Экономика России. Век цифровой?::БИТ 03.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

29.11.2024

Сайберус создает новую ИБ-компанию на основе технологий и экспертизы F.A.C.C.T.

Читать далее 

29.11.2024

ГК InfoWatch представила новую версию InfoWatch ARMA Стена (NGFW) 4.4.

Читать далее 

29.11.2024

ARinteg про архиватор ARZip: что изменилось в функционале и интерфейсе?

Читать далее 

29.11.2024

Avanpost представляет бесплатную и промышленную версии службы каталогов Avanpost DS

Читать далее 

29.11.2024

Новая версия «Блокхост-Сеть 4»: решение для импортозамещения

Читать далее 

показать все 

Статьи

22.11.2024

Тандем технологий – драйвер инноваций.

Читать далее 

21.11.2024

ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется

Читать далее 

18.11.2024

Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»

Читать далее 

14.10.2024

Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»

Читать далее 

11.10.2024

Технологический ИИ-арсенал

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

показать все 

Экономика России. Век цифровой?

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №03 (66) / Экономика России. Век цифровой?

Рубрика: Тема номера /  Цифровая экономика


Борис Славиннаучный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ

Экономика России. Век цифровой?

Электронная экономика оцифровывает не только бизнес, но и всю жизнь общества, потерять управление этим процессом недопустимо для сохранения безопасности России

Что это такое?

Экономика России. Век цифровой?Понятие электронной или цифровой экономики не имеет однозначного научного определения (см. варианты определений в Приложении 1 «Материалы Всемирного банка для обсуждения к международному семинару «Концепция, международные тренды и видение цифровой экономики – на пути к долгосрочной стратегии»).

Наиболее распространенное определение позиционирует цифровую (электронную) экономику как экономику, субъекты которой широко используют цифровые (электронные) технологии. Иногда под цифровой (электронной) экономикой имеют в виду часть экономики, связанную с группой отраслей, производящих или использующих в качестве услуг электронные технологии (ИКТ-сектор). Также можно встретить определение электронной экономики как части экономики, использующей в качестве среды для продвижения услуг сеть Интернет, – такую экономику иногда называют интернет-экономикой.

Цифровые или электронные технологии имеют отношение прежде всего к коммуникациям, поэтому электронной или цифровой экономикой можно считать экономику, в которой коммуникации между предприятиями, организациями, органами власти и гражданами осуществляются преимущественно в электронной форме.

При такой формулировке определения цифровой экономики интернет-экономика будет лишь ее частным случаем, когда коммуникации охватывают отношения с клиентами. Нетрудно также видеть, что ИКТ – именно отрасль, производящая электронные технологии, как раз и делает экономику цифровой. Можно усилить данное выше определение, добавив к нему требования к использованию электронных коммуникаций не только между субъектами экономики, но и внутри субъектов: предприятий, организаций и органов власти.

Чем она отличается?

Особая роль цифровых (электронных) коммуникаций во взаимодействии предприятий, организаций, граждан и органов власти как раз и формирует отличительные особенности электронной экономики. Цифровизация коммуникаций приводит к существенному ускорению в обмене информации, с одной стороны, и к расширению трансграничности таких коммуникаций – с другой.

Цифровой экономикой можно считать экономику, в которой коммуникации между предприятиями, организациями, органами власти и гражданами осуществляются преимущественно в электронной форме

Можно сказать, что цифровая экономика, по своей сути, становится более подвижной и более глобальной. Именно эти особенности и определяют основные характеристики электронной экономики. К таким характеристикам относятся:

  • широкий и более индивидуализированный спектр товаров и услуг («экономика длинного хвоста» – в силу снижения стоимости хранения информации и более эффективного сбора информации о требованиях клиента);
  • повышение и глобализация конкуренции (за счет трансграничности цифровых технологий) и, как следствие, рост противостояния глобалистских и изоляционистских настроений в обществе;
  • рост роли информационных услуг (финансы, телекоммуникации, социальные сети, реклама, СМИ), которые из разряда сопутствующих услуг переходят в услуги, жизненно важные для человека;
  • повышение социализации населения за счет использования разнообразных сетевых социальных сервисов (социальные сети, блоги, мессенджеры и т.п.);
  • повышение доли самообслуживания в экономике (интернет-банкинг, интернет-магазины, боты-консультанты, видеонаблюдения, электронные заказы гостиниц, билетов и т.п.);
  • повышение прозрачности управления деятельностью субъектов экономики и органов власти (за счет уникальных возможностей обработки цифровой информации – контекстный поиск, анализ больших данных и т.п.).

Помимо цифровизации экономических отношений, в настоящее время идет процесс автоматизации, роботизации и внедрения сетевых технологий в промышленности. Данный тренд, называемый переходом к Индустрии 4.0, включает в себя технологии IoT (интернета вещей) – когда в многочисленные устройства встраиваются операционные системы с выходом в глобальную сеть; технологии дистанционного управления манипуляторами, беспилотными объектами.

Переход к Индустрии 4.0 существенно повышает возможности и угрозы, связанные с цифровой экономикой, за счет цифровизации не только коммуникаций между людьми, но и между оборудованием. Для адекватного рассмотрения угроз ивызовов новой экономики целесообразно учитывать как переход к цифровой экономике, так и переход к Индустрии 4.0.

Вызовы, угрозы и возможности цифровой экономики

Вызовы и угрозы электронной экономики напрямую связаны с ее особенностями и характеристиками и несут как угрозы, так и дополнительные возможности для России.

Далее в таблице 1 представлен свод таких угроз и возможностей в соответствии с перечисленными выше характеристиками электронной экономики, а также с переходом к Индустрии 4.0.

Таблица 1. Вызовы и угрозы электронной экономики

Характеристики цифровой экономики Угрозы для России Возможности для России
индивидуализированный спектр услуг усложнение контроля за рынком возможность конкурировать в новых областях
повышение и глобализация конкуренции завоевание рынка западными компаниями возможность привлечения инвестиций
рост роли информационных услуг информационные войны и манипуляции продвижение интересов России за рубежом
повышение социализации населения активизация протестных настроений возможности консолидации населения
повышение самообслуживания рост мошенничества и обмана населения вовлечение населения в управление
повышение прозрачности управления утечка информации повышение эффективности управления
переход к Индустрии 4.0 диверсии на производстве возможности продвижения новых технологий

Так, например, расширение спектра и индивидуализация цифровых услуг ведут к тому, что контроль в области цифровых сервисов снижается, а возможности для мошенничества усиливаются.

Вместе с тем расширение спектра услуг предоставляет возможности российским компаниям выйти на международный рынок. Но услуги должны быть принципиально новыми, копирование западных технологий закроет перед Россией такие возможности.

Аналогично глобализация рынка чревата риском завоевания отечественного рынка международными компаниями, однако эта же глобализация может привести и к дополнительным инвестициям со стороны крупного иностранного бизнеса – главное, чтобы такие инвестиции были направлены не на организацию торговых представительств, а на организацию разработки и исследований в России1.

Рост роли информационных услуг ведет к существенному росту перераспределения доли добавленной стоимости в сторону информационноемких отраслей (финансы, СМИ, телекоммуникации). Это чревато использованием информации вполитических и экономических противостояниях (манипулирование, дезинформация, запреты). Необходимы более жесткое регулирование этих отраслей в нашей стране и одновременно протекционизм при продвижении отечественных услуг на международный рынок.

Повышение социализации населения за счет новых средств коммуникаций несет в себе риски организации протестных настроений, примером чего являются арабские и цветные революции. Но новые технологии социализации одновременно позволяют консолидировать население для решения внутренних задач.

В этой связи очень важным является использование экспертных возможностей различных профессиональных сообществ, протестные настроения которых очень часто возникают именно в силу их невостребованности. Угрозы ивозможности есть и в развитии инструментов самообслуживания, которые, с одной стороны, являются почвой для мошенничества в цифровой среде, а с другой – возможностью для вовлечения населения в самоуправление.

Повсеместное внедрение цифровых технологий делает управление бизнесом и государством на всех уровнях прозрачным. Все это повышает риски утечек информации и требует повышения уровня защиты, выделения дополнительных инвестиций в информационную безопасность. Однако цифровизация предоставляет и новые возможности организации управления – с использованием технологий больших данных, аналитики и прогнозирования.

Следует отметить, что особые риски связаны с продвижением Индустрии 4.0, поскольку предоставляют почву не только для мошенничества, но и для настоящих диверсий (поскольку злоумышленники могут получить доступ к управлению оборудованием).

Однако Индустрия 4.0 создает уникальные возможности для государств с высоким уровнем человеческого капитала, открывая им огромный рынок высокоинтеллектуальных товаров и услуг.

Стратегия развития электронной экономики

Основным вектором стратегического развития в условиях цифровизации экономики является гармонизация действий в области предотвращения угроз и использования новых открывающихся возможностей. Если не развивать собственную индустрию информационных сервисов, российский рынок электронных услуг может оказаться полностью «оккупированным» иностранными компаниями.

Однако было бы большой ошибкой защищать российский рынок только ограничительными мерами. Инструменты ограничения импорта целесообразно использовать лишь в областях, которые могут стать предметом санкционного илипропагандистского давления со стороны зарубежных стран (финансы, телекоммуникации, СМИ).

Повсеместное внедрение цифровых технологий делает управление бизнесом и государством на всех уровнях прозрачным

Увлечение импортозамещением услуг в области разработки программного обеспечения, напротив, чревато тем, что российская ИКТ-отрасль будет перенаправлена на создание многочисленных эрзац-продуктов, копирующих устаревшие мировые разработки, а на инновационное развитие отрасли уже не хватит ресурсов.

По всей видимости, западные стратеги противостояния с Россией как раз и рассчитывали на псевдопатриотичный угар, когда ограничивали доступ нашей стране к современным технологиям.

Адекватной стратегией противоборства в этом случае должно стать не импортозамещение, а так называемое экспортозамещение – создание уникальных разработок в области информационных технологий, которым нет аналогов в мире. Кроме того, использование эрзац-копий западных разработок в госуправлении чревато снижением эффективности управления, которое и так слишком нетехнологично в России.

С точки зрения безопасности использования программного и компьютерного оборудования в органах власти вполне достаточно выдвинуть требования к производителям о локализации разработок и исследований. Наличие собственных квалифицированных разработчиков, разбирающихся в западных продуктах, является лучшей гарантией от «закладок» и шантажа возможным отказом от поддержки программных продуктов.

В последнее время возросла реклама необходимости цифровизации экономики, одним из активных проповедников которой стал Всемирный банк. Однако надо понимать, что чрезмерное увлечение цифровизацией без масштабной программы переобучения населения ИКТ-компетенциям (как в части использования, так и в части участия в создании новых технологий) чревато разгулом киберпреступности, использующей некомпетентность граждан, и люмпенизацией трудовых ресурсов, не находящих применения на рынке.

Эффективное и безопасное развитие электронной экономики возможно только при адекватном развитии человеческого капитала в России. Успехи России в области развития электронной экономики не будут заметны в мире, если государство целенаправленно не станет поддерживать научные исследования в области компьютерных наук, причем с привлечением вузов, которые, помимо научной базы, обладают также людским ресурсом (студентами), необходимым дляинновации в области ИКТ.

Новые электронные технологии требуют не только обновления человеческих ресурсов, повышения компетенций людей. Необходимо активно реформировать общественные коммуникации, больше внимания уделять новым электронным СМИ, качественной работе с ними.

Эффективное и безопасное развитие электронной экономики возможно только при адекватном развитии человеческого капитала в России

На первый план выходит и потребность в объединении мирового сообщества для снижения киберпротивостояния между странами как в части неправомерного доступа к информационным ресурсам, так и в части информационных войн. Электронная экономика оцифровывает не только бизнес, но и всю жизнь общества, потерять управление этим процессом недопустимо для сохранения безопасности России.

Предложения по развитию цифровой экономики в России

Развитие электронной экономики в России несет как возможности, так и немалые угрозы. Необходимо гармонично развивать новые технологии, человеческие ресурсы, которые этими технологиями пользуются, и цивилизованные коммуникации внутри России и с зарубежными странами.

В рамках такого гармоничного развития необходимо:

  1. Обязать все крупные международные ИКТ-компании, работающие с заказчиками из госсектора (включая предприятия с государственным участием), создать в России исследовательские центры и центры разработки, масштаб которых должен быть сопоставим с объемом продаж таких компаний на российском рынке.
  2. На уровне правительства создать центр помощи в продвижении российских разработок и услуг в области цифровых технологий на международных рынках. Должно быть увеличено финансирование фундаментальных и прикладных исследований в области электронных технологий, прежде всего на базе вузов.
  3. Перераспределить бюджетное финансирование высшего образования в пользу специальностей, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, информационной безопасностью, прикладной математикой.
  4. Существенно повысить расходы на дополнительное образование населения (включая наиболее уязвимые группы) в области использования электронных услуг и на профессиональное повышение квалификации в области информатизации (в особенности сотрудников госсектора и компаний с государственным участием).
  5. Усилить работу по автоматизации деятельности органов власти и государственных компаний с учетом кибербезопасности, ограничив область импортозамещения только теми товарами и услугами, вероятный отказ от обновления которых может отрицательно повлиять на работу органов власти, ведомств и государственных компаний.
  6. Активно включиться в работу по созданию международных институтов регулирования в области кибербезопасности, целью которых будет недопущение киберконфликтов, а также включиться в разработку на базе ООН инструментов по противодействию манипулированию информацией и разжиганию информационных войн.

1 Показательный пример: по требованию китайского правительства компания Microsoft создала мощный исследовательский центр в Китае, тогда как в России та же компания создала лишь торговый шоу-рум.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (139) 2024г.
Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика