Господдержка ИТ-отрасли
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

03.12.2020

Ведущие российские хостеры в шорт-листе Премии Рунета

Читать далее 

02.12.2020

В декабре состоится ежегодная Открытая конференция ИСП РАН

Читать далее 

30.11.2020

OS Day 2020: Российские операционные системы перспективны и безопасны 

Читать далее 

30.11.2020

MERLION Digital Day 2020 посмотрели более 5000 человек

Читать далее 

показать все 

Статьи

12.11.2020

Технология определяет успех

Читать далее 

11.10.2020

Soft skills или hard skills?

Читать далее 

10.09.2020

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Читать далее 

12.08.2020

Господдержка ИТ-отрасли

Читать далее 

11.08.2020

Интернет-маркетинг: второе дыхание

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Господдержка ИТ-отрасли

Главная / Статьи / Опросы / Господдержка ИТ-отрасли


Господдержка ИТ-отрасли

В июле на встрече представителей госорганов и ИТ-компаний, состоявшейся в Иннополисе, премьер-министр Михаил Мишустин назвал новые меры поддержки отечественной ИТ-отрасли. В числе мер – понижение ставки страховых взносов, уменьшение налога на прибыль, предоставление ведущим российским ИТ-компаниям грантов на новые разработки. Реакция игроков ИТ-рынка была неоднозначной. Мы попросили лидеров и игроков ИТ-индустрии поделиться своим мнением о мерах господдержки.

1. Ваше отношение к предложенной господдержке? Достаточна она или избыточна для развития ИТ-рынка?
2. Приведет ли реализация этих мер к желаемому результату, о котором шла речь на встрече: «к 2024 году на 50 % увеличить количество занятых в ИТ-индустрии, в 2 раза увеличить спрос на российские программные продукты и сервисы на внутреннем и внешнем рынке, а также стимулировать появление более 1 тысячи новых перспективных стартапов»? Почему?
3. В каких мерах господдержки, на ваш взгляд, действительно нуждается ИТ-отрасль? Или главная поддержка должна заключаться в том, чтобы не мешать ее развитию?

На вопросы «БИТа» отвечают лидеры ИТ-отрасли и эксперты компаний


Ефим Климов, генеральный директор ГК «Эттон»

«Многие компании давно ждали, когда будут решены стратегические вопросы отрасли»

Новый пакет мер поддержки включает в себя как известные и уже реализуемые в определенных условиях программы, так и новые инициативы. В Иннополисе премьер-министр обозначил, что скоро ИТ-отрасль получит поддержку в виде шести мер:

  • новый налоговый режим;
  • поддержка внедрения инноваций;
  • помощь стартапам;
  • расширение кадровой базы отрасли;
  • стимулирование спроса;
  • развитие государственно-частного партнерства (ГЧП).

Первые четыре меры уже реализуются в России в разных форматах. Резиденты ОЭЗ получают налоговые льготы, венчурные фонды оказывают содействие стартапам и инновационным проектам. Целый университет, речь сейчас об Иннополисе, специализируется на подготовке профессиональных кадров для отрасли. Все эти меры особенно распространены в Татарстане, где многие компании являются резидентами технопарков и особых зон, получают поддержку, а кадровые вопросы решают благодаря Университету Иннополис и другим вузам с профильными направлениями по информационным технологиям.

Система грантов, поддержка отраслевиков через венчурные фонды эффективно работала и до этого. Это, скорее, не меры поддержки, а инструменты реализации программы. Теперь их география расширяется, они выходят за пределы специальных проектов и тиражируются во всех субъектах Российской Федерации.

Применительно к озвученным мерам уместно говорить о консолидации ранее функционировавших инструментов и двух инновационных для российских интернет-технологий задач. К ним я отношу стимулирование спроса и развитие ГЧП. Многие компании давно ждали, когда будут решены стратегические вопросы отрасли.

Именно эти две меры давно внедрены на уровне государственной политики в США и Китае и являются определяющими для отрасли.

В 2015 году в России уже пытались решить вопрос стимулирования спроса. Тогда был создан единый реестр отечественного ПО. Однако фактически реестр является некой базой данных, но при этом он не регламентирует порядок использования внесенных решений и, более того, не работает в качестве механизма повышения спроса. По мере реализации задачи популяризации отечественного ПО этот вопрос будет декомпозирован и вскроет реальные проблемы отрасли, связанные с регуляцией нормативно-правовых актов.

Что касается государственно-частного партнерства, такой формат взаимодействия всегда был актуален для тех отношений, где есть имущество, например, объекты недвижимости, недра, имущественные комплексы предприятий. Потому что государство принимает участие в партнерстве, используя свои материальные активы. В случае с ИТ речь идет о нематериальных активах, по которым на данный момент не ведется централизованный учет. Ожидаемо, что развитие ГЧП применительно к сфере цифровых технологий всколыхнет актуальные проблемы отрасли, такие как создание базы патентного права или регуляция права на интеллектуальную собственность. Эти нормы должны быть незыблемыми и едиными.


Антон Чехонин, генеральный директор НОРБИТ

«В перспективе хотелось бы увидеть поддержку государства в подготовке ИТ-кадров»

1. Мы положительно относимся к перечисленным мерам, особенно к бессрочному понижению налоговой ставки для ИТ-компаний. Поскольку для нашей компании более 80 % затрат – это заработные платы сотрудников и всё, что с ними связаны. И теперь высвободившиеся деньги мы направим на развитие бизнеса и создание продуктов.

На наш взгляд, в дополнение к принятым мерам необходимо качественно перестроить систему подготовки ИТ-специалистов. Из-за кадрового голода мы вынуждены готовить кадры самостоятельно – у нас запущены стажерские программы, читаем курсы в партнерстве с вузами, в общем, ведем своих будущих работников еще со студенческой скамьи.

2. Новые правила налогообложения приведут к тому, что у ИТ-компаний высвободятся дополнительные денежные средства, которые они будут инвестировать в развитие новых направлений бизнеса и создание новых решений. Также компании смогут привлечь крутых специалистов конкурентоспособными заработными платами. И, конечно, всё это повлияет на появление сильных и конкурентных российских ИТ-решений. Плюс велика вероятность, что из различных офшорных юрисдикций будут возвращаться деньги в российский ИТ-сектор.

Это может повлиять на приток инвестиций со стороны российских ИТ-компаний уже в краткосрочной перспективе.

3. Сегодня развитие и поддержка ИТ-отрасли считается жизненно важной задачей государства, поскольку отрасль напрямую зависит от заказчиков и обслуживает все сектора экономики: малый, средний, большой бизнес, госсектор и простых граждан.

Принятые меры – важный шаг для поддержки ИТ-сферы. Повторюсь, что в перспективе хотелось бы увидеть поддержку государства в подготовке ИТ-кадров. Также важным для развития отрасли я считаю принятие мер по обеспечению защиты прав собственности и другие институциональные реформы. Этот комплекс мер привлечет в российскую сферу ИТ и зарубежные инвестиции, и инвестиции из других сфер экономики. В результате у нас появится много интересных крупных проектов и стартапов.


Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК ИВК

«Об избыточности мер не может идти речи»

1. Если государство задало стратегическую цель, то господдержка ее достижения не может быть избыточной, ведь чем интенсивнее развитие – тем больше потребностей у тех, кто его обеспечивает.

Предложенные меры господдержки объективно верны и достаточны для решения задач, которые были озвучены премьером. Вопрос в том, насколько полно сформулированы цели, на которые направлены меры государственной поддержки отрасли ИТ. Разработав данные меры, государство обозначило себя как интересанта развития софтверной части ИТ-отрасли. Еще раз подчеркну – только софтверной ее части. Но это полумера, ведь информационные технологии не сводятся к программным продуктам! Софтверный сегмент – лишь часть отрасли, хотя и очень крупная. Другая ее часть – это аппаратная платформа. Однако предложенные меры не распространяются на развитие собственной аппаратной базы и, в первую очередь, – на разработку российских процессоров. В результате те льготы, которые будут выделены на развитие софта, окажутся направленными на усиление зависимости России от американских технологий, от архитектур процессоров, разработанных в США. Почему развитие архитектуры российских процессоров не обозначено как приоритетная задача развития отрасли, почему акцент сделан только на софтверном сегменте?

2. Для увеличения числа занятых в ИТ-индустрии специалистов на 50 % предложенных мер вполне достаточно. Что же касается увеличения в два раза спроса на российские продукты, – не уверен, что его удастся обеспечить снижением налогов. Спрос придется наращивать с помощью других мер, возможно, – жестких административных. У нас нет времени на мягкие увещевания тех, кто саботирует реализацию государственной программы импортозамещения.

Россия без преувеличения находится в «цифровой кабале» у США. Привыкание к импортным технологиям начинается у человека с детского сада, развивается в школе и вузе и окончательно закрепляется на рабочем месте. Какими программными и аппаратными средствами оснащены рабочие места большинства российских организаций? Это компьютеры с процессорами, архитектура которых разработана в США, и проприетарное программное обеспечение, которое является интеллектуальной собственностью американских вендоров.

Невозможно изменить ситуацию, ограничившись мерами по поддержке разработчиков отечественного софта. Нельзя подменять развитие ИТ-отрасли развитием софтверного сегмента. В стране уже есть собственные процессоры – ЭЛВИС, Байкал, полностью отечественный Эльбрус. Необходимо внести в государственную стратегию развития ИТ-отрасли задачу сбалансированного развития российских процессоров и российского системного и прикладного ПО, разработанного под российские аппаратные платформы.

3. В моем понимании, как человека тридцать лет связанного с отраслью информационных технологий, национальная стратегия России в области ИТ должна быть сориентирована на достижение технологической независимости. В стратегии развития отрасли должен быть сделан акцент на создание софта под российские процессоры, на разработку архитектуры отечественных процессоров, их производство, внедрение, развитие, обучение работе с ними в вузах и школах.

К сожалению, пока идея достижения технологической независимости России в сфере ИТ не заложена в основу предложенных мер поддержки.


Григорий Бурденко, генеральный директор IT-компании DD Planet

«Помимо налоговых и страховых послаблений, важное направление поддержки малого ИТ-бизнеса – создание комьюнити и инфраструктурных объектов»

1. Предложенные меры неоднозначны и частично полезны как малому, так и более крупному бизнесу. С одной стороны, отмена льготы на НДС нацелена на поддержку в первую очередь крупного и среднего бизнеса, поскольку большая часть мелких компаний работает на упрощенной системе налогообложения. На них данная мера никак не скажется.

С другой стороны, в плане снижения налоговых и страховых выплат часть компаний отсекается из-за ограничений по выручке, не менее 90 % которой должно приходиться на продажу ПО. Таким образом, крупные игроки, у которых существенная часть доходов идет от рекламы, не подпадают под налоговый маневр. Тем, кто подходит под требования, а это в основном малый и средний бизнес, льготы, безусловно, будут полезны. Например, прежняя сниженная ставка 14 % на страховые взносы уже заметно облегчила нагрузку, поскольку зарплатный фонд – основная часть расходов в технологических компаниях.

2. ИТ-отрасль должна развиваться, прежде всего, за счет малого бизнеса, так как инновационные продукты сейчас активно разрабатываются в небольших стартапах. С этой точки зрения возможность аккредитации, снижение налоговых и страховых выплат являются существенной поддержкой для действующих компаний и могут снизить порог входа для новых игроков. Есть шанс, что многие станут смотреть в сторону ИТ. Сейчас многие виды бизнеса так или иначе связаны с технологиями, и предприниматели, преуспевшие в других отраслях, уже пробуют себя в ИТ.

3. Помимо налоговых и страховых послаблений, важное направление поддержки малого ИТ-бизнеса – создание комьюнити и инфраструктурных объектов (бизнес-инкубаторов, технополисов и т. д.). Льготы на офис, доступ к менторской поддержке, образовательные возможности – все это является важным подспорьем именно на старте бизнеса.


Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании-разработчика российского офисного ПО МойОфис

«Представленные меры поддержки позволят ИТ-компаниям ускоренными темпами развивать сферу высоких технологий в нашей стране»

Правительство услышало ИТ-отрасль, которая говорила о том, что отмена НДС нивелирует позитивный эффект от снижения ставки страховых взносов и налога на прибыль для разработчиков ПО. Представленные меры поддержки позволят ИТ-компаниям ускоренными темпами развивать сферу высоких технологий в нашей стране.

В ИТ-бизнесе более 80 % затрат отечественных разработчиков приходится на фонд оплаты труда квалифицированных сотрудников и налоговые выплаты.

Снижение налогов позволит компаниям инвестировать дополнительные финансы в экономику страны, увеличить количество рабочих мест и благоприятно повлияет на другие отрасли экономики. Новый налоговый режим сделает российскую юрисдикцию более привлекательной и конкурентоспособной, позволит разработчикам сохранять свою маржинальность и не повышать цены на цифровые продукты для корпоративных и частных пользователей.


Виктор Лавренко, CEO и основатель digital-страховой «Манго Страхование»

«Если молодые творческие люди в России будут окружены современными успешными людьми со всего мира, то какой смысл им уезжать в США?»

Я считаю, что ИТ-отрасли не будет лишней господдержка, – но надо принимать меры не только финансовые, а смотреть гораздо шире. Основная проблема касается эмиграции кадров: талантливые программисты уезжают в США и не возвращаются. Аналогичная проблема была несколько лет назад в Китае, который серьезно подошел к этому вопросу, будучи заинтересованным в том, чтобы специалисты оставались на родине или возвращались, получив зарубежный опыт, чтобы затем сделать свой условный ТикТок и захватить уже «из дома» американский рынок.

Для этого в России можно, например, скопировать отлично сработавшую китайскую модель: приглашать в наши университеты как можно больше иностранных профессоров – и тех, у кого русскоязычные корни, и просто иностранцев, чтобы в том числе и преподавание на английском было. Нелишним будет и поощрять мультикультурализм в университетах и институтах, бороться с ксенофобией, проводить политику более активного привлечения иностранных студентов в технические вузы (например, из Индии): упростить визовый режим, разрешить тем, кто обладает высокой квалификацией, тут оставаться работать. Если молодые творческие люди в России будут окружены современными успешными людьми со всего мира, то какой смысл им уезжать в США? Останутся здесь и будут еще и возвращаться.


Георгий Зуев, президент компании «Биорг»

«Мы выделяем для себя меры по стимулированию новых стартапов и использованию их продуктов на государственном уровне в рамках “Цифровых технологий”»

1. В целом, внимание президента к проблемам ИТ-отрасли и поддержка процесса цифровизации в рамках национального проекта «Цифровые технологии» – важный шаг, который ориентирован, конечно же, на долгосрочную перспективу. Ведь в конечном итоге стимулирование информатизации страны позитивно скажется на развитии всех отраслей экономики, – а это очень важно в эпоху глобализации бизнеса.

Для нас, как компании, с которой для многих российских заказчиков начинается переход «к цифре», это особенно очевидно – технологическое развитие в России до сих пор очень неравномерно: это касается и отдельных регионов, и конкретных отраслей. А с учетом того, что сейчас мы переживаем рекордную убыль населения и попали в демографическую яму, высокие технологии смогут существенно минимизировать последствия этой проблемы и компенсировать дефицит на рынке труда за счет автоматизации рутинных работ и оптимизации многих видов деятельности. Поэтому новые инициативы, если они будут реализованы должным образом, могут послужить своего рода «подушкой безопасности» для социально-экономической сферы.

2. Как стартап, чья деятельность связана с разработками и реализацией проектов в сфере искусственного интеллекта, а также как резидент «Сколково», мы, конечно же, выделяем для себя меры по стимулированию новых стартапов и использованию их продуктов на государственном уровне в рамках «Цифровых технологий». Это стратегический ход, и хочется верить, что дополнительное финансирование проектов в области искусственного интеллекта и больших данных, блокчейна, интернета вещей, информационной безопасности и коммуникационных технологий через фонды «Сколково» и Бортника, о котором было объявлено, действительно произойдет.

Это особенно актуально в период крупных внедрений и запуска новых сервисов – ведь именно в промежуток от доработки продукта до стадии успешного запуска в промышленную эксплуатацию малый бизнес особенно уязвим с точки зрения ресурсов. И, конечно же, всем нам будет очень интересно подключить возможности единой платформы продвижения отечественного ПО на мировом рынке, так как даже самые перспективные компании не всегда располагают достаточным опытом и бюджетом, чтобы донести ценность своего продукта потенциальным заказчикам за рубежом. В какой-то мере это может сгладить и отток молодых специалистов из России, ведь часть из них просто не могут в полной мере реализовать себя в нашей стране и хотят состояться как профессионалы на мировом уровне.

3. Очень важно, чтобы ИТ-отрасль развивалась без каких-либо перекосов и чрезмерного воздействия со стороны государства, по тем же сценариям и с учетом глобальных трендов. Все-таки в первую очередь для развития важен спрос, причем не искусственно созданный, а уже потом – меры по поддержке и регулированию, чтобы все происходило цивилизованно и справедливо.


Олег Изумрудов, директор по развитию бизнеса компании «Аэродиск»

«Процесс должен быть слаженным и одновременным, а все действия – направлены к одной цели»

1. У меня положительное отношение к предложенной господдержке. На мой взгляд, предложения позитивно повлияют на ИТ-рынок и их объем вполне достаточен. Однако эта поддержка должна была возникнуть давно, чтобы в современных условиях российская ИТ-отрасль уже стала более конкурентоспособна на мировом рынке, а также более привлекательна для иностранного бизнеса с точки зрения размещения здесь исследовательских центров.

В целом основа высказанных предложений заключается в том, чтобы российский рынок стал более привлекателен для международных ИТ-компаний. Это здравая мысль, и лучше поздно, чем никогда.

2. Реализация мер может привести к желаемым результатам, и цели, которые были озвучены на встрече, вполне достижимы. Заявленных показателей можно добиться и в более короткие сроки, однако только если все инициативы будут выполнены и не будут «тормозиться» на местах. Это может происходить по разным причинам, но, к сожалению, такое явление уже стало привычным. Главное, чтобы ИТ-индустрия поверила, что инициативы правительства – это не просто политриторика, а планомерные действия для достижения значимой цели.

3. Разумеется, не мешать развитию – это уже половина поддержки.

Предложенные меры включают в себя налоговое стимулирование, программы по финансированию и субсидированию отрасли в целом и новых перспективных проектов, способных принести пользу экономике РФ в частности, административное регулирование, изменения в нормативно-правовой базе. Эти меры могут помочь добиться поставленных целей в кратчайшие сроки, но только при соблюдении нескольких условий.

Во-первых, они должны быть своевременными, реализовываться в нужное время. А во-вторых, работать в совокупности. Добиться нужного результата не получится, если, скажем, нормативно-правовая база будет изменена только частично, а, например, заявленное изменение в налоговом регулировании останется на месте. Процесс должен быть слаженным и одновременным, а все действия – направлены к одной цели.

Наконец, всё должно быть просто и понятно для самих реципиентов поддержки, то есть представителей ИТ-индустрии. Только в таком случае поддержка государства будет чувствоваться, и она станет действительно эффективной.


Павел Калмыков, управляющий партнер системного интегратора Nobilis.Team. Выпускник факультета ВМК МГУ 2003 года

«Взгляд через налоговое стимулирование хороший, но слегка однобокий. Важно проработать структурные проблемы отрасли, а также институциональную ситуацию всей государственной экосистемы»

1. ИТ-отрасль сочетает связь с мировой конъюнктурой спроса на кадровом рынке, и максимальную толерантность к миграции, и все возрастающую роль в оптимизации труда во всех прочих отраслях. Современный «айтишник» – это давно уже не программист-ботаник, работа которого интересна только внутри его цеха. Он уже пережил 3-4 технологические волны, понимает эволюцию современной техносферы и связанную с этим культуру, успел детально разобраться в 2-3 предметных отраслях во время автоматизации. Такой специалист, независимо от его личных социокультурных предпочтений, в существенной степени носитель глобальной и технократической идентичности.

Поэтому важно следить, чтобы отечественные условия не входили в жесткий конфликт с профессиональными стремлениями и общемировой практикой. Взгляд через налоговое стимулирование хороший, но слегка однобокий. Важно также проработать структурные проблемы отрасли, а также институциональную ситуацию всей государственной экосистемы. Без этого взрывной рост в ИТ будет сдержанным, а эффект в меньшей степени передаваться другим отраслям.

Предложенные меры, конечно, дадут мощный стимул развитию, но на следующем этапе мы увидим новые-старые задачи, решение которых потребует уже не только арифметических модификаций, но и заставит задуматься о новых реформах.

2. Количество занятых будет расти естественным путем, как и расширение границ ИТ-индустрии, просто из-за изменения коммуникативных моделей. Люди общаются всё больше, со всё большим кругом людей и по более широкому перечню вопросов. Этот тренд сдерживается, скорее, взрослением специалистов.

В ряде отраслевых ниш предлагаемые меры могут иметь первоочередное влияние. Например, в продуктовых компаниях частично сокращаются затраты на труд и налоговая компонента стоимости, это подстегнет реинвестиции в продукты. Сервисные ниши, как мне кажется, скорее из-за обострения конкуренции поделятся предлагаемыми льготами со своими заказчиками.

Для экосистемы стартапов важнее безопасная среда для экспериментов и поиска своей ниши, доступ к банку задач экономики и к крупным экономическим агентам, но, конечно, и чисто финансовые стимулы будут очень своевременны.

3. Хорошо бы отрегулировать трудовое законодательство, чтобы оно стало ближе к реалиям рынка. Множество задач в ИТ решается через инструментарий управления проектами. Нужно ввести понятие проектной работы, дать инструменты для прозрачных договоренностей. Сейчас все существуют в координатах зарплат, максимум премий, а также трудового контракта, который может быть прекращен сотрудником за 2 недели, но не работодателем, завязанным на кадровое обеспечение долгосрочного проекта.

Нужна практика гонораров именно в разрезе проектного прогресса, неустойки за отказ, автоматическое завершение контракта после достижения целей, а не сроков. Это помогло нормализовать неформальные отношения, которые так или иначе складываются внутри коллективов. И, конечно, это сейчас стоит делать через инструментарий смарт-контрактов, прозрачный для государственных агентов, без традиционного кадрового оформления. В такое решение впишется и узаконенный де-факто в отрасли фриланс.

Еще в ИТ очень дробная специализация, множество микро-ниш, поэтому отрасль склонна к различным партнерским объединениям, альянсам различных команд. Совмещаются разные производственные подходы, распределяются центры принятия решений, формируются партнерские консорциумы или центры конкуренции. У такой практики есть своя проблематика, которая сейчас остается непроявленной, с ней никто не работает. Туда относятся и те же трудовые отношения, и участие в госзакупках, и вопросы антихантинга ключевых специалистов, и потенциальные претензии налоговиков к злоупотреблению льготами или дроблениями. Тут еще много чего стоит упростить.

Госуслуги – потрясающе красивый и эффектный проект, можно было бы активнее переходить к развитию его экосистемы, к интеграции части муниципальных задач, ЖКХ, любых коммерческих сервисов. Наличие якорного сервиса и четких правил игры благотворно скажется не только на внутренней занятости ИТ-отрасли, а и на полезной отдаче от такой занятости для всего населения.


Константин Рензяев, генеральный директор компании CorpSoft24

«Отмена льготы по НДС в первую очередь ударит по разработчикам, потому что вся нагрузка по увеличению стоимости софта ляжет на них»

Начнем с хорошего – снижения страховых взносов до 7,6 % с текущих 14 %. Это однозначно правильное решение, так как почти все компании работают «в белую» и зарплаты сотрудников достаточно высокие. Например, в нашей группе компаний эффект от снижения будет более 1 млн рублей в месяц.

Снижение налога на прибыль до 3 % не даст яркого эффекта для ИТ-компаний. В отличие от НДС, налог на прибыль администрируется ФНС значительно хуже. Компании с помощью управления расходами часто регулируют прибыль и, соответственно, налог. Минкосвязи России анонсировало, что льготы компенсирует возврат НДС на продажу софта, в 2021 году он якобы должен принести в бюджет 42,5 млрд руб. Мы полагаем, что годовой налог на прибыль в ИТ-отрасли, скорее всего, будет меньше анонсированных цифр. Поэтому эти изменения выгоднее для государства, чем для бизнеса.

А вот отмена льготы по НДС в первую очередь ударит по разработчикам, потому что вся нагрузка по увеличению стоимости софта ляжет на них. Потребители – банки и страховые организации – быстро сориентируются и будут требовать снижения цены. И разработчикам ПО придется ее снижать, уменьшая свою маржу, а НДС покупатели будут принимать к вычету.

В любом случае анонсированные льготы несколько облегчат положение ИТ-компаний и позволят тратить больше средств на развитие, но этого явно недостаточно для увеличения занятых в отрасли на 50 %. При этом изменения абсолютно точно никак не повлияют на появление стартапов. Для появления большого количества перспективных стартапов необходимы длинные и дешевые кредиты, которых сейчас нет.


Максим Ведерников, руководитель отдела по работе с интернет-платформами Департамента по связям с общественностью и СМИ в ИТ-компании SFERA

«Больше всего преимуществ от госпрограммы получат крупные игроки ИТ-отрасли. А малый бизнес так и будет выживать своими силами»

Программа поддержки отечественных информационных технологий, представленная премьер-министром Михаилом Мишустиным, – идея хорошая. Но есть в ней существенные минусы. Невооруженным глазом видно, что больше всего преимуществ от госпрограммы получат крупные игроки ИТ-отрасли. Их же поддержит государство лучше всего в кризисный коронавирусный период. А малый бизнес так и будет выживать своими силами.

Что же собирается реализовать правительство? Спрос на отечественное ПО. К 2024 году увеличение спроса на отечественную ИТ-продукцию вдвое на внутреннем рынке страны вполне реально. Этому будет способствовать государственная программа по импортозамещению. А вот достичь таких результатов на внешнем рынке не так просто. Для этого нужно дополнять и изменять закон об экспорте.

Согласно российскому законодательству есть операции, которые нельзя назвать экспортом. И как раз из-за этого у ИТ-отрасли возникают проблемы с реализацией программного обеспечения и другой продукции.

А всё из-за того, что эти товары виртуальны и физически не пересекают границу государства. Необходимо отменить НДС на ИТ-продукцию, мешающий конкурировать с государствами, где он отсутствует.

Рост занятости в ИТ-сфере. Что касается увеличения занятых в ИТ-сфере на 50 % к 2024 году, то это слишком оптимистический прогноз. Даже увеличение мест в вузах в 2,5 раза к 2024 году не даст нужных результатов в указанный срок: квалифицированные кадры в учебных заведениях будут подготавливаться не один год.

Стартапы и льготы. Предложенные льготы не повлияют на активный рост новых проектов. Их количество будет оставаться на низком уровне до тех пор, пока не внесут изменения в законодательство, а экономика не станет стабильной.

Помимо этого, стартапы будет тяжело реализовывать в России, пока банки не станут лояльнее к владельцам новых ИТ-компаний. Сейчас они не дают кредиты таким компаниям, потому что у них чаще всего отсутствуют материальные ценности для залога. Даже если стартап добивается каких-то успехов, зачастую его ждет поглощение гигантами: «Яндексом», «Сбербанком».

Кто точно не увидит льгот? Льготы, предложенные правительством, смогут увидеть только ИТ-компании, у которых доход от продажи программного обеспечения, внедрения и его разработки больше 90 %. Для многих компаний все эти льготы пройдут мимо. Например, новый российский ИТ-проект SFERA также останется без поддержки государства. Хотя роли это особо не играет, ведь он разрабатывается для удобства пользователей, а не с целью получения прибыли. Именно поэтому в приложении нет рекламы.

Что нужно ИТ на самом деле? Если подводить итоги, то самой главной поддержкой для ИТ-сферы от государства будет изменение в юрисдикции. Этот шаг правительства лучше льгот и дотаций повлияет на развитие информационных технологий. Благодаря этому в Россию смогут перекочевать и зарубежные компании.


Алексей Королюк, генеральный директор хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU

«Для отрасли важна стабильность и прогнозируемость действий, что является важнейшим фактором для устойчивого положения ИТ-компаний»

1. До принятия налогового маневра в России уже сложилась понятная преференция для ИТ-бизнеса – так называемая нулевая ставка при продаже лицензионного ПО и сниженная ставка отчислений по соцстрахованию. Эта мера была действенная и существенная.

Для отрасли важна стабильность и прогнозируемость действий, что является важнейшим фактором для устойчивого положения ИТ-компаний. Для ИТ-бизнеса, как и для любых других отраслей, использующих во многом инвестиционные ресурсы, необходимо планирование до 10 лет и выше. Когда изменения происходят чаще, горизонт событий становится туманным. Всё это понижает инвестиционную привлекательность страны, как юрисдикции для размещения ИТ-активов.

2. Невозможно однозначно сказать, к чему приведет текущий налоговый маневр, потому что для существующих бизнесов возникла ситуация неопределенности и турбулентности. Имеющиеся налоговые преференции ликвидированы, а применение новых непредсказуемо. Требуются разъяснения как налоговой службы, так и профильных министерств. Всё-таки реальный сектор имеет инерционность и трудно представить, что в ближайшие годы новые компании будут созданы в большом количестве только благодаря использованию новых налоговых льгот. Говорить об этом преждевременно.

3. ИТ-отрасль нуждается в определенности, стабильности и возможности планирование на 10 и более лет вперед. В условиях постоянно меняющегося законодательства этой стабильности отрасль лишена.


Руслан Львов, основатель диджитал-агентства ADDEO

«Одобряю любые меры государственной поддержки, которые действительно помогут молодым компаниям в сфере ИТ»

Не секрет, что в нашей сфере есть огромная «утечка мозгов»: разработчики и дизайнеры, едва наработав опыт, переходят в западные компании. Главный мотив – деньги, потому что у нас даже ИТ-корпорации не могут предложить такой уровень зарплат, как на Западе. Налоговые льготы помогут сразу в двух направлениях. Во-первых, большие компании смогут увеличить зарплатный фонд и предложить сотрудникам более привлекательные условия. Во-вторых, увеличится число небольших диджитал-агентств и ИТ-стартапов: люди, которые хотят заработать в индустрии больше, смогут открыть свой бизнес.

 

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №08 (101) 2020г.
Выпуск №08 (101) 2020г. Выпуск №09 (102) 2020г. Выпуск №07 (100) 2020г. Выпуск №06 (99) 2020г. Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика