Календарь мероприятий
февраль 2025
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | | |
показать все 
Новости партнеров
BI.ZONE PAM 2.0: ускорено решение рутинных задач по управлению привилегированным доступом
Читать далее 
Руководитель, архитектор, лидер: кто такой Delivery Manager?
Читать далее 
DBI принял участие в PGProDay 2025
Читать далее 
Даже крупные компании уязвимы: эксперт об атаке на Tata Technologies
Читать далее 
Форс и PGARM: новый стандарт диагностики и мониторинга СУБД PostgreSQL
Читать далее 
показать все 
Статьи
Лучшее, конечно, впереди?
Читать далее 
Как управлять командой разработчиков в условиях постоянных изменений?
Читать далее 
Как привлекать ИТ-таланты в условиях дефицита кадров?
Читать далее 
Импортозамещение платформ серверной виртуализации
Читать далее 
Что следует учитывать ИТ-директорам, прежде чем претендовать на должность генерального директора?
Читать далее 
Сетевая инфраструктура, сетевые технологии: что лучше – самостоятельная поддержка или внешнее обслуживание?
Читать далее 
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее 
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее 
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее 
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее 
показать все 
|
Борис Славин: «Цифровизация необходима для того, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной»
Главная / Интервью / Борис Славин: «Цифровизация необходима для того, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной»
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Борис Славин: «Цифровизация необходима для того, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной»
Цифровая эпоха привела к серьезной трансформации экономики и деятельности компаний. И, как следствие, выдвинула новые требования к образованию в сфере ИТ. В этом убежден научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ, член правления Союза ИТ-директоров России
– Борис, расскажите, пожалуйста, о трендах и перспективах развития ИТ.
– Один тренд связан с цифровой экономикой страны и с цифровизацией большинства существующих сервисов. Если раньше о цифровизации бизнеса говорили только айтишники или продвинутые бизнесмены, то сейчас об этом заговорили на всех уровнях.
Дело в том, что цифровизация, как это ни парадоксально, не приведет к тому, что в экономике будет занято меньше людей. Как раз наоборот. Благодаря цифровизации изменятся требования к информационным системам (ИС) – их центром станет человек.
В развитии корпоративных информационных систем можно выделить несколько этапов. Первые ИС появились как вычислительные центры сначала в компаниях, на производстве. Понятно, для чего: если у вас большое производство, вам нужно серьезное планирование, то на бумажке производить расчеты очень сложно, поэтому использовались вычислительные ресурсы. Так были созданы автоматизированные системы управления (АСУ). Кстати, на Урале один из старейших ИТ-клубов до сих пор называется «Клуб профессионалов АСУ Урала».
Потом начался второй этап: были разработаны процессные информационные системы, суть которых – автоматизация бизнес-процесса. Информационные системы класса ERP относятся частично к вычислительному типу, а частично – к процессному. Задача ERP – не только расчеты необходимых финансов и материалов, но и взаимодействие между подразделениями компании, а это уже поддержка именно бизнес-процесса.
Следующий этап развития информационных систем, контентно-ориентированных, связан с тотальной цифровизацией бизнес-процессов. Если во втором периоде задача была организовать процессы, то при организации процесса выяснилось, что в цифру можно переводить не только описания самих процессов, но и, например, контент в документообороте.
Что еще произошло одновременно с развитием процессных информационных систем? Вдруг выяснилось, что хранение данных стало дешевым. Это совершенно изменило отношение к ним, очень многие компании стали хранить цифровой контент, потому что порой возникает необходимость обратиться к каким-то данным десятилетней давности.
Снижение стоимости хранения данных, наличие цифрового контента привели к появлению инструментов, связанных с анализом больших данных, к системам управления контентом предприятия.
Что дальше? Следующим этапом будет развитие субъектно-объектной информационной системы.
В свое время я, будучи ИТ-директором, думал, что моя основная задача – структурировать всю информацию, оцифровать и положить в базу данных. И если смогу сделать так, чтобы в компании все процессы совершались с помощью технологий, то я свою задачу выполнил.
Каково же было мое удивление, когда я, полагая, что практически все автоматизировал, стал замечать, что по мере структурирования данных все большее значение принимает неструктурированная информация, например, при общении между людьми. Но потом я понял, что, оцифровывая информацию, мы избавляем сотрудника компании от рутинной работы, перекладываем ее на информационную систему. И освобождаем его для интеллектуальной деятельности.
Цифровизация необходима для то-го, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной. Допустим, работу бухгалтеров можно практически полностью автоматизировать.
– Это спорное утверждение, наверное, бухгалтер во многих организациях будет еще очень долго нужен.
– Когда вы работаете в небольшой компании, там, действительно, один бухгалтер справляется и с текучкой, и с нестандартными задачами. Но бухгалтеры в крупных компаниях в основном заняты рутинной работой. А нестандартные задачи решает только главный бухгалтер. Так почему бы не автоматизировать всю рутину, которая отнимает очень много рабочего времени, а интеллектуальные задачи оставить сотрудникам?
Компетентный подход должен быть не только в российском образовании, он должен быть еще и в российском бизнесе. Когда мы начнем понимать, какого рода компетенции ИТ-специалистов необходимы бизнесу, тогда сможем дать необходимые знания студентам |
Сегодня за счет автоматизации и роботизации все меньше людей в экономике, на любом предприятии занимаются рутинным трудом. Доля интеллектуальной деятельности предприятия возрастает в силу того, что большая часть процессов уходит в цифру.
Современные менеджеры, сотрудники крупных компаний все чаще пользуются ИТ-инструментами, которые не связаны напрямую с их ИТ-отделами. У многих сотрудников есть, кроме корпоративной, также и интернет-почта. Это связано с тем, что рабочая деятельность менеджера стала тесно связана с его личной жизнью. Люди все чаще могут общаться в свободное от работы время по рабочим делам и наоборот.
В рабочее время уже допустимо общаться по личным делам. Почему?
Потому что это бывает эффективнее. Скажем, мне эффективнее решить вопрос в банке в рабочее время. Но зато в выходные я буду решать вопросы, связанные с моей непосредственной работой. С подобной конвергенцией личной и рабочей жизни руководителям компаний и предприятий теперь приходится мириться. Многие руководители бизнеса понимают это.
Интересно, что конвергенция личного и рабочего времени приводит к конвергенции информационных продуктов. Социальные сети теперь нередко используют для деловой переписки, равно как и частную интернетовскую почту.
Меняя работу, менеджеры часто приходят на новое место со своими личными рабочими контактами. Нравится это или нет руководителям, но ценность таких топ-менеджеров, занимающихся интеллектуальным трудом и в связи с этим обладающих обширными деловыми связями, будет только возрастать. Они – основной ресурс современного предприятия. И возможности информационных систем должны быть направлены на создание всех условий для их интеллектуального труда.
Информационная система должна уметь «дружить» с теми же социальными сетями, с корпоративной почтой. Конечно, новые требования к ней разрушают привычные связи и схемы работы. Больше всего от этого страдают специалисты по информационной безопасности, потому что они привыкли к тому, что существует периметр предприятия, который надо защищать. Теперь же система защиты должна быть совершенно другой.
Сегодня мы живем в цифровой эпохе, во время расцвета контентно-ориентированных информационных систем. Но айтишникам следует понимать, что за ними придет другая волна, другие технологии, гораздо более сложные. И к решению новых задач – к настройке системы под человека – надо готовиться уже сейчас.
– Наверное, подготовку к управлению субъектно-объектной информационной системой надо закладывать и в образовательные программы в технических вузах?
– Да, конечно. На Западе уже лет десять существуют стандарты необходимых компетенций для разных отраслей, и для ИТ-отрасли в том числе. Они подробно прописаны в Европейской рамке компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии. В США существует своя Модель компетенций с градацией в виде пирамиды.
Крупные западные компании, равно как и образовательные организации, давно перешли на так называемый компетентный подход. Формально и наше образование тоже перешло на него. Но проблема в том, что компетентный подход должен быть не только в российском образовании, он должен быть еще и в российском бизнесе. Когда мы будем понимать, какого рода компетенции ИТ-специалистов необходимы бизнесу, тогда мы сможем дать необходимые знания студентам. Однако наш бизнес еще не классифицировал эти компетенции. Поэтому так сложно сегодня вузам определять их самим.
В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Вакансии на сайте Jooble
|