Где искать стратегию ИТ?::БИТ 04.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
ноябрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

14.11.2024

Обновление BI.ZONE Secure DNS: гибкая настройка фильтрации и максимальная скорость

Читать далее 

14.11.2024

RED Security: в октябре количество DDoS-атак на ТЭК выросло в 3 раза

Читать далее 

14.11.2024

Falcongaze представила новую версию DLP-системы — SecureTower 7 Helium

Читать далее 

14.11.2024

ИСП РАН покажет результаты 30-ти лет работы на Открытой конференции в Москве

Читать далее 

08.11.2024

Юбилейная конференция ЭОС: ЭОС: 30 лет лидерства на рынке автоматизации документооборота и обсуждение актуальных трендов

Читать далее 

показать все 

Статьи

22.11.2024

Тандем технологий – драйвер инноваций.

Читать далее 

21.11.2024

ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется

Читать далее 

18.11.2024

Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»

Читать далее 

14.10.2024

Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»

Читать далее 

11.10.2024

Технологический ИИ-арсенал

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

показать все 

Где искать стратегию ИТ?

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №04 (57) / Где искать стратегию ИТ?

Рубрика: Будущее ИТ


Марина Аншинапрезидент фонда ФОСТАС, председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров

Где искать стратегию ИТ?

Только стратегия позволяет обеспечить движение к поставленной цели, развитию и успеху. Я всегда была уверена, что стратегия ИТ необходима. Да и любая стратегия – что для компании, что для человека. Ведь без стратегии будешь, как белка в колесе, вертеться в ежедневном круге дел, не очень понимая, зачем это делаешь. И такой бессмысленный бег не просто бесцелен, а неимоверно утомителен

Своей уверенностью я неоднократно пыталась увлечь других: на конференциях, мастер-классах, в статьях. Даже одну книгу об этом взялась редактировать. Конечно, всюду, где работала ИТ-директором, я вместе со своими коллегами и заказчиками – бизнес-руководителями стратегию ИТ разрабатывала, согласовывала, защищала и реализовывала. В целом,без ложной скромности, добиваясь неплохих успехов.

Но последние глобальные изменения в мире, связанные с ИТ-технологиями, эту мою уверенность серьезно поколебали. И этими колебаниями я хочу поделиться с читателями.

Все чаще слышно неприятное и труднопроизносимое слово «цифровизация». Причем оно применяется к обществу, государству, отдельной компании. Поскольку слово мне не нравится, я стараюсь его заменить натермин «цифровая трансформация». Согласитесь, звучит намного пристойнее.

Итак, эта пресловутая цифровая трансформация затрагивает все и всех. И трансформирует общество в новый тип – постиндустриальный, который характеризуется нестабильностью, связанной с постоянными и непрерывными изменениями; рынками услуг и информации, вместо товаров и сырья; интеллектуальным капиталом как основной ценностью общества, организации и личности; высочайшим уровнем мобильности любых организационных единиц; интернационализацией, стиранием территориальных и культурных границ.

Если вы спросите, что же такое цифровая трансформация, то я совершенно справедливо отвечу, что поскольку еще не придумали стандарт для этого термина, я вольна выбирать тоего значение, которое ближе моему пониманию. Вы можете, конечно, со мной не согласиться. Это ваше право. Будем в этой статье понимать под цифровой трансформацией концепцию массового и очень глубокого проникновения информационных технологий во все области жизни, деятельности, бизнеса, существования.

Для предприятий постиндустриального типа цифровая трансформация является необходимой концептуальной основой стратегии, которая способна во много раз повысить операционную эффективность и производительность с помощью тесной взаимосвязи их процессов и информационных технологий. Я бы назвала цифровую трансформацию сращиванием информационных технологий со всеми областями деятельности. Если обратиться к мнению экспертов IDC, то «решения на базе этой концепции позволяют оптимизировать значительное число бизнес-процессов, во многих случаях исключив влияние человеческого фактора, а анализ и обработку больших массивов информации организовать в режиме, близком к реальному времени».

Правительство Великобритании в докладе о цифровой эффективности приводит следующие числа: «Онлайн-операции могут быть в 20 раз дешевле телефонных, в 30 раз дешевле почтовых и в 50 раз менее затратными, чем выполненные очно».

Неожиданными для меня были результаты опроса OSP Data 2015 года, которые говорят о том, что у 12% респондентов бизнес уже оцифрован, 66% внедряют отдельные элементы, 12% собираются и учитывают в стратегии и только 10% выступают против цифровой трансформации. Сразу захотелось взглянуть на те 12%, у которых уже все в шоколаде.

Особенно не стоит спорить о том, где именно цифровая трансформация наиболее полезна. На самом деле стоит только начать, а потом уже трудно остановиться. Компании, которые пошли по этому пути и распробовали прелести нового способа ведения бизнеса, обычно увлекаются и не успокаиваются, пока не попадают в те самые счастливые 12%.

На рис. 1 приведены основные области влияния цифровой трансформации в различных сферах деятельности, по мнению Price WaterHouseCoopers.

Рисунок 1. Основные области влияния цифровой трансформации в различных сферах деятельности (Price WaterHouseCoopers)

Рисунок 1. Основные области влияния цифровой трансформации в различных сферах деятельности (Price WaterHouseCoopers)

Вам, конечно, понятно, что тут приведены только основные крупные области для каждой сферы. На самом деле цифровая трансформация способна кардинально изменить практически любой процесс или функцию. Если у вас есть сомнения, поделитесь ими со мной, и я уверена, что вместе мы, несомненно, их рассеем.

При этом окружающий мир и сложившиеся условия, которые одни называют экономическим кризисом, другие нестабильностью, а третьи и вовсе концом света, изо всех сил толкают нас к цифровой трансформации. Современные работники имеют дело с технологиями, для которых необходимы высочайшая квалификация, творческий инновационный поход икачественная информация. Идеальный работник конвейера Генри Форда тут непременно опростоволосится.

Способность компании быстро реагировать на изменения окружающей среды становится не только обязательным условием успешного бизнеса, но и условием выживания. Аизменения теперь непрерывны и касаются всего: товаров и услуг, предлагаемых компанией, рынков сбыта и клиентской базы, способов ведения бизнеса, точек размещения предприятий, организационной структуры, корпоративной архитектуры, стратегических вопросов и, конечно, информационных технологий, которые стремительно развиваются.

Только информационные технологии позволяют компании выжить в условиях нестабильности, научиться действовать в среде постоянных изменений

У организаций нет другого выхода, как только создавать гибкие высокопроизводительные команды, своевременно обеспечивая их необходимой информацией. Информация становится ключевым средством производства. Да здравствует, ее величество ИНФОРМАЦИЯ!

А информационные технологии могут предложить действительно совершенно новые возможности. Из усовершенствованной пишущей машинки, в каком качестве они до сих пор используются во многих организациях, они становятся (по крайней мере могут стать) основой всех областей деятельности: от проектирования товаров и услуг, их производства, хранения и сбыта до привлечения новых клиентов, анализа рынка и взаимодействия с партнерами.

Достаточно только перечислить те технологии, которые появились в последнее время:

  • Облачные вычисления (IaaS, PaaS, SaaS, xaaS)
    • IaaS – Infrastructure as a Service
    • PaaS – Platform as a Service
    • SaaS – Software as a Service
    • xaaS – x as a Service – все как сервис
  • Корпоративная мобильность
  • Большие данные и продвинутая (предиктивная) аналитика
  • Роботизация
  • Интернет вещей
  • 3D-принтеры
  • Консьюмеризация и геймификация бизнес-процессов

Практически любая их этих технологий умеет перестраивать деятельность организаций и активно продвигать их по пути цифровой трансформации к постиндустриальному обществу. Хотя они весьма молоды, но уже мало кто называет их инновациями, справедливо отмечая, что они уже активно используются.

Информационные технологии сегодня могут:

  • Сделать практически любую информацию доступной всюду, всегда, для всех, кому это позволено.
  • Предоставить все необходимые средства для защиты информации, простые и надежные способы идентификации и аутентификации.
  • Обеспечить интеграцию данных и такое их качество, которое востребовано в данной организации.
  • Предоставить доступ к корпоративной информации с мобильных устройств через интернет практически в любой точке нашей страны (Рунет сообщает, что к 2018 году планируется предоставить интернет 97% населения России).
  • Достичь адекватного уровня обеспечения непрерывности бизнеса.

Только информационные технологии позволяют компании выжить в условиях нестабильности, научиться действовать в среде постоянных изменений, обеспечить современных интеллектуальных работников основным средством производства, которым сегодня, несомненно, является качественная информация.

Есть и еще одно немаловажное соображение. Сейчас в компании уже приходят сотрудники, для которых информационные технологии стали неотъемлемой частью существования.Они уже часть их существа, третья рука или вторая голова, если хотите. Лишить их этого в работе и бесчеловечно, и неэффективно, и просто глупо. Поэтому цифровая трансформация представляется мне (и не только мне) неизбежной. Чему, по-моему, стоит только радоваться.

А что же делать в таких условиях, скажем так, нестабильности, со стратегией? Ведь как сказал Воланд: «…для того чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план нанекоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок». (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Чтобы определить стратегический план на приличный срок, надо попытаться спрогнозировать, что в этот срок произойдет. А как это спрогнозировать, когда все так быстро меняется? Означает ли это, что писать стратегию бессмысленно? А лучше расслабиться и плыть по течению? Но тогда будешь той самой белкой в колесе, с которой я начала эту статью. Поэтому необходимы цели и принципы их достижения, которые и составляют стратегию компании.

И среди них обязательно должно найтись место смене отношения к нестабильности и изменениям: надо научиться не бояться их, а использовать. Конечно, в таких условиях создание стратегии перестает быть проектом, а все более приобретает форму процесса. То есть, разработав стратегию, нельзя успокоиться и почивать на лаврах.

Надо постоянно отслеживать и анализировать не только изменения, но и возможность их появления, и с учетом результата анализа корректировать, а иногда и менять стратегию. Вэтом нет ничего ни удивительного, ни непривычного. Еще лет 15 назад мы с упоением обсуждали реинжинириг бизнес-процессов. Я сама рассказывала студентам МВА обособенностях таких проектов и приводила принципы их успешного выполнения. А сейчас мы поняли, что бизнес-процессы должны меняться непрерывно, и в ходу такие термины,как BPM (Business Process Management), и его развития, ориентированные на еще большую гибкость и использование интеллектуальных способностей работников, – Process Mining, Subject-oriented BPM (SBPM), Adaptive Case Management (ACM), Social BPM.

Так что то, что было проектом, в условиях ускорения изменений становится процессом. Только и всего!

А что же в этих условиях происходит со стратегией ИТ? Совершенно очевидно, что цифровую трансформацию, которая неизбежно становится условием не просто успешной деятельности, но и самого существования компании на рынке, язык не поворачивается назвать стратегией ИТ. Это совершенно очевидно стратегия бизнеса, и только в таком виде может быть создана, обсуждена, утверждена, принята к действию и выполнена.

Как ИТ в цифровой трансформации прорастают во все области деятельности компании, так стратегия ИТ становится, по сути, основой стратегии бизнеса компании. И выделить ее оттуда можно только в виде отдельных проектов и задач, в которых ИТ играют ту или иную роль, но никак не в виде отдельного объекта (который совсем не обязательно является документом, а может быть видеофильмом или набором рисунков инфографики, например). Стратегия ИТ трансформируется в стратегию бизнеса или, можно сказать, и наоборот, аэто совершенно новый этап в истории компании, да и в мировой истории.

Возможно, вы думаете: «А мне то как ИТ-специалисту или ИТ-руководителю, что делать?» Без стратегии буду той самой белкой в колесе, а мой бизнес, ох, не готов еще к цифровой трансформации. Нам бы тут с поддержкой ИТ-сервисов разобраться.

Конечно, любая трансформация провалится, если не выстроена эффективная архитектура предприятия, не организованы на достойном уровне поддержка и обслуживание ИТ-сервисов, не наведен порядок в качестве информации. Но все это надо было делать еще вчера. И если у вас этого нет, то вы знаете, что включить в стратегию ИТ. И не забудьте добавить туда подготовку к цифровой трансформации вашей компании. Ведь если она этого не сделает, то завтра вынуждена будет просто уйти с рынка. Так что от вас и от вашей стратегии сейчас, как никогда, зависит очень много.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (139) 2024г.
Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика