о построении нейронных сетей и их применении на практике.

3. Практико-ориентированное обучение оправдано только в случаях, когда инженер работает над программными задачами, а не над принятием решений. Такой подход позволяет обучить специалиста по написанию кода по конкретной задаче, однако никогда не научит специалиста решать системные и сложные задачи самостоятельно без надзора специалиста более высокого уровня.

4. Полноценное онлайн-обучение возможно и оно так или иначе давно уже происходит в мире, хотят того в вузах или нет.

Вся информация уже десяток лет доступна онлайн на тысячах бесплатных ресурсах на русском и английском языках; мировые университеты выкладывают свои лекции по ИТ совершенно бесплатно.

Поэтому люди, которые хотят научиться чему-то в сфере ИТ, уже давно занимаются этим самостоятельно. Переход на онлайн-форму обучения де-факто закрепляет ранее появившиеся виды образования.


Зураб Белый, руководитель практики Java компании «Рексофт»

«На рынке всегда нужны “руки”, причем их нужно намного больше, чем “творцов”»

1. В ближайшие несколько лет наиболее востребованными будут DataSince-специалисты, также большим спросом будут пользоваться специалисты с навыками в сфере высоких нагрузок. Количество данных стремительно растет, поэтому в первую очередь нужно обеспечивать их бесперебойную и быструю передачу, а те, кто научатся обрабатывать эту информацию лучше других, станут крайне востребованными специалистами. Отсюда и ожидаемый рост спроса на специалистов, умеющих правильно работать с данными.

Также увеличится внимание к проблемам машинного обучения и нейронным сетям. У этой сферы очень высокий потенциал. Практически каждый день можно видеть новости о достижениях в этой области, но возможности там по-настоящему неисчерпаемые. Можно смело начинать карьеру именно здесь. Еще одним – уже довольно старым трендом – является мобилизация. На рынке появляется все большее количество носимых устройств. Спрос на мобильных разработчиков растет. Сегодня многие сервисы в первую очередь выпускают мобильные решения, а затем веб-версии. Это направление ИТ в ближайшие годы будет продолжать развиваться высокими темпами, и сейчас еще есть возможность запрыгнуть в этот поезд.

Немного в стороне располагается ниша IoT. Тренд на умные устройства, дома, производства и даже города неуклонно растет, значит и специалистов потребуется больше. Это не настолько популярная сфера, как предыдущие, но потенциал у нее ничуть не меньше.

2. Высшее образование предполагает использование знаний в исследовательской сфере, создание решений на стыке разных компетенций. ИТ-специалисты же в большинстве своем не выполняют инженерных функций. Разработка ПО сегодня – сборка конструктора на скорость. Например, вся веб-разработка состоит в использовании двух-трех фреймворков и правильном комбинировании их возможностей. Задачи типовые, а решения хорошо проработаны. Разработчики соревнуются уже не в знаниях, а в скорости. Часто это обычная станочная работа, не требующая высшего образования. В своей практике я видел специалистов, которые без опыта и знаний приходили на стажировку, а через три месяца уже были в полной мере готовы к работе. Для таких случаев двухгодичное образование вполне подходит как аналог техникума. Там расскажут, какие есть инструменты, как ими пользоваться и что с их помощью можно сделать, будь то язык программирования, библиотека или фреймворк. В вузе же стоит углубиться в области, где требуется научный подход, исследования и открытия, а также работа на стыке технологий.

Для перспективных направлений нужны инженеры и ученые, а не станочники. Студентам нужно преподавать фундаментальные знания всех направлений ИТ-сферы, но делать упор на перспективных технологиях, таких как работа с данными, машинное обучение и встраиваемые решения. Не стоит забывать и о «железной» стороне, писать код нужно для чего-то, а проектирование и разработка сложных устройств задача совсем нетривиальная, требующая качественного высшего образования.

