Булат Габдрахманов: «Сегодня отсутствует канал коммуникации между государством и учащимися. Нашей целью было создать такой уровень мобильного сервиса с точки зрения дизайна и современности, который решит эту проблему и полюбится школьникам»::БИТ 09.2021
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
октябрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

11.10.2024

Николай Нашивочников, «Газинформсервис»: в нефтегазовом секторе изменился ландшафт угроз

Читать далее 

10.10.2024

В Москве обсудят применение искусственного интеллекта в строительстве

Читать далее 

08.10.2024

«ГенИИ» расскажут о кейсах и вызовах ИИ в производстве

Читать далее 

08.10.2024

Зарулили на 1-е место: победителем «Биржи ИБ- и IT-стартапов» стал проект по автомобильной кибербезопасности

Читать далее 

01.10.2024

«Киберарена»: «Газинформсервис» запускает новый формат киберсоревнований

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.10.2024

Технологический ИИ-арсенал

Читать далее 

28.09.2024

Чем страшен ИИ, и с чем его едят

Читать далее 

18.09.2024

Готов ли рынок АСУ ТП к переменам?

Читать далее 

12.09.2024

Отрыв длиной в год. Российские ИИ-решения незначительно уступают иностранным аналогам

Читать далее 

09.09.2024

Лейсан Чистая: «КулибИТ для каждого из нас это больше, чем просто проект – это наша миссия»

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

показать все 

Булат Габдрахманов: «Сегодня отсутствует канал коммуникации между государством и учащимися. Нашей целью было создать такой уровень мобильного сервиса с точки зрения дизайна и современности, который решит эту проблему и полюбится школьникам»

Главная / Архив номеров / 2021 / Выпуск №09 (112) / Булат Габдрахманов: «Сегодня отсутствует канал коммуникации между государством и учащимися. Нашей целью было создать такой уровень мобильного сервиса с точки зрения дизайна и современности, который решит эту проблему и полюбится школьникам»

Рубрика: Спецвыпуск «Премия IT Stars им. Георгия Генса-2021»


 



Победитель

Мобильный цифровой помощник: Я – школьник

  • Заказчик: Министерство цифрового развития, государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан
  • Исполнитель: ГКУ «Центр цифровой трансформации
    Республики Татарстан»

Краткое описание проекта
«Я – школьник» – это личный цифровой помощник для школьников Татарстана, который мотивирует и помогает достигать личные образовательные цели. Сервис позволяет: получить удобный мобильный доступ к электронному дневнику edu.tatar.ru; отслеживать динамику своей успеваемости и получать персональные подсказки; держать связь с учителем; узнавать о важной и полезной информации, проходить опросы; получать виртуальные достижения за успехи в учебной и внеучебной деятельности. Цель сервиса – помогать школьникам учиться с интересом, мотивировать и служить поддержкой в процессе обучения. Для государства «Я – школьник» – это современный канал коммуникаций и получения обратной связи от учащихся. При разработке приложения были использованы современные тренды и механики геймификации. Сервисом может воспользоваться ученик любого класса и возраста, однако акцент приложение делает на среднем и старшем звене учащихся, то есть с 5 по 11 классы.

Инновационность используемых технологий. Качественное приложение с точки зрения UX/UI-дизайна. Приложение можно скачать на платформах iOS и Android сразу на двух языках: русском и татарском.

Масштаб проекта. Общее количество установок: 46779, динамика прироста 3-7% еженедельно. Среднее количество сеансов в день на одного пользователя: 5,26. Привязанность к сервису (stickiness ratio) – 62% (DAU/MAU) [процент пользователей, использующих приложение ежедневно в течение месяца]. Средний Retention 7 дней: 42% (процент пользователей, вернувшихся в приложение через неделю после скачивания).

Достигнутые результаты/экономический эффект. Главный эффект – в удачном выстраивании коммуникаций с учащимися, а также оптимизация взаимодействия с учителями и школой. Большой акцент на современных трендах и механиках геймификации позволил это реализовать. В противном случае был риск получить резкий негатив от молодого поколения. 


Булат Габдрахманов:

«Сегодня отсутствует канал коммуникации между государством и учащимися. Нашей целью было создать такой уровень мобильного сервиса с точки зрения дизайна и современности, который решит эту проблему и полюбится школьникам»


О том, как у школьников Татарстана появился личный цифровой помощник, который мотивирует их, поддерживает и помогает им успешно учиться, рассказывает заведующий сектором электронного образования ГКУ «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан»

 

 

– Как появилась идея создать такой проект?

– В 2019 году к нам пришел новый министр цифрового развития государственного управления Республики Татарстан. Кроме того, тогда же был учреждён Центр цифровой трансформации Республики Татарстан, который отвечает за все сервисы региона.

В проектный офис нам удалось собрать отличную команду – умных, компетентных людей, настоящих профессионалов. Мы изначально решили, что к любому новому проекту будет единый подход – его идея должна исходить либо от самих пользователей, либо от представителей конкретной отрасли.

Идею создания мобильного приложения для школьников подсказал проект «Президентский дневник», когда в республике проводился конкурс среди учащихся: кто получит больше всего пятёрок, тот встречается с президентом. Это был офлайн-конкурс, потому что тогда не существовало удобного и красивого современного инструмента, который позволял бы быстро подсчитать оценки. Поэтому приходилось и конкурс поддерживать, и искать инструмент для быстрого подсчета результатов.

Запрос на мобильное приложение для школьников поступил к нам от представителей сферы образования, от учителей, учеников и их родителей.

Мы приступили к проекту в начале лета 2020 года. А уже в сентябре выпустили пилотную версию. Конечно, прежде чем дать старт самому проекту, проводились предпроектные исследования в очном формате. Мы выезжали в районы республики, собирали там фокус-группы и родителей, и учеников, и учителей. Кроме того, для опросов использовали инструменты онлайн (Zoom, Skype).

– Как проходило тестирование пилотной версии?

– Стоит отметить, что первая версия проекта предполагала выпуск электронного дневника. Казалось бы, тривиальная функция, но необходимая школьникам. Неважно, пандемия – не пандемия. На функции дневника это никак не влияло.

Базовая часть нашего приложения не отличается от решения, которое используется, например, в Москве. В сервисе есть возможность поддерживать связь ученика с учителем, обсуждать темы уроков, конкретных домашних заданий. Это снижает нагрузку на бесконечные чаты.

Проблема в том, что в чатах ведется очень много пустых разговоров: домашнее задание спросили, и начинается неразбериха, когда один ответил, другой ответ не видел, третий – не понял и так далее. Наш сервис – это не чат в классическом представлении. В мобильном приложении есть режим отложенных ответов на урок или домашнее задание.

– В чем инновационность мобильного цифрового помощника?

– Перед тем, как запускать проект, мы общались с школьниками, изучали их запросы и поняли, что они хотят получить мобильный классный инструмент. Кроме того, к сожалению, сегодня отсутствует канал коммуникации между государством и учащимися. Нашей целью было создать такой уровень мобильного сервиса с точки зрения дизайна и современности, который решит проблему коммуникации и полюбится школьникам.

Это первое, что отличает наш проект от подобных. Да, электронный дневник могут создать все, для нас же было очень важно сделать так, чтобы в него влюбились дети за счёт сумасшедшего дизайна. Потому что зачастую государственные сервисы получаются скудными и вызывают аллергию у такой аудитории, как дети. Необходимо было использовать тренды, на которые они реагируют, анимацию, например. И нам это удалось.

Когда мы выпустили электронный дневник, нас прежде всего хвалили за качество анимации и реализации дизайна. Анимация, фишечки, упаковка, на которые в первую очередь обращают внимание школьники, все это в сервисе тщательно продумано и проработано.

Естественно, мы рассчитывали, что исключительный дизайн вызовет доверие ребят к мобильному приложению, пусть и в базовых функциях, в которых нет инновации как таковой. У тебя может быть отличная инновационная идея, но плохая реализация убьет ее, потому что школьники во все влюбляются глазами. Это первый момент.

Второй момент – персонализация, которая сильно влияет на впечатление ребят. То есть это не просто электронный дневник, он ещё сам по себе сервис, который ведёт детей по некому пути развития, подсказывает им, где стоит поднажать, а где-то дает советы по учёбе в автоматическом индивидуализированном формате. Это тоже важно.

Кстати, в пилотной версии сервиса нет разделения пользователей по возрастным категориям, но в будущем индивидуализация должна появиться. В зависимости от возрастных категорий язык общения в сервисе будет меняться.

И третий момент с точки зрения уникальности проекта – геймификация. Когда мы прорабатывали игровую механику, мы приглашали, во-первых, психологов, с ними общались. Во-вторых, нам помогал известный эксперт по геймификации Илья Курылёв.

Мы запустили этот функционал с игровыми механиками только в бета-версии. Эти вещи нужно тестировать, их ещё никто не апробировал, и тут нужно быть максимально осторожными, потому что половина людей говорит о том, что геймификация помогает, половина говорит, что вредит.

Почему, используя игровую механику, нужно быть осторожным? Потому что мы делаем приложение для школьников, а не игру. Нам нужно стараться не отвлекать их от учебных задач. Важно было, как нам эксперты говорили, не создавать искусственных поводов для соревнований между детьми. Вообще правильно ли за оценки давать какие-то награды? Вопрос объективности оценивания знаний остается открытым.

Поэтому мы не стали внедрять классические лидерборды и рейтинги. Сделали акцент на том, чтобы учащиеся понимали, для чего в принципе им необходима учеба, и видели свою динамику развития. При этом, не обращая внимания на то, что им нужно обязательно учиться только хорошо, потому что у всех бывают и плохие, и хорошие оценки.

Мы создали некий метафорически бортовой журнал, где сервис еженедельно дает некую сводку результатов, чего школьник добился, какие у него были уроки, были ли контрольные. Если он получал всю неделю одни пятёрки, сервис это подсветит, а если была плохая неделя, то сервис и этот результат подсветит, и даст какие-то рекомендации. Никакой искусственной борьбы за хорошие отметки мы устраивать не стали, и пока очень настороженно к этому относимся.

– Промежуточный итог подводится раз неделю. А итоги месяца, четверти электронный дневник тоже подводит?

– Нет. Цель – показать школьнику просто прогресс от недели к неделе, приучить к некой рефлексии, тем самым объясняя реальный смысл обучения. Пока без сравнения. Хотя мне близка идея соревнования, потому что она цепляет детей. Возможно, нужно давать награды за олимпиады, за реальные достижения, которые точно подтверждаются. К этому мы ещё придём, но в части оценок пока остановились на том, что должен быть некий элемент рефлексии.

– Сервис предназначен только для гаджетов или есть версия и для компьютеров и планшетов?

– Нет, все просили об инструменте для гаджетов. Поэтому данный сервис исключительно для гаджетов, хотя личный кабинет у школьников есть. Он до этого уже был, просто мы сделали к нему такое дополнение – инструмент, который находится в кармане у ребят. Основное время пользования сервисом – после учёбы, либо на переменах, чтобы посмотреть расписание, например, но чаще всего после уроков.

– Пропагандируете ли вы этот сервис в школах Татарстана?

– Напрямую нет. Как я говорил, помимо того, что сами школьники хотели получить удобное мобильное приложение, мы как представители государства надеялись выстроить с ними коммуникацию. Мы сделали очень большой акцент на языке общения сервиса, на его дизайне, на качестве исполнения, потому что второго шанса влюбить учащихся в сервис у нас нет.

Но мы не применяли никакого административного ресурса при распространении сервиса в школах. Это было табу. Мы хотим, чтобы мобильный цифровой помощник распространялся с помощью сарафанного радио. Из уст в уста. И его аудитория постепенно растёт, хотя пока это ещё далеко не вся аудитория учащихся.

– Но коли это дневник, там должны проставляться оценки, отслеживаться прогресс ученика, динамика успеваемости. Это же должен учитель делать? Не сам ученик? В таком случае учителя должны научиться работать с мобильным сервисом?

– У учителей есть свой личный кабинет, естественно. Они заполняют, в первую очередь, конечно, для родителей электронный дневник. Учителя, в любом случае, с ним работают. Но мы не навязываем сервис школам, потому что боимся негативной оценки со стороны учеников. Поэтому пусть сервис распространяется путём сарафанного радио.

– А родители имеют свой личный кабинет или нет? Может родитель ученика посмотреть, что там в его электронном дневнике?

– Вообще, идея электронного дневника в том, чтобы это был мир
ученика, безопасный, но при этом его личный. Естественно, в начальных классах родители помогают школьникам скачивать, устанавливать сервис. Где-то они пользуются им сами, хотя мы это не предполагали. Для родителей есть портал госуслуг. Они получают все основные уведомления на портале госуслуг и в приложения портала госуслуг.

– Ваше приложение платное?

– Нет, полностью бесплатное, оно находится на нашем балансе, мы являемся госзаказчиком, а мы – на гособеспечении бюджета Республики Татарстан.

– Каким образом государство может взаимодействовать с ребятами с помощью этого сервиса?

– В пилотной версии мы сделали уровень сервиса таким, чтобы школьники туда пришли. Ребята начали приходить. Мы продолжаем сервис развивать. Теперь у нас планируется релиз, где появится функционал по аналогии с Instagram Stories с таргетированным (для классов, для районов республики) информированием обо всем – от психологической поддержки до конкурсов и олимпиад.

Среди отличного контента могут быть размещены различные опросы, в том числе по выявлению каких-либо психологических аномалий у ребенка. Причем опросы могут быть в лоб, а могут быть и опосредованными. Например, как ты относишься к питанию в школе? Или спрашиваем, какое сегодня было небо? Ребенок отвечает, что, как обычно, голубое. Или красное. Для нас это уже маркер. Его можно потом соединять с другими данными, с оценками, допустим. И понимать, находится ли ученик в зоне риска.

– Ученики могут общаться друг с другом через электронный дневник?

– Пока это не в приоритете. Пока хочется охватить информационные публикации, опросы. Потом хотим охватить внешкольную активность. Повторюсь, сервис не для того, чтобы только сидеть и учиться. Для этого он не предназначен. Он именно ведет ученика по пути школы, подсказывает, какие есть возможности, увлекает в живой мир. Тот же самый культурный дневник может привести тебя в театр. Сервис просто рассказывает об этой возможности, о том, что есть такой-то конкурс, что можно посетить такие-то места. При этом ребенок не сидит, не играет в самом гаджете.

– Вы следите, как развивается проект?

– Да, для нас основное – это удовлетворённость пользователей. Это измеряется легко. Пользователи сейчас ставят сервису твёрдую четвёрку из пяти доступных оценок.

Второй показатель – вовлеченность. Если на одного пользователя приходится в среднем минимум 5-6 сеансов в день, то это означает, что сервис становится популярным. Более 60% аудитории заходит в приложение каждый день. То есть 30 из 30 дней. Показатель «липкости», есть такая метрика, мы измеряем в первую очередь, как и отношение к сервису через отзывы пользователей.

Сейчас в сервисе если мобильный дневник и связь с учителем. Есть персональные подсказки. Игровые механики – геймификация за достижения в учебе. И планируются – за внеучебные достижения. Будет некое цифровое портфолио. Плюс объявления, опросы.

– Надеетесь ли вы на то, что эффект сарафанного радио сделает популярным ваш сервис среди школьников республики?

– Да. Нам хочется, чтобы все 430 тысяч школьников были у нас. Я непосредственно отвечал на всех стадиях за ход проекта, поэтому очень неравнодушен к нему, и буду рад, если заказчики останутся довольны результатом. Но первым заказчиком в данном случае является не министерство, а люди. Мы делаем этот проект не для чиновников, мы делаем его для молодых жителей республики.

 

 

Подпишитесь на журнал
Купите в Интернет-магазине

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (139) 2024г.
Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика