Однако до недавних пор этот тренд был актуален только для тех заказчиков, что рассматривали для себя возможность перейти на использование ИТ как услуги. Тем же, кто по-прежнему занимался выстраиванием собственной инфраструктуры, приходилось придерживаться традиционной модели затрат.
Помог, как ни странно, экономический кризис, обрушившийся на Россию. Его последствия для отечественного рынка ИТ хорошо известны и не становятся от этого менее катастрофичными. Бюджеты, выделяемые на технологическое развитие предприятий, резко секвестируются. Замораживаются новые проекты, сокращаются текущие, вносятся коррективы в планы перспективного развития. Все это не только не позволяет нарастить конкурентные преимущества (а кризис – самое время для того, чтобы ими воспользоваться). Урезание затрат на ИТ приводит к деградации инфраструктур, которые компании создавали годами.
О новых проектах и говорить не приходится. Причина банальна – отсутствие денег и вполне объяснимое желание руководителей предприятий сэкономить за счет ИТ-бюджета. Причем чем обширнее он был в благополучные времена, тем сильнее ощущается таяние его объемов сегодня.
Впрочем, «не было бы счастья…» – сложная экономическая ситуация заставляет использовать новые схемы и новые подходы. В том числе и к финансированию ИТ-проектов. Речь идет о хорошо знакомом, но мало используемом российскими предприятиями инструменте – лизинговых схемах.
Лизинг активно применяют, например, на европейских ИТ-рынках. Однако в нашей стране объем лизинговых сделок до сих пор не превышал 5% в общей массе осуществляемых ИТ-проектов. Но с сокращением источников финансирования о лизинге стали вспоминать гораздо чаще. Прогнозы говорят сами за себя: можно ожидать, что в ближайшие годы доля лизинговых сделок в ИТ подскочит до 20%.
Росту числа лизинговых сделок на российском ИТ-рынке способствует несколько факторов. Первый – возросшая активность вендоров, производителей оборудования. Нельзя сказать, что раньше они не были заинтересованы в поставках оборудования по лизинговым схемам. Та же Cisco Systems разрабатывала и стимулировала специальные программы для российских заказчиков. Кроме того, специальные программы для заказчиков организовывают такие гиганты, как НР и ЕМС. Но теперь, когда бюджеты, выделяемые на ИТ, сокращаются драматически, лизинговые схемы все чаще применяются при финансировании комплексных проектов.
Главное очевидное достоинство лизинга – низкая стоимость денег. Рублевое финансирование, к примеру, осуществляется по ставке 17-20%, и это максимальный показатель из имеющихся на рынке вариантов. Но есть и нижняя граница – 10,5% годовых для трехлетней программы, организуемой при содействии Cisco Capital. Едва ли сегодня можно найти лучшие условия привлечения средств. Получить возможность воспользоваться средствами на таких условиях можно и при осуществлении комплексного проекта, в котором участвует оборудование не только от вендора из Сан-Франциско.
Вторая из сторон, участвующих в лизинговой сделке всегда, – системный интегратор, российский партнер вендора. Собственно говоря, именно компания-интегратор берет на себя основную работу, связанную с организацией финансирования: присоединение к вендорской программе, поиск компании-лизингодателя и т.д. Таким образом, заказчик получает целый комплекс услуг, связанных не только с технологиями, но и с финансами.
Однако стоит упомянуть об одной весьма важной детали. Слабое распространение лизинга как средства финансирования инфраструктурных ИТ-проектов в России во многом связано с низкой вовлеченностью ИТ- и финансовых директоров в управление предприятием и определение путей его технологического развития.
Разрыв между техническими и финансовыми руководителями становится главным камнем преткновения. Поэтому главное, чего должен добиться заказчик, – это тесного взаимодействия его технологической и финансовой служб. Опыт показывает, что большинство внутренних проблем можно снять, правильно сформировав проектную команду, в которой одним из руководителей (лучше всего спонсором проекта) становится именно финансовый директор.
Такое распределение ролей помогает вовлечению финансового руководителя в осуществление проекта, повышению его заинтересованности и в конечном итоге способствует его активной работе при подписании необходимых устанавливающих документов.
Главное очевидное достоинство лизинга – низкая стоимость денег. Рублевое финансирование, к примеру, осуществляется по ставке 17-20%, и это максимальный показатель из имеющихся на рынке вариантов |
Роль финансового директора тем более важна, что при подготовке к лизинговой сделке компании предстоит пройти целый ряд не самых простых процедур, связанных с открытием информации лизингодателю, финансовой экспертизой, проверкой платежеспособности. При этом критически важно пройти все эти круги максимально быстро, чтобы зафиксировать в договоре наиболее выгодную ставку – при продолжающемся спаде она может и возрасти.
Когда возникает смысл использовать лизинг для финансирования корпоративного проекта? Существует точка зрения, что наиболее эффективны такие схемы при длительных проектах стоимостью несколько сотен тысяч долларов. Позволю себе не согласиться с таким утверждением.
Нижний «порог» лизинговых сделок стал в последнее время гораздо ниже. И вендоры, и финансовые структуры готовы рассматривать проекты, связанные с лизинговым финансированием, цена которых начинается уже с 50 тыс. долларов. Таким образом, получить оборудование в лизинг можно и под сравнительно небольшой проект, при этом условия финансирования едва ли будут сильно отличаться от средних по рынку.
Еще один нюанс. Принято считать, что получить в лизинг можно только оборудование. Опыт показывает, что вполне охотно финансируются через лизинг и сделки, связанные с приобретением лицензий. В сложных инфраструктурных проектах не придется разделять финансирование – его можно оставить единым как для приобретения оборудования, так и софта.
Каким же компаниям стоит внимательнее присмотреться к лизинговым схемам? В первую очередь операторам связи, которые вынуждены вне зависимости от состояния экономики в стране вкладываться в развитие своей технологической базы. Актуальность лизинга для телеком-сегмента всегда высока. Более того, случается, что операторы становятся и участниками сторонних сделок, предоставляя в лизинг сетевое оборудование, – известны подобные примеры из деятельности «Мегафона» или «Транстелекома».
Воспользоваться лизингом могут представители и любых других отраслей: от энергетики до ретейла. Более того, даже для финансовых организаций подчас выгоднее использовать лизинг, а не собственные средства для финансирования ИТ-проектов. Единственное, пожалуй, исключение из правил – государственные заказчики, возможности которых ограничены множеством условий. А для всех остальных можно дать простой совет: не спешите сокращать затраты на ИТ. Просто попробуйте рассмотреть альтернативные пути финансирования проектов.