3. На рынке всегда нужны «руки», причем их нужно намного больше, чем «творцов». Если рассматривать идею с двухгодичным образованием, то практико-ориентированность тут будет обязательна. С другой стороны, тратить 4-6 лет на обучение и затем идти писать мобильные приложения по шаблону – пустая трата времени, этому можно научиться за полгода на специализированных курсах.

4. В любом виде обучения – дистанционном или очном – очень многое зависит от студента. Я не вижу смысла в очном образовании, если это простая лекция. Собираться в одной аудитории целесообразно для эксперимента или опыта, где требуется физический контакт. Для практических занятий при необходимости использовать оборудование, которого нет дома. Во всех остальных случаях нет никакой разницы – слушаешь ты преподавателя в аудитории или смотришь запись. Во втором случае, наоборот, можно применять эффекты и грамотный монтаж для намного более эффективной подачи материала. Есть единственное условие: при удаленном обучении должна быть возможность в определенное время лично пообщаться с преподавателем для выяснения некоторых вопросов, получения комментариев и обмена мнениями.

5. Классическое образование должно давать фундаментальные знания, заправленные небольшим количеством практики, в то время как курсы, наоборот, направлены на создание практических навыков с небольшим добавлением теоретических основ. С этой точки зрения вуз и онлайн-платформа не конкурируют, а дополняют друг друга. У них совсем разные цели и аудитория, а на выходе разные специалисты, подготовленные под разные ниши на рынке.


Оксана Селендеева, CEO школы программирования для детей CODDY

«На мой взгляд, полноценное дистанционное образование для программистов вполне возможно. Мы в этом убедились на собственном примере»

В ИТ-индустрии наиболее перспективными направлениями считаются машинное обучение, работа с Big Data, создание smart-устройств и мобильная разработка. Каждый год растет количество людей, пользующихся мобильным Интернетом. Согласно исследованию агентства We Are Social и сервиса Hootsuite, в прошлом году в мире было 5,11 миллиарда уникальных мобильных пользователей – на 100 миллионов больше, чем в 2018 году. Поэтому популярность мобильных приложений будет только увеличиваться.

Так называемые «умные» устройства – часть интернета вещей, к которому мы стремительно приближаемся. И те, кто смогут создавать smart-устройства, подключенные к сети умного дома или города, будут очень востребованы.

Машинное обучение и работа с Big Data – это то, что становится всё более актуальным для компаний и государств. Человечество накопило огромный объем данных, на основании которых отдельному человеку можно делать уникальные предложения продуктов или услуг. С помощью данных можно влиять на поведение человека или контролировать его. Понятно, что будущее – за такими возможностями и за людьми, которые смогут ими управлять.

Программистам, которые хотят «быть в тренде», понадобится владение несколькими языками программирования, серьезные знания в области математического анализа и статистики, основ машинного обучения, а также текстовой аналитики. Помимо этого, зачастую следует иметь представление о бизнес-процессах. Востребованный программист совершенно точно должен обладать не только знаниями по программированию, но и по другим дисциплинам.

Чтобы будущий студент мог осознаннее подойти к выбору профессии, он должен попробовать себя в этой сфере еще до поступления в вуз. Только так можно понять, какая область программирования увлекает больше всего. В школе CODDY мы предлагаем ученикам выбор из 75 дисциплин. К моменту поступления в вуз они уже не только имеют представление о будущей профессии, но и имеют свои реализованные проекты. Мне кажется, что так меньше шансов, что после окончания вуза выпускник разочаруется в выбранной специальности.

Думаю, что обучение в вузе для программистов – это лишь одна из ступеней их образования. Программист, который хочет быть востребованным и, как следствие, много зарабатывать, должен будет учиться постоянно. И – самостоятельно. Это необходимо, чтобы соответствовать возникающим трендам и запросам рынка. Поэтому сокращение сроков обучения в российском вузе лишь приблизит целеустремленных студентов к реализации в профессии и дальнейшему самообразованию.

Переход технических вузов на дистанционное обучение не должен стать большой проблемой для образовательного процесса, если у студентов есть дома хорошие персональные компьютеры и стабильный Интернет. Впрочем, те же требования применимы и к преподавателям. Помимо этого, вуз должен составить адаптированную для «удаленки» учебную программу, прописать инструкции для преподавателей, а также выбрать надежную площадку для занятий. На мой взгляд, полноценное дистанционное образование для программистов вполне возможно. Мы в этом убедились на собственном примере – учащиеся школы CODDY занимались из дома всю весну и начало лета. Проблем с освоением учебного материала и выполнением проектных работ почти не было. Когда речь идет не о детях, а о студентах, то, как мне кажется, подобные сложности практически исключены. Студенты сильнее мотивированы результативному обучению, и они более дисциплинированы, чем школьники.


Константин Чумаченко, генеральный директор NGENIX

«Мода на языки и методы программирования регулярно меняется, а целью вузовского образования должны быть знания, остающиеся актуальными долгое время»

1. Учитывая темпы цифровизации различных сфер экономики и текущий дефицит кадров, государству понадобятся ИТ-специалисты самого различного профиля. Важнее то, что нужно развивать не только компетенции, связанные с программированием, но и наращивать ИТ-компетенции в других профессиях – в ближайшие годы потребуется оцифровать все, что еще не оцифровано. Цифровизация коснется самых различных сфер, и люди, создающие и использующие новые продукты в этих сферах, должны понимать, как они могут применять ИТ.

Это, например, объясняет растущий интерес к платформам low code/no code – их применение ускоряет запуск новых продуктов за счет отказа от обширного штата разработчиков, найм которых сейчас длится меся­цами.

Государству понадобятся как высококвалифицированные ИТ-кадры для разработки PaaS-сервисов, так и компетентные специалисты, кто будет пользоваться SaaS-решениями на основе low code/no code. Другими словами, государству надо готовить как тех, кто создает сервисы, так и тех, кто этими сервисами пользуется.

2. Мода на языки и методы программирования регулярно меняется, а целью вузовского образования должны быть знания, остающиеся актуальными долгое время. К таким, например, относятся логика, алгоритмы, статистические и вычислительные методы.

Фундаментальное образование позволяет ИТ-специалисту постоянно обучаться и развиваться в соответствии с требованиями времени. Краткосрочное обучение будет полезно для развития узкоспециальных навыков, для быстрой переквалификации кадров из других отраслей, оно может помочь успевать за быстрыми изменениями в мире ИТ.

3. В случае с ИТ – абсолютно. Во многих вузах практикуется работа учащихся над проектами и их защита вместо традиционных дипломов или курсовых работ – это мотивирующий и практический подход к нарабатыванию студентами нужных в ИТ-профессии компетенций. Даже при найме джуниор-специалистов многие работодатели просят соискателя показать свой репозиторий на Github или рассказать о своем pet project – собственном проекте, который кандидат делает «для души», чтобы практиковаться. Так компании могут оценить качество кода или навыки решения нестандартных задач и нередко выказывают предпочтение соискателям, умеющим на примере показать, на что они способны.

4. Онлайн-образование вполне подходит студентам ИТ-специальностей – они работают с данными и кодом, у них нет необходимости практиковаться на производстве и непосредственно находиться в лаборатории или на заводе. Сегодняшние студенты эффективнее общаются в онлайн-среде, чем иногда в реальном мире – в учебные заведения уже поступили digital natives (поколение, с рождения имеющее доступ к цифровым технологиям). Также этот сценарий органичен, если учесть стереотипную интроверсию, свойственную людям, интересующимся программированием и ИТ.

5. Если отталкиваться от парадигмы, что в обучении на ИТ-специальность важны как фундаментальные точные науки, так и прикладные, эти два подхода не конкурируют, а, скорее, должны дополнять друг друга. Классическое фундаментальное образование должно дать студенту основу для получения компетенций и выбора направления для дальнейшего развития, в то время как образовательные онлайн-проекты позволяют получить дополнительные навыки по различным направлениям.


Евгения Корыщенко, старший менеджер по персоналу компании DBI

«В идеале соотношение теории и практики должно быть 30:70, так как лучшая учеба – это учеба “в бою”»

1. Сейчас мы наблюдаем диджитализацию всех отраслей. Всё больше компаний переходят к автоматизации процессов, внедряют новые технологии (Big Data, Blockchain, облачные технологии). Также больше внимания стали уделять кибербезопасности. Ее актуальность будет только возрастать. В ИТ будут востребованы не только ИТ-специалисты, но и представители других профессий, которые смогли интегрироваться в современные реалии. Сегодня можно наблюдать такие «интеграции». Например, маркетологи стали digital-маркетологами. Даже кассирам в магазинах нужна ИТ-грамотность, так как сейчас везде внедрены современные системы.

2. Будущему ИТ-специалисту необходимо уметь постоянно учиться. ИТ – это не про то, что однажды выучил какую-то технологию и спокойно работаешь. Эта область постоянно развивается, и, чтобы быть востребованным, необходимо постоянно учиться и совершенствоваться. Нельзя забывать про английский язык: этот навык для ИТ-специалиста очень важен. Плюс необходимо изучать базовые знания под те направления, которые вы рассматриваете для дальнейшего развития.

Что касается двухгодичного образования, нельзя ответить однозначно. В целом, это возможно. Бывают действительно талантливые студенты, которые и после первого, и после второго курса уже готовы и могут работать. Как правило, таких «звезд» ИТ-компании замечают очень быстро и также быстро забирают их к себе.

3. Нельзя делать упор исключительно на теорию или исключительно на практику. Необходимо соблюдать баланс. Должна быть теоретическая база и актуальная практическая часть. В идеале соотношение теории и практики должно быть 30:70, так как лучшая учеба – это учеба «в бою». К счастью, многие вузы понимают важность практики, и сейчас появляется все больше мероприятий/проектов совместно с ИТ-компаниями, где студенты могут получить практические навыки. Наша компания принимает участие в таких мероприятиях, где мы предлагаем свои кейсы, а наши специалисты делятся своим опытом со студентами на мастер-классах.

4. В современном мире созданы все условия для того, чтобы перейти в онлайн, в том числе и вузам. И во время пандемии все это поняли. Другой вопрос, что это произошло внезапно и вузам, вероятно, было сложно перестроиться. Если уделить этому вопросу достаточно времени, подстроить программу, то это вполне возможно. К тому же студентам будет легче совмещать учебу с работой, так как большинство начинает работать со 2–3-го курса.

5. Скорее союзники, чем конкуренты. Несмотря на то, что вузы начали внедрять совместные проекты с ИТ-компаниями, где студенты получают практику, стоит отметить тот, факт, что в вузах преобладает теоретическая часть, и она не всегда актуальная. Это понимают и студенты, и работодатели. Что касается онлайн-проектов, то здесь дают актуальные знания по актуальным направлениям. И, что немаловажно, студенты получают много практики. Если рассматривать вузы и онлайн-проекты в тандеме, то в вузе студенты могут получить фундаментальную базу, а в онлайн-проектах восполнить пробелы и заняться практикой.


Галина Котова, руководитель группы по подбору персонала REG.RU

«Если вы хотите успешно работать в ИТ, стоит постоянно обновлять свои знания и быть готовым к изменениям»

 

1. ИТ – это довольно широкая сфера и для начала будущему студенту важно определиться, в каком именно направлении он хочет развиваться. Наиболее востребованы сейчас веб-разработка, мобильная разработка, искусственный интеллект, облака.

2. Вуз может помочь, дав базовые знания, от которых студенты далее будут отталкиваться, выбирая специализацию. Например, если начинающий ИТ-специалист выбирает веб-разработку, то ему, в первую очередь, важно понимать, как устроен Интернет: работа с DNS, сетью, взаимодействие на сетевом уровне. Это позволит понять, как пользователи взаимодействуют с различными веб-приложениями, мобильными устройствами.

Однако всё большую роль играют soft-компетенции студента. Работа в ИТ-отрасли предполагает непрерывное развитие, так как сфера постоянно меняется, появляются новые инструменты и даже новые области знаний. Поэтому, если вы хотите успешно работать в ИТ, стоит постоянно обновлять свои знания и быть готовым к изменениям.

Также в любой сфере будет много различных взаимодействий с людьми, нужно уметь налаживать экологичные коммуникации.

От этих же компетенций зависит и качество образования: база закладывается не только в вузе, но и при самостоятельном изучении материала, отработке на практике.

5. Скорее всего, не стоит сравнивать образование в вузах и образовательные онлайн-проекты, так как часто они имеют разные методы.

Однако финальный профит, который принесет то или иное образование, опять же зависит от студента, как он эти знания применит в дальнейшем.


Дмитрий Новиков, директор по развитию бизнеса компании «Системный софт»

«Оптимальный вариант – с самого начала обучения оттачивать практические навыки, проходить всевозможные стажировки»

1. Можно предположить, что в ИТ будут востребована специальность аналитика Big Data, потому что сейчас для создания и поддержания цифровых продуктов самого разного толка нам требуется все больше данных. И чтобы работать с ними, нужны определенные навыки: знания основ статистики, математического анализа, теории вероятностей, линейной алгебры, корреляционного и регрессионного анализа и других математических дисциплин. Разумеется, также потребуется много разработчиков: всеобщая цифровизация требует создания и поддержания различных систем. Будут востребованы и DevOps, так как появляется много узкоспециализированных решений, с которыми нужно уметь работать, и очень важными становятся автоматизация, тестирование и быстрый выпуск в эксплуатацию приложений.

Следующие несколько лет, интенсивнее остальных, будут развиваться два направления. Первое – процессы, связанные с работой мозга, физика и всё, что связано с квантовыми вычислениями. Второе – прикладное ИТ (фарма, сельское хозяйство и т. д.). Среди навыков, которые потребуются ИТ-специалистам, – умение быстро учиться и обрабатывать много информации, креативность для формулировки гипотез и нестандартного решения задач.

2. За два года вложить «обязательный» объем знаний просто невозможно. Если ты не знаешь «основ» профессии, то быстро обучаться и применять это виртуозно, ты не сможешь. Поэтому, мне кажется, что нужно идти классическим путем: уделять внимание обязательным дисциплинам, учить ребят, как работают алгоритмы, как они исполняются в программных инструкциях и уже далее подниматься выше. Более того, есть целый пласт знаний, которые не относятся напрямую к специальности, но дают человеку фундамент, который необходим для полноценной работы. Только так можно получить специалиста действительно высокого уровня, который способен решать системно сложные задачи, находить новые возможности. И который, при необходимости, сможет быстро переквалифицироваться.

3. Это действительно один из самых важных подходов. Потому что помимо понимания самой теории ИТ-специалисту очень важно оттачивать эти знания на практике. Отрасль ИТ очень подвижная, крайне важна скорость, поэтому оптимальный вариант – с самого начала обучения оттачивать практические навыки, проходить всевозможные стажировки.

4. Здесь все зависит от человека: и от студента, и от преподавателя. Не все студенты могут самостоятельно организоваться и учиться удаленно. Не все преподаватели могут эффективно работать без реальной обратной связи от студентов. Но если убрать все эти эмоциональные и личностные составляющие и посмотреть на технологии, то они, безусловно, дают возможность работать и практически полноценно учиться удаленно в технических вузах. Почему все-таки «почти»?

Лабораторные работы далеко не все можно делать удаленно, а это важная часть обучения. Также нельзя забывать про коммуникацию, социальные навыки – очень важные компетенции сейчас.

5. Классическое образование должно остаться – оно определяет фундамент. Но в целом оба эти подхода должны дополнять друг друга. Образование может помогать развить тот или иной навык, может упростить доступ к знаниям. Для некоторых специальностей обучение только по онлайн-проектам просто невозможно, по крайней мере, на данный момент, а по некоторым специальностям большую часть действительно можно переориентировать в онлайн.


Денис Силантьев, руководитель группы менеджеров Accord digital

«Нередко миллиардные стартапы вырастали из студенческой “тусовки”. Сложно представить подобное при условии общения только через Интернет»

1. В ближайшие годы продолжится доминирование вакансий разработчика, большую часть из которых занимает веб. Думаю, перевес в сторону облачных сервисов будет увеличиваться из-за ряда очевидных преимуществ как для пользователя, так и для компании.

Нужно учиться доверять работу машинам! Количество задач, которые раньше выполнялись людьми или алгоритмами, а теперь решается с помощью нейронных сетей, растет в геометрической прогрессии. Они действительно справляются быстрее и лучше, но имеют неудобную особенность. Человек обучает сеть, но не может «прочитать ее мысли». Поэтому нельзя определить, почему она показала вам рекламу этого товара, создала такой логотип или даже предложила диагноз.

2. Мне кажется, нужно сначала учить всем ИТ-профессиям понемногу. Часто бывает, что человек изучает, скажем, программирование, но, поработав, уходит, например, в тестировщики. Возможно, если бы они заранее знали задачи разных специальностей, то не потеряли годы на поиск дела себе по душе, к тому же это бы увеличило взаимопонимание в команде.

Короткое обучение лучше, но самое лучшее обучение – это практика, поэтому нужно дать возможность студентам как можно быстрее приступить к реальной работе. К тому же в ИТ всё меняется очень быстро – суперперспективная технология может стать ненужной через год.

3. В большинстве случаев – да. Правда, может возникнуть проблема, связанная с плохой практикой. Во многих небольших российских компаниях процессы бывают выстроены по принципу – «мы так всегда делали» или «так сказал босс». При этом часто задачи не уникальны и имеют «лучшие практики» в мировом сообществе. Поэтому важно, чтобы студенты, почувствовав, что на стажировке что-то не так, знали, как должно быть, из теоретической части.

4. Практика показывает, что это возможно, но ухудшается очень важный для развития критерий – связи. Нередко миллиардные стартапы вырастали из студенческой «тусовки». Сложно представить подобное при условии общения только через Интернет.

5. Боюсь, что в текущей ситуации они не являются ни конкурентами, ни союзниками, так как закрывают разные потребности людей. Только у небольшой части студентов вузов получается использовать квалификацию для работы. Те, кто это понимает до поступления, преследует другие цели: отсрочка от армии, переезд в другой город, диплом для родителей и т. д., те, кто не понимает, часто вынуждены переучиваться с помощью курсов или практики. Надеюсь, ситуация изменится. Возможно, даже благодаря увеличению мест на специальности в цифровой сфере.


Оксана Томилец, заместитель директора ICL Services по обучению и развитию персонала

«Классическое образование дает основу, конкретные образовательные проекты – наиболее актуальные знания в конкретный период»

1. Поскольку ИТ-сфера крайне динамичная, с наибольшей вероятностью достоверности можно говорить, скорее, о софт скиллах будущих ИТ-специалистов, чем о конкретных технических навыках и областях. В условиях нашей новой реальности будет продолжать расти спрос на гибкость и открытость мышления, умение работать в командах (онлайн-командах), эмоциональный интеллект, дизайн-мышление.

Умение слышать и понимать потребности бизнеса/заказчиков/прямых потребителей твоего продукта, умение работать с разными инструментами выявления потребностей, умение переводить потребности в реальный продукт, проактивность и креативность – это то, что ожидается уже сейчас.

Базовой компетенцией останется умение учиться в самом широком смысле этого слова. Здесь важно всё: ответственность за свое обучение, знание своих индивидуальных особенностей и умение организовать свой собственный процесс обучения с учетом этих особенностей, критическое мышление как навык анализа информация, оценка ее релевантности, открытость мышления как умение видеть, признавать разные точки зрения, разные подходы.

2. Среди базовых навыков, которые должен получать будущий ИТ-специалист в вузе, но на сегодняшний день по тем или иным причинам не получает, я бы отметила две важных составляющие:

1) Умение мыслить. Сейчас можно найти много шуток в Интернете на тему «а где мне в жизни пригодился интеграл?». Но ценность не в том, что кто-то помнит, что это, и регулярно применяет в жизни. Главная ценность образования – не в количестве приобретенной информации по специальности. Гораздо важнее создавать нейронные связи, изучать и применять самые разные ментальные модели, расширять их набор.

2) Коммуникативные навыки и навыки проектного менеджмента. Это то, чему мы обучаем внутри компании ICL Services на регулярной основе. Это те навыки, с которыми НЕ приходят выпускники вузов.

Короткое двухгодичное образование для ИТ-техников вместо классического, – с одной стороны, это может стать тем, что даст быстрый результат и выведет на рынок труда, даст экономике специалистов. С другой – доучивать их придется работодателю, или им придется делать это самим.

3. Сейчас, когда нет проблемы, как найти информацию, самой важной составляющей успешного обучения является именно практика. Это раньше лучшим учеником был тот, у кого хорошая память, и кто хорошо информацию запоминает. Сейчас в фаворе тот, кто ее быстро находит и применяет.

Однако и здесь есть ограничения. Научим человека только «забивать гвозди», – и у нас будет человек, умеющий только забивать гвозди. Но если он не знает ничего про эргономику пространства, сможет ли он расти профессионально, понимать в какую сторону ему развиваться, как минимум с чего начать? Сможет ли участвовать в сложных проектах?

Грамотное соотношение теории и практики – залог успешного профильного образования. Только в этом случае специалисты, приобретая узконаправленные знания, смогут анализировать, понимать и принимать решения относительно отрасли в целом или смежных подотраслей.

4. Способ применения навыка определяет способ обучения этому навыку. Если предполагается, что полученный навык человек будет использовать онлайн в своей работе, то и научиться ему можно (а иногда и нужно) именно онлайн. Но здесь следует учитывать, что сам процесс обучения онлайн требует новых компетенций как от преподавателей, так и от студентов. В остальных же случаях более релевантным будет очное обучение.

5. Только союзники. И никак иначе. Классическое образование дает основу, конкретные образовательные проекты – наиболее актуальные знания в конкретный период.


Алексей Мамонов, основатель и генеральный директор Центра аналитических систем

«Онлайн-образование, по моему убеждению, не заменит личного общения, а в качестве экстренной меры или дополнительного образования может быть эффективным»

1. Тема острой нехватки ИТ-специалистов была озвучена уже несколько лет назад, в том числе на уровне Правительства РФ. Очевидно, что нехватка специалистов связана с увеличением спроса на реализацию ИТ-проектов в условиях возрастающего объема задач, требующих не только новых компетенций, но и достаточного количества людей с новыми компетенциями. Сегодня ИТ-сфера расширяется значительно быстрее других, проникает во все отрасли экономики. Основные процессы в ИТ всё сильнее «закручиваются» вокруг сбора, обработки и анализа данных с учетом отраслевой специфики. Соответственно, требуются специалисты по работе с данными, всё острее – по их обработке и анализу.

Например, дата-сайнтист должен владеть специфичными инструментами, которые помогают исследовать данные, и с помощью них находить инсайты для решения бизнес-задач. Именно эти специалисты, на мой взгляд, будут всё сильнее востребованы в ближайшие годы, причем не только в России, поэтому готовить их необходимо с запасом.

2. Сегодня технические вузы дают хорошее классическое образование для ИТ-специалистов, уделяя достойное внимание изучению алгоритмов, баз данных, математических методов и статистических методов анализа данных.

По поводу двухгодичного образования считаю, что подход оправдан, особенно во время острой нехватки кадров. Очевидно, что это будет не полноценное образование, но если его будет достаточно для быстрого решения конкретных задач, то рынок отреагирует положительно.

3. Убежден, что обучение ИТ-специалистов должно не просто сопровождаться практикой, но и отталкиваться от практических задач.

4. Онлайн-образование предъявляет серьезные требования к самодисциплине студентов, а для молодых людей это не очень свойственно. Однако если даже в онлайн-режиме можно передать и усвоить какую-то важную информацию, то есть другая сторона. Непосредственное общение с преподавателями и однокурсниками позволяет студенту раскрыться не только в знании предмета, но и как личности. Сейчас много внимания уделяется «Soft skills», то есть умению человека быть органичной частью коллектива, это очень важно. Поэтому онлайн-образование, по моему убеждению, не заменит личного общения, а в качестве экстренной меры или дополнительного образования может быть эффективным.

5. Классическое образование дает прочную базу, это серьезное преимущество в дальнейшем развитии знаний и компетенций. Образовательные онлайн-проекты позволяют получить современные знания и инструменты для решения наиболее востребованных в данный момент задач. Узкие ИТ-компетенции очень быстро трансформируются, поэтому на рынке эта ниша преимущественно представлена частными образовательными учреждениями и проектами, и это совершенно оправдано.

Поэтому – скорее, союзники. Остается пожелать всем студентам отличных и знаний, и быть востребованными на рынке. И хочу напомнить, что как ни крути, результат обучения зависит от самого студента.


Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК ИВК

«К сожалению, российские вузы все еще продолжают массово готовить послушных исполнителей инструкций к зарубежному софту. Специалистов, у которых есть дипломы, но нет желания и навыков создавать новое»

1. Прежде всего, потребуются разработчики ПО и «железа», которые не только обладают глубокими знаниями в сфере информационных технологий, но – что крайне важно! – желанием создавать новое. Решать задачи, которые многим кажутся неосуществимыми, ломать стереотипы, переводить инфраструктуры организаций на российские аппаратно-программные платформы. Дерзкие мечтатели, не боящиеся брать на себя ответственность и воплощать свои знания в практику.

К сожалению, российские вузы всё еще продолжают массово готовить послушных исполнителей инструкций к зарубежному софту.

Специалистов, у которых есть дипломы, но нет желания и навыков создавать новое.

2. В первую очередь, будущему ИТ-специалисту надо освоить базовые математические дисциплины (матанализ, дискретная математика), теорию алгоритмов и теорию баз данных. Если говорить о знании конкретных технологий, то от начинающего разработчика требуется опыт разработки на каком-то классическом языке программирования со строгой типизацией – подойдет Java, C++, C#. При этом не так важно, на каком языке программирования придется писать в будущем: синтаксис языка выучить легко, а вот понимание, что «можно» делать, а чего «нельзя» – нет. Java-разработчик сможет писать на PHP. Наоборот – нет. Также к навыкам стоит добавить SQL. Да, на SQL сейчас никто не пишет, но без SQL невозможно понимание логики работы СУБД. Еще неплохо иметь навыки администрирования операционных систем Windows и Linux.

Но еще раз подчеркну: если мы хотим, чтобы в стране появлялись прорывные технологии, надо переориентировать систему образования их на подготовку инициативных разработчиков технологий, а не пассивных эксплуатантов готовых импортных систем. Нужна серьезная государственная программа подготовки ИТ-специалистов, способных обеспечить стране технологическую независимость.

5. Онлайн-проекты – отличное дополнение к классическому базовому образованию. Дистанционное образование не замещает, а дополняет взаимодействие студентов и преподавателей. Стопроцентный перевод учебного процесса в онлайн был вынужденной мерой в условиях самоизоляции.

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №07 (100) 2020г.
Выпуск №07 (100) 2020г. Выпуск №06 (99) 2020г. Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика