Облака с российской пропиской::БИТ 02.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
октябрь    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

29.10.2020

НОРБИТ внедрил цифровую экосистему Центра опережающей профессиональной подготовки Забайкальского края

Читать далее 

28.10.2020

ПРЕМИЯ РУНЕТА 2020: новая концепция Народного голосования и старт подачи заявок

Читать далее 

27.10.2020

«BIM-форум 2020: теперь из любой точки мира

Читать далее 

27.10.2020

Forbes объединит лидеров цифрового развития на форуме о новых реалиях и трансформации эпохи потребления!

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.10.2020

Soft skills или hard skills?

Читать далее 

10.09.2020

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Читать далее 

12.08.2020

Господдержка ИТ-отрасли

Читать далее 

11.08.2020

Интернет-маркетинг: второе дыхание

Читать далее 

15.05.2020

Жить под водой, мечтая о солнце

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Облака с российской пропиской

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №02 (55) / Облака с российской пропиской

Рубрика: Тема номера /  Облачные технологии


Марина Аншинапредседатель Комитета по стандартам, Российский Союз ИТ-директоров

Облака с российской пропиской

«Ах, облака! Белогривые лошадки», которые доставят нас к цифровой трансформации общества

Аналитики не устают придумывать красивые термины для описания современных изменений, связанных с завоеванием информационными технологиями всех областей жизни ибизнеса. Не стану утомлять вас их перечислением, а остановлюсь на цифровой трансформации общества как наиболее подходящем определении для той «тихой революции», которая происходит на наших глазах.

Вдруг «неожиданно» выяснилось, что грамотная обработка правильной информации позволяет достичь того, чего даже самым могучим натиском и силой добиться не удается. Иоказалось, что залежи этой информации находятся, можно сказать, у нас под ногами, и ее столько, что всем хватит. Мало того, ее объем стремительно увеличивается (по оценке Oracle – на 40% в год). Другим интересным открытием стало то, что информация – это не совсем привычный ресурс. Например, чем больше ее используешь, тем дороже она становится. А срок ее полезности очень сильно зависит от нее самой. Оказалось, что у информации множество характеристик качества, и несвежая информация обычно намного опаснее протухшей осетрины.

От Watson IBM до полной оцифровки всего и вся австралийским правительством множество проектов пытаются придумать, как использовать информацию в государственном управлении, социальной сфере, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, экономике, образовании. И все, кто столкнулся с подобными проектами, отмечают, чтосамое сложное – это культурный сдвиг, необходимый для того, чтобы владельцы информации научились ею делиться. Никто не посягает на святая святых – конфиденциальную или,того более, секретную информацию. Но так ли много такой информации курсирует в документообороте современных организаций?

Многие сотрудники считают, что их значение для организации тем выше, чем большим объемом уникальной информации они обладают. Но это ошибка

К сожалению, многие сотрудники считают, что их значение для организации тем выше, чем большим объемом уникальной информации они обладают. И обычно не задумываются отом, что если информация есть только у них, то ее ценность невелика или вовсе отсутствует. То есть если об их сокровище не знают, то в глазах окружающих, и среди них –руководства, их значение и важность отсутствуют. А мечты о том, чтобы эффектно выложить эту информацию в подходящий момент, зачастую так и остаются мечтами.

О цифровой трансформации стоит говорить тогда, когда все заинтересованные лица получают свободный доступ не только к необходимой, но и к полезной информации, касающейся всех сторон жизни компании. А с точки зрения ИБ стоит вспомнить, что «то, что не запрещено, разрешено».

Облака являются прекрасным инструментом для того, чтобы практически любой современной организации достичь цифровой трансформации. Действительно, средним и тем более мелким компаниям никогда не достичь без них того уровня автоматизации, который необходим для цифровой трансформации. Они не обладают ресурсами, которые позволили бы им выполнять проекты необходимого для этого масштаба. Крупные компании тоже могут намного дальше и быстрее продвинуться в цифровой трансформации с облаками, используя их огромные возможности, которые не всегда могут и умеют сформировать другими способами. Не стоит забывать, что если для СМБ наибольший интерес представляют публичные облака, то для крупных организаций – частные и гибридные.

