Эффект вроде есть и его вроде нет::БИТ 10.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

09.04.2024

OS Day 2024: «Архитектурные аспекты безопасности операционных систем»

Читать далее 

09.04.2024

Биометрические пароли и карманные дата-центры: россияне рассказали, чего ждут от «Экономики данных»

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

22.09.2023

Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась

Читать далее 

22.09.2023

Сладкая жизнь

Читать далее 

22.09.2023

12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители

Читать далее 

22.09.2023

Проще, чем кажется. Эталонная модель документооборота или краткое руководство по цифровой трансформации

Читать далее 

показать все 

Эффект вроде есть и его вроде нет

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №10 (63) / Эффект вроде есть и его вроде нет

Рубрика: Тема номера /  Сделано в России


Эффект вроде есть
и его вроде нет

Тема импортозамещения – одна из тех, которая никого не оставляет равнодушной. Мы провели традиционный опрос наших экспертов и попросили их поделиться своим мнением: насколько успешным оказался государственный курс наразвитие отечественной ИТ-отрасли?

Эффект вроде есть и его вроде нетМнения, как и ожидалось, разделились. Одни уверены, что все идет своим чередом и нельзя, посадив саженец, ждать на следующий день от него плодов. Другие скептически оценивают степень влияния импортозамещения на рост экономики и перераспределение факторов производства. А кто-то и вовсе не заметил этого влияния.

Поспешаем медленно

Почему так полярны оценки экспертов? Причин для споров предостаточно:

  • это непростая экономическая ситуация;
  • недостаточность инвестиций в ИТ-сферу;
  • дефицит грамотных ИТ-специалистов;
  • стремление молодых талантливых программистов делать карьеру за рубежом, где лучше развиты информационные технологии, есть больше возможностей для развития компетенций, меньше экономических сложностей и значительнее государственная поддержка.

В числе причин также называются недоверие заказчиков к отечественному ПО, стремление многих российских компаний покупать зарубежные продукты у мировых ИТ-лидеров.

По мнению Павла Рыцева, ИТ-директора, руководителя Центра компетенции по импортозамещению и Open Source в ALP Group, в российской ИТ-отрасли сложилась «достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, ясно: чтобы получить взрывной экономический рост, нужно создавать конкурентные продукты, которые заместят те, что есть сейчас. Хотя бы на том же уровне, а лучше – на более высоком. И внедрять в несколько раз больше ИТ-проектов, чем сегодня. Но пока ИТ-продуктов действительно мирового уровня у нас не так много. А о новых продуктах с тем же или более широким функционалом и о росте числа проектов говорить не приходится. Поэтому и значимого экономического эффекта вразработке по-настоящему конкурентного замещающего ПО я пока не ожидаю.

С другой стороны, политика импортозамещения стартовала буквально вчера. И изменения за пару лет никак не произведешь. Тем более если учесть недоверие рынка: заказчиков, инвесторов и даже самих российских ИТ-компаний».

Чтобы получить взрывной экономический рост, нужно создавать конкурентные продукты, которые заместят те, что есть сейчас. Хотя бы на том же уровне, а лучше – на более высоком. И внедрять в несколько раз больше ИТ-проектов, чем сегодня

К тому же, считают многие эксперты, нельзя считать импортозамещение панацеей от всех бед. «Импортозамещение в сфере ИТ – процесс небыстрый, – подчеркивает Татьяна Медова, исполнительный директор группы компаний «Смарт-Софт». – У такой медлительности несколько причин.

Первая – это проблемы с бюджетированием: на смену решений в текущей экономической ситуации выделить деньги многим организациям тяжело. И даже те, кто может себе это позволить, не торопились и не торопятся до сих пор. Многие сначала ждали, что санкции быстро снимут и «импортозамещаться» не придется.

У большинства ИТ-решения уже были внедрены, контракты на поддержку заключены и оплачены, поэтому рассматривать новые варианты до окончания срока их действия было нецелесообразно.

Некоторые не спешили, ожидая наполнения Реестра отечественного ПО, и только после этого начинали тестировать несколько решений, представленных на рынке, некоторые и сейчас еще не могут определиться. Поэтому ожидать, что засчет импортозамещения отечественные ИТ-компании резко вырастут, не стоило».

Об опасности полагаться только на свои, отечественные, разработки предупреждает Николай Добровольский, вице-президент компании Parallels. «Думать о том, что импортозамещение позволит нам в короткие сроки вырваться вперед повсем фронтам, излишне оптимистично. Если посмотреть на структуру затрат на ИТ, например, то в РФ на нее приходится всего порядка 1% от общего вала расходов.

Процесс, безусловно, стартовал и позволил российским разработчикам прийти в те сегменты, где традиционно работали глобальные международные игроки. Это касается прежде всего секторов B2G и B2B. Но опять-таки, помимо российской прописки производителей, пользователи ждут от них удобных и понятных ИТ-решений.

Если опираться только на пошлины и запреты, можно свести конкуренцию на нет, и тогда качество разработки резко упадет, а цены вырастут».

И все-таки большинство опрошенных участников рынка отмечают появление первого эффекта от политики импортозамещения. Заказчики стали больше интересоваться решениями российских разработчиков, особенно отечественными программными продуктами с открытым кодом. Из-за курсовой разницы валют заметно подешевел труд наших программистов, но при этом выросла потребность компаний в них.

ИТ-компании стали чувствовать себя увереннее на рынке в собственной стране. Им проще стало общаться с зарубежными вендорами, поскольку они почувствовали поддержку государства. Многие из них принимают участие вгосударственной программе по импортозамещению, их продукты вошли в Реестр отечественного ПО. И надежды на свое развитие компании-разработчики, особенно небольшие, связывают именно с госзаказами.

Не надо изобретать велосипед

Что требуется для того, чтобы процесс развития ИТ-отрасли в России ускорился? Все участники опроса – эксперты ведущих компаний – сошлись в том, что без систематической государственной поддержки, больших инвестиций, повышения качества образования это просто невозможно.

ИТ-компании стали чувствовать себя увереннее на рынке в собственной стране. Им проще общаться с зарубежными вендорами, поскольку они почувствовали поддержку государства. Многие из них принимают участие в государственной программе по импортозамещению, их продукты вошли в Реестр отечественного ПО

«Первое и самое важное – это инвестиции в технологии и кадры, – говорит Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК. – На чем основан успех китайских технологий? На мощном государственном финансировании и наактивном использовании западных технологий в период становления производства. Путь России будет явно другим, потому что все слагаемые сегодня другие, но без серьезных инвестиций не обойтись. Наверное, такие инвестиции может себе позволить только государство».

«Для повышения эффективности импортозамещения необходимо действовать по принципу «выпускать то, в чем мы нуждаемся», а не производить то, чего у нас нет», – дополняет его Олег Бирюков, генеральный директор инжиниринговой компании «Лиман-трейд».

«Прежде всего, как ни банально, каждый должен ответственно и качественно выполнять свою работу», – убежден Леонид Богуславский, первый заместитель генерального директора ПО «Родина».

Михаил Холопов, генеральный директор компании Atlex.Ru настроен более скептично: «Для того чтобы перейти на отечественную продукцию, ее сначала нужно создать. И не надо бояться в этой ситуации перенимать опыт зарубежных коллег».

«Важно не дублировать уже давно существующие продукты, а создавать самим прорывные инновационные решения, которые будут востребованы не только на локальном, но и на глобальном рынке», – подчеркивает Александр Антипов, директор по маркетингу компании «Ай-ФОРС» (ГК ФОРС).

«Нам необходима стратегия долгосрочного инвестирования в развитие собственного производства, где государственные усилия будут направлены на укрепление возможностей для развития бизнеса, а не на создание и поддержку государственных монополий. Важно понимать, что в наукоемких сферах, к которым, безусловно, относится ИТ, возврат средств – дело ни трех и даже ни пяти лет. В процессе импортозамещения важнейшую роль играют человеческие ресурсы, и без их развития невозможно создание новой экономической модели», – утверждает Евгений Горохов, исполнительный директор Stack Group. И с этим нельзя не согласиться.

Между тем

Компании и корпорации с госучастием за 10 месяцев 2016 года разместили заявки на закупку зарубежного инженерного программного обеспечения общим объемом на три миллиарда рублей, сообщает Rambler News Service. Это в шесть раз превышает объем закупок отечественного инженерного софта за тот же период (514 миллионов рублей).

Наибольший объем госзакупок программных продуктов пришелся:

  • на компанию Siemens PLM (США/Германия) – 1,2 миллиарда рублей,
  • на втором – Dassault Systemes (Франция), у которой приобретено софта на 250 миллионов рублей,
  • на третьем – Autodesk (США) с объемом закупок 240 миллионов рублей.

От полумиллиарда рублей и больше приходится на различные зарубежные расчетные приложения (CAE), схемотехнические решения для проектирования печатных плат.

С учетом закупки импортных ERP-систем, систем управления базами данных, операционных систем и офисного программного обеспечения объем расходов российских госкомпаний в 2016 году на импортное ПО может составить порядка пяти-восьми миллиардов рублей.

Среди крупнейших закупок текущего года – приобретение прав на использование и оказание услуг по технической поддержке программного обеспечения Intergraph (США) нижегородской инжиниринговой компанией «Атомэнергопроект» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Затраты на эту закупку составили 575 миллионов рублей.

Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина приобрел за 290 миллионов рублей лицензии на программное обеспечение Siemens PLM.

Холдинг «Вертолеты России» заплатил 71 миллион рублей за оказание услуг по технической поддержке и обслуживанию американских систем NX и TeamCenter на 2017-2019 годы.

Постановление правительства от 16 ноября 2015 года установило запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Полный текст опроса читайте на http://bit.samag.ru/uart/more/63.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика