Календарь мероприятий
октябрь 2024
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | |
показать все
Новости партнеров
69% россиян готовы отказаться от услуг компании, допустившей утечку персональных данных
Читать далее
Гендиректор РДТЕХ вошла в состав Правления АПКИТ и возглавила Совет по интеграции
Читать далее
Компания Б1 автоматизировала наём стажеров и экспертов в системе «Поток Рекрутмент»
Читать далее
Монитор технологий впервые представит Технологическую карту российских ИИ-решений в «Умном городе» в Москве
Читать далее
Ежегодная конференция TECH WEEK пройдет 26-28 ноября в технопарке «Сколково
Читать далее
показать все
Статьи
Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»
Читать далее
Технологический ИИ-арсенал
Читать далее
Чем страшен ИИ, и с чем его едят
Читать далее
Готов ли рынок АСУ ТП к переменам?
Читать далее
Отрыв длиной в год. Российские ИИ-решения незначительно уступают иностранным аналогам
Читать далее
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее
Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Читать далее
показать все
|
Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Главная /
Архив номеров / 2024 / Выпуск №02 (135) / Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Рубрика:
Мнения
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy
Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Почему на фоне поддержки от государства и, казалось бы, высоких зарплат, в отрасли все еще не хватает специалистов и как можно выйти из ситуации дефицита кадров?
Российским компаниям не хватает ИТ-специалистов. В 2023 году потребность в таких работниках выросла на 81%, сообщает ТАСС со ссылкой на сервис «Авито Работа». Это в очередной раз подтверждает, что на рынке труда в сфере ИТ большая нехватка рабочих рук. И если пять лет назад разговоры про дефицит специалистов были поверхностными, то теперь это реальная угроза отрасли, которая особенно нуждается в прикладных профессиях – разработчиках и фронтендерах.
К слову, глава Минцифры РФ Максут Шадаев оценил дефицит ИТ-специалистов в стране в 500-700 тыс. человек. И если раньше мы понимали, что сейчас дефицит спадет, придут новые люди, готовые обучаться разработке и программированию, то в ближайшее время такого наплыва не предвидится.
Дефицит кадров мы почувствовали и в компании HTML Academy. В первой половине 2023 года количество желающих обучаться упало примерно на 20%, а потом стабилизировалось на этом уровне. И с прошлого лета уровень практически не меняется. Сначала мы думали, что проблемы только у нас, что-то не так с маркетингом или продажами. Но нет, похожая ситуация была и у других крупных школ.
Почему айтишников не хватает?
Импортозамещение цифровых технологий. После ухода западных сервисов и вендоров крупные компании начали активно наращивать свои ИТ-подразделения, которые либо развивают существующие продукты, либо занимаются импортозамещением. В последний год активно растут существующие и появляются все новые компании с суффиксом «тех»: «ПетровичТех», «ГазпромТех», «МагнитТех» и так далее. То есть потребности рынка постоянно увеличиваются.
Гиганты отрасли переманивают ИТ-специалистов. Банки привлекают к себе опытных разработчиков огромными деньгами, оборонные компании тоже серьезно взялись за элитных студентов лучших вузов. И даже с лучшими новичками напряженка, потому что системы по их отбору и адаптации уже выстроили крупные ИТ-компании, которые раньше с новичками не работали. И теперь средней ИТ- компании все тяжелее: крепкие сеньоры и мидлы уходят в банки, либо требуют диких зарплат, а сильных выпускников из топовых вузов не получить, да и толковых джунов уже отбирают.
Острый дефицит кадров в вузах и отсутствие KPI по трудоустройству. У вузов проблема – они не могут дать нормальные прикладные знания: должна быть и фундаменталка (70%), и прикладные знания (30%). Однако вузы не считают это проблемой. Так как их заказчик – государство, которое не ставит KPI по трудоустройству. В этом плане у колледжей гораздо больше мотивации – у них есть четкая потребность трудоустроить студентов. Также в вузах нет преподавателей, которые готовы были бы обучить прикладным навыкам. Их не хватает, так как зарплаты в учебных заведениях в 3-4 раза меньше, чем в индустриях. В вузах давно не осталось преподавателей, которые могли бы на фултайм делать актуальные прикладные дисциплины, а также вести их.
Низкая зарплата для начального звена. Мы привыкли думать, что ИТ-сфера – одна из самых богатых. Но чтобы дорасти до зарплаты в 400-500 тыс. рублей, нужно много учиться и получить несколько лет опыта. На начальном этапе работники ИТ-сферы получают по 30-40 тыс. рублей, тогда как на заводах молодым людям сразу обещают по 100 тыс. рублей. Зачем в таком случае идти в технологии и разработки, несколько лет изучать программирование, если можно пойти на производство и сразу получить достойную сумму.
Как результат – люди перестали идти в ИТ. А если и идут, то требуют сразу зарплату в 100 тыс. рублей и выше. Ко всему вышеперечисленному добавляется и демографическая яма начала 2000-ых годов, что опять же приводит к сокращению новых студентов в вузах и как следствие – выпускников и новых сотрудников ИТ-компаний. Надвигается идеальный шторм: ИТ-отрасль перестает быть привлекательной, вузы не учат, народу в вузах становится меньше. Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой.
Как восполнить дефицит?
Этот вопрос решается не за один день, чтобы получить реальные результаты, нужно действовать со всех сторон. Вопрос стоит не только в увеличении зарплат, он намного шире. Вот несколько основных шагов, которые стоит предпринять для решения проблемы.
Первый шаг к решению проблемы – это ее признание. Индустрия не поняла, что не осталось крутых новичков, надо взращивать новых. И вкладываться надо не просто в привлечение специалистов с рынка труда в свою компанию, а в привлечение людей из других индустрий в ИТ и в их обучение с нуля. Когда ИТ-компании поймут, что все плохо, они будут приходить в вузы и колледжи, а там, как мы помним, не самая подготовленная аудитория. Поэтому важно выделять бюджеты на переобучение, и готовить систему по адаптации джунов.
Наладить взаимодействие вузов и работодателей. ИТ-компании должны отправлять своих сотрудников преподавать в вузы, чтобы делиться опытом и прикладными навыками.
В HTML Academy есть две модели работы с вузами и колледжами. В первой модели сам вуз или колледж покупают наши материалы или курсы по сетевой модели и встраивают в учебный процесс. Это простейшая модель, которая помогает заинтересованным учебным заведениям закрывать дыры в учебных программах, связанные с нехваткой преподавателей или усиливать учебные программы прикладными дисциплинами. По таким моделям мы работаем с ИТМО, УрФУ, Питерским Политехом и другими вузами и колледжами.
Во второй модели мы внутри регионов связываем местных работодателей и местные колледжи: мы даем колледжу наши материалы, а преподавателями по этим материалам являются сотрудники местных компаний. Эта модель позволяет сохранить в регионах выпускников, а для компаний является хорошим способом отбора сильных начинающих разработчиков.
Здесь важно заметить, что не только сами компании должны приходить с инициативой подготовить новые кадры, но и вузы должны быть открыты в этом вопросе, сами приглашать специалистов и делать так, чтобы студенты в будущем могли легко трудоустроиться в компании.
Подключить поддержку государства. Что происходит, когда рынок обращается к государству с проблемой дефицита кадров в ИТ-отрасли? Государство увеличивает контрольные цифры приема в вузах, то есть больше ребят получают возможность обучиться профессии бесплатно. Однако какой в этом смысл, если сильных преподавателей не хватает и сам подход к обучению нужно менять? В этом случае важно стимулировать преподавателей зарплатой выше рынка, а не увеличивать КЦП. Тогда вузы будут выпускать более профессиональные кадры.
Олимпиада по фронтенду от HTML Academy
Для решения вопросов по дефициту кадров еще в феврале HTML Academy вместе с Яндексом и университетом ИТМО провели бесплатную олимпиаду по фронтенду для студентов и выпускников. Это было однодневное соревнование, на котором участники решали не суперсложные задачи-головоломки, предназначенные для единиц, а реальные задачи индустрии по созданию веб-интерфейсов, которые точно встречаются в работе.
В первую очередь мы рассматривали эту олимпиаду как точный оценивающий механизм, с помощью которого можно массово оценивать профессиональные навыки. Поэтому самыми важными в этом вопросе для нас были следующие задачи:
- Разработать такие задания, которые оценивали бы профессиональный уровень участников.
- Откалибровать сложность этих заданий так, чтобы они устраивали потенциальных работодателей.
- Разработать технологии, которые позволили бы сделать процесс выполнения заданий прозрачным и интерактивным для самих участников.
- Сделать так, чтобы все это работало на больших потоках.
И уже потом стояла задача привлечь как можно больше студентов и вузов на олимпиаду.
С точки зрения исходных задач, можно сказать, что все получилось.
- И задачи, и механизмы оценки получилось сделать максимально приближенными к тому, как работают в индустрии. То есть все построено на базе e2e-тестирования. Сами задачи – это верстка адаптивных интерфейсов с учетом переполнения по макету, а также оживление интерактивных интерфейсов по ТЗ. Оказалось, что в такие задачи достаточно легко «зашиваются» изюминки, которые позволяют выявить и понимание классических алгоритмов, и структур данных.
- Что касается работодателей, то тут мы переживали. Был момент, когда мы презентовали работодателям разработанные задания. Главный вопрос был – интересны ли вам студенты, которые хорошо справятся с задачами такой сложности? И представители работодателей сказали – да.
- В начале разработки олимпиады мы еще не до конца понимали, каким должно быть техническое решение, получится ли реализовать все именно так, как нам нужно было. В итоге все получилось, все тесты проверяли именно те сценарии, которые мы и хотели.
- С массовостью тоже все оказалось хорошо. Выбранный нами принцип, который заключается в том, что комплект автотестов вместе с заданиями выдается участникам, а они запускают его на своих машинах, сработал. А это значит, что проблем с масштабированием количества нет.
А что касается количества участников, то мы получили приятную для нас цифру – 1,5 тысячи зарегистрированных студентов, 500 из которых выполнили подготовительное задание по настройке инструментов тестирования на своих машинах. В результате олимпиады будет составлен рейтинг участников, который впоследствии мы передадим нашим партнерам – работодателям. Таким образом они решат вопрос подбора кадров, трудоемкого и длительного тестирования соискателей для приема на работу. БИТ
Ключевые слова: HTML Academy, Олимпиада по фронтенду, дефицит ИТ-кадров.
Подпишитесь на журнал
В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|
Вакансии на сайте Jooble
|