Почему так тяжело найти подходящего человека на должность CIO? Казалось бы, каждый год из университетов выпускаются сотни ИТ-инженеров и менеджеров-управленцев. Можно возразить – у них нет опыта. Резонно. С другой стороны, существует громадное количество ИТ-инженеров с опытом и управленцев, работающих не первый год, почему бы не использовать их в качестве ресурса? Вот именно с этого момента и возникает главный парадокс. В отличие от других специалистов высшего менеджерского звена CIO должен совмещать несовместимое: конкретность инженерных подходов и гибкую абстрактность мышления управленца. В качестве примера можно посмотреть, как к решению одной и той же задачи подойдут инженер и управленец.
Пусть поставлена задача оптимизировать ИТ-отдел предприятия так, чтоб он стал выгодным и полезным для бизнеса.
Как подойдет к решению этой задачи инженер? Скорее всего он предложит закупить новые серверы, а также внедрить некие новые технологии и ПО. Если руководство предприятия согласится на этот сценарий, то в результате сотрудники получат доступ к неким новейшим технологическим решениям, которыми почти никто не будет уметь пользоваться. Почему? Инженер полагает само собой разумеющимся, что информационные технологии самодостаточны, поэтому следует прочитать всего 200-300 страниц документации и станет все понятно. Кто из пользователей по своей инициативе будет читать ИТ-документацию? Основываясь на собственном опыте авторов, заявляем – никто! Поможет централизованная политика обучения персонала.
Но внедрение и обучение – это, конечно, все замечательно. Что с главной целью? Как теперь, после комплекса проделанных работ, ИТ помогает бизнесу? Вроде бы средства в техническое перевооружение вложены, персонал обучен. Что на выходе? Ничего. Практически никакого изменения эффективности работы предприятия. Почему? Техническое перевооружение делалось без учета внешней среды, в которой функционирует бизнес предприятия. То есть инженеру не пришло в голову провести хотя бы минимальный стратегический анализ того, что нужно конкретной фирме: кто является конкурентом, в чем преимущества и недостатки текущей бизнес-модели. И обвинять инженера в том, что он не сделал этот анализ, ни в коем случае нельзя. Инженер в принципе не должен был знать таких вещей.
Попробуем привлечь к решению той же задачи чистого управленца, не имеющего никакой квалификации в ИТ. Разумеется, первым делом он проведет анализ стратегических задач, построит SWOT и PEST-таблички. Проблемы возникнут на этапе принятия решений о том, что конкретно надо делать.
Не имея никаких конкретных знаний в области корпоративных ИТ, управленец сможет указать проблемные области и посоветовать в данных областях что-то предпринять. На этом этапе обычно начинается привлечение независимых консультантов или консалтинговых компаний. Стоимость предлагаемого решения растет на глазах.
Способен ли наш управленец проверить качество внедряемых решений? Вряд ли. Поэтому привлеченные консалтеры сами разработают решение, сами его внедрят и сами проверят эффективность этого решения. Кто-нибудь сомневается, что выводы консалтинговой компании будут непредвзятыми? Есть ли в таком случае надежда на успех? Небольшая, но есть.
Если бизнес-школа не имеет аккредитации AMBA и обучение в ней длится меньше двух лет, то остальные детали предложения по обучению в такой бизнес-школе можно даже не рассматривать |
Нельзя совсем отбрасывать вероятность, что консалтеры окажутся высококвалифицированными специалистами, которые внедрят оптимальное именно для данного конкретного бизнеса решение. Это решение не будет тянуть из компании огромные средства, а, напротив, поспособствует улучшению бизнес-модели, увеличению оборота и повышению прибыльности предприятия. Хотя намного вероятнее сценарий, по которому компания заплатит чудовищную сумму за внедрение чего-то, а потом за поддержку и обновление этого будет ежемесячно платить какие-то фантастические деньги.
Какие выводы можно сделать из сравнения инженерного и управленческого подходов? Инженер в большинстве случаев способен внедрить конкретные решения, которые не связаны или связаны слабо с основной бизнес-деятельностью предприятия. Управленец, наоборот, сможет проанализировать бизнес-контекст компании, но не сумеет следить за внедрением конкретных технологических решений. Он обратится за помощью к аутсорсинговым компаниям, что, в свою очередь, приведет к отсутствию контроля над проектом и удорожанию стоимости внедрения и эксплуатации.
Таким образом, эффективный директор по информационным технологиям должен уметь совмещать знания управленца и инженерный подход. Надо заметить, что это исключительно редкая способность. Человека, умеющего абстрактно мыслить на высоком стратегическом уровне и способного спуститься до анализа конкретных деталей и технологических «ноу-хау», найти очень тяжело. Но, если вам интересны компьютерные технологии и при этом небезразлична карьера, можно попытаться самому стать таким человеком. Разумеется, для этого необходимо учиться.
Чему учиться, где учиться и как учиться?
Есть несколько вещей, которые стоит принять во внимание тем, кто решил во что бы то ни стало стать CIO.
Во-первых, этому не учат в стандартных институтах и университетах. Освоив учебную программу, из вуза выходит начинающий специалист, с довольно слабыми знаниями в области ИТ или менеджмента, без практического опыта. Возможности самостоятельного развития и получения необходимых знаний для того, чтобы стать CIO, обычно весьма ограничены.
Во-вторых, придется смириться с тем, что за знания нужно платить и довольно часто весьма дорого. Поскольку будущему CIO необходимы и инженерные, и управленческие знания, придется самостоятельно составить программу обучения и подумать, сможет ли работодатель компенсировать затраты на обучение, хотя бы частично.
Чему учиться? Инженерные курсы обычно привязаны к конкретному продукту. Это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что по окончании таких курсов у студента появляются конкретные знания, как и что делать в текущей версии программного или аппаратного продукта. Плохо, потому что незамедлительно может выйти следующая версия, в которой большая часть полученных ранее знаний окажется бесполезной. Тем не менее инженерные курсы важны и нужны, несмотря на постоянное устаревание знаний.
Еще одно замечание: вряд ли директору по информационным технологиям понадобятся глубокие знания по программированию. Карьера программиста – это совершенно отдельная тема. Конечно, успехи Сергея Брина и Марка Цукерберга впечатляют, но это единичные случаи гениальных индивидуальностей. Большинство из нас далеко не гении, поэтому пытаться повторить успех указанных выше товарищей можно и нужно, если чувствуете достаточно сил. С другой стороны, если вы смотрите на мир трезво, гораздо проще построить карьеру, чем создать собственный бизнес.
О каких конкретно инженерных курсах стоит упомянуть особо, чтобы не бросать читателя на произвол судьбы, в самостоятельный поиск и изучение? До недавнего времени инженерные курсы Microsoft были весьма полезны. При относительно невысокой стоимости там давали вполне приемлемый уровень знания продуктов Microsoft. При наличии минимального абстрактного мышления знания, полученные там, можно перенести на множество других областей.
Другой подход к инженерным знаниям – это обучение на курсах Linux, с ориентацией на получение в дальнейшем диплома Linux Professional Institute Certification. В настоящее время это направление, пожалуй, даже более предпочтительно, поскольку Microsoft понемногу сдает лидирующие позиции, а позиции Open Source все более укрепляются.
Более глубокое инженерное обучение по другим программно-аппаратным продуктам имеет смысл проходить при трудоустройстве в конкретную компанию. Универсальный совет здесь дать невозможно.
Второй уровень обучения – это получение образования управленца. Здесь имеет смысл говорить о бизнес-образовании, так называемой степени MBA (англ. Master of Business Administration).
Об образовании MBA много говорилось и говорится. По программам MBA сейчас пытаются учить практически в любом российском институте и университете. Некоторые вузы готовы пойти на любой компромисс со студентами: выучил программу, и тебе выдадут диплом за год, полгода, месяц и, наконец, самое «выгодное» предложение, которое встречали авторы этой книги, «полный курс MBA за две недели».
Что же все-таки представляет настоящая программа MBA? Каковы критерии ее качества? И зачем она могла бы понадобиться потенциальному директору по информационным технологиям?
Учебная программа MBA – это совокупность теоретических учебных курсов и практических бизнес-кейсов по экономическим и управленческим дисциплинам. Учебные программы разных бизнес-школ довольно сильно различаются, но в большинстве случаев там всегда будет курс экономики, менеджмента предприятия и, возможно, стратегического менеджмента. В зависимости от специализации бизнес-школы некоторым курсам уделяется больше внимания, другим меньше.
Бизнес-образование поможет завести полезные знакомства в среде потенциальных работодателей, даст необходимые знания в большинстве управленческих дисциплин и расширит кругозор. Наконец, самое главное, оно позволит обрести то самое необходимое управленцу абстрактное мышление, отсутствие которого мешает инженеру принимать верные управленческие решения.
Бизнес-образование – штука недешевая, потому очень остро стоит вопрос качества. Самое первое, на что следует обращать внимание, это аккредитация AMBA . Второй момент – обучение в бизнес-школе должно длиться строго два года. Не больше, но и не меньше. Если бизнес-школа не имеет аккредитации AMBA и обучение в ней длится меньше двух лет, то остальные детали предложения по обучению в такой бизнес-школе можно даже не рассматривать.
Еще один важный вопрос, который предстоит для себя решить, – это учиться в российской или зарубежной бизнес-школе. Остановимся подробнее на каждом из вариантов.
Есть ли альтернативные варианты получения западного бизнес-образования, но с меньшими затратами времени, нервов, а также без отрыва от работы? Есть |
В России всего десять бизнес-школ имеет аккредитацию AMBA, их список легко найти в интернете. Для обучения в них потребуется диплом о законченном высшем образовании и, возможно, в некоторых случаях рекомендации с места работы. Обучение проходит на русском языке.
На первый взгляд все просто замечательно: записываемся на программу, оплачиваем обучение – и вперед, к карьерным вершинам. Однако не все так просто. Не все школы равны между собой по престижности. То есть если у работодателя будет выбор, кому отдать предпочтение: выпускнику российской программы MBA или человеку, окончившему, например, London Business School, то нет никаких сомнений, что работу или повышение по службе получит последний.
Существует несколько рейтинговых листингов международных бизнес-школ. Чем выше позиция в рейтинге, тем престижнее полученное образование. Многие годы топовые позиции с переменным успехом занимают Harvard Business School, Stanford Graduate School of Business, London Business School, University of Pennsylvania: Wharton. С полной версией ТОП-100 бизнес-школ можно ознакомиться, например, в рейтинге Financial Times .
Требования к поступлению в эти бизнес-школы в корне отличаются от российского подхода. Во-первых, понадобится хорошее знание английского языка. «Хорошее» в данном случае не относительное понятие уровня Intermediate или Upper-Intermediate, а вполне конкретные результаты официального теста TOEFL или IELTS.
Второй экзамен, который придется сдавать абитуриенту западной бизнес-школы, называется GMAT . Подробнее о нем можно прочитать в сети.
Третье и иногда самое главное – эссе. Потенциальному студенту придется самостоятельно написать коротенькое литературное произведение на английском, посвященное причинам, почему абитуриент хочет обучаться именно в этой бизнес-школе и что он ожидает от полученного образования. Эта часть вступительных экзаменов наиболее сложная.
Если результаты TOEFL и GMAT у абитуриента просто должны быть (это цифры, которые, конечно же, важны, потому что у каждой бизнес-школы существует свой «проходной балл»), но о личности поступающего эти цифры ничего не говорят. В эссе будущий студент заявляет свои цели и должен показаться администрации университета подходящей кандидатурой.
Эссе проходят жесткую проверку на плагиат, поэтому такой любимый российскими студентами подход, как «скачаю из интернета», здесь не проходит. Если что-то администрации университета не понравится, то человек вместе с его эссе попадает в «лист ожидания», и ожидание это может длиться годами, даже при отличных набранных баллах на TOEFL и GMAT.
Безусловно, западное бизнес-образование – это круто! Однако следует помнить, что на два года учебы придется уволиться с работы, уехать из России и жить в той стране, где вы будете проходить обучение. То есть деньги на обучение и проживание у вас должны быть собраны заранее. Интенсивность учебных курсов будет настолько высокой, что даже не думайте, что у вас останется время на подработку.
Кроме того, большинство долгосрочных учебных виз, выдаваемых студентам, не подразумевает права работать в стране проживания. Таким образом, пытаясь совместить работу и учебу, вы еще и нарушите местный закон, что может привести к принудительной депортации из страны.
Есть ли альтернативные варианты получения западного бизнес-образования, но с меньшими затратами времени, нервов, а также без отрыва от работы? Есть. Существует специальное направление бизнес-образования без отрыва от работы. Оно называется по-разному в разных бизнес-школах. Где-то это part time education, а в других местах distant learning. Смысл его в том, что вы получаете учебники и изучаете все дисциплины самостоятельно. По результатам каждого изученного предмета пишете письменную работу, которую оценивают профессора университета. Несколько раз в год вам придется ездить на сессию.
В отличие от российского подхода к образованию никакого отношения к экзаменам сессия не имеет. В понимании западных бизнес-школ сессия – это учебные часы, во время которых преподаватели читают лекции и проводят семинары.
Наиболее популярные в России бизнес-школы, работающие в таком формате, это, например:
- Kingston University Business School, выпускники которой входят в «TОП-100 российских менеджеров». Действует в Москве, на базе РАНХиГС.
- Школа менеджмента Университета Антверпена. Занимает 59-е место в рейтинге Business Education EMBA Financial Times 2015. Действует в Москве, на базе РАНХиГС.
- Стокгольмская школа экономики. Занимает 78-е место в рейтинге Business Education EMBA Financial Times 2015. Обучение возможно на русском и английском языках в Москве и Санкт-Петербурге.
- Grenoble Graduate School of Business. Действует в Москве, на базе РАНХиГС.
- Californian University of Eastern Bay. Действует в Москве, на базе РАНХиГС.
В завершении этого образовательного обзора надо заметить, что далеко не у всех из нас есть время, деньги и возможности для получения бизнес-образования. На инженерных курсах и программе MBA, конечно же, можно получить весь необходимый объем знаний.