Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой::БИТ 02.2024
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
май    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

27.04.2024

RAMAX Group рассказала на Smart Mining & Metals об особенностях пилотирования ML-проектов

Читать далее 

22.04.2024

Сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы» проводит ЗАКРЫТУЮ встречу в рамках выставки «Связь-2024»!

Читать далее 

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

показать все 

Статьи

19.05.2024

«Лишние люди» в бизнесе

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

показать все 

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Главная / Архив номеров / 2024 / Выпуск №02 (135) / Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Рубрика: Мнения


 Александр Першингенеральный директор компании HTML Academy


Скоро некому будет

делать сайты и заниматься версткой

Почему на фоне поддержки от государства и, казалось бы, высоких зарплат, в отрасли все еще не хватает специалистов и как можно выйти из ситуации дефицита кадров? 

 

Российским компаниям не хватает ИТ-специалистов. В 2023 году потребность в таких работниках выросла на 81%, сообщает ТАСС со ссылкой на сервис «Авито Работа». Это в очередной раз подтверждает, что на рынке труда в сфере ИТ большая нехватка рабочих рук. И если пять лет назад разговоры про дефицит специалистов были поверхностными, то теперь это реальная угроза отрасли, которая особенно нуждается в прикладных профессиях – разработчиках и фронтендерах.

К слову, глава Минцифры РФ Мак­сут Шадаев оценил дефицит ИТ-спе­циа­листов в стране в 500-700 тыс. человек. И если раньше мы понимали, что сейчас дефицит спадет, придут новые люди, готовые обучаться разработке и программированию, то в ближайшее время такого наплыва не предвидится.

Дефицит кадров мы почувствовали и в компании HTML Academy. В первой половине 2023 года количество желающих обучаться упало примерно на 20%, а потом стабилизировалось на этом уровне. И с прошлого лета уровень практически не меняется. Сначала мы думали, что проблемы только у нас, что-то не так с маркетингом или продажами. Но нет, похожая ситуация была и у других крупных школ.


Почему айтишников не хватает?

Импортозамещение цифровых технологий. После ухода западных сервисов и вендоров крупные компании начали активно наращивать свои ИТ-подразделения, которые либо развивают существующие продукты, либо занимаются импортозамещением. В последний год активно растут существующие и появляются все новые компании с суффиксом «тех»: «ПетровичТех», «ГазпромТех», «МагнитТех» и так далее. То есть потребности рынка постоянно увеличиваются.

Гиганты отрасли переманивают ИТ-специалистов. Банки привлекают к себе опытных разработчиков огромными деньгами, оборонные компании тоже серьезно взялись за элитных студентов лучших вузов. И даже с лучшими новичками напряженка, потому что системы по их отбору и адаптации уже выстроили крупные ИТ-компании, которые раньше с новичками не работали. И теперь средней ИТ- компании все тяжелее: крепкие сеньоры и мидлы уходят в банки, либо требуют диких зарплат, а сильных выпускников из топовых вузов не получить, да и толковых джунов уже отбирают.

Острый дефицит кадров в вузах и отсутствие KPI по трудоустройству. У вузов проблема – они не могут дать нормальные прикладные знания: должна быть и фундаменталка (70%), и прикладные знания (30%). Однако вузы не считают это проблемой. Так как их заказчик – государство, которое не ставит KPI по трудоустройству. В этом плане у колледжей гораздо больше мотивации – у них есть четкая потребность трудоустроить студентов. Также в вузах нет преподавателей, которые готовы были бы обучить прикладным навыкам. Их не хватает, так как зарплаты в учебных заведениях в 3-4 раза меньше, чем в индустриях. В вузах давно не осталось преподавателей, которые могли бы на фултайм делать актуальные прикладные дисциплины, а также вести их.

Низкая зарплата для начального звена. Мы привыкли думать, что ИТ-сфера – одна из самых богатых. Но чтобы дорасти до зарплаты в 400-500 тыс. рублей, нужно много учиться и получить несколько лет опыта. На начальном этапе работники ИТ-сферы получают по 30-40 тыс. рублей, тогда как на заводах молодым людям сразу обещают по 100 тыс. рублей. Зачем в таком случае идти в технологии и разработки, несколько лет изучать программирование, если можно пойти на производство и сразу получить достойную сумму.

Как результат – люди перестали идти в ИТ. А если и идут, то требуют сразу зарплату в 100 тыс. рублей и выше. Ко всему вышеперечисленному добавляется и демографическая яма начала 2000-ых годов, что опять же приводит к сокращению новых студентов в вузах и как следствие – выпускников и новых сотрудников ИТ-компаний. Надвигается идеальный шторм: ИТ-отрасль перестает быть привлекательной, вузы не учат, народу в вузах становится меньше. Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой.


Как восполнить дефицит?

Этот вопрос решается не за один день, чтобы получить реальные результаты, нужно действовать со всех сторон. Вопрос стоит не только в увеличении зарплат, он намного шире. Вот несколько основных шагов, которые стоит предпринять для решения проблемы.

Первый шаг к решению проблемы – это ее признание. Индустрия не поняла, что не осталось крутых новичков, надо взращивать новых. И вкладываться надо не просто в привлечение специалистов с рынка труда в свою компанию, а в привлечение людей из других индустрий в ИТ и в их обучение с нуля. Когда ИТ-компании поймут, что все плохо, они будут приходить в вузы и колледжи, а там, как мы помним, не самая подготовленная аудитория. Поэтому важно выделять бюджеты на переобучение, и готовить систему по адаптации джунов.

Наладить взаимодействие вузов и работодателей. ИТ-компании должны отправлять своих сотрудников преподавать в вузы, чтобы делиться опытом и прикладными навыками.

В HTML Academy есть две модели работы с вузами и колледжами. В первой модели сам вуз или колледж покупают наши материалы или курсы по сетевой модели и встраивают в учебный процесс. Это простейшая модель, которая помогает заинтересованным учебным заведениям закрывать дыры в учебных программах, связанные с нехваткой преподавателей или усиливать учебные программы прикладными дисциплинами. По таким моделям мы работаем с ИТМО, УрФУ, Питерским Политехом и другими вузами и колледжами.

Во второй модели мы внутри регионов связываем местных работодателей и местные колледжи: мы даем колледжу наши материалы, а преподавателями по этим материалам являются сотрудники местных компаний. Эта модель позволяет сохранить в регионах выпускников, а для компаний является хорошим способом отбора сильных начинающих разработчиков.

Здесь важно заметить, что не только сами компании должны приходить с инициативой подготовить новые кадры, но и вузы должны быть открыты в этом вопросе, сами приглашать специалистов и делать так, чтобы студенты в будущем могли легко трудоустроиться в компании.

Подключить поддержку государства. Что происходит, когда рынок обращается к государству с проблемой дефицита кадров в ИТ-отрасли? Государство увеличивает контрольные цифры приема в вузах, то есть больше ребят получают возможность обучиться профессии бесплатно. Однако какой в этом смысл, если сильных преподавателей не хватает и сам подход к обучению нужно менять? В этом случае важно стимулировать преподавателей зарплатой выше рынка, а не увеличивать КЦП. Тогда вузы будут выпускать более профессиональные кадры.


Олимпиада по фронтенду от HTML Academy

Для решения вопросов по дефициту кадров еще в феврале HTML Academy вместе с Яндексом и университетом ИТМО провели бесплатную олимпиаду по фронтенду для студентов и выпускников. Это было однодневное соревнование, на котором участники решали не суперсложные задачи-головоломки, предназначенные для единиц, а реальные задачи индустрии по созданию веб-интерфейсов, которые точно встречаются в работе.

В первую очередь мы рассматривали эту олимпиаду как точный оценивающий механизм, с помощью которого можно массово оценивать профессиональные навыки. Поэтому самыми важными в этом вопросе для нас были следующие задачи:

  1. Разработать такие задания, которые оценивали бы профессиональный уровень участников.
  2. Откалибровать сложность этих заданий так, чтобы они устраивали потенциальных работодателей.
  3. Разработать технологии, которые позволили бы сделать процесс выполнения заданий прозрачным и интерактивным для самих участников.
  4. Сделать так, чтобы все это работало на больших потоках.

И уже потом стояла задача привлечь как можно больше студентов и вузов на олимпиаду.

С точки зрения исходных задач, можно сказать, что все получилось.

  1. И задачи, и механизмы оценки получилось сделать максимально приближенными к тому, как работают в индустрии. То есть все построено на базе e2e-тестирования. Сами задачи – это верстка адаптивных интерфейсов с учетом переполнения по макету, а также оживление интерактивных интерфейсов по ТЗ. Оказалось, что в такие задачи достаточно легко «зашиваются» изюминки, которые позволяют выявить и понимание классических алгоритмов, и структур данных.
  2. Что касается работодателей, то тут мы переживали. Был момент, когда мы презентовали работодателям разработанные задания. Главный вопрос был – интересны ли вам студенты, которые хорошо справятся с задачами такой сложности? И представители работодателей сказали – да.
  3. В начале разработки олимпиады мы еще не до конца понимали, каким должно быть техническое решение, получится ли реализовать все именно так, как нам нужно было. В итоге все получилось, все тесты проверяли именно те сценарии, которые мы и хотели.
  4. С массовостью тоже все оказалось хорошо. Выбранный нами принцип, который заключается в том, что комплект автотестов вместе с заданиями выдается участникам, а они запускают его на своих машинах, сработал. А это значит, что проблем с масштабированием количества нет.

А что касается количества участников, то мы получили приятную для нас цифру – 1,5 тысячи зарегистрированных студентов, 500 из которых выполнили подготовительное задание по настройке инструментов тестирования на своих машинах. В результате олимпиады будет составлен рейтинг участников, который впоследствии мы передадим нашим партнерам – работодателям. Таким образом они решат вопрос подбора кадров, трудоемкого и длительного тестирования соискателей для приема на работу.  БИТ 


Ключевые слова:
HTML Academy, Олимпиада по фронтенду, дефицит ИТ-кадров.

 


Подпишитесь на журнал

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №03 (136) 2024г.
Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика