Хочу стать доктором ИТ!::БИТ 08.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
май    2022
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

19.05.2022

Дмитрий Чернышенко провел заседание организационного комитета конференции ЦИПР-2022

Читать далее 

17.05.2022

Вебинар «Рабочая схема для производственных компаний» 24 мая, 11:00 (мск)

Читать далее 

16.05.2022

Объединяй и здравствуй: на РИФе произойдёт «reboot российской ИТ-отрасли»

Читать далее 

13.05.2022

19 мая РБК Events совместно с T1 консалтинг проведет конференцию «Эффективная работа компании на российском ПО и open source-решениях»

Читать далее 

показать все 

Статьи

29.04.2022

Можно ли продолжать цифровую трансформацию сегодня?

Читать далее 

23.03.2022

Дата-центры – 2022

Читать далее 

04.01.2022

Ваш рейтинг перспективных технологий

Читать далее 

11.12.2021

Что повысит конкурентоспособность?

Читать далее 

02.11.2021

Парадокс инвесторов

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Хочу стать доктором ИТ!

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №08 (61) / Хочу стать доктором ИТ!

Рубрика: ИТ-образование


Алексей ЛагутенковMBA Kingston University UK, ITSM Manager, MCSE+I, MCSE:S:M, MCDBA, MCDST

Хочу стать доктором ИТ!

Нет, мои информационные технологии не болеют и их не надо лечить. В этой статье говорится о совсем других докторах, которые не лечат, но являются учеными и двигают ИТ-прогресс. Как присоединиться к процессу и что это даст?

Хочу стать доктором ИТ!Не так давно господин Белоусов, генеральный директор и основатель компании Acronis, в интервью РБК рассказал о ценности фундаментальной науки [1]. Вопрос это сложный, идалеко не всем очевидна ценность так называемых метанаук. В качестве примера г-н Белоусов приводит философию и науку о знаниях. Однако если философия или наука о знаниях еще как-то знакомы и понятны по институтским курсам, то другая область метамоделирования, изучающая информационные технологии, практически неизвестна у нас. Сейчас уданной области знаний даже нет своего имени, поэтому можно назвать ее, например, «Философия Информационных Технологий».

О чем идет речь? Никого не удивишь прикладными исследованиями в области ИТ. Вычисления, хранение/передача данных, оценка экономических показателей с помощью информационных систем, а также всевозможные вариации на тему облачных технологий и информационной безопасности – все это весьма практично и понятно. Однако на Западе и в США развивается совершенно иное направление, никак не связанное ни с программированием, ни с «железом». Западных ученых заинтересовали философско-культурные аспекты информационных технологий.

Это довольно странный и непривычный для большинства из нас подход, поскольку компьютеры мы не ассоциируем со своей личностью и не признаем их частью себя. Пока чтолюбые гаджеты – это всего лишь удобные штучки, которые упрощают жизнь. Однако с каждым годом уровень проникновения информационных систем в нашу жизнь становится глубже. Еще не так давно человек, проводивший большую часть времени за компьютером (или смартфоном), считался интернет-компьютер-гаджетзависимым, и это было ненормально. Сегодня большинство из нас не мыслит своей жизни хотя бы без смартфона. Скорее всего в самое ближайшее время мы столкнемся с «гиперреальностью» или«дополненной реальностью» – пока у этого явления нет точного названия, – и тогда мир, бывший привычным для большинства из нас, изменится до неузнаваемости.

Любая значительная инновация меняет общество. Как изменится общество, когда уровень проникновения информационных систем в нашу жизнь станет еще более глубоким? Обэтом пока задумывается лишь небольшая группа ученых, но с каждым годом число лиц, вовлеченных в процесс изучения взаимного влияния информационных систем на общество инаоборот, будет расти.

О серьезности происходящих процессов говорит появление двух новых ученых степеней DIT и PhDIT, о которых и пойдет речь далее. Расшифровываются эти аббревиатуры как«Доктор Информационных Технологий» и «Доктор Философии по Информационным Технологиям». Что это такое?

Для того чтобы понять, что есть доктор информационных технологий и чем он отличается от доктора философии по информационным технологиям, необходимо сделать небольшое отступление. Сейчас в российской науке такого направления нет вообще. Более того, чтобы разобраться, с чем едят этих разных докторов, необходимо немного углубиться виерархию российских и западных научных степеней.

Научная деятельность и у нас, и на Западе начинается после получения степени магистра, следующей за степенью бакалавра. Кстати, само слово «магистр» можно услышать толькоу нас, а также в некоторых университетах Восточной Европы, например в Польше. Весь остальной мир пользуется названием «мастер».

Совсем недавно в университетах США, Мексики, Канады и Австралии появились новые ученые степени: доктор информационных технологий и доктор философии по информационным технологиям

Следующая за магистром ступень у нас – кандидат наук. Четыре года обучения в аспирантуре и защита кандидатской диссертации приведут вас к этому научному званию. Следующий и завершающий шаг в российской иерархии – доктор наук. Получение всех этих ученых степеней строго формализовано, и, скажем, бакалавр не может защищать кандидатскую и тем более докторскую диссертацию до того, как доучится на магистра.

Научная карьера на Западе и в США более неформальна. Для того чтобы стать ученым, достаточно быть хотя бы бакалавром. Дальше можно выбрать два принципиально разных направления развития: доктор и доктор философии.

Докторская степень не имеет ничего общего с нашим доктором наук. Доктор – это человек, который планирует защитить диссертацию по прикладным, практическим вопросам своей области знаний. Доктор философии – это более высокая научная степень, требующая большего количества времени на обучение. Доктор философии защищает диссертацию по более абстрактным, фундаментальным направлениям в отличие от прикладной ориентации исследований доктора.

К чему было это введение в ученые степени? Совсем недавно в университетах США, Мексики, Канады и Австралии появились те самые новые ученые степени, о которых говорилось выше: доктор информационных технологий и доктор философии по информационным технологиям. Самый престижный университет, предоставляющий возможность развиваться в этом направлении, – Массачусетский технологический (MIT) [2]. Однако к поступлению в MIT готовятся с детства, поэтому имеет смысл рассмотреть иные варианты.

В США есть два типа университетов: государственные (Non-profit) и частные (For-profit). Поступить в государственный университет очень тяжело, а учиться там еще тяжелее. Ктому же далеко не у всех есть возможность переехать на ПМЖ в США.

Частные университеты гораздо лояльнее по отношению к своим потенциальным клиентам. Однако это совершенно не означает, что там прокатит наш отечественный подход – дать профессору «денюжку», а он за это А+ поставит. Желающие могут ознакомиться с душещипательными историями в сети, когда за попытку дачи взятки студента немедленно отчисляли. Более того, ему не возвращали деньги за обучение.

Пожалуй, самым значительным преимуществом обучения в частных университетах является то, что в некоторых из них учиться можно онлайн. В частности, это практикуют Waldenи Capella University.

Чему же учат на программах DIT и PhDIT? Учебные программы в разных университетах сильно отличаются, и в рамках данной статьи невозможно охватить весь спектр различий. Остановимся подробнее, например, на Capella University (http://capella.edu) и Walden University (http://walden.edu). Посмотрим, что они предлагают.

В Капелле существует по меньшей мере четыре направления обучения. Это «Общие информационные технологии» (General Information Technology), «Защита информации» (Information Assurance and Security), «Построение учебного процесса для изучения ИТ» (IT Education) и «Управление проектами» (Project Management). На каждом из направлений можно выбрать одно из двух: или доктор, или доктор философии.

Обучение по докторской программе занимает в среднем два года и восемь месяцев. Учебная программа доктора философии по любому из направлений – около четырех лет. Средняя стоимость обучения на докторской программе – $50 000-55 000, по программе доктор философии – $65 000-67 000.

Что потребуется для поступления? В общем случае необходимо заверить российский диплом о первом высшем образовании в Рособрнадзоре и сдать TOEFL

Кроме всего прочего, будущему аспиранту предстоит все же посещать кампус университета в США. На докторской программе потребуется три посещения по четыре дня каждое. Сдоктором философии все намного серьезнее: тоже три посещения, но более длительных: 3,5 недели, две недели и четыре дня. Расходы на проживание, кроме ужина, университет берет на себя.

Чему будут учить? Для примера можно посмотреть учебную программу доктора философии по направлению «Защита информации»:

  1. Research Processes, Theory and Practice in Information Technology.
  2. Developing an Academic Writing Process.
  3. Leading Information Technology Strategic Planning in Complex and Global Environments.
  4. Guiding the Implementation of Information Technology Policies and Processes.
  5. Management Theory Creation.
  6. PhD Dissertation Research Seminar Track 1.
  7. Information Technology Life Cycle Management Processes in a Changing Environment.
  8. Advancing Research in Information Technology Management.
  9. Survey of Applied Research Methods.
  10. PhD Dissertation Research Seminar Track 2.
  11. Quantitative Research Techniques.
  12. Network Security Advances.
  13. Enterprise Security Risk Management.
  14. System and Application Security Advances.
  15. Assurance Controls and Compliance Management.
  16. Information Technology Consulting Practice Seminar.
  17. Security Governance and Management.
  18. Advanced Qualitative Research.
  19. PhD Dissertation Research Seminar Track 3.
  20. Doctoral Comprehensive Exam.
  21. Dissertation Courseroom.

Очевидно, что учебная программа приведена лишь в самом общем виде, однако даже на основании этой информации можно сделать выводы. Если оценивать в целом, топрактически все изучаемые дисциплины имеют непосредственное отношение к направлению обучения.

Другое учебное заведение Walden University (http://walden.edu) предлагает только докторскую программу в области ИТ с обучением онлайн. Доктора философии у них нет.

Подход в Вальденском университете сильно отличается от учебной программы Капеллы. Существует два разных по стоимости и продолжительности трека обучения для бакалаврови мастеров соответственно. Если у заявителя есть образование магистра в области информационных технологий, то это образование можно попытаться зачесть. Тогда учебная программа обойдется приблизительно в $35 000. При наличии одного только оконченного бакалавриата стоимость составит $47 000. Интересно, что во втором случае по окончании обучения Walden University выдаст два диплома: мастерский и докторский, поскольку в процессе обучения будут пройдены обе программы. Посетить их кампус в США придется два раза за время обучения. Каждая поездка четыре дня. Полное время обучения на программе занимает в среднем два года, но, как сказано на сайте университета, разные студенты могут справляться с программой по-разному.

Учебная программа сильно отличается от Капеллы. Судите сами. В качестве примере приведен второй трек, предназначенный для бакалавров:

Foundation Course

  • Foundations and Communications for Information Technology.

Core Courses

  • Fundamentals of Information Systems.
  • Computer Networking and Operating Systems.
  • Systems Analysis and Design.
  • Principles of Programming.
  • Operating System and Network Architecture.
  • Advanced Software Development.
  • Data Modeling and Database Design.
  • Principles of Software Engineering.
  • Enterprise Systems Architecture.
  • Fundamentals of Information Assurance.
  • Organizational and Social Dimensions of Information Systems.

Research Sequence

  • Applied Research Methods – Qualitative and Quantitative.
  • Quantitative Decision Making for Strategic Analysis.
  • Qualitative and Case Study Research for Strategic Analysis.

Leadership Simulator Courses

  • IT Leadership Simulator: Integrating Diverse Systems and Leading Technology.
  • IT Leadership Simulator: Developing Proactive and Reactive Security Plans.
  • IT Leadership Simulator: Leading IT in a Dynamic Environment.

Seminar Courses (сhoose two courses from the list below)

  • Seminar in Information Security.
  • Seminar in IT Systems, Software, and Management.
  • Seminar in Project Management.
  • Seminar in Cloud and Grid Computing.

Doctoral Study

  • Doctoral Study Mentoring.
  • Doctoral Study Completion.
  • Doctoral Writing Assessment.

Налицо два совершенно разных подхода к обучению. Как мог заметить читатель, образование в США довольно дорогое, поэтому к выбору программы следует отнестись очень ответственно. Наш излюбленный российский подход «мне нужна только «корка» (диплом), и мне безразлично, как я ее получу» в данном случае не работает. Учиться придется много и тяжело. Ключевым моментом станут полученные знания, навыки и связи. «Корка» станет лишь второстепенным призом.

Что потребуется для поступления? В общем случае необходимо заверить российский диплом о первом высшем образовании в Рособрнадзоре и сдать TOEFL.

Кстати, заверка подлинности российского диплома может занять до полугода, а то и год. Поэтому, если есть мысли поучиться на DIT или PhDIT за пределами нашей Родины, озаботьтесь апостилированием документов безотлагательно.

Итак, два или даже четыре года тяжелой и дорогой учебы, где вряд ли будут какие-либо поблажки. Что взамен, кроме чувства грандиозного самоуважения? У каждого изуниверситетов на сайте есть раздел Career Outcomes & Job Titles, то есть кем потенциально сможет работать выпускник и какие преимущества получит он, защитив диссертацию поинформационным технологиям. В качестве наиболее приоритетных направлений развития карьеры называют Vice president of information technology, Chief information officer, Director of information technology.

Наличие фундаментального образования может помочь легче приспособиться к изменчивости среды

Капелла приводит статистику на основании опроса, регулярно проводимого клубом выпускников. Приблизительно 75% знаний, полученных в процессе обучения, применимы вжизни и были использованы выпускниками для развития карьеры. 50% выпускников получили повышение зарплаты. 63% выпускников достигли желаемого карьерного результата [3].

Как интерпретировать эти результаты на нашу российскую действительность? Как уже говорилось выше, у нас нет подобных ученых званий. Поэтому пока в нашем обществе скорее всего даже нет понимания, что это такое и как с этим бороться. Соответственно, ожидать немедленной отдачи в России от получения одной из этих степеней не приходится.

Многочисленные западные исследования говорят, что временной лаг между внедрением инноваций на Западе и в России составляет около 10-15 лет. За это время многое может измениться, но можно сказать однозначно: фундаментальные знания вряд ли устареют.

Да, уметь программировать или чинить компьютеры и сети, безусловно, важный навык, который может дать конкретные деньги на жизнь прямо сейчас. Однако может так оказаться,что отличное знание конкретного продукта определенной компании может в одночасье стать абсолютно бесполезным знанием. Наличие же фундаментального образования может помочь легче приспособиться к изменчивости среды.

Тем не менее надо признать неприятный факт, что в нашей реальности полученные знания могут быть слабо применимы. Это не самая хорошая новость. Однако стоит задуматься отом, что мир велик! Отчего бы не разрешить своим амбициям выйти на совершенно иной уровень?

  1. Погоня за знаниями: почему бизнесу стоит финансировать науку – http://www.rbc.ru/opinions/business/26/08/2016/57bff1a99a79473bc9d8538d.
  2. Doctor of Information Technology – https://en.wikipedia.org/wiki/Doctor_of_Information_Technology.
  3. Career Outcomes & Job Titles – http://www.capella.edu/online-degrees/phd-information-technology/career-outcomes.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №03 (116) 2022г.
Выпуск №03 (116) 2022г. Выпуск №01 (114) 2022г. Выпуск №02 (115) 2022г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика