Внешнеэкономическая деятельность: где вы, ИТ-решения?::БИТ 04.2019
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
Новости партнеров

16.08.2019

III Федеральный форум «Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога» в Российской Федерации»

Читать далее 

16.08.2019

Бизнес-гостиную MBM.RU и «Академии Личного Бренда» 22 августа посетит основатель компании Zenden Андрей Павлов

Читать далее 

16.08.2019

«В своей работе мы всегда ориентируемся на качество услуг»: MBM.RU провёл масштабный срез знаний консультантов Центров услуг для бизнеса

Читать далее 

16.08.2019

Топовые спикеры и актуальные доклады: чего ждать от лектория на 3D Print Expo?

Читать далее 

показать все 

Статьи

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

04.06.2019

Бонусы за лояльность

Читать далее 

04.06.2019

Прощайте, доктора?

Читать далее 

04.06.2019

Между В2В и В2С – сплошная двойная

Читать далее 

04.06.2019

Компьютеры + медицина = синергия

Читать далее 

22.03.2019

5 вопросов о «цифре»

Читать далее 

21.03.2019

Все под контролем

Читать далее 

12.03.2019

Тренды по UC

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

показать все 

Внешнеэкономическая деятельность: где вы, ИТ-решения?

Главная / Архив номеров / 2019 / Выпуск №04 (87) / Внешнеэкономическая деятельность: где вы, ИТ-решения?

Рубрика: ГБУ МБМ – предпринимателям


 Марина Вакуленкобизнес-консультант ВЭД, член правления логистического оператора АВХ Терминал, член Национальной ассоциации логистов Германии, эксперт ГБУ «Малый бизнес Москвы» marina.vakulenko@abxterminal.ru; www.vakulenko.expert

Внешнеэкономическая деятельность:
где вы, ИТ-решения?

Внешнеэкономическая деятельность: где вы, ИТ-решения?По долгу статуса эксперта и профессионального бизнес-консультанта отрасли внешнеэкономической деятельности я регулярно общаюсь на консультациях, семинарах и вебинарах как с действующими клиентами – участниками ВЭД, так и с потенциальными участниками рынка, только собирающимися получить этот важный статус

И первая группа, и вторая из выше перечисленных на удивление одинаково называют главную «головную боль» участия в процессе – для кого-то она уже достигла состояния мигрени, постоянно досаждающей и лишающей легкости в бизнесе, для других эта проблема является источником страхов, серьезно блокирующих волю и способность даже опытных и отчасти дерзких в других отраслях бизнеса предпринимателей сделать решительный шаг и начать заниматься импортом-экспортом не в мечтах, а в жизни.

Эта проблема – отсутствие на рынке готовых ИТ-решений, инструментов-помощников, которые действующим импортерам и экспортерам, а также многочисленным представителям околотаможенной инфраструктуры – логистическим операторам, таможенным представителям, уполномоченным экономическим операторам, СВХ и транспортникам позволили бы сократить издержки на обработку массивов информации, сопровождающих без исключения все бизнес-процессы в нашей отрасли, предотвратили бы целый ряд ошибок, являющихся следствием ручного труда и человеческого фактора, повысили бы общую эффективность содействия участникам ВЭД, а значит, в конечном счете, позволили бы сделать импорт и экспорт более рентабельным!

Сегодня выбор клиента-заказчика делается в пользу контрагента, способного предоставить комфортный, эргономичный и рациональный стиль общения и коммуникаций

Обратите внимание: ни сложность таможенного администрирования, ни бдительность валютного контроля банка, ни контрольные действия регуляторов, ни дорогое брокерское обслуживание, а именно серьезное отставание уровня бизнес-процессов участников ВЭД от современной тенденции цифровизации сегодня тормозит прогресс в нашей сфере.

Я постараюсь в данной статье максимально прозрачно прокомментировать это явление. И, быть может, очень скоро в бизнес-сообществе сетования «когда же наконец?» будут вытеснены долгожданным «что же выбрать из этого множества предложений?»

Уважаемые ИТ-гении! Если бы сегодня был проведен опрос среди владельцев, управленцев, руководителей перечисленных выше предприятий отрасли – как выглядит самая заветная их мечта в применении к бизнесу? Итоги этого опроса вас бы столь же порадовали, сколько и удивили! В это сложно поверить, но то, о чем мечтает широчайший круг участников рынка околотаможенной сферы – это Программный продукт, представляющий собой систему ERP или CRM, или некий иной формат с точки зрения функционала и опций, позволяющий автоматизировать значительное количество технологических операций и бизнес-процессов.

Вы удивлены? Несмотря на объявленную эпоху всеобщей цифровизации, эры международной логистики 4.0, засилия гаджетов, которыми виртуозно владеют сегодня и малыши, и наши уважаемые бабушки/дедушки, отрасль ВЭД испытывает острейшую потребность в умных быстрых помощниках.

Почему их нет на открытом рынке? Причин, по моему мнению, несколько.

Во-первых, за прошедшие пару лет нормативная база и технологии осуществления таможенного и налогового регулирования в России совершили настоящий рывок, взяв ориентир на логику электронного формата администрирования и контроля. С катастрофической скоростью процессы таможенного оформления переходят в компьютер, облако, электронику.

И то, что совсем недавно казалось совершенно невозможным, сегодня, к удивлению пессимистов и ликованию оптимистов, стало осязаемой реальностью. Электронная таможня, электронный документооборот, автообмен данными, система документарной прослеживаемости движения товаров, автоматический выпуск ДТ и так далее…

Во-вторых, до сегодняшнего дня не появилось центрального по значимости координирующего профессионального объединения логистов-учВЭДов, по примеру других отраслей, возглавившего бы коллективный разум, ставшего бы своеобразным катализатором инновационного развития отрасли.

Далее – исторически сложилось, что делиться своими ноу-хау среди партнеров-конкурентов не принято, рынок очень узкий, конкуренция зашкаливает, число клиентов конечно и ограничено, а количество исполнителей значительно превышает возможности рынка.

Сегодня уже не срок доставки грузов, и даже не стоимость этой доставки зачастую оказываются приоритетными факторами выбора логистического оператора/таможенного брокера/представителя.

В параллельных плоскостях существуют ВЭД и компьютерные гении, способные радикально заменить ручные, прошлого века, технологии на новые, прошедшие уже не модернизацию, а именно инновационное переосмысление

Эта информация: ставки фрахтов морской линии, тарифы на авиаперевозку, стоимость доставки сборного груза за 1 кубический метр или за 100 кг – стала достоянием профессионального сообщества, она стала открытой, что позволяет практически без труда сколь-нибудь сообразительным клиентам быстро оценить аппетиты исполнителей в отношении размера маржинальной прибыли к затратам.

Сегодня выбор клиента-заказчика делается в пользу контрагента, способного предоставить комфортный, эргономичный и рациональный стиль общения и коммуникаций. Что я имею в виду?

  • Вместо традиционных мучительных телефонных переговоров – электронная автоматическая рассылка о статусе движения груза, его местонахождении, причем желательно в мессенджер;
  • Вместо долгой переписки и обмена в электронной почте бухгалтерскими документами – востребована автоматическая рассылка сканов документов из программы, интегрированной с 1С, а многие уже успешно используют модный и удобный электронный документооборот (ЭДО);
  • Вместо утомительных заполнений многостраничных файлов – трансформация единожды созданного заказа поставщику-нерезиденту в файл, который будет впоследствии использован и как основа для декларирования в таможенных целях, и как база для ДТ, и как основа будущих печатных форм бухгалтерских документов.

Чем меньше телефона, почты и бумаг, тем современнее и привлекательнее выглядит потенциальный помощник-проводник в мире ВЭД.

Поэтому и выигрывает в борьбе за клиента сегодня тот логистический оператор или таможенный брокер, который освоил и имеет в своем распоряжении, а также способен предоставить своим действующим и потенциальным клиентам – заказчикам все или многие из перечисленных мною выше удобных «умных» инструментов взаимодействия с контрагентами в данном бизнесе.

Следующей причиной я бы назвала известный в узких кругах специалистов парадокс: бухгалтер участка ВЭД понимает, что ей крайне неудобно вручную обрабатывать огромный поток информации, вносить его ручками в 1С, она вынуждена сильно спешить, потому что конечный покупатель уже очень ждет документы и груз, который вчера (!) выпущен, а, значит, отгружай! Но вот сформулировать грамотное ТЗ, которое нашелся бы, конечно, программист, способный реализовать, составить этот бухгалтер не в состоянии – нет времени, нет навыков, нет необходимых для этого компетенций, более широких, чем отдельно взятый участок ВЭД в бухучете…

А еще нужно логику, заложенную в такое ТЗ, согласовать с финансовым директором, мозгом компании или аудитором, ведь эта логика не должна противоречить налоговому законодательству, действующим правилам бухучета, да и учетной политике компании, конечно, тоже.

Налоговые последствия в сегодняшних реалиях ведения внешнеэкономической деятельности – это фактор, приобретающий уже не просто важное, но приоритетное значение с точки зрения безопасности бизнеса в целом.

В большинстве случаев энтузиаста, обладающего обширными знаниями и компетенциями одновременно в области бухучета, налогового и юридического законодательства, навыками продвинутого компьютерного пользователя и всеми остальными аспектами внешнеторговой сделки, в штате компании не находится.

Вот и существуют в параллельных плоскостях ВЭД и компьютерные гении, способные радикально заменить ручные, прошлого века, технологии на новые, прошедшие уже не модернизацию, а именно инновационное переосмысление!

А между тем действия регуляторов становятся все более скоординированными, осмысленными, точечными. 15 января 2016 года Федеральная таможенная служба Российской Федерации перешла из прямого подчинения Председателю правительства РФ в подчинение Министерству финансов РФ.

Планируемая консолидация информационных систем Федеральной таможенной службы (ФТС) и Федеральной налоговой службы (ФНС), основных источников формирования доходной части федерального бюджета, прежде всего, ставит перед собой задачи достижения наибольшего экономического эффекта в процессе повышения собираемости обязательных сборов.

Стоит отметить, что объединение подразумевает подведение правил, связанных со сбором налоговых и таможенных платежей, под единые стандарты в соответствующих службах.

Совместное обсуждение проблемы способно содействовать появлению адекватных решений. Приглашаю вас к диалогу!

Большая часть случаев уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов вытекает из-за несогласованности между контролем за процессом и итогом таможенного оформления товаров и пределами ответственности налоговой службы.

Слияние систем даст возможность устранить данные различия, что позволит ввести информационную практику налоговой службы, основанную на облачных технологиях, тем самым уменьшит затраты на таможенное регулирование, что в свою очередь повысит его эффективность.

Вот такая глобальная стратегическая задача презентована бизнес-сообществу. И эта задача главными фискальными ведомствами государства сегодня успешно реализовывается.

Давайте посомтрим какие конкретно мероприятия включает концепция развития ФТС и ФНС на 2018-2020 гг.?

ФТС  ФНС 
Реализация механизмов «сквозного контроля» движения товаров во внешней торговле и взаимной торговле в пределах ЕАЭС Создание системы «прослеживаемости» движения импортных товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю

Обратите внимание, практически дословно звучит задача номер один для обоих ведомств!!! Контроль над каждой единицей импортного товара, ввезенной на территорию ЕАЭС и РФ для внутреннего потребления, за ее перемещением через балансы нескольких продавцов, от одного к другому, вплоть до достижения конечного потребителя. Только такой контроль поможет пресечь попытку неуплаты таможенных и налоговых платежей и обеспечить полную собираемость всех положенных налогов и сборов!

Звучит угрожающе для участников ВЭД, не готовых к неожиданно наступившей эре цифровизации экономики в целом и отрасли ВЭД, в частности. Однако добросовестные участники рынка активно ищут технические решения, внедрение которых связано с позитивными ожиданиями повышения прозрачности рынка, как следствие, справедливые конкурентные условия для равных.

Что еще видим в стратегии развития?

ФТС  ФНС 
Централизация учета таможенных платежей на уровне ФТС России и таможенных управлений, а также развитие электронных технологий при оплате таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами Запуск и внедрение на территории ЕАЭС механизма идентификации ввезенного импортного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков
Формирование «электронной таможни» и использование электронного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, исключающего непосредственные контакты сотрудников ФТС с бизнесом, исключая досмотр товара; Автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций
Выявление и пресечение противозаконных схем вывода капитала Полный охват розничной торговой сети ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу данных в ФНС России
Уменьшение количества судебных разбирательств Вовлечение в формальную экономику самозанятых граждан
Совершенствование таможенных операций и таможенных процедур в рамках функционирования ЕАЭС Пресечение злоупотреблений с использованием спецрежимов налогообложения

Открою вам, уважаемые ИТ-гении, очевидную и страшную тайну! Чего ждет от вас ВЭД?

Программные продукты (СRM или ERP, кому как больше нравится), способные консолидировать все данные о заказах, рейсах, затратах, прямых и косвенных расходах, маржинальной и операционной прибыли, рентабельности, эффективности вложенных в рекламу денежных средств, динамику развития потенциала клиентов, структуру клиентской базы, а затем на основе этих данных дать возможность сформировать финансовые и управленческие отчеты в режиме он-лайн, за час, день, месяц, для целей владельческого контроля, оперативного управления компанией, принятия стратегических и оперативных управленческих решений.

Эти программы, безусловно, должны уметь интегрироваться с 1С, Битрикс или иными задачниками и операционными системами. Они должны быть очень мобильными и, может быть, даже облачными. Они должны иметь встроенную систему уведомлений о событиях, связанных с изменением статуса груза в то время, когда он совершает увлекательный квест из родной страны к просторам таможенной территории Российской Федерации или, наоборот, к покупателю-нерезиденту на экспорте.

Они, эти программные продукты, должны иметь понятный интуитивный интерфейс и во внешний мир, для потребителя, и внутри организации, для всех сотрудников структурных подразделений. Они должны уметь забирать всю доступную информацию из открытых цифровых ресурсов регуляторов-ДТ, транспортные документы, справочники таможенных органов, банков, ИНН контрагентов и т.д.

Они должны быть интегрированы с тестируемыми ныне и подлежащими внедрению уже до конца текущего года системами документарной прослеживаемости импортных товаров в обороте; с обязательной маркировкой целого перечня товаров (сигареты, обувь, одежда, фото- и кинокамеры, духи и парфюмы и многое другое); системы нетарифного регулирования – учета необходимой для таможенного оформления и последующего свободного обращения на рынке РФ и ЕАЭС сертификатов и деклараций соответствия действующим Техническим регламентам ЕАЭС.

Они должны быть – внимание! – не запредельно дорогими! Мы ведь с вами одинаково понимаем, что монстры с миллиардными оборотами вполне себе могут позволить иметь целый штат специально обученных сотрудников, которые и сформулируют ТЗ, и реализуют его. Мы с вами должны помнить о сотнях тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, составляющих основу отрасли, им недоступны программные продукты, даже самые совершенные, со стоимостью, сравнимой с оборотом этих предприятий за несколько лет.

Мы, участники ВЭД, действующие и будущие, очень ждем от вас, уважаемые ИТ-гении, появления таких продуктов. Только совместное обсуждение проблемы способно содействовать появлению адекватных решений. Приглашаю вас к диалогу!

Ключевые слова: ВЭД, ИТ-решения.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (88) 2019г.
Выпуск №05 (88) 2019г. Выпуск №04 (87) 2019г. Выпуск №03 (86) 2019г. Выпуск №02 (85) 2019г. Выпуск №01 (84) 2019г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика