Календарь мероприятий
октябрь 2024
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | |
показать все
Новости партнеров
Осенний документооборот – 2024
Читать далее
Взгляд в будущее: итоги пресс-конференции РУССОФТ
Читать далее
Николай Нашивочников, «Газинформсервис»: в нефтегазовом секторе изменился ландшафт угроз
Читать далее
В Москве обсудят применение искусственного интеллекта в строительстве
Читать далее
«ГенИИ» расскажут о кейсах и вызовах ИИ в производстве
Читать далее
показать все
Статьи
Технологический ИИ-арсенал
Читать далее
Чем страшен ИИ, и с чем его едят
Читать далее
Готов ли рынок АСУ ТП к переменам?
Читать далее
Отрыв длиной в год. Российские ИИ-решения незначительно уступают иностранным аналогам
Читать далее
Лейсан Чистая: «КулибИТ для каждого из нас это больше, чем просто проект – это наша миссия»
Читать далее
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее
Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Читать далее
показать все
|
Наша бизнес-модель подготовки ИТ-специалистов
Главная / Интервью / Наша бизнес-модель подготовки ИТ-специалистов
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
генеральный директор ООО ИЦ «Таврида», г. Симферополь
Наша бизнес-модель подготовки ИТ-специалистов
Немного истории для того, чтобы понимать, почему мы взялись за эту сложную и важную тему. Мы из Крыма – региона, который с 2014 года находится под санкциями, а потому столкнулись с оттоком ИТ-специалистов еще около десяти лет назад.
С 2015-го наша фирма за четыре года смогла вырасти лишь на 10 %, надежда пополнять персонал с местного, ниспадающего рынка оказалась несостоятельной. Эти проблемы подтолкнули нас к решению привлекать выпускников и студентов местного федерального ВУЗа. Мы обратились в нашу альма-матер и, поскольку там также произошел отток преподавателей, то к обоюдной выгоде договорились, что мы будем преподавать часть ИТ-дисциплин в университете, а взамен сможем привлекать студентов к себе в компанию на стажировку, и в дальнейшем лучших забирать в штат.
Перебрав множество вариаций привлечения студентов в свои проекты, к 2021 году мы смогли подрасти почти в 2,5 раза. А систематизировав и осмыслив полученный опыт, мы создали профессиональный акселератор-конвейер по подготовке ИТ-специалистов из стажеров-студентов.
Осенью 2022 года, когда случился массовый отток ИТ-специалистов из страны, мы уже были во всеоружии, «на белом коне, за белым роялем». Подобный вызов позволил нам в 2023 году вырасти по численности персонала уже в пять раз, и мы предоставляли свои команды на аутстаффинг в проекты СБЕРа, ВТБ и других крупных компаний.
Сегодня я – един в двух лицах, поскольку, с одной стороны, преподаю в вузе, разрабатываю свои, эксклюзивные курсы подготовки и помогаю кафедре создавать новые перспективные программы обучения, а с другой – выступаю для вуза заказчиком как работодатель, поэтому имею возможность сам себе растолковать проблемы в вузовской подготовке кадров для ИТ-отрасли.
Позвольте свои выводы представить и вам.
Досье
ООО ИЦ «Таврида» (г. Симферополь)– компания, создающая ИТ- решения. Оказывает комплексные услуги по автоматизации деловых процессов в области: проектирования и внедрения систем электронного документооборота, учетных систем, инфраструктурных и интеграционных решений. Разрабатывает ПО под заказ. Основана в 2015 году.
|
Часть 1. Об образовании в вузе
Для более эмоционального погружения в проблему приведу ассоциацию с подготовкой специалистов для пищевой промышленности. Вряд ли там готовят шесть лет лепить и выпекать пирожки. Скорее всего изучают принципы производства, технологии, логистику, экономику, маркетинг и т.д.
В большинстве же вузов, занимающихся ИТ-образованием, студентов по факту учат лепить ИТ-пирожки: кодить, алгоритмизировать и прочей «мелкой моторике». Когда такие специалисты сталкиваются с цифровой трансформацией предприятия или отрасли, они попадают в ступор. Их такими масштабами даже не пугали, не то, что не учили.
Если посмотреть на образовательные ИТ-программы, можно заметить, что их структура весьма лоскутная. Нет общей канвы, объединяющей предметы, а тем более нет сквозного контекста и артефактов, пронизывающих всю программу на всем протяжении обучения.
Для создания структуры, объединяющей и организующей процесс обучения в единую экосистему, логично заимствовать структуру организации процесса производства в ИТ-отрасли. В этом случае студенты будут приучаться к этапам и процессам, подобных тем, что будут их окружать в дальнейшей профессиональной деятельности.
Достигнуть этого можно, приняв в качестве базовой программы ИТ-образования-курс: «Организация процесса производства информационных систем». Состоять он может из четырех последовательных этапов (распределенных на четыре семестра).
Первый семестр: Предпроектное обследование. Второй семестр: Проектирование информационной системы. Третий семестр: Реализация проектного решения. Четвертый семестр: Внедрение.
Все разработанные в процессе обучения артефакты должны в совокупности сводиться в Выпускную квалификационную работу.
В рамках изучения предметов первого этапа студенты должны научиться выбирать методологии и инструменты в зависимости от условий проекта. Формализовывать объект автоматизации, необходимый заказчику. Выявлять заинтересованных лиц, их цели и формулировать их потребности. Научиться исследовать рынок, выдвигать продуктовые гипотезы, проводить маркетинговое исследование. Производить инжиниринг и реинжиниринг укрупненных бизнес-процессов. Все полученные артефакты собирать в единый документ Видение или Концепция проекта. Обучающиеся должны научиться составлять предварительный график работ и ресурсный план.
Второй семестр посвящен проектированию ИТ-системы, по исследованиям, представленным на первом этапе в концептуальном решении. В ходе обучения студенты должны заполнить облако неопределенности предметной области – моделями, разработанными в ходе изучения системного анализа и инструментов моделирования. На базе разработанных моделей составить техническое задание и спецификации требований, пригодные для передачи на этап реализации.
В результате изучения предметов в третьем семестре должна возникнуть информационная система в том или ином виде. Для ее реализации естественно используется техническое задание, полученное на практических занятиях предыдущего этапа. Поскольку ТЗ можно рассматривать, как полный перечень функционала, подлежащего реализации в целевом продукте, то, взяв его за основу, можно разбить процесс реализации на отдельные итерации, выпускающие промежуточный информационный Продукт, ограниченной функциональности. Так обычно и происходит в промышленном производстве информационных систем. При этом важно, чтобы итерации были организованы студентами по всем канонам: с планированием, тестированием, анализом процесса и продукта.
Завершающий семестр, в зависимости от классификации целевой информационной системы, может быть посвящен, например, разворачиванию и настройке созданного продукта на стендах, или анализу качества функционала MVP-решения, проработке концепции развития продукта и прочее. В ходе обучения, студенты должны научиться определять соответствие параметров полученного продукта – заданным в ТЗ показателям при помощи инструмента – «Программа и методики испытаний». (ПМИ)
В конечном счете, созданный за четыре семестра ИТ-продукт должен лечь в основу дипломной работы. Все артефакты, полученные в ходе процесса производства, послужат контекстом для его разделов.
Важно отметить, что учебные проекты должны реализовываться не индивидуальными усилиями студента, а командными, с распределением проектных ролей. В идеале обучающийся должен попробовать себя в разных ролях: аналитика, тестировщика, разработчика, менеджера проекта и так далее.
Для того чтобы студент мог примерить на себя разные роли осознанно, необходимо достичь осмысления им функциональных обязанностей каждой из этих ролей в проектной деятельности. Достигается это включением в наш базовый курс «Организация процесса производства ИС», раздела с изучением профстандартов, описывающих трудовые функции ролей в разрезе каждого этапа и шага. В итоге, формируется поэтапная матрица активностей по ролям и по шагам. Такой формат позволяет выявить, в каких этапах производства участвует каждая роль.
Часть 2. О подготовке ИТ-специалистов в ИТ-компаниях
Какие проблемы существуют при подготовке ИТ-специалистов в ИТ-компаниях?
Основная сложность во взаимопонимании стажеров и менторов компаний – это разница (лучше сказать, пропасть) в общем представлении организации процессов производства. Отягощается сия проблема тем, что проявляется не явно в общении, а латентно, постфактум. Например, уже после выполнения (а точнее – невыполнения) задания стажером, спустя некоторое время в ожидании результата.
Преодолению этой проблемы здорово способствует вузовский курс «Организация процесса производства ИС», о котором речь шла в первой части. В этом случае стажеру не надо растолковывать все с «0», а необходимо лишь откорректировать его теоретические знания, превратив в устойчивый навык.
Теперь подробнее о нашем профессиональном акселераторе-конвейере по «производству» ИТ-специалистов.
Мы пришли к выводу, что для качественной подготовки стажеров в ИТ-отрасли важны три источника, три составляющие (как у классиков).
Первое. Организация для стажеров производства учебного Продукта. Причем, это должна быть сложная, интересная информационная система.
Например, мы у себя реализуем ИТ-платформу – инструментарий для быстрой разработки приложений. С ее помощью реализация продукта цифровизации производится путем описания (конфигурирования) элементов платформы для выбранной предметной области автоматизации, и выполняется, в основном, системными аналитиками.
В нашей платформе используются следующие объекты конфигурирования:
- бизнес-сущности и их взаимосвязи;
- бизнес-процессы (при помощи встроенного движка BPMN);
- разметка визуальных форм взаимодействия с пользователем (GUI);
- специфические запросы к хранилищу данных;
- поведенческие модели (реакция на внешние и внутренние события);
- ролевая модель доступа;
- настройка шаблонов отчетов;
и прочее.
Второе. Организация процесса управления созданием учебного Продукта.
Мы стараемся в нашем процессе производства учебного ИТ-продукта, помимо роли разработчика, потренировать стажеров на ролях: менеджера проекта, аналитика, тестировщика и прочих.
В процессе производства Продукта, мы приучаем студентов вести разработку через формирование требований, на базе которых создается Бэклог проекта. А содержание итераций наполнять по принципу приращения новой функциональности, отражаемой в виде полезности спроектированного целевого Продукта. Стажеры могут поэкспериментировать с разными способами производства: вытягивающий, проталкивающий и т.д.
Очень важно в процессе становления специалиста обеспечить спрос со стажеров, как со «взрослых» сотрудников. Мы не приветствуем инкубатор с теплым, мягким светом. Мы практикуем акселератор, требующий максимально быстрого погружения молодого сотрудника в атмосферу реального, «недетского» производства.
И наконец, третье – социальная инженерия. Построение модели взращивания специалиста в виде социальной экосистемы.
Мы организовали очную площадку для дискурса на непроизводственные темы. Проводим регулярные церемонии чаепития с философскими беседами в комфортном офисе, располагающем к общению. Все это помогает растить не ботанов-одиночек, а единый сплоченный, самоорганизующийся организм, способный не только функционировать, но и прогрессировать.
Спустя несколько лет такой работы, нам на радость, самопроизвольно появился конвейер наставничества «старших» выпускников акселератора над вновь прибывшими. Надо было лишь акцентировать и закрепить это явление.
Следующий лайфхак становления специалиста – систематическое проведение собеседований стажеров. Для того чтобы стажер попал в штат компании, он должен пройти внутренне собеседование, примерно такое, какое проходят соискатели на вакансию в коммерческих проектах, причем на уровень middle. Их никто не подгоняет и не ограничивает число попыток. На практике это может быть и два, и шесть подходов. При этом стажеры как сами проходят собеседование, так и собеседуют своих коллег. В результате пропадает мандраж перед любыми стрессовыми интервью, и когда возникает необходимость реального собеседования во внешние проекты, сотрудники легко их преодолевают.
Еще один момент. Постоянное пребывание в офисе, в кругу «взрослых» специалистов компании, стимулирует у стажеров стремление примерять на себя модели поведения менторов, наиболее подходящие для особенностей их психотипа.
Такой подход позволяет вырастить Junior- специалиста, а не «дичку», выросшего на обочине ИТ-производства, который самостоятельно боролся за выживание. Это специалист-«колировка», целенаправленно взращенный под пристальным вниманием селекционеров.
Часть 3. Результат работы бизнес-модели
Таким образом бизнес-модель состоит из четырех этапов: 1) Подготовка в вузе сотрудниками ИТ-компании студентов, для дальнейшего отбора в профакселератор. 2) Доведение стажера в акселераторе ИТ-компании до полной готовности (2-6 месяцев). 3) Работа молодого ИТ-специалиста на внутреннем проекте ИТ-компании, до момента его востребованности на коммерческом проекте. Некая скамейка запасных (1-4 месяца). 4) Передача ИТ-специалиста (в команде) на коммерческий проект.
* * *
Если бы на базе этой модели реализовать игру, тренажер-стратегию, которая будет вести студентов по процессу стартапа, подсказывать варианты и, при необходимости, имитировать сопутствующие виды деятельности, не входящие в ИТ-сферу, то мы могли бы завалить наш ИТ-рынок качественными ИТ-специалистами.
Ключевые слова: бизнес-модель, подготовка ИТ-специалистов, профессиональный акселератор-конвейер, ИТ-вузы, ИТ-компании.
Подпишитесь на журнал
В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Вакансии на сайте Jooble
|