Каждый вендор заинтересован в успешном использовании и масштабировании своего решения. А в облаке его продукт получает для этого несомненно больше возможностей

Показания аналитиков, таких как Gartner и IDC, разнятся в деталях, но схожи в оценке тенденции: скорость развития облаков многократно обгоняет темпы развития рынка ИТ вцелом. При этом спорным остается вопрос: какие именно облака вырвутся вперед: будет ли это IaaS, или SaaS, или что-то еще? В отношении первых важна и интересна инициатива создания российского гособлака, развитие вторых во многом подталкивают производители ПО, которые выносят в облако практически все свои новые продукты. По мнению IDC, такая политика вендоров означает, что все заказчики не просто получат возможность использовать облачную модель, а именно она будет предлагаться в первую очередь. Ведь каждый вендор заинтересован в успешном использовании и масштабировании своего решения. А в облаке под приглядом компетентных специалистов его продукт получает дляэтого несомненно больше возможностей.

Облака – это не просто технический перенос оборудования (IaaS), платформ (PaaS), программного обеспечения (SaaS), бизнес-процессов (BaaS) и многого другого от пользователя коблачному провайдеру. Это изменение всех схем управления ИТ. Возникают и будут развиваться сложные взаимодействия между участниками ИТ-рынка: заказчиками, пользователями, провайдерами, посредниками, консультантами, экспертами, аудиторами, вендорами, интеграторами, аутсорсерами. Это появление и применение совершенно новых методов поиска, использования, оплаты информации. Это создание новых специальностей, как исключительно в ИТ, так и в большей степени на грани ИТ и других дисциплин.

Таблица 1. Мировые расходы на публичные облачные услуги

Вид услуги 2015 Рост в 2015 2016 Рост в 2016
Cloud business process (BPaaS) services 39,2 2,7% 42,6 8,7%
Cloud application services (SaaS) 31,4 15,5% 37,7 20,3%
Cloud application infrastructure services (PaaS) 3,8 16,1% 4,6 21,1%
Cloud system infrastructure services (IaaS) 16,2 31,9% 22,4 38,4%
Cloud management and security services 5,0 20,7% 6,2 24,7%
Cloud advertising 79,4 15,4% 90,3 13,6%
Всего 175,0 13,7% 203,9 16,5%

Вместе с тем некоторые исследования (в частности, Gartner) показывают продолжающуюся печальную тенденцию: российские ИТ-директора с опаской или даже негативно относятся к облакам и в своих планах делают ставку на ERP-системы и создание собственных ЦОДов, что в нынешних условиях не поддается никаким разумным объяснениям.

Отношение ИТ-директоров к облакам. Источник: Gartner, 2015

Отношение ИТ-директоров к облакам. Источник: Gartner, 2015

Пытаясь выяснить, в чем тут дело, я столкнулась с такими утверждениями:

  • В России крайне слаб или даже отсутствует рынок СМБ, а именно такие компании являются основными заказчиками облаков.
  • Облака страшат руководителей потерей контроля над ИТ.
  • Российский рынок облачных провайдеров не развит, провайдеры не хотят или не могут брать на себя ответственность за обеспечение заказчиков непрерывностью ИТ-сервисов (штрафные санкции, если и присутствуют в договоре, ничтожно малы).
  • Пугают не только не решенные вопросы ИБ, но и сложное согласование внедрения облачных решений с собственными службами ИБ.

Во всем этом, как обычно и бывает, есть и объективные, и субъективные причины. Проглядывает также тот самый замкнутый круг, который в расхожем варианте выглядит так: «что первично – курица или яйцо?» То есть облаков боятся, потому что они не развиты, а облака не развиваются, потому что их боятся и слабо используют. Я никак не могу обещать, чтопредлагаемые мной ниже меры позволят этот круг разорвать. Одно могу сказать точно, что если ничего не делать, то он сам собой не порвется. Это в масштабах страны и рынка. Аотдельная компания может, конечно, посидеть и подождать, пока кто-то другой не выполнит эту историческую задачу за нее. Но при этом ей грозит потерять рынок и оказаться вхвосте конкуренции или вовсе за бортом бизнеса. Выбирайте сами!

Ведь вполне допустима и, к сожалению, живуча ситуация, когда облачные провайдеры предлагают свои услуги пользователям напрямую, минуя подразделение ИТ

Что делать, если и хочется, и колется?

  • Начинать с небольших задач, эффективность решения которых вы способны посчитать.
  • Серьезно подходить к выбору облачного провайдера, привлекать консультантов и экспертов рынка.
  • Не менее, а то и более серьезно, подходить к содержанию договора и его приложений. В этом случае обязательно следует предусмотреть юридическую защиту своих интересов. Возможно, к созданию договора стоит привлечь профессиональных юристов в области облачных сервисов, которых не много, но которые все же есть. Как это ниприскорбно, обязательно предусмотрите ситуацию «развода и девичьей фамилии» с наименьшими потерями для вашего бизнеса.
  • Не оставлять провайдера без присмотра. Обязательно включить в договор, выделить ресурсы и регулярно (лучше в онлайне) контролировать предоставление сервисов.
  • Уделить время, внимание и ресурсы вопросам интеграции. Архитектура вашей организации теперь будет включать внешние компоненты. Это выставляет совершенно новые требования к интеграционным решениям. Особенно это касается гибридных облаков, которые по всем прогнозам стали и будут продолжать становиться самыми популярнымии востребованными. Особенно для крупных компаний. Ведь трудно вообразить, что они перенесут все свои ИТ в одно облако.

А для того, чтобы использовать гибридные облака, надо уметь, по мнению Gartner, делать следующие вещи:

  • Осуществлять биллинг.
  • Поддерживать сервисы, в том числе гибридные.
  • Развивать и дорабатывать сервисы с помощью API.
  • Мигрировать с одного провайдера на другого.
  • Осуществлять интеграцию.
  • Осуществлять кастомизацию, т.е. приспосабливать сервисы под нужды подразделений и конкретных пользователей.
  • Управлять гибридными облаками.
  • Выполнять резервное копирование и восстановление из резервной копии.
  • Поддерживать необходимый уровень информационной безопасности.
  • Выполнять управление данными и нормативно-справочной информацией, работать с едиными словарями.

Мой личный энтузиазм по отношению к облачным технологиям серьезно подтачивает угроза теневых облаков. Ведь вполне допустима и, к сожалению, живуча ситуация, когда облачные провайдеры предлагают свои услуги пользователям напрямую, минуя подразделение ИТ. Пользователи самостоятельно ищут спонсора и легко его находят, приобретают необходимые сервисы и выводят их из единой архитектуры предприятия, обычно даже не подозревая об этом. Понятно, что ни о какой интеграции или контроле провайдера в этом случае не может быть и речи, а обслуживание и поддержка целиком остаются на совести самого провайдера. К чему это может привести? К разрушению архитектуры предприятия, кпотере управляемости не только компонентов ИТ, но и бизнес-процессов, к ухудшению качества информации.

Теневые облака – серьезная угроза облачным технологиям. С моей точки зрения, намного более страшная, чем вопросы ИБ. Выход я вижу в формировании у руководителей компаний грамотного подхода к ИТ, развертывания перед ними в красках картины всех гроз-угроз, которые несут теневые облака их бизнесу через уродливые способы работы синформацией. ИТ-подразделения и в первую очередь ИТ-руководители должны стать проводниками инноваций в своих компаниях и у своих партнеров. Только если пользователи изаказчики будут уверены, что, с одной стороны, именно у ИТ-специалистов они получат поддержку и всю необходимую помощь для внедрения новых технологий, а с другой – что без взаимодействия с ними они бессмысленно потратят деньги и не получат ожидаемого результата, тень теневых облаков перестанет падать на другие, полезные, облака. И горизонт ИТ станет облачным, но вместе с тем ясным. В ИТ ведь все возможно!

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №08 (101) 2020г.
Выпуск №08 (101) 2020г. Выпуск №07 (100) 2020г. Выпуск №06 (99) 2020г. Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика