Корпоративная мобильность в России, или О чем свидетельствуют цифры?::БИТ 04.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

11.07.2024

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны

Читать далее 

02.07.2024

Ай-Форс принимает участие в пилотном проекте по тестированию технологии контроля симптомов при болезни Паркинсона

Читать далее 

21.06.2024

RAMAX Group расскажет об инструментах повышения операционной эффективности на «RPA Connect: Магия притяжения»

Читать далее 

21.06.2024

Коллаборация ARZip с DLP-системой InfoWatch Traffic Monitor позволяет компаниям повысить свою защищенность

Читать далее 

показать все 

Статьи

27.06.2024

Национальный интерес в ИТ

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

07.06.2024

Open Source в бизнесе

Читать далее 

19.05.2024

«Лишние люди» в бизнесе

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

показать все 

Корпоративная мобильность в России, или О чем свидетельствуют цифры?

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №04 (67) / Корпоративная мобильность в России, или О чем свидетельствуют цифры?

Рубрика: Тема номера /  Мобильные технологии и BYOD


Корпоративная мобильность в России,
или О чем свидетельствуют цифры?

Корпоративная мобильность прочно заняла место во всех списках важнейших ИТ-тенденций последних лет, а крупные компании с удовольствием делятся на конференциях своим опытом внедрения мобильных решений

Корпоративная мобильность в России, или О чем свидетельствуют цифры?Тем не менее радужная картина активной мобилизации бизнеса омрачается кулуарными жалобами разработчиков на консерватизм отечественных предпринимателей. Так как же на самом деле обстоят дела с корпоративной мобильностью вроссийском бизнесе?

Согласно опросу, проведенному в феврале и марте 2017 года среди подписчиков журнала «БИТ», а также портала RuCIO.ru и посетителей профессиональных ИТ-мероприятий, наибольший интерес корпоративная мобильность вызывает уИТ-консультантов, представителей рынка FCMG, у финансового сектора и, как ни странно, у представителей оборонной промышленности. Удивительно то, что данная структура не соответствует профилю российской экономики в силу разного уровня заинтересованности респондентов из разных отраслей в проблематике корпоративной мобильности. При этом результаты опроса не выявляют существенной зависимости от размера компании: несмотря на небольшое лидерство крупных компаний, средний и мелкий бизнес также демонстрирует значительный интерес к корпоративной мобильности. Ключевые группы бизнес-процессов компаний-респондентов, с их точки зрения наиболее перспективные для мобилизации, представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Наиболее перспективные с точки зрения мобилизации компании

Рисунок 1. Наиболее перспективные с точки зрения мобилизации компании

При этом результаты опроса не выявляют существенной зависимости от размера компании: несмотря на небольшое лидерство крупных компаний, средний и мелкий бизнес также демонстрирует значительный интерес к корпоративной мобильности (см. рис. 2).

Рисунок 2. Численность персонала в компаниях-респондентах

Рисунок 2. Численность персонала в компаниях-респондентах

Более трети респондентов считают, что мобильность нужна прежде всего для повышения личной эффективности топ-менеджмента. Также среди наиболее перспективных направлений – продажи, логистика, сервис, производство. При этом более 60% опрошенных отметили отсутствие мобильности в их компаниях, и только в 4% компаний-респондентов внедрены мобильные приложения или системы управления мобильностью. Налицо существенный разрыв между растущим интересом к мобильным технологиям и фактическими внедрениями.

Если говорить о классах внедренных корпоративных приложений, то примерно треть приходится на B2C корпоративные приложения, а также на простейшие приложения для повышения личной мобильности и эффективности персонала (мобильный почтовый клиент, чат-клиент, облачный диск и т.д.) (см. рис. 3). Сложные специализированные решения для автоматизации ключевых бизнес-процессов все еще остаются экзотикой на российском рынке.

Рисунок 3. Классы используемых в компаниях-респондентах мобильных приложений

Рисунок 3. Классы используемых в компаниях-респондентах мобильных приложений

В качестве основных барьеров на пути развития корпоративной мобильности в компаниях респонденты называли технические трудности и особые пожелания ИТ-руководителей при внедрении мобильных решений (см. рис. 4).

Рисунок 4. Барьеры развития корпоративной мобильности российских компаний

Рисунок 4. Барьеры развития корпоративной мобильности российских компаний

Результаты опроса ИТ-руководителей и ИТ-специалистов позволили сделать следующие выводы:

  1. Компании из оборонного сектора демонстрируют значительный интерес к корпоративной мобильности, но при этом они же и сталкиваются с наибольшими сложностями в ее развитии из-за ограничений в сфере информационной безопасности.
  2. Российский рынок корпоративной мобильности находится на стадии активного роста, однако большинство компаний до сих пор не проводит даже оценку целесообразности внедрения данных решений и технологий.
  3. Чаще всего, на данный момент, внедряются мобильные приложения класса B2C.
  4. Несмотря на наличие явного фаворита в виде приложений класса В2С, корпоративная мобильность охватывает все основные группы процессов – управление операциями, продажи, управление, сервис.

Большие перспективы мобильных решений подтверждает и отсутствие модели зрелости корпоративной мобильности для российского рынка. Такую модель впервые попытался предложить Центр исследований корпоративной мобильности при Финансовом университете при Правительстве РФ. Она призвана определить, насколько развита отечественная мобильность и какие факторы тормозят ее дальнейшее развитие.

Более трети респондентов считают, что мобильность нужна прежде всего для повышения личной эффективности топ-менеджмента

Исследователи ЦИКМ выделили целый ряд параметров, совокупные показатели которых позволяют с высокой степенью точности оценить уровень развития рынка. Анализ этих данных продемонстрировал сравнительно невысокую мобильную зрелость российских компаний-заказчиков.

Одной из причин этого является тот факт, что российский рынок имеет целый ряд особенностей по сравнению с западными рынками:

  • уникальная типология бизнес-процессов у компаний со схожей бизнес-моделью;
  • низкое качество внешней инфраструктуры – в том числе и покрытие страны мобильной связью;
  • большая консервативность в оценке бизнес-выгод;
  • ограниченность ИТ-бюджетов;
  • высокие законодательные риски и государственная политика импортозамещения.

Кроме того, для многих крупных российских компаний характерно использование «зоопарка» систем, развиваемое различными поколениями сменяющих друг друга ИТ-директоров. Поэтому для большинства компаний на данном этапе бывает невыгодно внедрять корпоративные мобильные приложения. Однако если речь идет о клиентских мобильных приложениях, то компании вынуждены идти на применение мобильных решений, чтобы удержать своих клиентов.

Чтобы избежать «зоопарка» систем в мобильной области и связанных с этим проблем, компании должны придерживаться правила «трех», сформулированного компанией Gartner в 2012 году.

Суть этого правила состоит в том, что если в компании есть как минимум три мобильных приложения, функционирующие на трех мобильных операционных системах и работающие с тремя сервисами back-end, то компания должна применять платформу для разработки корпоративных мобильных приложений (Mobile Application Development Platform, MADP).

В ходе этого анализа было сделано несколько выводов, важных для понимания актуальной ситуации на рынке корпоративной мобильности:

  • Во-первых, мобильная трансформация имеет жизненно важное значение для получения качественного конкурентного преимущества на рынке, поэтому своевременное внедрение MADP-платформ являются необходимым фактором успеха крупной компании, инвестирующей в свою мобильность.
  • Во-вторых, ROI проектов развития корпоративной мобильности выше, чем у других решений.
  • В-третьих, лица, принимающие решения по развитию корпоративной мобильности в компании, в равной степени это как ИТ-менеджмент, так и бизнес-руководители.

Несмотря на то что в целом российский рынок корпоративной мобильности все еще догоняет более развитый западный, исследование ЦИКМ показало, что отечественные ИТ-компании уже предлагают рынку конкурентоспособные решения, имеющие ключевое значение для повышения уровня зрелости. В частности, речь идет о продуктах класса Mobile Application Development Platform (MADP)/ Mobile Enterprise Application Platform (MEAP).

Чтобы избежать «зоопарка» систем в мобильной области и связанных с этим проблем, компании должны придерживаться правила «трех», сформулированного компанией Gartner в 2012 году

В соответствии с магическим квадратом Gartner компаниями – лидерами области мобильных платформ разработки приложений в 2016 году являются компания IBM с платформой Mobile First, компания Salesforce (Salesforce1).

Для сравнительного анализа с мировыми лидерами в рамках данного исследования была отобрана наиболее продвинутая и зрелая российская платформа – ОПТИМУМ Группы компаний CDC (ранее упоминаемого в отчете лидера российского рынка корпоративной мобильной разработки по версии CNews), а также SAP Mobile Platform. Позиции SAP в сфере корпоративной автоматизации в России очень сильны, поэтому данная компании постоянно находится вситуации острой конкуренции с рыночными лидерами по версии Gartner. Кроме того, SAP Mobile Platform имеет все шансы в определенный момент вернуться в секцию лидеров магического квадрата.

Для оценки платформ сотрудники Центра исследований корпоративной мобильности Финансового университета разработали собственную систему из 44 критериев, позволяющих оценить продукт по всем важнейшим параметрам:

  • базовые характеристики платформы;
  • технологическое совершенство платформы;
  • зрелость продукта;
  • жизненный цикл платформы и эффективность интеграции;
  • безопасность платформы;
  • зрелость вендора и адаптированность продукта к российскому рынку;
  • существенные условия сотрудничества.

По каждому критерию платформа оценивалась по трехбалльной шкале:

  • превосходит требования критерия (в случае если преимущество конкретного продукта по данному критерию весьма значительно) – 3 балла;
  • соответствует критерию – 2 балла;
  • частично соответствует критерию – 1 балл;
  • не соответствует критерию – 0 баллов;
  • нет информации – 0 баллов.

Согласно заключению исследователей платформа ОПТИМУМ получила самый высокий балл и была признана наиболее подходящей для российского рынка за счет зрелости и технологического совершенства, приемлемых ценовых условий и распространенности на российском рынке. Решения от SAP, Salesforce и IBM являются лидерами мирового рынка с точки зрения таких авторитетных компаний, как Gartner, однако они пока недостаточно адаптированы ктребованиям российского рынка (см. рис. 5).

Рисунок 5. Результаты рейтинговой оценки MEAP аналитиками Центра исследований корпоративной мобильности

Рисунок 5. Результаты рейтинговой оценки MEAP аналитиками Центра исследований корпоративной мобильности

Российский ИТ-рынок является специфичным и нишевым с точки зрения сочетания своей относительно небольшой величины с традиционно высоким уровнем компетентности ИT-специалистов, на которых активно влияет рыночное окружение через политику импортозамещения, законодательные требования и инициативы в сфере информационной безопасности и т.д.

Российский ИТ-рынок является специфичным и нишевым с точки зрения сочетания своей относительно небольшой величины с традиционно высоким уровнем компетентности ИT-специалистов

Тем не менее за довольно длительный срок своего существования в российской ИТ-отрасли сформировался целый ряд конкурентоспособных игроков и зрелых продуктов и технологий мирового уровня, созданных с учетом потребностей российского рынка и являющихся более привлекательными с точки зрения цены. Причем российская ИТ-отрасль предлагает как удачные платформы разработки мобильных приложений с базовым функционалом ихарактеристиками, так и технологически совершенные функциональные продукты.

Авторы исследования надеются, что предложенная адаптированная к российским условиям модель критериальной оценки MEAP/MADP-решений будет использоваться российским заказчиками при инициации проектов развития корпоративной мобильности и таким образом выводить технологичность компаний на новый, более высокий уровень.

Центр исследований корпоративной мобильности при Финансовом университете при Правительстве РФ – http://www.fa.ru/dep/cikm/Pages/default.aspx.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (138) 2024г.
Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика