Прорвется ли Uber в российскую медицину? Об уберизации и других перспективных направлениях ИТ
Главная /
Архив номеров / 2017 / Выпуск №03 (66) / Прорвется ли Uber в российскую медицину? Об уберизации и других перспективных направлениях ИТ
Рубрика:
ИТ в медицине
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Павел Адылин, исполнительный директор Artezio (группа компаний ЛАНИТ)
Прорвется ли Uber в российскую медицину? Об уберизации и других перспективных направлениях ИТ
С учетом последних технологических инноваций убер-модель – одно из самых перспективных направлений развития бизнеса. Она позволяет уходить от крупных организаций к небольшим бизнес-формам, которые всегда более мобильны, конкурентоспособны, часто предоставляют лучший сервис с точки зрения соотношения цены и качества. Мировой успех таксистов стремятся повторить стартапы в самых разных областях, и медицина – не исключение. Идея связать врача и пациента, минуя регистратуру, кажется многообещающей. Но в России совсем не просто найти ключ к уберизации медицины
Что такое уберизация медицины?
Модель уберизации в медицине предполагает появление электронных услуг и виртуальных площадок, связывающих пациентов и врачей. Медицинские манипуляции будут проводиться там, где удобно пациенту. Отсутствие посредников (middlemen) при общении пациента и медработника снизит итоговую стоимость медицинской услуги. Uber установит правила взаимодействия врача и пациента и ранжирует врачей в информационной системе.
Для базового уровня уберизации здравоохранения вполне достаточно электронной площадки с простеньким функционалом. Правда, она должна учитывать российскую законодательную специфику – соответствовать требованиям государства к работе с персональными данными пациентов, а также использовать стандартные протоколы для работы смедицинскими электронными записями.
Речь идет о проекте национального стандарта «Электронная медицинская карта» и Положениях об обработке и защите персональных данных пациентов, которые базируются на ряде законов РФ, например Федеральном законе № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральном законе № 152-ФЗ «О персональных данных» и других.
О том, как медицина за рубежом перетекает в Сеть
За границей врачи и пациенты для взаимодействия в рамках убер-медицины используют различные программы, представляющие собой площадки для вызова врача. Среди них Doctors Making House Calls, Pager, Heal и Medicast. Все они работают по принципу Uber: у пользователя на смартфоне установлено приложение, с помощью которого он может вызвать медика туда, куда ему необходимо. Конечно, наибольшее распространение такие решения получили в США, где хорошо развит рынок медицинских услуг.
Стоит отметить и появление различных платформ, в рамках которых могут взаимодействовать фармацевты, доктора, страхователи. Одним из наиболее ярких примеров такой платформы является Oscar Network.
Независимость от лабораторий в отдельных случаях может дать врачу программное обеспечение для клинических исследований. Такое ПО позволяет врачам совместно использовать оборудование для диагностики и исследований. В качестве примера можно привести решение Philips Lumify для ультразвуковых исследований, доступное по онлайн-подписке.
При развитии убер-медицины сервисные компании получат новых клиентов, предоставляя аутсорсинг-услуги по обработке результатов исследований. Так, известная индийская технологическая компания Wipro уже предлагает своим клиентам услуги по анализу телерадиологических снимков. Эти сервисы пользуются спросом как среди американских больниц, так и среди врачей частной практики.
Технологии на службе новой модели
С точки зрения информационных технологий в России нет преград для реализации убер-модели в медицине: у многих ИТ-компаний уже есть опыт создания подобных продуктов для западного рынка.
Для работы электронной площадки взаимодействия врача и пациента как минимум требуется создать реестр врачей, где будут храниться данные о компетенциях и рейтингах медперсонала. Функциональные возможности взаимодействия практически не ограничены.
Для работы электронной площадки взаимодействия врача и пациента как минимум требуется создать реестр врачей, где будут храниться данные о компетенциях и рейтингах медперсонала |
Однако стоит отметить, что в основе технологических решений для убер-медицины должно быть создание и ведение электронных медицинских карт пациентов, а также обеспечение их безопасного хранения. Информационная безопасность регламентируется Законом о персональных данных (152-ФЗ) и с технической точки зрения обеспечивается средствами шифрования и использованием защищенных протоколов передачи данных. Соблюдение конфиденциальности является базовым требованием, однако, судя по опросам пациентов, для них самих это не столь важно по сравнению с оперативностью врачебной консультации.
Финансовое взаимодействие участников площадки обеспечит ее интеграция с платежными системами.
Когда идеи разбиваются о закон
Камень преткновения для появления медицинских сервисов в рамках убер-модели – вопрос лицензирования частной врачебной практики. Сейчас врачи, желающие практиковать в частном порядке, обязаны получить лицензию на медицинскую деятельность. Этот документ выдается только в том случае, если у врача есть помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Также необходимо подготовить пакет документов со свидетельством об образовании, профессиональном стаже, сертификатами на медицинское оборудование и договором сорганизацией, обслуживающей технику. Собственный медицинский кабинет, пожалуй, самое трудновыполнимое требование для потенциальных врачей-предпринимателей. Таким образом, индивидуальная лицензия врача в России существует, но остается недоступной для большинства специалистов.
Упростить требования пока не представляется возможным, иначе они окажутся различными для медицинских учреждений и врачей частной практики. В будущем такую проблему можно было бы решить, используя коворкинг. В Европе и США существуют большие центры, которые предоставляют офисные рабочие места, все необходимое медицинское илабораторное оборудование.
Очевидно, прежде чем такие центры появятся в России, медицинскому сообществу предстоит решить более острые, первостепенные задачи.
Получается, что на данном этапе убер-модель невозможно полноценно реализовать в России из-за отсутствия законодательной базы. Пациент может получить частную консультацию врача, однако для всех медицинских услуг он должен обращаться в клинику, а это уже выходит за рамки убер-медицины.
Ближайшие перспективы ИТ в российской медицине
Пока убер-модель в отечественной медицине относится к отдаленным перспективам, медицинские учреждения активно виртуализуют взаимодействие врача и пациента в рамках действующей модели. Работа в этом направлении нацелена на то, чтобы сделать медицинские услуги более оперативными, ранжировать их с точки зрения цены, квалификации врача, удаленности.
В рамках информатизации российского здравоохранения основной упор делают на унифицированные медицинские информационные системы. Они обеспечивают информационную поддержку медицинских услуг и процесса управления медучреждениями. Системы связывают клиники друг с другом и с внешними информационными ресурсами.
Заметьте, что речь идет о медицинских организациях, при этом врач частной практики не является отдельным субъектом программы, т.е. убер-модель не рассматривается. Однако внедрение таких медицинских информационных систем и развитие телемедицины в принципе отвечают на вопрос, какие услуги и технологии будут востребованы при удаленном взаимодействии врачей и пациентов.
Пациентам необходимы консультации, исследования, наблюдение за состоянием, лечение хронических болезней. Все чаще пациенты хотели бы получить «второе мнение» врача, узнать альтернативную точку зрения. Врачам требуется обучение, совместное использование оборудования, аутсорсинг медицинских услуг.
Медицинские информационные системы представляют особый интерес для учреждений здравоохранения. Они оптимизируют процессы, автоматизируют рабочее место врача, позволяют вести электронные медицинские карты и т.д. Все это сокращает объемы бумажной работы для медперсонала и, как следствие, повышает эффективность учреждения.
Медицинские организации часто не обладают необходимой ИТ-инфраструктурой, а значит, внедрение современного программного обеспечения становится невозможным |
Помимо таких решений, стоит обратить внимание на единую систему для хранения медицинских данных. Она дает доступ к информации как медицинским организациям, так иорганам управления – для сбора статистики по медицинским услугам, обороту фармацевтических средств и т.п.
Множество проектов в сфере информатизации медицины в последние годы инициировало государство. Среди них – создание единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в Москве. ЕМИАС – это базовый уровень для современного здравоохранения, то есть мы пока находимся на начальном этапе развития медицинских технологий. Однако система показывает, что общество и государство в целом уже готовы к подобным инновациям.
Не стоит на месте и фармацевтическая отрасль – здесь активно внедряются системы управления клиническими испытаниями.
Мы наблюдаем развитие и телемедицины, и медицинской робототехники, биоинформатики. Все более популярной темой становится Internet of Medical Things. Речь о девайсах, которые позволяют собирать огромное количество данных о состоянии здоровья и физической активности. IoMT-устройства приносят пользу не только пациентам и врачам, они могут значительно облегчить управление медицинскими учреждениями и оптимизировать процессы внутри организаций.
Так, например, существуют приборы, которые контролируют влажность и температуру в операционных или помогают вести учет медикаментов. Согласно прогнозам McKinsey, расходы на такие решения к 2025 году могут составить 1 трлн долларов. Все это повлечет за собой необходимость создания более совершенных и мощных систем для сбора, обработки и анализа данных.
Наши программисты набили руку на экспортных проектах
На рынке насчитывается несколько десятков отечественных медицинских информационных систем (МИС) и компаний, которые занимаются их разработкой.
Российские ИТ-решения используются в здравоохранении США и Западной Европы. Так что российские разработчики ПО, работающие на экспорт, хорошо знающие отрасль имеждународные медицинские стандарты и протоколы – HIPAA, DICOM, openEHR, Good Clinical Practice (GCP), HL7 и др., – востребованы на мировом рынке и составляют серьезную конкуренцию зарубежным программистам.
Среди программных продуктов Artezio, которые компания уже более десяти лет создает для западных заказчиков, – системы обмена медицинской информацией, системы взаимодействия с пациентом, решения для управления клиническими испытаниями и обработки медицинских изображений.
Из последнего опыта Artezio стоит отметить разработку онлайн-системы для управления медицинскими данными пациентов. Она позволяет оперативно получить всю необходимую информацию о пациенте, даже если тот поступил в медицинское учреждение в бессознательном состоянии. Команда Artezio также работает над агрегатором новостей обо всех исследованиях в области психического здоровья, чтобы с его помощью улучшить психиатрическую помощь.
Эти проекты свидетельствуют о том, что на западном рынке медицинских услуг уже давно прошел этап автоматизации процессов, сейчас ставка делается на сбор информации ииспользование данных.
На пути российского разработчика – не без ухабов
Могут ли наши программисты, десятилетиями работающие из России для зарубежных медицинских организаций, использовать весь накопленный опыт в отечественных проектах? Наша дорога едва ли обойдется без ям да ухабов. Разработчики ИТ-решений в медицине сталкиваются с постоянной сменой стандартов как на международном, так и на локальном уровне.
Государство в этом плане тоже не стремится помочь и несколько ослабить контроль, позволить использование международных практик: в России существуют свои достаточно жесткие требования по стандартизации и выбору поставщиков ПО для медицинской сферы. ИТ-продукты для медицинских учреждений должны быть интегрированы с порталом госуслуг, Электронным правительством, быть сертифицированы в соответствии со 152-ФЗ «О персональных данных».
Медицинские организации часто не обладают необходимой ИТ-инфраструктурой, а значит, внедрение современного ПО становится невозможным. Недостаточная компьютерная грамотность медперсонала – другая сторона вопроса, которая тормозит внедрение инноваций.
Многие организационные изменения часто навязываются «сверху», внедрение новых решений не обсуждается с сообществом врачей и пациентов. Функционал программных решений, внедренных по такой схеме, потом часто используется не полностью. Впрочем, все это процессы, сопровождающие начальный этап информатизации любой отрасли. Только зарождающийся рынок цифровой медицины со временем преодолеет «детские болезни» и выработает лучшие практики. В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|