Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?
Календарь мероприятий
сентябрь    2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

19.09.2017

Новые разработки на BIS Summit 2017

Читать далее 

19.09.2017

Всероссийский форум «Blockchain: формула будущего» и Хакатон в Уфе

Читать далее 

19.09.2017

Приглашаем Вас принять участие в CNews Forum 2017: Информационные технологии завтра

Читать далее 

19.09.2017

18 октября 2017 года TAdviser приглашает принять участие в конференции Cloud Day 2017

Читать далее 

19.09.2017

26 сентября 2017 г. в Москве CNews проводит конференцию «Облака 2017: основные тренды».

Читать далее 

19.09.2017

«Техносерв» примет участие в ежегодном Juniper Summit для партнеров и клиентов компании Juniper Networks

Читать далее 

18.09.2017

Информационно-издательская группа COMNEWS приглашает Вас и Ваших коллег принять участие в IV Международной конференции «Cloud Services Russia 2017 - Инфраструктура, платформа, сервисы».

Читать далее 

показать все 

Статьи

17.09.2017

Победить нельзя договориться

Читать далее 

17.09.2017

Опрос. Импортозамещение в ИКТ: тупики и тренды

Читать далее 

17.09.2017

Опрос. На распутье

Читать далее 

22.06.2017

Опрос. Уроки WannaCry

Читать далее 

22.06.2017

Что такое кастомизация, или Прежде, чем продать что-нибудь ненужное, нужно сначала это ненужное создать!

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

Хорошая ли сделка?

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №05 (68) / Хорошая ли сделка?

Рубрика: Эффективные переговоры


 Станислав Мартыновконсультант по переговорам, бизнес-тренер, основатель компании BROCA & WERNICKE

Хорошая ли сделка?

Как большинство людей оценивают качество заключенной сделки? Непозволительно часто продавцы смотрят только на прибыль, закупщики – только на скидку, а менеджеры – только на факт наличия подписи другой стороны в контракте. В одной известной мне проектной компании руководитель направления продаж осуществлял «контроль» качества достигнутых соглашений, задавая вопрос: «Контракт подписали?» Если ответом было «да», то это его вполне устраивало

Во время обучения переговорам команд различных компаний и отраслей я часто задаю вопрос, который многих ставит в тупик: «Как вы понимаете, когда заключаемая сделка хорошая, а когда нет?» Обычно ответы соответствуют занимаемой человеком позиции. Руководители проектов говорят про риски, технические специалисты – про объем работ, юристы – про шансы в суде, а продавцы – про то, с каким трудом удалось добиться хотя бы таких условий. В лучшем случае, в компании есть определенный набор KPI, но и они не охватывают всех нюансов сделки.

Продавец крупной ИТ-компании подписывает контракт с логистической организацией на техническое сопровождение системы. Все KPI выполнены: прибыль на хорошем уровне, оплата помесячная и срок договора – три года. Все отлично, можно выплачивать продавцу премию и расходиться, верно? Но подождите: есть несколько интересных моментов.

Умение определить качество достигнутых договоренностей важно в крупных сделках, где присутствуют десятки параметров, влияющих на успех всех вовлеченных сторон

Во-первых, штрафные санкции, предусмотренные договором, настолько жесткие, что в случае их применения от прибыли не останется и следа.

Во-вторых, требования к скорости реакции специалистов ИТ-компании оказались намного выше стандартов, принятых на рынке подобных систем. Неспособность соблюдать жесткие требования, указанные в контракте, может привести к необходимости выплачивать значительные штрафы, что, в свою очередь, «съест» всю прибыль. Так стоит ли выплачивать премию за организацию такой сделки?

Умение определить качество достигнутых договоренностей особенно важно в крупных сделках, где присутствуют десятки параметров, влияющих на успех всех вовлеченных сторон. И еще важнее, когда вы отвечаете за качество контракта или его реализацию, а заключением занимается кто-то другой.

Это является распространенной причиной конфликтов внутри коллектива, когда руководители проектов не ладят с продавцами, так как последние в попытке продать часто обещают слишком много, преследуя свои личные цели и отказываясь от проведения совместной подготовительной работы (прошу заметить, что я ни коим образом не пытаюсь снять ответственность с руководителей проектов, а пример приведен исключительно в целях лучшего понимания идеи).

Аналогичная ситуация часто складывается между бизнес-подразделением компании и ИТ-отделом, когда основные условия согласуют одни, а исполнять приходится другим. Именно поэтому необходимо в обязательном порядке привлекать к переговорам представителя от команды исполнителей.

Нарушение договоренностей в конечном итоге негативно отразится на всех. Если вы все же попали в ситуацию, когда за вас контракт будет подписывать кто-то другой, не просто выдвигайте свои требования, а контролируйте, в каком виде они отражены в документах и почему.

Сделка – это набор условий, которые определяют, что, когда, в каком количестве и при каких обстоятельствах получит каждая из сторон

Сделка – это набор условий, которые определяют, что, когда, в каком количестве и при каких обстоятельствах получит каждая из сторон. В отдельности друг от друга сумма контракта, размер авансового платежа или сроки поставки ничего не значат. 100-процентный аванс – это очень хорошо, но только в совокупности с другими условиями.

Тоже касается и факта подписания контракта: бывает, что подписанный договор создает намного больше проблем и потерь, чем его отсутствие. Понять качество сделки можно, лишь проведя соответствующий анализ совокупности всех условий.

Еще одним примером всего вышесказанного может служить трудовой договор. Устраиваясь на работу, люди слишком часто думают только о денежной компенсации.

Например, один мой знакомый рассказал историю, как пребывая в эйфории от предложенного размера премии, подписал договор с работодателем, не обратив внимания на условие, что «даже в случае успешного достижения всех поставленных целей решение об окончательном размере выплачиваемой премии принимает генеральный директор компании». В следующие несколько лет мой знакомый получал премию, но почему-то всегда значительно меньше изначально оговоренной суммы, а причин в оправдание этого приводилось более чем достаточно – начиная от слишком простых задач и заканчивая сложными временами в отрасли.

Вот несколько советов как можно избежать подобных ситуаций и сделать еще один шаг к осознанному ведению переговоров.

  1. Определите все условия. Чтобы понять, по каким параметрам следует оценивать сделку, составьте список всех условий соглашения, которые вы планируете отразить в договоре, протоколе или любом другом подходящем случаю документе. Скорее всего список не будет полным, так как невозможно предусмотреть все варианты предложений другой стороны. В этом нет ничего страшного, для начала определите самые важные моменты, а затем просто вносите изменения по мере необходимости.
  2. Задавайте вопрос «Что если?». В прошлом году я подписал контракт на подготовку к переговорам команды менеджеров-энергетиков. В условиях говорилось, что большую часть компенсации я получу только в случае успешного заключения контракта. С первого взгляда такая договоренность всем понятна, но если задуматься и поработать с инструментом «Что если?», можно обнаружить целый ряд вопросов, игнорирование которых может дорого обойтись обеим сторонам и испортить отношения в будущем. Например, что если переговоры затянутся и соглашение будет достигнуто только через год (такое периодически случается)? Что если мой заказчик просто передумает заключать сделку, вне зависимости от того, согласна другая сторона с его условиями или нет? Что если другая сторона откажется от своей части сделки уже после подписания бумаг? «Что если?» поможет вам проникнуть в суть сделки, выявить зоны риска и вместе с другой стороной выработать четкий план действий.
  3. Не принимайте окончательное решение на месте. Если ваши договоренности содержат большое количество условий, будет сложно проанализировать все сразу, тем более что такой задачи нет. Резюмируйте, договоритесь, что пришлете протокол с комментариями и свое решение в следующие 24 часа. В особо сложных случаях попросите кого-либо из коллег или партнеров проверить качество сделки вместе с вами.
  4. Подумайте, где еще можно улучшить соглашение. Обозначьте моменты, изменение которых, с вашей точки зрения, может повысить качество сделки для обеих сторон. Не пытайтесь на этом этапе «урвать» еще немного для себя за счет партнера. Это распространенная ошибка, которая является деструктивным поведением и может легко завести сделку в тупик.
  5. Если вы руководите людьми, которые заключают сделки за вас, разработайте оценочную форму. В нее ваши специалисты должны будут вносить список из пункта 1, значения каждого параметра и комментарий, если требуется. Для начала этого будет достаточно.

Еще один плюс оценки качества сделки заключается в том, что еще на старте необходимо понять, что именно вы будете оценивать, по каким критериям, какой результат является плохим, а какой выше среднего и т.д. Все это приведет вас и ваших сотрудников к необходимости проводить подготовку, без которой уверенно и четко ответить на все вышеперечисленные вопросы невозможно.

Я не говорю о тотальном контроле всех сделок. Некоторые сделки настолько малы, что не стоят потраченного времени, другие же, напротив, оставить без внимания нельзя – это будет большой ошибкой. Однако стоит помнить, что, если вы смотрите на достижение договоренностей исключительно с точки зрения установленных KPI, есть серьезный риск упустить нечто важное.

Огромного числа конфликтов можно избежать, ко многим сюрпризам подготовиться и еще больше корпоративных «пожаров» предотвратить заранее, если осознанно подходить к вопросу, хорошая ли это сделка.

Регулярно проводя оценку качества заключенных сделок, вы не только будете получать больше преференций во время переговоров, но и чаще достигать договоренностей, которые всем захочется выполнить в полном объеме.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №07 (70) 2017г.
Выпуск №07 (70) 2017г. Выпуск №06 (69) 2017г. Выпуск №05 (68) 2017г. Выпуск №04 (67) 2017г. Выпуск №03 (66) 2017г. Выпуск №02 (65) 2017г. Выпуск №01 (64) 2017г.

Телеканал «Про Бизнес», программы «Технологии в ритейле»

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика