Доктор_Айболит> Remote connection established::БИТ 02.2019
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
Новости партнеров

17.10.2019

Сформирована программа New Retail Forum. Почта России

Читать далее 

17.10.2019

Компания ABC Consulting стала частью НОРБИТ

Читать далее 

15.10.2019

Итоги 3D Print Expo 2019: тематический лекторий, мастер-классы и новинки индустрии

Читать далее 

15.10.2019

IT Stars – премия за смелость при внедрении инноваций

Читать далее 

показать все 

Статьи

19.09.2019

Онлайн-обучение: кризис жанра?

Читать далее 

19.09.2019

Битва за электронику: кто кого?

Читать далее 

31.08.2019

Кадры для цифровой среды

Читать далее 

29.08.2019

Пора менять модель?

Читать далее 

28.08.2019

Тормозы для маркетинга

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

04.06.2019

Бонусы за лояльность

Читать далее 

04.06.2019

Прощайте, доктора?

Читать далее 

04.06.2019

Между В2В и В2С – сплошная двойная

Читать далее 

04.06.2019

Компьютеры + медицина = синергия

Читать далее 

показать все 

Доктор_Айболит> Remote connection established

Главная / Архив номеров / 2019 / Выпуск №02 (85) / Доктор_Айболит> Remote connection established

Рубрика: Телемедицина


 Алексей ЛагутенковMBA Kingston University UK, ITSM Manager, MCSE+I, MCSE:S:M, MCDBA, MCDST

Доктор_Айболит>
Remote connection established1

Доктор_Айболит> Remote connection establishedБесплатная медицина СССР была уникальным явлением, ценность которого все осознали лишь спустя годы. Адаптировавшись в капиталистическом мире, мы поняли, что здоровье – это очень дорогой товар, часто просто неподъемный для большей части населения. Сможет ли телемедицина вернуть времена «светлого прошлого»?

Телемедицина и все, что с ней связано, совсем недавно бы-ла некоей сущностью из бу-дущего, чем-то безусловно полезным, но одновременно сложным и непонятным. Лечить людей через интернет, используя современные концепции информационных и коммуникационных технологий, – чрезвычайно заманчивая идея, которая, несмотря на достаточно долгое время существования, все еще вызывает множество вопросов и сомнений.

Несмотря на то что всеобщий охват телемедицинскими услугами представляется нам где-то в далеком будущем, уже в 2015 году международная некоммерческая организация Кокрейн2 опубликовала интересный документ. В этом отчете была дана оценка эффективности, приемлемости и стоимости интерактивной телемедицины, «предоставляемой в дополнение к обычной медицинской помощи или в качестве альтернативы обычной медицинской помощи, по сравнению с обычной медицинской помощью». В документе говорится, что в выборке из 93 проведенных исследований использование телемедицины привело либо к тем же результатам, что и при личных визитах к доктору (например, при лечении сердечной недостаточности), либо к лучшему уходу (например, при контроле уровня глюкозы в крови у людей с диабетом) [1].

Одной из основных проблем телемедицины долгое время оставалось отсутствие понимания, как эта штука вообще должна выглядеть. Сторон, заинтересованных в удаленном излечении пациентов, как минимум пять: пациенты, врачи, страховые компании, интеграторы информационно-коммуникационных услуг и правительство. Вполне естественно, что каждый участник имеет свои, вполне обоснованные взгляды на то, какой телемедицина должна быть. Логично, что эти взгляды абсолютно не совпадают, поскольку их носители мыслят в совершенно разных плоскостях. Причем сейчас мы говорим не столько о России, сколько обо всем остальном мире.

Сделав шаг в сторону, зададимся абстрактным вопросом: как изобрести что-то новое? Самый простой способ – это приспособить под новинку что-то уже понятное и известное. Например, процесс навешивания двигателя внутреннего сгорания на гужевые транспортные средства пошел именно по пути прямой замены лошади мотором. Как оказалось, это не так просто, как хотелось. Потребовалось изобрести не просто новую конструкцию с рулем, карданом и коробкой передач, но и создать невиданную доселе инфраструктуру, с особыми дорогами, дорожными службами, светофорами и т.д.

Внедрение телемедицины на первых этапах тоже происходило по принципу «вытащим лошадь, а на ее место вставим керосиновый агрегат!». Изначально предполагалось, что доктор, как и раньше, станет принимать пациентов в той же самой клинике, где он работает уже много лет, с одной лишь разницей, что это будет происходить по телеконференцсвязи и пациенты просто не станут приходить на прием лично. Однако, как показал опыт последних нескольких лет, минимальными изменениями в работе врачей и установкой на их рабочем месте, скажем, Skype в качестве рабочего инструмента не обойтись.

Прежде всего, телемедицина породила ряд совершенно новых проблем, с которыми раньше медикам не приходилось сталкиваться. Наиболее важной из них можно назвать психологическую. Пациенты хотят, как и раньше, видеть врача и беседовать с ним вживую. Будет ли доктор внимателен к недугу посетителя, если это виртуальный визит?

Американцы не были бы сами собой, если бы не исследовали разницу между «-теле- и просто медициной и не написали бы по этому поводу научную статью. Суть эксперимента заключалась в том, что с 2016 по 2017 год, была отобрана группа пациентов в составе 5500 человек, которую поделили случайным образом на две части. Пациенты, попавшие в первую когорту, получали телемедицинские услуги, а участники второй – лечились исключительно посредством личных посещений доктора. Были учтены и соответствующим образом соотнесены диагнозы, материальное благосостояние пациентов, регионы страны и многие другие факторы. Выводы интересны.

В течение двух недель пациенты из группы телемедицины наблюдались у врачей по экстренным случаям 1,3% и обычным 6,6%. В группе личных визитов экстренных случаев было 1,1%, а обычных 5,1%. То есть частота обращений оказалась примерно одинаковой. Врачи, которые обследовали пациентов дистанционно, прописали меньше антибиотиков (36,1% посещений), чем те, кто видел пациентов в офисе (40,1%). Самый интересный фактор в этом исследовании –это стоимость визитов. Телемедицинские консультации, с учетом стоимости рабочего времени докторов, обошлись в среднем каждому пациенту в 38 долларов против 114 долларов за очную ставку. То есть с точки зрения качества услуг разницы практически нет, но вот экономические выгоды «теледоктора» очевидны.

Телемедицина и глобализация

Давайте подумаем еще о некоторых вещах, которые сейчас могут показаться фантастическими. Сегодня, чтобы попасть на прием к определенным медицинским специалистам, приходится ждать. Иногда долго. Однако что если искомый специалист принимает прямо сейчас, скажем, в Сиднее или Мадриде? Предположим, что иностранный язык тоже не проблема: появление общедоступных голосовых переводчиков в реальном времени – это дело ближайших нескольких лет. Сейчас мы все по каким-то признакам закреплены за определенным медучреждением и страховой компанией. Но если предположить, что централизации больше нет? Что произойдет, когда кто угодно сможет записаться на прием к врачу где угодно? Конкуренция среди врачей возрастает на порядок, плюс ко всему она станет глобальной. Молодой эндокринолог из Поволжья будет конкурировать с профессором из Москвы или Дюссельдорфа. Насколько будут высоки шансы начинающего специалиста удержаться в профессии?

При таком уровне глобализации очень остро встанет вопрос оплаты медицинских услуг, страховок и работы страховых компаний. Разобраться лично, какая клиника согласится принять конкретно вашу медстраховку, станет намного сложнее. Вероятно, должна будет возникнуть некая финансово-страховая метаструктура, основной задачей которой станет учет и согласование страховых выплат.

Все выглядит так, что привычная сегодня структура здравоохранения вряд ли гармонично впишется в новую реальность недалекого будущего. Что придет взамен? По-видимому, это будут агрегаторы, наподобие CareClix.

По версии Healthline.com и Investo-pedia, CareClix – лучшая телемедицинская компания США 2018 года. Диапазон того, чем они занимаются, действительно поражает! Этой компании удалось собрать многих врачей на территории США, свести их с пациентами и даже подключить обслуживание страховок Medicare, Medicaid и некоторых других. Уже не мало, но они пошли гораздо дальше! Из имеющихся в системе врачей можно создать виртуальную клинику под своим брендом и начать свой собственный телемедицинский бизнес. Можно купить у CareClix комплект оборудования или готовый «медицинский кабинет» из четырнадцати медицинских приборов, одобренных FDA, и установить его, например, в школе, чтобы дети могли получить медицинскую помощь немедленно, в момент обращения. Проведение консилиумов, обучение персонала и интеграция с имеющимся медицинским программным обеспечением – честно говоря, трудно даже представить масштабы той задачи, которую им удалось решить.

В отличие от многих других агрегаторов CareClix готовы предоставить помощь даже нашим соотечественникам. Ради интереса я зарегистрировался на их сайте. Если вздумаете экспериментировать, вам понадобится идентификатор Clinic ID, его следует указать CC1216. Понятия не имею, что это означает, но без этих «волшебных» цифр не удается завести аккаунт.

Еще одна необычная область, в которой CareClix также пытаются преуспеть, – это инвестиционная деятельность. Благодаря прозрачности процессов, обеспечиваемых софтверной платформой, эта компания представляет собой удобный инструмент, куда можно вкладывать деньги и получать прибыль. Годовой оборот компании, по меркам США, небольшой, всего $8 млн. Тем не менее по показателю «доля оборота, приходящаяся на одного сотрудника» (англ. Revenue per Employee, RPE) они занимают уверенное первое место с показателем $400 тыс. на человека против $200 тыс. у большинства конкурентов.

Если попытаться заглянуть в ближайшее будущее, то использование агрегаторов телемедицинских услуг может дать еще одно преимущество. Экспериментальные современные медицинские системы искусственного интеллекта, используемые для диагностики, сейчас привязаны к определенным локациям. Где-то ИИ занимается пульмонологией, в другом месте психиатрией. Агрегированная сеть медуслуг позволит легко подключить и использовать системы ИИ, наряду с врачами-людьми. Вероятно, это еще больше снизит стоимость пользования и владения такой структурой и скорее всего повысит точность диагностики.

Информационная безопасность телемедицины

За кадром остался лишь один вопрос – информационной безопасности. В свое время к.м.н., профессор Е.В. Кривцова заметила, что успешность внедрения телемедицинских решений будет зависеть от того, удастся ли создать простой и универсальный метод, который позволит однозначно идентифицировать удаленного пользователя [2]. Причем разговор не идет о традиционных логинах, паролях и даже системах двухуровневой аутентификации с использованием OTP (англ. One Time Password).

Если мы говорим о применении этих средств к телемедицинским решениям, то все они не позволяют провести гарантированную 100% аутентификацию пациента, поскольку пару логин-пароль и OTP можно использовать без привязки к конкретному человеку.

С другой стороны, традиционные биометрические характеристики, такие как отпечатки пальцев или рисунок сетчатки глаза, требуют специального оборудования и не могут быть качественно получены и обработаны без его помощи.

Почему вопрос абсолютно надежной аутентификации так важен? По многим причинам. Прежде всего, это позволит избежать врачебной ошибки в назначении лечения. Все мы уникальны. Даже близнецы могут реагировать совершенно по-разному на один и тот же препарат. Врач должен быть уверен, что предписывает лекарство именно тому человеку, которому это лечение предназначено. Второй немаловажный момент – финансовый. Страховые компании вряд ли обрадует перспектива оплатить прием у врача, пусть и виртуальный, человеку без страховки, который просто оказался рядом с пациентом и получил доступ к его идентификационным данным.

Интересное решение под названием «Единая биометрическая система» (ЕБС) не так давно представил «Ростелеком». В отличие от Apple Face ID, распознающей только изображение лица и Siri, которая пока что используется лишь для различения между собой разных пользователей, ЕБС представляет собой готовое решение для уникальной аутентификации пользователей и обеспечивает уровень ошибки 10-7, то есть одно неверное решение на десять миллионов. Подключение к системе ЕБС осуществляется через портал Госуслуг.

Несмотря на то что сейчас это решение позволяет лишь открывать счет в некоторых банках и позиционируется как аутентификационная платформа для финансовых структур, у него, очевидно, громадные перспективы! Двухфакторная аутентификация ЕБС обеспечивает высокую вероятность правильной идентификации пользователя, а интеграция с Госуслугами в дальнейшем может стать большим преимуществом в работе с телемедицинскими проектами.

Очевидно, будущее телемедицины за агрегаторами медицинских и ИКТ услуг, которые объединят в одно целое врачей и пациентов, страховые компании и банковские структуры, учебные центры, больницы и центры интенсивной терапии. Новые технологии обладают огромным потенциалом и позволят получить доступ к медицинским услугам настолько широким слоям населения, что термин «всемирное здравоохранение» приобретет совсем другое значение.

  1. Interactive telemedicine: effects on professional practice and healthcare outcomes – https://www.cochrane.org/CD002098/EPOC_interactive-telemedicine-effects-professional-practice-and-healthcare-outcomes.
  2. Екатерина Кривцова: «Хочется видеть будущее телемедицины таким, как в свое время написали Стругацкие: “Cчастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный”» – http://bit.samag.ru/archive/article/2055.

Ключевые слова: телемедицина, технологии, здравоохранение.


1 В пер. с англ. – «Удаленное соединение установлено».

2 Организация, изучающая эффективность медицинских технологий, в которую входят более 37 000 ученых-добровольцев из 130 стран мира.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №07 (90) 2019г.
Выпуск №07 (90) 2019г. Выпуск №06 (89) 2019г. Выпуск №05 (88) 2019г. Выпуск №04 (87) 2019г. Выпуск №03 (86) 2019г. Выпуск №02 (85) 2019г. Выпуск №01 (84) 2019г.
Вакансии на сайте Jooble

Электронка - 2020!

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика