Что стоит предусмотреть при переходе на отечественную ОС::БИТ 05.2024
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

02.07.2024

Ай-Форс принимает участие в пилотном проекте по тестированию технологии контроля симптомов при болезни Паркинсона

Читать далее 

21.06.2024

RAMAX Group расскажет об инструментах повышения операционной эффективности на «RPA Connect: Магия притяжения»

Читать далее 

21.06.2024

Коллаборация ARZip с DLP-системой InfoWatch Traffic Monitor позволяет компаниям повысить свою защищенность

Читать далее 

30.05.2024

Компания «Газинформсервис» объявила о старте работы собственного SOC

Читать далее 

показать все 

Статьи

27.06.2024

Национальный интерес в ИТ

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

07.06.2024

Open Source в бизнесе

Читать далее 

19.05.2024

«Лишние люди» в бизнесе

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

показать все 

Что стоит предусмотреть при переходе на отечественную ОС

Главная / Архив номеров / 2024 / Выпуск №05 (138) / Что стоит предусмотреть при переходе на отечественную ОС

Рубрика: Прошу слова!


 Владимир Ковалькоpre-sale по информационной безопасности ARinteg

Что стоит предусмотреть 
при переходе на отечественную ОС

Российские государственные компании, организации, учреждения – от крупных холдингов до сельских школ – массово переходят на отечественное ПО, но не только потому, что работа на ОС Windows с некоторых пор чревата неприятными сюрпризами. К этому обязывают новые законодательные требования. Постепенно компании переведут всю инфраструктуру на российские решения. 

 

Начинается этот процесс с подготовки к миграции на клиентские и серверные отечественные операционные системы ОС. Такой переход легким не назовешь, он требует тщательной подготовки.

В этой колонке разберем основные этапы перехода на отечественную ОС, вплоть до нюансов и «подводных камней», а также, в каких случаях стоит обращаться к системному интегратору и какая в том польза.


Обратный отсчет

Первый нюанс, который не получится проигнорировать, – это время. С 1 января 2025 года органам государственной власти, заказчикам, осуществляющим закупки по 223-ФЗ, будет запрещено (согласно 166 и 250 Указам Президента РФ) использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ, а также СЗИ из недружественных государств.

По нашей практике могу сказать, что средний проект по переходу на отечественную ОС обычно занимает от одного-двух месяцев до полугода. Компаниям до проведения миграций на новую ОС необходимо определиться с выбором оптимального решения для компании, собрать полный стек нужного компании прикладного ПО, провести тендер, получить лицензии и провести миграцию так, чтобы этот процесс прошел максимально незаметно и никак не отразился на работе компании.


«Флагманские» ОС

В Реестре российского ПО сейчас десятки различных ОС и большая их часть разработана на базе ядра Linux.

По данным Strategy Partners, в настоящее время на рынке российских ОС для десктопов и серверов доминируют: «Группа Астра», «Базальт» и «Ред Софт», с общей долей 97%. И на сегодня любая отечественная разработка для попадания в Реестр отечественного ПО должна быть совместима с этими ОС.

Также не стоит забывать, что для образовательных учреждений действуют дополнительные льготы на приобретение такого программного ПО. К примеру, у «Базальт», «Ред Софт», «Астры» со скидкой можно приобрести эти решения, поэтому на них активно переходят.


В поисках оптимального варианта

Второй нюанс – необходимость обучения персонала, эксплуатирующего новое ПО.

Сложности с миграцией вызваны, как правило, нехваткой специалистов. Далеко не все из них обладают достаточными компетенциями по отечественным продуктовым линейкам. Неслучайно поэтому востребованными оказались услуги системных интеграторов, которые помогают подобрать наиболее подходящую для компании ОС, правильно на нее мигрировать.

Третий нюанс – готовность компании к такому переходу.

Пока наполненность отечественного рынка инфраструктурных решений нишевыми приложениями далека до идеала. Тому же «Автокаду» пока сложно найти адекватную замену. При отсутствии нужных приложений, совместимых с той ОС, на которую компания решит перейти, она не будет спешить с переходом. И это один из главных «подводных камней», который пока сдерживает миграции на отечественные ОС.

Представьте, у компании есть станок с ЧПУ, на который 20 лет назад была написана программа на Windows, и он по-прежнему прекрасно работает, но тех разработчиков, которые ее писали, уже нет, поэтому компании приходится искать тех, кто способен будет переписать программу на Linux.

И это не единственное, что сдерживает миграции. Необходимо решить и другие вопросы: начиная с сохранения бесперебойности работы текущей инфраструктуры до налаживания работоспособности прикладного ПО, функционирования виртуализации, настройка бэкапа и т.д. При этом предстоит справляться не только с проблемами совместимости между решениями, но и между людьми, их опытом, ожиданиями бизнеса. Большую роль в таком переходе играют компетенции заказчика и интегратора поставляемого решения.


От спецификаций до проекта

У системного интегратора можно получить корректную спецификацию, которая укажет необходимые программные продукты и поможет выполнить миграцию.

Она покажет специалистам компании, что им необходимо предпринять, чтобы после выполнения миграции все заработало и были исключены какие-либо неполадки.

При этом он не только поможет определиться с оптимальным решением, но и даст рекомендации, как провести весь процесс грамотно, без каких-то болезнетворных эффектов для инфраструктуры заказчика.

В любом случае компании необходимо будет поделиться как основными требованиями, которым должна отвечать новая ОС, так и информацией о своей внутренней инфраструктуре, чтобы системный интегратор мог составить правильный план миграции, в котором будет все подробно расписано: какие иностранные решения на какие отечественные предлагается заменить, какой именно продуктовый стек лицензий рекомендуется использовать.

После этого инженеры интегратора проведут встречи как ознакомительные, так и технические, в ходе которых расскажут, как будет проходить переход на отечественную ОС. Ответят на все вопросы, начиная с того, что входит в систему, как она лицензируется, вплоть до того, какие серверные лицензии предусмотреть и так далее.

Если есть такая возможность, используйте демостенд – выделенный отдельный сервер, где развернута продуктовая линейка отечественных операционных систем, на котором можно посмотреть, как все работает и лучше познакомиться с ОС, получить ответы на вопросы у инженеров.

Поскольку наши разработчики стараются кастомизировать свои решения под продукты иностранных вендоров, то обычный пользователь довольно быстро осваивается в новой ОС: знакомые иконки, похожий интерфейс. Названия могут отличаться, но все интуитивно понятно, поэтому работать удобно.

После того, когда все детали будут уточнены, компания принимает окончательное решение о миграции. Подписывается договор, проводится внедрение, т.е. начинается процесс закупки, установки и запуска.


Учитываем версионность

Поскольку у нас далеко не полностью замещен рынок программным ПО, которое может быстро развернуться и запуститься, то необходимо будет синтергировать продукты друг с другом. Нужна будет помощь специалистов, как минимум, техподдержки, при разворачивании структур. Если это мультивендорное решение, тогда техподдержка будет с двух или трех сторон. Это позволит «подружить» продукты друг с другом. Не будем забывать, что у продуктов разных производителей версионности порой расходятся, т.е. различные версии отечественных продуктов разных производителей могут «не дружить друг с другом».

Когда у вас установилась нужная вам версия отечественной ОС и вы хотите, допустим, установить на нее последнюю версию почты от другого производителя, то не факт, что она встанет на имеющуюся у вас версию ОС. Поэтому лучше сразу уточнять у техподдержки производителя этого ПО, какая его версия синтегрирована с данной ОС, чтобы понимать, какая версия продукта вам подходит. Чтобы минимизировать подобные сложности, мы со своей стороны рекомендуем заказчикам по возможности приобретать продукты одного производителя, тогда подобных проблем будет на порядок меньше.


Вместо заключения

С этим вызовом времени, связанным с переходом на ту или иную отечественную ОС, в ближайшей перспективе столкнется немалое число российских компаний. По прогнозу аналитиков Strategy Partners, уже в 2024 году в России доля продуктов отечественных вендоров в годовом объеме продаж B2G и B2G+ сегмента составит 63 % против 37 % доли продуктов международных вендоров, а к 2030 году уже 90 % долю будут занимать продукты российских вендоров.

Поскольку большую роль при переходе на отечественные ОС играет то, какими компетенциями обладают специалисты компании, то еще до начала подготовки к миграции стоит начать изучать техническую документацию по продукту, на который планируется перейти. Тогда проще будет начинать внедрение, быстрее получится найти общий язык с подрядчиком.

Ключевые слова: переход на отечественные ОС, миграция, системный интегратор.


Подпишитесь на журнал

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (138) 2024г.
Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика