Вежливость в квадрате: что нужно знать о цифровом этикете
Главная /
Архив номеров / 2024 / Выпуск №05 (138) / Вежливость в квадрате: что нужно знать о цифровом этикете
Рубрика:
Прошу слова!
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Ольга Шнайдер, педагог по бизнес-этикету и культуре, руководитель клуба по деловому имиджу и коммуникациям Московской торгово-промышленной палаты
Вежливость в квадрате: что нужно знать о цифровом этикете
Можно сколько угодно быть гением цифровых технологий, но время от времени нужно общаться с людьми. И даже общение онлайн – в мессенджерах и видеоконференциях – подразумевает некие правила этикета.
Этикет – это регулятор общего комфорта. Безусловно, он создает довольно жесткие рамки, но нужны они для того, чтобы коммуникация была понятной для всех сторон и не возникало ситуаций, в которых кто-то может почувствовать себя неловко.
Как-то раз на переговорах о продаже спикер блестяще провел презентацию и, чтобы перевести дух, решил выпить воды. Открыл бутылку, рассчитанную на несколько человек, и, проигнорировав стаканы, сделал несколько глотков прямо из горлышка. Впечатление было испорчено, соседи по столу чувствовали себя крайне неловко, ведь для них воды не осталось.
При общении в формате онлайн такой казус вряд ли случится. Но и тут есть нюансы, которые могут сильно испортить впечатление.
Всем приветики
Деловая коммуникация начинается с приветствия. И общение в мессенджерах – не исключение. Приветствие должно быть персонализированным. Если это личная переписка – обязательно по имени: «Здравствуйте, Иван».
В некоторых компаниях принято обращение по имени-отчеству, это надо обязательно учитывать в приветствии.
Если нужно поздороваться в общем чате, то это «доброе утро/день/вечер или здравствуйте, коллеги». «Всем доброе» – считается нарушением делового этикета.
Если нет других договоренностей, слова «привет», «салют» и уж точно «здрастье», «дратуйте» и «доброго времени суток» – не приемлемы.
Стоп-слова
Смысл этикета – не в том, чтобы создать при общении впечатление официоза. Его задача – сделать общение комфортным. Поэтому очень важно правильно выбирать лексику. Коммуникация должна быть понятной: не стоит засыпать собеседников профессиональной терминологией или сленгом, если они им не владеют. По этой же причине в переписке лучше отказаться от сокращений, кроме общепринятых.
Совершенно неуместны при общении в чатах сленговые словечки и нецензурная лексика.
А вот с эмодзи ситуация неоднозначная. С точки зрения протокола, их использование в деловой переписке запрещено. Но в определенной среде это – часть нормального общения, в том числе, и делового. Здесь в помощь нам – здравый смысл.
Если есть договоренность о том, что эмодзи в коммуникациях допустимы, то можно их умеренно использовать. Ключевое слово – «умеренно»! Совершенно точно не следует слать головоломки из кучи символов. Такой «креатив» не для общения в бизнес-среде.
Еще один «чувствительный» момент – точки в конце предложения. Многие зуммеры их считывают, как агрессию, а для старшего поколения – это не более, чем знак препинания в конце предложения. Если, например, в коммуникации участвуют представители разных поколений, то старший по возрасту может прояснить ситуацию сообщением «коллеги, я упорно продолжаю ставить точки в конце предложения, т.к. для меня это просто правило пунктуации. Дайте знать, если вас это смущает».
Стоит отметить, что мягкий, интеллигентный юмор почти всегда помогает разобраться в спорных, с точки зрения этикета, моментах.
Всему свое время
Деловой этикет подразумевает бережное отношение ко времени. Речь идет не только о пунктуальности.
В начале встречи нужно проговорить ее длительность и обозначить пул вопросов, которые за это время хотелось бы обсудить. После такой прелюдии можно переходить к диалогу. При этом важно помнить, что все участники встречи должны иметь возможность высказать свою точку зрения. Если одного из спикеров «понесло», то вполне допустимо мягко прервать его, сославшись на договоренности о тайминге встречи.
В любом случае – встреча не должна превратиться в монолог или значительно выйти за пределы оговоренного времени. А чтобы онлайн-конференция началась вовремя, ее участникам следует заблаговременно проверить свою технику: подключается ли эфир, нормально ли слышен звук, работает ли камера.
Я тебя вижу
Включенная камера – это жесткое требование цифрового этикета. Онлайн- формат и так лишает участников встречи части невербальной информации, которую они могли бы получить при личной встрече. Включенная камера – это проявление уважения к другим людям. И невежливо выключать ее посередине эфира, чтобы усесться поудобнее, сменить локацию или налить себе кофе.
Не стоит обманываться видимостью неформальности зум-конференций. Внешний вид все еще важен. Для встреч внутри команды допустим деловой кэжуал. Для встреч с партнерами и клиентами нужен деловой дресс-код. Для женщин обязателен легкий макияж и прическа.
Человека в кадре должно быть хорошо видно, локация должна быть нейтральной. Во многих компаниях принято использовать виртуальные обои для фона. Часто они брендированные.
На столе (и в кадре!) не должно быть ничего лишнего: дети, животные, кружки с надписями … все это лучше убрать.
Цифровой след
К деловому этикету, так или иначе, относится и позиционирование человека в его социальных сетях. Во многих компаниях уже есть внутренние распоряжения, регламентирующие контент в личных социальных сетях сотрудников. Если такого документа нет, то очень пригодится здравый смысл.
Нужно ли партнерам компании видеть, как, например, директор по продажам по-гусарски опрокидывает стакан с алкоголем? Или бухгалтер в свободное от работы время танцует на пилоне? Точно ли позитивно на имидже компании и команды скажутся полные политического сарказма посты начальника отдела?
Трудовой кодекс не запрещает самовыражаться в социальных сетях. Но если человек настроен на карьеру, то его цифровой след должен соответствовать этой цели.
Рано или поздно, российские компании придут ко внутреннему регламентированию, но пока все остается на уровне личных договоренностей руководители и команды. И только управленец с идеальным цифровым следом может требовать от своих сотрудников того же.
Скажи мне кто твой друг
Очень часто руководители задумываются о том, насколько они владеют правилами бизнес-этикета. Но деловой имидж управленца нередко портят ассистенты. Их незнание цифрового и обычного этикета может стоить компании полезных контактов и заключенных договоров. Поэтому инвестируйте в ассистентов и администраторов. Они – лицо компании и руководителя.
Ключевые слова: деловой этикет, бизнес-среда, переговоры, правила общения, дресс-код, имидж управленца.
Подпишитесь на журнал В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|