Календарь мероприятий
декабрь 2024
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | |
показать все
Новости партнеров
«ГенИИ» завершили год разговором о главной технологии FinTech
Читать далее
РДТЕХ внедряет новый премиальный стандарт сервисной поддержки
Читать далее
Минцифры усиливает подготовку ИТ-специалистов
Читать далее
Рынку индустриального ПО нужна стратегия развития Итоги III Конференции по матмоделированию
Читать далее
Avanpost FAM/MFA+ стали еще безопаснее: вышла обновленная версия системы аутентификации
Читать далее
показать все
Статьи
Что следует учитывать ИТ-директорам, прежде чем претендовать на должность генерального директора?
Читать далее
Сетевая инфраструктура, сетевые технологии: что лучше – самостоятельная поддержка или внешнее обслуживание?
Читать далее
Тандем технологий – драйвер инноваций.
Читать далее
ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется
Читать далее
Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»
Читать далее
Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»
Читать далее
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее
показать все
|
Арт-пространство ЛАНИТ: смыслы, которые объединяют
Главная /
Архив номеров / 2023 / Выпуск №4 (127) / Арт-пространство ЛАНИТ: смыслы, которые объединяют
Рубрика:
Проекты компаний
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Арт-пространство ЛАНИТ: смыслы, которые объединяют
В 2022 году в центральном офисе группы «ЛАНИТ» было создано камерное выставочное пространство для демонстрации работ художников XX века в изданиях livre d’artiste из собрания основателя компании Георгия Генса. Согласно замыслу проекта, сотрудники, а также гости «ЛАНИТ» получили редкую возможность познакомиться с уникальными произведениями. В экспозиции можно было увидеть оригинальные литографии Сальвадора Дали и Генри Мура, офорты Пабло Пикассо. Чем же так интересны издания livre d’artiste?
СПРАВКА
Livre d’artiste – направление французского искусства, возникшее в начале XX века, в основном, благодаря усилиям Амбруаза Воллара. Знаменитый галерист, маршан и издатель, используя книжную форму в соединении с оригинальной печатной графикой известных художников, создал, по сути, новый жанр. Воллар привлёк к этой работе многих известных художников-живописцев, не знакомых с канонами книжной иллюстрации. В проекте были задействованы такие великие мастера, как Боннар, Дерен, Шагал, Руо, Роден. Воллар стремился добиться совершенства в полиграфическом исполнении изданий. Тираж был очень небольшим.
|
Направление livre d’artiste – жанр редкий, можно сказать, элитарный, настоящий образец «чистого искусства», зародившийся в начале ХХ века во Франции. Но история его удивительна и требует отдельного изучения.
Для краткого знакомства достаточно сказать, что в создании каждой работы принимают участие несколько человек – художник, печатник, типограф, автор текста и издатель. Текст выбранной книги вторичен, главное – ее видение самим художником. Такую книгу не прочтешь, можно только бережно перебирать листы гравюр или литографий, уложенные в специальный футляр. И любоваться иллюстрациями.
В «книге художника» важно все, каждая деталь продумана и неповторима – выбор техники печатной графики, дизайн, качество бумаги, ее оттенок, шрифт, печать… Как правило, работа делается вручную, затем издается очень небольшим тиражом. Только один раз. Потом все литографские формы уничтожаются. Так обеспечивается уникальность произведения livre d’artiste.
Основатель «ЛАНИТ» умел ценить хорошие книги, разбирался в живописи, покупал картины известных художников. Но в какой-то момент настолько увлекся livre d’artiste, что начал собирать эти издания. В его коллекции насчитывается более 200 изданий livre d’artiste. Вместе со своим другом Борисом Фридманом, чьими рассказами о livre d’artiste он всегда заслушивался, Генс принимал участие во многих выставках, где экспонировались художественные произведения из их собраний.
Пять лет назад, когда Георгий Владимирович внезапно ушел из жизни, казалось, что история его коллекции и творческого союза двух друзей останется только в памяти их родных. Но, к счастью, все обернулось иначе. Борис Фридман очень хотел, чтобы память о близком друге получила материальное воплощение. Так был задуман проект создания выставочного пространства в «ЛАНИТ» и Клуба livre d’artiste. Потом появилась первая выставка «книг художника», принадлежащих Георгию Генсу.
С открытием выставочного пространства была анонсирована издательская программа Клуба, предусматривающая создание в классическом формате изданий livre d’artiste с ведущими отечественными художниками. К настоящему времени завершена работа над тремя изданиями с художниками Леонидом Тишковым, Екатериной Смирновой и Сергеем Шутовым.
В апреле нынешнего года в арт-пространстве «ЛАНИТ» состоялась презентация издания сборника японской поэзии «Три поэта с горы Юнояма» с оригинальными литографиями художника Екатериной Смирновой, основателем и руководителем литографской мастерской ЛИТО.
Как сказано в информации о данном издании, «шестнадцать изображений созданы и собственноручно отпечатаны в три цвета художником на тройных разворотах издания. Издание оформлено в японской традиции. Интересный факт о самом издании: оно отпечатано тиражом всего в 40 экземпляров. По завершении печати все литографские формы были уничтожены. Эти издания уникальны и повторить их невозможно».
Выходит, что коллекция Генса продолжает пополняться новыми работами, которые теперь можно увидеть в выставочном пространстве компании.
Текст на стене музея
«Дорогие друзья, интерес моего отца к изданиям livre d’artiste не только сделал нас обладателями уникального собрания, но познакомил многих с этим важнейшим направлением в искусстве ХХ века. При его непосредственном участии в ведущих российских и зарубежных музеях были организованы многочисленные выставки изданий livre d’artiste из собраний отца и его друга Бориса Фридмана, к каждой из которых выпущены подробные каталоги. Изображения графических работ из этих коллекций украсили награды лауреатов премии IT Stars имени Георгия Генса.
Естественным продолжением является создание корпоративного музейного пространства. Реализация этого инновационного проекта позволяет осуществить мечту моего отца – сделать его собрание доступным любителям искусства, и, в первую очередь, сотрудникам компании. Убежден, что это начинание станет генератором новых идей, направленных на изучение и популяризацию изданий livre d’artiste, с которыми связаны блестящие работы в печатной графике крупнейших художников и скульпторов ХХ века».
Филипп Генс
|
Борис Фридман, известный коллекционер изданий livre d’artiste и куратор музейных выставочных проектов, рассказал журналу «БИТ» о возникновении и развитии Клуба livre d’artiste в «ЛАНИТ»
– Идея и само корпоративное музейное пространство посвящено одному человеку – Георгию Владимировичу Генсу, который построил большую и успешную компанию, где работают сегодня более 13 тысяч человек. Задумываясь о создании Клуба livre d’artiste, я разговаривал с Филиппом, сыном Георгия Владимировича. Я говорил ему о том, что в компании трудится много молодых людей, но далеко не все из них знакомы с личной историей основателя компании и его увлечениями. И я предложил: «Давай сделаем такое место, где мы будем показывать работы из собрания Георгия Владимировича». Филипп полностью эту идею поддержал. Мы договорились, что будем делать все настолько хорошо, насколько это возможно.
За нашими плечами уже немало выставок в ведущих музеях страны – только в одном Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина их было восемь! Поэтому у нас есть большой опыт и понимание того, как нужно показывать издания livre d’artiste. Мы постарались воплотить наши идеи в создании новой выставочной площадки. По техническому исполнению она образцовая. Я твердо могу сказать, что сегодня у нас в стране нет музея, который так бы показывал работы, как это сделано в арт-пространстве «ЛАНИТ».
Камерная обстановка музейного пространства идеально подходит для того, чтобы можно было рассмотреть каждую работу с близкого расстояния. Здесь сделаны специальные демонстрационные витрины, они очень сложны внутри, хотя снаружи кажутся простыми. Конструкция витрин позволяет легко менять экспозицию. И выглядят они красиво. Пятиметровые бесшовные стекла, почти невидимые магниты для крепления экспонатов… Кроме того, арт-пространство имеет особое освещение, оборудовано проектором с большим экранов и специально созданной системой управления, предоставляющей широкие возможности по демонстрации презентаций, различных репортажей с выставок, фильмов по тематике демонстрируемых в экспозиции изданий.
Внутри пространства сделаны три ниши для экспозиции работ. В четвертой витрине выставлены награды лауреатов премии IT Stars имени Георгия Генса. Их украшают изображения графических работ из его коллекции.
Георгий Владимирович собрал очень достойную коллекцию. Это было одно из его любимых занятий. Я думаю, он был бы счастлив, увидев музейное пространство в офисе компании, которое мы назвали Клуб livre d’artiste. Оно открыто в первую очередь для сотрудников холдинга и для всех, кому это интересно. Тут побывало уже много людей, хотя у нас нет задачи превратить арт-пространство в городской музей.
Мы хотим встречаться здесь с художниками, поэтами, печатниками, коллекционерами, имеющими отношение к искусству livre d’artiste. Это живое пространство, где есть стол-трансформер, здесь можно проводить даже тренинги, деловые переговоры, потому что находиться в этом помещении очень приятно.
Кроме того, мы решили реализовать и другие идеи, одна из которых принадлежит Георгию. Он нередко говорил мне: «Слушай, почему бы нам самим не издавать “книги художника”»?
Как всегда, Георгий был впередсмотрящим, хотя сначала я не совсем понял, как и зачем это делать. Но со временем я оценил его идею. Тогда, в рамках Клуба, мы начали собственный издательский проект. Мы решили выпускать издания livre d’artiste с ведущими российскими художниками, по образцу тех, что представлены в экспозиции – на хорошей бумаге, с футляром, с офортами, литографиями, небольшим тиражом. Три издания уже вышли, четвертое – в работе.
Критерий отбора изданий для нашей экспозиции очень простой. Во-первых, это должны быть работы общепризнанных художников, имеющих большое количество выставок. Во-вторых, я их должен знать лично, потому что иначе работать тяжело.
Никакой сложности для восприятия изданий livre d’artiste, на мой взгляд, нет. Да, о них надо рассказывать, объяснять какие-то детали, люди в своей жизни не так часто сталкиваются с искусством livre d’artiste. В этих книгах, как известно, главное – не содержание, а художники, которые создали их. Мы будем рассказывать о них на встречах в нашем Клубе. Многие уже разбираются в жанре livre d’artiste, уверяю вас.
Я собираю «книги художника» уже 20 лет, Георгий подключился к коллекционированию немного позже. Сначала он просто слушал мои рассказы о «книгах художника», посматривал со стороны, а потом сказал: «Знаешь, мне тоже это интересно, помоги мне собирать их». Я стал фактически куратором его собрания, консультировал его, мы не разделяли наши коллекции, когда участвовали в выставках.
Все выставки были интересные, особо выделять какую-то из них сложно, но, конечно, мне запомнилась та, что состоялась в Пушкинском музее в 2018 году. 25 апреля мы открывали там вместе с Георгием Владимировичем выставку работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre d’artiste. Основу экспозиции составляли издания из наших собраний – моего и Георгия. Это была, к сожалению, последняя выставка Георгия Владимировича. Спустя день после нашей встречи он улетел на Камчатку. А 30 апреля скоропостижно скончался. Но для меня он по-прежнему есть, он никуда не ушёл. В нем было столько энергии, что даже после его ухода она остается здесь, потому его присутствие ощутимо.
Конечно, livre d’artiste в том виде, в котором оно начиналось, давно исчезло. В 10-20-х годах прошлого столетия художники делали помногу изданий, это не были коммерческие проекты. Со временем процесс изготовления работ livre d’artiste становился все дороже. Все меньше появлялось «книг художника».
То, что мы продолжаем сейчас, это, как и раньше, некоммерческий проект, который существует благодаря поддержке «ЛАНИТ». Только в таком виде жанр livre d’artiste может развиваться. Это уникальная ситуация.
Отличаются ли чем-то художники, которые делают сегодня издания livre d’artiste, от мастеров ХХ века? Понимаете, искусство – субъективная вещь. Утверждать, что это издание прекрасно, а это – нет, нельзя. Например, вам не понравится какая-то работа, а я скажу вам, что это Пикассо. И тогда вы посмотрите на нее совсем другими глазами.
Я считаю, что издания российских мастеров сейчас по исполнению не уступают ни одной работе прежних «книг художника», которые представлены в нашей экспозиции. Современные художники, создающие книги livre d’artiste, отличаются от Шагала, Дали, Малевича только объемом сделанного и тем, что у прежних мастеров есть мировая слава. Но мы тоже работаем с очень известными российскими художниками.
У нас есть много изданий, которые мы хотим показать. Будем периодически обновлять экспозицию. Как я говорил, нашу работу полностью поддерживает Филипп Генс. Без него ничего бы не получилось.
… Часто ли будут ли приходить сюда сотрудники и гости компании? Уверена, что да, потому что, как сказал Борис Фридман, «находиться в этом помещении очень приятно». Все сошлось в его тихом камерном пространстве. И редкая экспозиция художественных работ livre d’artiste. И произведения великих художников. И их красота. И еще одно подтверждение тому, что «жизнь коротка, искусство вечно». И память о большой дружбе двух людей, как некий урок верности.
Посетив это место, можно понять, почему так увлекся когда-то Георгий Генс жанром livre d’artiste. «Когда я показываю книги гостям, их потом бывает сложно отвлечь чем-то другим, – рассказывал Генс в интервью журналу Forbes. – Если так, значит я собираю не бессмысленные вещи».
Действительно, нет сегодня в Москве ничего похожего на этот Клуб livre d’artiste, да и в стране, наверное, тоже.
Ключевые слова: ЛАНИТ, книга художника, музейный проект, Клуб livre d’artiste.
Постоянное выставочное пространство работает в помещении штаб-квартиры ГК «ЛАНИТ» по адресу: Москва, Мурманский проезд, д. 14, к. 1.
|
Подпишитесь на журнал Купите в Интернет-магазине В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|
Вакансии на сайте Jooble
|