Иван Кургузов: «Мы выражаем интересы всех участников отрасли, которые честно работают и корректно конкурируют»
Главная /
Архив номеров / 2016 / Выпуск №02 (55) / Иван Кургузов: «Мы выражаем интересы всех участников отрасли, которые честно работают и корректно конкурируют»
Рубрика:
БИТ.Рунет
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Иван Кургузов: «Мы выражаем интересы всех участников отрасли, которые честно работают и корректно конкурируют»
Руководитель кластера «Электронная коммерция» Российской ассоциации электронных коммуникаций, член программного комитета ИРИ рассказывает о причинах интенсивного роста интернет-торговли в России, о ее особенностях и о разработке правил, прозрачных и понятных всем участникам рынка
– Иван, как меняется сегодня рынок электронной коммерции в России?
– Он интенсивно меняется уже несколько лет. Если 5-6 лет назад основную долю рынка занимали небольшие российские магазины, то сейчас до 60% в общем обороте – это крупные российские и крупнейшие иностранные магазины. По последним данным, продажи товаров в интернете растут непрерывно, поэтому теперь компании в среднем получают от 30% до 40% выручки именно из этого сектора. Соответственно, чем активнее развивается сектор e-commerce, тем больше работы у нашего кластера.
– Как ваш кластер может способствовать его развитию?
– На рынке электронной розничной торговли нет ни внятного саморегулирования, ни понятных и очевидных всем специальных отраслевых правил.
Различные государственные структуры уже обратили внимание на эту ситуацию, и, насколько мы можем судить по итогам анализа имеющейся у нас информации, есть желание усилить госрегулирование этого сегмента отрасли в ближайшем будущем.
В связи с вышеизложенным мы предлагаем действовать превентивно и совместно с игроками отрасли электронной розничной торговли создать внутренние правила ведения бизнесав этой отрасли с перспективой превращения их в дальнейшем в элемент законодательства.
Также мы знаем, что сегодня активно обсуждается возможность создания в РФ реестра официально зарегистрированных интернет-магазинов. По каким правилам будет вестись иработать этот реестр и кто станет его официальным оператором? Каким параметрам должен удовлетворять магазин, чтобы попасть в реестр? Каковы плюсы и минусы присутствия вэтом реестре? Какие права и обязанности появляются у игроков рынка с момента регистрации в реестре? Эти и многие другие вопросы требуют единой отраслевой позиции иподхода.
Мы хотим обсудить с теми, кто работает в отрасли, как использовать сложившуюся ситуацию с максимальной пользой для ее развития, поэтому приглашаем к диалогу все заинтересованные стороны.
Кроме того, у рынка есть несколько сдерживающих факторов в развитии. Два из них – это проблема доверия и сложности в госрегулировании.
Для изменения ситуации с госрегулированием наш кластер подготовил ряд поправок в существующее законодательство, которые мы передаем в госорганы, в том числе плотно сотрудничая с ИРИ.
Проблема доверия потребителей связана с рядом вопросов, один из них – отсутствие на рынке прозрачных и понятных всем участникам правил игры. Именно разработке таких правил и созданию широкого отраслевого соглашения мы посвятим 2016 год.
– Какие векторы развития рынка электронной коммерции вы видите в этом году?
– Продолжится переход покупателей в «мобильную» коммерцию. Пока еще планшет используют для покупки, а смартфон – для просмотра, но вырастет доля именно покупок сосмартфона. Думаю, что для услуг и цифровых товаров эта доля увеличится в полтора раза, несколько меньше для «материальных» товаров.
При этом далеко не везде драйверами станут мобильные приложения. Многие покупки будут совершаться с использованием адаптивных сайтов.
Мы предлагаем действовать превентивно и совместно с игроками отрасли электронной розничной торговли создать внутренние правила ведения бизнеса в ней |
Ряд возможных векторов будет зависеть от действий госорганов. Например, если введут налоговую нагрузку для входящей трансграничной торговли, то ее доля останется на уровне 10-15% в денежном выражении. А если не введут, то она продолжит расти и может достичь 25%. Связано это с тем, что цены в китайских интернет-магазинах ниже, а ассортимент вних шире.
Что касается цифровых товаров, то если произойдет успешное сочетание заградительных антипиратских мер со снижением цен и правильным стимулированием, то продажи будут расти.
Традиционно в денежном выражении рынок вырастет на 15-20%.
– Какие законодательные инициативы были проведены кластером и какие планируются в ближайшее время?
– Наш кластер был в числе тех организаций, которые обратили внимание правительства на серьезную разницу в условиях «интернет-импорта» в Россию (когда иностранный магазин торгует у нас) и «интернет-экспорта» из России (когда наши магазины продают за рубеж). В первую очередь в плане законодательства и административных барьеров/условий. Деятельность ИРИ, кластера «Электронная коммерция» и ряда других организаций способствовала тому, что были сформированы два поручения президента о решении данных вопросов.
Сейчас в области госрегулирования мы сосредоточили внимание на:
- условиях возврата и обмена;
- взаимодействии с другими участниками рынка (платежными системами, службами доставки, агрегаторами);
- выравнивании условий для интернет-торговли в сравнении с традиционными продажами (сейчас некоторые из форм интернет-торговли дискриминированы).
– Каким вы видите рынок электронной коммерции в России?
– Сейчас рынок очень развит в наших крупнейших мегаполисах (доля интернет-торговли в общем объеме российского ретейла почти такая же, как в Великобритании) и активно развивается по всей стране. Как и во всем мире, основные драйверы – техника и электроника, медиаконтент, одежда.
Особенность покупательского спроса в нашей стране в том, что пока недостаточно развита интернет-торговля продуктами питания. Связано это с рядом элементов законодательства,со спецификой логистики FMCG в сочетании с доступным для россиян уровнем цен, а также с тем, что у нас просто большая страна.
При этом, несмотря на высокую развитость, рынок пока еще живет по законам первой стадии капитализма.
– Интересы какого бизнеса (СМБ или крупного) учтены в вашем кластере?
– Мы выражаем интересы всех участников отрасли, которые честно работают и корректно конкурируют. От маленького «карманного» интернет-магазина и до гигантов смиллиардными оборотами. В этом наше отличие от всех других активно действующих на рынке организаций e-commerce.
Мы приглашаем к сотрудничеству экспертов из отрасли и смежных отраслей, т.е. не только интернет-магазины, но и платежные системы, службы доставки, товарные площадки и так далее. А также все смежные структуры.
Мы заинтересованы в гармонизации ситуации на рынке, иными словами, чтобы интернет-магазины честно торговали и честно состязались, влияние государства было бы не больше необходимого, а потребители знали о своей защищенности.
– С какими предложениями к вам могут обращаться игроки рынка электронной коммерции?
– В первую очередь с желанием и готовностью активно участвовать в нашей деятельности. Готовить документы, проводить рабочие встречи, разбирать программы развития интернета других стран и так далее. Вести координационную работу внутри кластера. Мы будем очень рады сотрудничеству с активными игроками.
Кроме того, думаю, стоит обозначить векторы развития нашего кластера. Это:
- борьба с недоверием потребителей к отрасли;
- аналитика и исследования;
- GR и законодательные инициативы;
- проведение мероприятий;
- переговоры с инфраструктурными проектами.
Соответственно, по всем этим вопросам игроки рынка могут обращаться к нам. В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|