Наша бизнес-модель подготовки ИТ-специалистов
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

13.12.2024

Рынку индустриального ПО нужна стратегия развития Итоги III Конференции по матмоделированию

Читать далее 

07.12.2024

Avanpost FAM/MFA+ стали еще безопаснее: вышла обновленная версия системы аутентификации

Читать далее 

07.12.2024

M1Cloud: Итоги 2024 года на российском облачном рынке

Читать далее 

06.12.2024

Действия сотрудников назвали главной причиной утечек информации

Читать далее 

06.12.2024

САТЕЛ представляет систему записи разговоров СИЗАР

Читать далее 

показать все 

Статьи

12.12.2024

Что следует учитывать ИТ-директорам, прежде чем претендовать на должность генерального директора?

Читать далее 

11.12.2024

Сетевая инфраструктура, сетевые технологии: что лучше – самостоятельная поддержка или внешнее обслуживание?

Читать далее 

22.11.2024

Тандем технологий – драйвер инноваций.

Читать далее 

21.11.2024

ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется

Читать далее 

18.11.2024

Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»

Читать далее 

14.10.2024

Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

показать все 

Наша бизнес-модель подготовки ИТ-специалистов

Главная / Интервью / Наша бизнес-модель подготовки ИТ-специалистов


генеральный директор ООО ИЦ «Таврида», г. Симферополь

Наша бизнес-модель
подготовки ИТ-специалистов

Немного истории для того, чтобы понимать, почему мы взялись за эту сложную и важную тему. Мы из Крыма – региона, который с 2014 года находится под санкциями, а потому столкнулись с оттоком ИТ-специалистов еще около десяти лет назад. 

 

С 2015-го наша фирма за четыре года смогла вырасти лишь на 10 %, надежда пополнять персонал с местного, ниспадающего рынка оказалась несостоятельной. Эти проблемы подтолкнули нас к решению привлекать выпускников и студентов местного федерального ВУЗа. Мы обратились в нашу альма-матер и, поскольку там также произошел отток преподавателей, то к обоюдной выгоде договорились, что мы будем преподавать часть ИТ-дисциплин в университете, а взамен сможем привлекать студентов к себе в компанию на стажировку, и в дальнейшем лучших забирать в штат.

Перебрав множество вариаций привлечения студентов в свои проекты, к 2021 году мы смогли подрасти почти в 2,5 раза. А систематизировав и осмыслив полученный опыт, мы создали профессиональный акселератор-конвейер по подготовке ИТ-специалистов из стажеров-студентов.

Осенью 2022 года, когда случился массовый отток ИТ-специалистов из страны, мы уже были во всеоружии, «на белом коне, за белым роялем». Подобный вызов позволил нам в 2023 году вырасти по численности персонала уже в пять раз, и мы предоставляли свои команды на аутстаффинг в проекты СБЕРа, ВТБ и других крупных компаний.

Сегодня я – един в двух лицах, поскольку, с одной стороны, преподаю в вузе, разрабатываю свои, эксклюзивные курсы подготовки и помогаю кафедре создавать новые перспективные программы обучения, а с другой – выступаю для вуза заказчиком как работодатель, поэтому имею возможность сам себе растолковать проблемы в вузовской подготовке кадров для ИТ-отрасли.

Позвольте свои выводы представить и вам.

Досье


ООО ИЦ «Таврида» (г. Симферополь)– компания, создающая ИТ- решения. Оказывает комплексные услуги по автоматизации деловых процессов в области: проектирования и внедрения систем электронного документооборота, учетных систем, инфраструктурных и интеграционных решений. Разрабатывает ПО под заказ. Основана в 2015 году.


Часть 1. Об образовании в вузе

Для более эмоционального погружения в проблему приведу ассоциацию с подготовкой специалистов для пищевой промышленности. Вряд ли там готовят шесть лет лепить и выпекать пирожки. Скорее всего изучают принципы производства, технологии, логистику, экономику, маркетинг и т.д.

В большинстве же вузов, занимающихся ИТ-образованием, студентов по факту учат лепить ИТ-пирожки: кодить, алгоритмизировать и прочей «мелкой моторике». Когда такие специалисты сталкиваются с цифровой трансформацией предприятия или отрасли, они попадают в ступор. Их такими масштабами даже не пугали, не то, что не учили.

Если посмотреть на образовательные ИТ-программы, можно заметить, что их структура весьма лоскутная. Нет общей канвы, объединяющей предметы, а тем более нет сквозного контекста и артефактов, пронизывающих всю программу на всем протяжении обучения.

Для создания структуры, объединяющей и организующей процесс обучения в единую экосистему, логично заимствовать структуру организации процесса производства в ИТ-отрасли. В этом случае студенты будут приучаться к этапам и процессам, подобных тем, что будут их окружать в дальнейшей профессиональной деятельности.

Достигнуть этого можно, приняв в качестве базовой программы ИТ-образования-курс: «Организация процесса производства информационных систем». Состоять он может из четырех последовательных этапов (распределенных на четыре семестра).

Первый семестр: Предпроектное обследование. Второй семестр: Проектирование информационной системы. Третий семестр: Реализация проектного решения. Четвертый семестр: Внедрение.

Все разработанные в процессе обучения артефакты должны в совокупности сводиться в Выпускную квалификационную работу.

В рамках изучения предметов первого этапа студенты должны научиться выбирать методологии и инструменты в зависимости от условий проекта. Формализовывать объект автоматизации, необходимый заказчику. Выявлять заинтересованных лиц, их цели и формулировать их потребности. Научиться исследовать рынок, выдвигать продуктовые гипотезы, проводить маркетинговое исследование. Производить инжиниринг и реинжиниринг укрупненных бизнес-процессов. Все полученные артефакты собирать в единый документ Видение или Концепция проекта. Обучающиеся должны научиться составлять предварительный график работ и ресурсный план.

Второй семестр посвящен проектированию ИТ-системы, по исследованиям, представленным на первом этапе в концептуальном решении. В ходе обучения студенты должны заполнить облако неопределенности предметной области – моделями, разработанными в ходе изучения системного анализа и инструментов моделирования. На базе разработанных моделей составить техническое задание и спецификации требований, пригодные для передачи на этап реализации.

В результате изучения предметов в третьем семестре должна возникнуть информационная система в том или ином виде. Для ее реализации естественно используется техническое задание, полученное на практических занятиях предыдущего этапа. Поскольку ТЗ можно рассматривать, как полный перечень функционала, подлежащего реализации в целевом продукте, то, взяв его за основу, можно разбить процесс реализации на отдельные итерации, выпускающие промежуточный информационный Продукт, ограниченной функциональности. Так обычно и происходит в промышленном производстве информационных систем. При этом важно, чтобы итерации были организованы студентами по всем канонам: с планированием, тестированием, анализом процесса и продукта.

Завершающий семестр, в зависимости от классификации целевой информационной системы, может быть посвящен, например, разворачиванию и настройке созданного продукта на стендах, или анализу качества функционала MVP-решения, проработке концепции развития продукта и прочее. В ходе обучения, студенты должны научиться определять соответствие параметров полученного продукта – заданным в ТЗ показателям при помощи инструмента – «Программа и методики испытаний». (ПМИ)

В конечном счете, созданный за четыре семестра ИТ-продукт должен лечь в основу дипломной работы. Все артефакты, полученные в ходе процесса производства, послужат контекстом для его разделов.

Важно отметить, что учебные проекты должны реализовываться не индивидуальными усилиями студента, а командными, с распределением проектных ролей. В идеале обучающийся должен попробовать себя в разных ролях: аналитика, тестировщика, разработчика, менеджера проекта и так далее.

Для того чтобы студент мог примерить на себя разные роли осознанно, необходимо достичь осмысления им функциональных обязанностей каждой из этих ролей в проектной деятельности. Достигается это включением в наш базовый курс «Организация процесса производства ИС», раздела с изучением профстандартов, описывающих трудовые функции ролей в разрезе каждого этапа и шага. В итоге, формируется поэтапная матрица активностей по ролям и по шагам. Такой формат позволяет выявить, в каких этапах производства участвует каждая роль.


Часть 2. О подготовке ИТ-специалистов в ИТ-компаниях

Какие проблемы существуют при подготовке ИТ-специалистов в ИТ-компаниях?

Основная сложность во взаимопонимании стажеров и менторов компаний – это разница (лучше сказать, пропасть) в общем представлении организации процессов производства. Отягощается сия проблема тем, что проявляется не явно в общении, а латентно, постфактум. Например, уже после выполнения (а точнее – невыполнения) задания стажером, спустя некоторое время в ожидании результата.

Преодолению этой проблемы здорово способствует вузовский курс «Организация процесса производства ИС», о котором речь шла в первой части. В этом случае стажеру не надо растолковывать все с «0», а необходимо лишь откорректировать его теоретические знания, превратив в устойчивый навык.

Теперь подробнее о нашем профессиональном акселераторе-конвейере по «производству» ИТ-специалистов.

Мы пришли к выводу, что для качественной подготовки стажеров в ИТ-отрасли важны три источника, три составляющие (как у классиков).

Первое. Организация для стажеров производства учебного Продукта. Причем, это должна быть сложная, интересная информационная система.

Например, мы у себя реализуем ИТ-платформу – инструментарий для быстрой разработки приложений. С ее помощью реализация продукта цифровизации производится путем описания (конфигурирования) элементов платформы для выбранной предметной области автоматизации, и выполняется, в основном, системными аналитиками.

В нашей платформе используются следующие объекты конфигурирования:

  • бизнес-сущности и их взаимосвязи;
  • бизнес-процессы (при помощи встроенного движка BPMN);
  • разметка визуальных форм взаимодействия с пользователем (GUI);
  • специфические запросы к хранилищу данных;
  • поведенческие модели (реакция на внешние и внутренние события);
  • ролевая модель доступа;
  • настройка шаблонов отчетов;

и прочее.

Второе. Организация процесса управления созданием учебного Продукта.

Мы стараемся в нашем процессе производства учебного ИТ-продукта, помимо роли разработчика, потренировать стажеров на ролях: менеджера проекта, аналитика, тестировщика и прочих.

В процессе производства Продукта, мы приучаем студентов вести разработку через формирование требований, на базе которых создается Бэклог проекта. А содержание итераций наполнять по принципу приращения новой функциональности, отражаемой в виде полезности спроектированного целевого Продукта. Стажеры могут поэкспериментировать с разными способами производства: вытягивающий, проталкивающий и т.д.

Очень важно в процессе становления специалиста обеспечить спрос со стажеров, как со «взрослых» сотрудников. Мы не приветствуем инкубатор с теплым, мягким светом. Мы практикуем акселератор, требующий максимально быстрого погружения молодого сотрудника в атмосферу реального, «недетского» производства.

И наконец, третье – социальная инженерия. Построение модели взращивания специалиста в виде социальной экосистемы.

Мы организовали очную площадку для дискурса на непроизводственные темы. Проводим регулярные церемонии чаепития с философскими беседами в комфортном офисе, располагающем к общению. Все это помогает растить не ботанов-одиночек, а единый сплоченный, самоорганизующийся организм, способный не только функционировать, но и прогрессировать.

Спустя несколько лет такой работы, нам на радость, самопроизвольно появился конвейер наставничества «старших» выпускников акселератора над вновь прибывшими. Надо было лишь акцентировать и закрепить это явление.

Следующий лайфхак становления специалиста – систематическое проведение собеседований стажеров. Для того чтобы стажер попал в штат компании, он должен пройти внутренне собеседование, примерно такое, какое проходят соискатели на вакансию в коммерческих проектах, причем на уровень middle. Их никто не подгоняет и не ограничивает число попыток. На практике это может быть и два, и шесть подходов. При этом стажеры как сами проходят собеседование, так и собеседуют своих коллег. В результате пропадает мандраж перед любыми стрессовыми интервью, и когда возникает необходимость реального собеседования во внешние проекты, сотрудники легко их преодолевают.

Еще один момент. Постоянное пребывание в офисе, в кругу «взрослых» специалистов компании, стимулирует у стажеров стремление примерять на себя модели поведения менторов, наиболее подходящие для особенностей их психотипа.

Такой подход позволяет вырастить Junior- специалиста, а не «дичку», выросшего на обочине ИТ-производства, который самостоятельно боролся за выживание. Это специалист-«колировка», целенаправленно взращенный под пристальным вниманием селекционеров.


Часть 3. Результат работы бизнес-модели

Таким образом бизнес-модель состоит из четырех этапов:
1) Подготовка в вузе сотрудниками ИТ-компании студентов, для дальнейшего отбора в профакселератор.
2) Доведение стажера в акселераторе ИТ-компании до полной готовности (2-6 месяцев).
3) Работа молодого ИТ-специалиста на внутреннем проекте ИТ-компании, до момента его востребованности на коммерческом проекте. Некая скамейка запасных (1-4 месяца).
4) Передача ИТ-специалиста (в команде) на коммерческий проект.


* * *

Если бы на базе этой модели реализовать игру, тренажер-стратегию, которая будет вести студентов по процессу стартапа, подсказывать варианты и, при необходимости, имитировать сопутствующие виды деятельности, не входящие в ИТ-сферу, то мы могли бы завалить наш ИТ-рынок качественными ИТ-специалистами. 

 

Ключевые слова: бизнес-модель, подготовка ИТ-специалистов, профессиональный акселератор-конвейер, ИТ-вузы, ИТ-компании.

 


Подпишитесь на журнал

В начало⇑

Выпуск №07 (140) 2024г.
Выпуск №07 (140) 2024г. Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика