Алексей Малеев: «Программный код без людей часто либо становится мертвым, либо очень быстро устаревает. Поэтому главное – это кадры»::БИТ 02.2020
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

22.04.2024

Сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы» проводит ЗАКРЫТУЮ встречу в рамках выставки «Связь-2024»!

Читать далее 

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

Алексей Малеев: «Программный код без людей часто либо становится мертвым, либо очень быстро устаревает. Поэтому главное – это кадры»

Главная / Архив номеров / 2020 / Выпуск №02 (95) / Алексей Малеев: «Программный код без людей часто либо становится мертвым, либо очень быстро устаревает. Поэтому главное – это кадры»

Рубрика: Кадры


Алексей Малеев:
«Программный код без людей часто либо становится мертвым, либо очень быстро устаревает. Поэтому главное – это кадры»

Проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ, основатель Moscow Workshops, руководитель подготовительных сборов на базе МФТИ национальной сборной России на международную олимпиаду школьников по информатике рассказывает о том, как можно качественно готовить студентов технических вузов для работы в ИТ-отрасли, где искать хороших преподавателей для университетов и почему так важно развитие олимпиадного программирования в стране.

Беседовала Галина Положевец


– Алексей, вы уже достаточно давно занимаетесь подготовкой кадров для ИТ-индустрии, и наверняка знаете хорошо ее проблемы.

– Да, конечно. Кадров на рынке ИТ-индустрии по-прежнему не хватает, несмотря на все предпринимаемые усилия. И мы это замечаем по зарплатам ИТ-специалистов. Причем, не только в России. В индустрии всегда выше зарплата, чем в университетской, академической среде, просто потому, что у компаний есть и деньги, и идеи. А вот тех, кто должен их реализовывать – недостаточно. Единственная страна, где я видел, что зарплата опытного профессора превышает среднюю зарплату в ИТ-индустрии, был Сингапур. Там профессор со стажем, со всеми регалиями получает больше, чем обычный разработчик.

Однако во всем мире ситуация обратная – молодые преподаватели естественным образом очень быстро уходят из университетов в индустрию. А нужно, чтобы кто-то из выпускников, оставался в вузе, учил новые кадры. Как следствие, нам не хватает в университете высококвалифицированных преподавателей, поэтому мы готовим ограниченное число молодых специалистов.

Мне кажется, что качественное образование – это и есть путевка в ту жизнь, когда ты можешь заниматься тем, чем тебе интересно

И все, этот цикл замкнулся. Вузы выпускают недостаточное количество ИТ-специалистов, потребность в них на рынке возрастает. Лучшие выпускники из университета уходят в компании, значит, новых студентов некому учить, и дефицит кадров в индустрии только обостряется.

Как можно изменить ситуацию? Конечно, мы всегда стараемся сохранить лучших преподавателей, создать им уникальные условия в университете, дать им конкурентную зарплату.

Например, в МФТИ работает кандидат физико-математических наук, тренер Moscow Workshops Михаил Тихомиров. Он также уже не первый год занимается подготовкой сборной России к Международной олимпиаде школьников по информатике (International Olympiad in Informatics). В 2019-м российские школьники стали единственной сборной, которая завоевала сразу четыре золотые медали на Международной олимпиаде школьников IOI, состоявшейся в Баку. После завершения олимпиады Михаила Тихомирова избрали в состав международного научного комитета IOI на три года. Сейчас он готовит наших школьников к следующим соревнованиям, которые пройдут с 19 по 26 июля 2020 года в Сингапуре.

Михаил Тихомиров, еще будучи аспирантом и работая в Яндексе, решил, что его призвание – учить. И университет сделал очень многое для того, чтобы он получил хорошие условия для работы в МФТИ.

Выпускники, склонные к преподаванию, у нас есть. Однако всех их оставить в университетах, мне кажется, не получится. В индустрии – большая потребность в кадрах, а в вузах нет достаточного количества ресурсов, чтобы сохранить молодых и способных преподавателей. Но можно отчасти решить проблему подготовки кадров, если договориться с компаниями, чтобы такие люди совмещали свою работу с преподавательской деятельностью.

– А это реально?

– На Физтехе у нас так получается. У нас же большинство выпускающих кафедр – это базовые кафедры НИИ, конструкторских бюро или технологических компаний. Эта модель была заложена изначально в МФТИ еще середине 40-х годов. Большинство преподавателей в университете были совместителями. И сейчас, в частности, в информатике так и остается. Многие преподаватели – штатные профессиональные разработчики ведущих ИТ-компаний, которые приходят к нам на несколько часов в неделю, чтобы провести семинары.

У подобной модели есть, конечно, две стороны медали. С одной стороны, это непрофессиональные педагоги. Их основное место работы – технологические компании. С другой стороны, они стоят очень близко к фронту разработки. Это высокие профессионалы своего дела, что очень хорошо для студентов, потому что у них есть прямой контакт с разработчиками.

Компании несут, в общем-то, большие издержки, связанные с отвлечением ключевых людей на преподавание, но, в то же время, для индустрии это очень хороший инструмент подпитки кадрами.

Приходящие из индустрии преподаватели учат студентов, начиная с первого курса. Они знают, кто что может. Понимают, кто, например, к какой компании более лоялен, кому больше интересно поисковую машину разрабатывать, а кому беспилотные автомобили.

В последние 20 лет в алгоритмическом программировании Россия уверенно, можно не стесняясь сказать, доминирует в этом интеллектуальном виде состязаний. Я бы даже сказал, что формально наши результаты в них лучше, чем в олимпийских играх или футболе

Можно ли тиражировать подобную практику по всей стране? Наверное, частично можно, но все же важно еще и работать с преподавателями, которые есть в университетах. Курсы повышения квалификации должны быть правильно построены, даже не с точки зрения получения знаний. Мне кажется, сегодня знания найти, особенно в Интернете, не составляет большого труда. Такое количество контента там лежит! Гораздо важнее человека зажечь, дать ему правильную мотивацию. Причем, и школьникам, и студентам, и состоявшимся профессионалам – замотивировать их дальше развивать свою квалификацию. Это самое сложное, наверное. И, наверное, самое важное.

Наши программы Moscow Workshops как раз на такую модель ориентированы. Программы для школьников, студентов устроены следующим образом.

Очная часть – относительно короткая, обычно длится меньше 10 дней. Но это интенсивное и глубокое погружение в предмет. Мне кажется, только заочно учить нельзя. Должна быть среда, в которой люди обмениваются мнениями, как-то подсознательно конкурируют, проводят вместе свободное время. Путешествуют, смотрят мир, изучают новый язык. Причем, так мы делаем свою программу и в разных странах и городах. Когда-то давно мы опробовали ее сначала в Белоруссии, в небольшом городе Гродно. Потом была Барселона. А в прошлом году мы провели наши интенсив-программы в десяти точках планеты – в Сингапуре, в Пекине, в Омане, на Ближнем Востоке...

Все наши преподаватели – это выпускники российских университетов. Неважно, где они сейчас живут, работают. Кто-то в индустрии, кто-то в университете, Им точно так же, как и ребятам, интересно посмотреть какой-нибудь новый город, вновь погрузиться в студенческую среду, передать молодым свой опыт. Вот на таких принципах и построена вся наша программа. У наших выпускников есть свои истории успеха. Мы ими гордимся и считаем, что их достижения во многом результат и нашей деятельности.  Например, выпускник МФТИ Александр Машрабов и выпускник ИТМО Григорий Ткачено основали в 2018 году стартап AI Factory.  Он оказался настолько успешным, что в прошлом году его купила за 166 млн долларов американская компания Snap. Оба молодых человека участвовали в олимпиадном движении со школьных лет, а потом в студенческие годы.

Приходящие из индустрии преподаватели учат студентов, начиная с первого курса. Они знают, кто что может. Понимают, кто, например, к какой компании более лоялен, кому больше интересно поисковую машину разрабатывать, а кому беспилотные автомобили

Олимпиадное сообщество становится все больше, и у нас, и в мире. Когда люди проводят вместе очень много времени, обмениваются идеями, подставляют друг другу плечо – тогда формируются более тесные, творческие связи.

Кроме того что участники соревнований дружат друг с другом, они создают совместно технологические компании. Олимпиадное сообщество является еще и экспертным, способным оценивать профессионально перспективные идеи или проекты.

– Вы говорите – надо людей мотивировать. А мне кажется, что те, кого вы учите, кто принимает участие в ваших программах, они и так мотивированы. Если нет мотивации, разве человек будет заниматься?

– По-разному, если честно. Все-таки очень важен такой импульс или череда мотивационных импульсов. У нас еще есть Олимпиадные школы на кампусе вуза, которые мы запустили в 2013-м году. Туда приезжают дети, менее подготовленные к олимпиадам, можно сказать, новички – часто больше по желанию родителей, чем по своей воле. Но потом, когда ребята возвращаются домой, они продолжают с удовольствием общаться друг с другом, начинают больше заниматься точными науками. Мы много работаем с олимпиадным сообществом. Ищем профессионалов, которые готовы поделиться опытом, правильно преподнести свои знания молодежи.

Чем мне нравится олимпиада? С одной стороны, это селекция, отбор. Но с другой, это часто еще и вызов. Пусть участник соревнований не решил задачу, но если она для него интересная, он будет ломать голову, а как же надо было решать?

Недавно мы с коллегой обсуждали простую задачку для седьмого класса. Представьте себе отрезок палочки или ветки длиной в 1 метр. По нему ползает много муравьев со скоростью 1 метр в минуту. Если муравей находится в одном конце отрезка, через минуту он окажется во втором. Если муравей доползает до конца этой ветки, он просто падает с нее. А вопрос звучит очень просто: муравьев посадили каким-то случайным образом. Сколько через одну минуту останется на этой палочке муравьев?

– И сколько же?

– Правильный ответ – ноль. Никого не останется. Казалось бы, не очень сложная задача, но заставляет подумать.

К слову, у нас родилась идея сделать для взрослых олимпиаду по математике. Для людей, закончивших вуз несколько лет назад, которые когда-то этими олимпиадами в школе интересовались, но их карьера оказалась далеко не академической.

– Возвращаясь к проблеме, с которой мы начали – дефицита молодых специалистов и преподавателей. Заинтересованность и вклад технологических компаний в развитие образования понятен. А как на уровне государства можно решить эту задачу?

– Статус преподавателя, на мой взгляд, очень важен. Причем, знаете, статус – это не только деньги, а отношение к преподавателям в обществе, к людям, которые делают очень большой и значимый труд для страны. И, наверное, важны и условия для работы, и статус преподавателя, который надо повышать. В идеале, было бы хорошо, чтобы вообще на местах появился конкурс на позицию преподавателя в школе. Чтобы мы знали лучших учителей, в своем районе или городе. Как-то им особое внимание уделялось. Положительные стимулы очень важны.

 

Кстати


В Московском физико-техническом институте (МФТИ) с 2012 года открыт Центр развития ИТ-образования, который занимается организацией нескольких десятков образовательных проектов (олимпиады, тренировочные сборы, зимние и летние школы) для школьников, студентов и преподавателей.
Одним из основных направлений деятельности Центра является подготовка студентов к ведущим международным соревнованиям по спортивному программированию. Для этих целей Центр основал международный проект Moscow Workshops. Его миссия – дать возможность студентам реализовать свой потенциал и улучшить свои позиции в турнирных таблицах соревнований по спортивному программированию, учиться и путешествовать. Проект состоит из открытых онлайн-курсов, заочных чемпионатов, проектов для школьников и тренировочных кэмпов.
Центр создал и продолжает развивать лагерь для школьников по подготовке к Международной олимпиаде школьников по информатике Moscow Workshops Juniors, фестиваль по программированию MosCode, который в этом году расширится и станет всероссийским проектом RuCode, организует Moscow Programming Contest и регулярные тренировки на кампусе Физтеха.
Центр курирует также первый университетский лагерь - Олимпиадные школы МФТИ, который проводится на кампусе МФТИ по STEM-предметам. За семь лет 3500 школьников из 20 стран прошли обучение в этом лагере.

– Дальнейшее развитие олимпиадного программирования необходимо?

– Да. В ИТ-индустрии самое ценное, на мой взгляд, это кадры. У ИТ-компаний нет заводов, станков. Даже здание для работы они часто просто арендуют. Конечно, можно говорить, что их основная ценность – это интеллектуальная собственность, тот код, который написан. Да, это важная составляющая. Но без людей он часто либо становится мертвым, либо очень быстро устаревает. Поэтому главное – кадры.

Олимпиады по программированию как раз, и в первую очередь, – популяризация этого вида деятельности. Соревнования для их участников дают хорошие карьерные траектории. Люди попадают в большую ИТ-индустрию. Перед ними ставятся интересные задачи, а это, на мой взгляд, самое главное. Что касается самой отрасли в целом, то ускорение ее развития происходит через насыщение квалифицированными кадрами.

В России участвуют в отборочных этапах олимпиады по программированию несколько сотен университетов. Статистика показывает, что это движение растет из года в год. И не всех мы еще опросили.

Единственная страна, где я видел, что зарплата опытного профессора превышает среднюю зарплату в ИТ-индустрии, был Сингапур. Там профессор со стажем, со всеми регалиями получает больше, чем обычный разработчик

Например, несколько лет назад в Москве, когда проводили отборочные соревнования к чемпионату мира по спортивному программированию, мы запустили дополнительный квалификационный этап. Было много разговоров: а зачем он? Зачем нам дополнительная квалификация? Мы можем наоборот кого-то оттолкнуть. Но мы его запустили. И увидели, что раньше мы далеко не всех потенциальных участников охватывали.

 В 2018-ом году мы попали в Книгу рекордов России как самый крупный чемпионат по программированию. В 2019 году в квалификационном туре Moscow Programming Contest приняли участие сразу 1275 студентов и 1009 школьников из отборочного тура Московской командной олимпиады школьников по программированию, объединенной с Moscow Programming Contest. Общая цифра участников, 2284, была зафиксирована в Реестре рекордов России. У нас тогда участвовали очно на 18 разных площадках в одном соревновании и в одном городе 2200 человек!

– Государство может поддержать развития движения олимпиадного программирования, если оно так востребовано?

– Государство, я думаю, помогает, потому что есть поддержка и государственных университетов, и общественности. В начале февраля меня пригласили на встречу Владимира Путина с представителями общественности, которая была посвящена вопросам подготовки кадров для экономики и социальной сферы. У меня была возможность задать ровно этот вопрос о регулярной поддержке. Я был приятно впечатлен – президент не только знал эту тему, но еще и привел довольно подробные статистические факты развития олимпиадного программирования. И позитивно относится к нему.

В последние 20 лет в алгоритмическом программировании Россия уверенно, можно не стесняясь сказать, доминирует в этом интеллектуальном виде состязаний. Я бы даже сказал, что формально наши результаты в них лучше, чем в олимпийских играх или футболе.

– Не получается ли так, что учатся и побеждают в соревнованиях наши ребята здесь, а работают потом в иностранных компаниях, и покидают страну?

– В разных компаниях они работают. Честно говоря, я почти не встречал людей из этой сферы, кто бы жил только максимизацией своих доходов. Ну, не могут же быть только деньги исключительным мотиватором жизни, хотя, конечно, важно, чтобы уровень жизни был достаточным.

Большинство этих ребят ищут интересную для себя задачу. Я часто от них слышу: «Вот мы проработали в одной компании несколько лет, нам предлагали руководящую позицию, мы отказались». Как так, отказались? Руководящая позиция в обществе у нас часто ассоциируется с большой зарплатой и высоким статусом.

А они говорят: «Нам важно, чтобы было что-то интересное. Мы в одном отделе выросли, и нас уже готовы ставить руководителями отдела, но это означает, что по уровню своей квалификации мы уже одни из лидеров в этом отделе. А мы хотели бы еще поучиться у кого-то. Поэтому мы не хотим быть начальниками, а хотим найти другую группу, где будут более опытные, чем мы люди, у которых можно еще продолжать учиться в работе».

Мне кажется, что качественное образование – это и есть путевка в ту жизнь, когда ты можешь заниматься тем, чем тебе интересно.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика