Война с покемонами::БИТ 07.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
ноябрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

14.11.2024

Обновление BI.ZONE Secure DNS: гибкая настройка фильтрации и максимальная скорость

Читать далее 

14.11.2024

RED Security: в октябре количество DDoS-атак на ТЭК выросло в 3 раза

Читать далее 

14.11.2024

Falcongaze представила новую версию DLP-системы — SecureTower 7 Helium

Читать далее 

14.11.2024

ИСП РАН покажет результаты 30-ти лет работы на Открытой конференции в Москве

Читать далее 

08.11.2024

Юбилейная конференция ЭОС: ЭОС: 30 лет лидерства на рынке автоматизации документооборота и обсуждение актуальных трендов

Читать далее 

показать все 

Статьи

21.11.2024

ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется

Читать далее 

18.11.2024

Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»

Читать далее 

14.10.2024

Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»

Читать далее 

11.10.2024

Технологический ИИ-арсенал

Читать далее 

28.09.2024

Чем страшен ИИ, и с чем его едят

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

показать все 

Война с покемонами

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №07 (60) / Война с покемонами

Рубрика: Дополненная реальность


Леонид Шапироархитектор ИТ‑систем, MVP, MCT, MCSE, MCITP:EA, MCSE:S, MCSE:M

Война с покемонами

Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта

Виктор Гюго

Нам угрожают не какие-то там компьютерные игры, а «охранительное» сознание, косность мышления и стереотипы. Именно это приводит к общему торможению развития

Война с покемонамиВ 2014 году в статье «Персональные устройства в корпоративной среде» [1] я писал об основных угрозах безопасности, которые создают гаджеты. И все-таки, несмотря на все потенциальные риски, уже очевидно, что отказаться от использования ставших привычными гаджетов в угоду «мифическим», как многим кажется, угрозам никто не готов. К тому же компании – производители программного обеспечения предлагают различные решения по защите персональных устройств при их использовании в корпоративной среде.

Конечно, далеко не все могут позволить себе внедрить эти решения, да и справедливости ради надо отметить, что пока лишь минимальное число компаний обратило на этот вопрос пристальное внимание.

Так или иначе, посмотрите на свой смартфон – наверняка у вас подключены корпоративная почта и еще пара-тройка собственных почтовых ящиков, но никакой особой защиты и управления устройством от компании не присутствует. Пожалуй, вы даже не уверены в том, знает ли администратор, что вы читаете почту со смартфона, не так ли?

Короче говоря, на фоне фантастического удобства облачных решений и технологий BYOD существует целая индустрия, зарабатывающая огромные деньги.

Казалось бы, уже трудно найти что-то в этой области, что может удивить. Специалисты ИТ и ИБ смирились с рисками, пытаясь по мере сил им противостоять.

Однако недавнее появление технологий, сочетающих виртуальную реальность с реальным миром, еще раз все переворачивает. Да, да речь об играх, в частности о ставшей фантастически популярной Pokémon Go.

На самом деле эта игра – просто гениальное изобретение. Судите сами. Простой интерфейс, доступность для всех популярных платформ, несложный сюжет и возможность сочетать реальность с виртуальным миром.

Перемещаясь в реальном пространстве, например по улицам города, можно увидеть на экране смартфона и поймать забавного монстрика – это так увлекательно! Чем сильнее игрок вовлечен в процесс, тем больше существ он может поймать, проходя десятки километров в поисках покемонов. Все, что нужно для игры, – относительно современный смартфон с камерой, модулем GPS и мобильным доступом в сеть. Можно даже не смотреть постоянно на экран. Вибрация телефона сообщит о наличии покемона, а еще можно использовать смарт-часы и другие гаджеты.

Миллионы людей уже вовлечены в игру. Гениально! Можно даже использовать Pokémon Go на встречах с кандидатами в президенты [2], у нее потрясающие возможности общаться с избирателями.

Наша частная жизнь с появлением современных устройств иоблачных решений давно перестала быть хоть сколько-нибудь приватной

Новая дополненная реальность уже вокруг нас. Это выглядит весьма впечатляюще и перспективно не только с точки зрения игровой индустрии.

С другой стороны, появление этой игры вызвало широчайший резонанс среди разных слоев общества, развернулась настоящая компания, нацеленная на запрет этой игры, чуть ли не на законодательном уровне [3], [4]. Этот вопрос обсуждают депутаты и сенаторы. В Департаменте образования Москвы организуются заседания экспертного совета [5], где будут обсуждаться шаги «по решению проблемы покемонов». Депутаты Госдумы обращаются в ФСБ, требуя запретить игру [3], мотивируя это злонамеренной деятельностью других государств и психологической войной. Казаки в Ставрополе устраивают рейды, отлавливают игроков, рассказывая об информационных войнах, и так далее [6].

Аргументацию противников Poké-mon Go можно свести к следующим основным пунктам:

  • Безопасность военных и других важных государственных объектов. Утверждается, что, сосредоточив в такой зоне виртуальных монстров, злоумышленники могут заставить непосвященных пользователей оказаться на их территории и,имея доступ к смартфону игрока, выполнить фото- или видеосъемку, результаты которой смогут получить злоумышленники.
  • Личная информационная безопасность пользователей игры. Утверждается, что, имея доступ к смартфону игрока, можно получить все его персональные данные, которыми могут воспользоваться злоумышленники.
  • Психологическая зависимость от игры как таковой.

Что же на самом-то деле происходит? Наша частная жизнь с появлением современных устройств и облачных решений давно перестала быть хоть сколько-нибудь приватной. Мы перемещаемся в пространстве с помощью GPS, «чекинимся», используя сервисы социальных сетей, публикуем свои фотографии и видео, оплачиваем счета со смартфона.

Теперь миллионы людей передают не только свои координаты, но и фотографии и видео с места событий. Мы часто используем смартфон в качестве навигатора, а ведь это программное обеспечение имеет доступ к нашим перемещениям и хранит информацию о прошлых маршрутах.

Обычный мобильный телефон также могут легко отслеживать злоумышленники. Многие приложения получают доступ и к микрофону, и все это не что иное, как прямые угрозы безопасности. Так что если говорить о потенциальной возможности игры вести «шпионскую» деятельности благодаря доступу к камере, GPS, сети и прочее, то она не исключение из общего списка подобных приложений, которые мы продолжаем использовать, не задумываясь. Вторжение в частную жизнь присуще не только игре Pokémon Go как таковой.

Нравится нам или нет, но отсутствие приватности прочно вошло в нашу жизнь. Нас снимают видеокамеры на улицах, спутниковые фотографии местности давно есть в сети. Различные картографические навигационные сервисы позволяют отследить перемещения и показать фото и видео с места событий.

В конце концов мы пользуемся банкоматами, а значит, финансовая информация тоже находится в сети. Пользуясь сотовым телефоном, мы оставляем о себе массу сведений, даже если это простейший аппарат без модуля GPS или ГЛОНАСС. Таковы особенности информационного общества, в котором мы живем…

Если нам требуется полная безопасность, то от всего вышеперечисленного придется отказаться. Когда речь заходит о защите государственной тайны, вероятно, так и будет происходить. Придется использовать только определенные проверенные средства связи, проходить все необходимые проверки.

Давайте попробуем не поддаваться «запретительной» истерике, а действовать сообразно здравому смыслу

По всей видимости, у того, кто работает в этой сфере, отберут все оборудование, которое имеет хотя бы намек на саму возможность «шпионского» использования на территории таких объектов. Это задача службы безопасности предприятия. И сколько бы покемонов ни собрали злоумышленники на военную базу или другой такой объект, сделать фотографию на смартфон на ее территории просто не получится. Тем более если уж так нужны эти фотографии, то есть возможность использования спутников, и не надо «просить» об этом простых игроков. Съемку в здании им все равно выполнить не удастся, если только не представить ситуацию, что вся служба охраны вместо своих прямых обязанностей тоже стала ловить покемонов.

Так что аргумент о безопасности секретных объектов не выдерживает никакой критики.

Вопрос приватности частной жизни не решается запретом конкретной игры. Во-первых, она далеко не единственный источник потенциальной опасности на устройстве пользователя.

Во-вторых, и что более важно, куда большие сомнения вызывают другие аспекты ее нарушения. Многие, не задумываясь, оставляют свои паспортные данные в бюро пропусков различных предприятий. А как иначе, ведь без этого не пройти. Надежно ли они там хранятся? Кто к ним может получить доступ?

Вы предъявляете проводнику в поезде свой паспорт, информация о вас становится доступной постороннему человеку.

Кто имеет доступ к нашей финансовой информации? Банковский клерк знает не только, сколько у вас денег на счетах, но и где вы живете, сколько зарабатываете. Где окажется эта информация, если клерк является злоумышленником?

Информацию о принадлежащих вам когда-либо автомобилях даже не придется слишком долго искать. Пожалуй, все это куда более опасные сведения, находящиеся в общем доступе, нежели фотографии с вечеринки, даже с учетом их географической привязки. Так почему вдруг такие опасения вызывает компьютерная игра, когда куда более чувствительная информация находится в общем доступе, а ее защищенность весьма сомнительна?

Аргумент о психологической зависимости от игры также сомнителен, его можно соотнести с любой другой, например с шахматами, бадминтоном, преферансом или футболом. Вот уж где фанатское движение развито, которое, к слову сказать, доставляет куда больше проблем обществу, нежели любители компьютерных игр. Так что вопрос не в конкретной игре, а в степени вовлеченности в нее в ущерб всему остальному. Зависимость может возникать от чего угодно, это не повод по давней российской традиции все вокруг запрещать и всех регистрировать.

Давайте попробуем не поддаваться «запретительной» истерике, а действовать сообразно здравому смыслу. Нам угрожают не какие-то там компьютерные игры, а «охранительное» сознание, косность мышления и стереотипы. Именно это приводит к общему торможению развития. Достаточно вспомнить про «лженауку кибернетику» и «генетику – продажную девку империализма», а заодно насколько отстал в своем развитии СССР из-за этой глупости.

Современные тенденции дополненной реальности, появившиеся в этой игре, очень интересны. Посмотрим, во что это сможет развиться в дальнейшем. Будет ли это просто игра или же что-то большее?

  1. Шапиро Л. Персональные устройства в корпоративной среде. // «БИТ», № 9, 2014 г. (http://bit.samag.ru/archive/article/1414).
  2. Clinton campaign using Pokémon Go to catch voters – http://www.cincinnati.com/story/entertainment/2016/07/13/clinton-campaign-using-pokmon-go-catch-voters/87043746.
  3. Антон Благовещенский «Pokémon Gо попросили запретить в России» – https://rg.ru/2016/07/20/pokemon-go-poprosili-zapretit-v-rossii.html.
  4. В КПРФ попросили ФСБ запретить игру Pokémon Go – http://www.interfax.ru/russia/519531.
  5. Эксперты Московского правительства добиваются законодательного запрета Pokemon Go в России – http://www.cnews.ru/news/top/2016-08-15_eksperty_moskovskogo_pravitelstva_dobivayutsya.
  6. https://www.youtube.com/watch?v=U6YUR_E6CTg.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (139) 2024г.
Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика