BIM, Бам, Бом – современная версия сказки про стройку::БИТ 10.2015
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
октябрь    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

21.10.2020

Консультации, обучение и онлайн-сервисы: самые востребованные за 9 месяцев 2020 года меры поддержки малого бизнеса от MBM.MOS

Читать далее 

19.10.2020

Ускоренное внедрение цифровых технологий в деятельность предприятий АПК как приоритет в цифровой повестке регионов

Читать далее 

15.10.2020

Цифровизация в ритейле: тренды, вызовы и новые решения

Читать далее 

15.10.2020

7-й Бизнес-форум 1С:ERP

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.10.2020

Soft skills или hard skills?

Читать далее 

10.09.2020

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Читать далее 

12.08.2020

Господдержка ИТ-отрасли

Читать далее 

11.08.2020

Интернет-маркетинг: второе дыхание

Читать далее 

15.05.2020

Жить под водой, мечтая о солнце

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

BIM, Бам, Бом – современная версия сказки про стройку

Главная / Архив номеров / 2015 / Выпуск №10 (53) / BIM, Бам, Бом – современная версия сказки про стройку

Рубрика: Тема номера /  Антикризисные технологии


Надежда Гришина, Анна ЗавтурНадежда Гришина, руководитель направления информационного моделирования КРОК Анна Завтур, директор по работе с корпоративными заказчиками КРОК

BIM, Бам, Бом –
современная версия сказки про стройку

Начав развиваться с конца 70-х годов прошлого столетия, концепция BIM (Building Information Modeling – создание информационной модели строительного объекта) становится в наши дни не просто современным трендом, но и государственным стандартом

Например, в Китае, Сингапуре и Норвегии процесс управления проектированием, строительством и эксплуатацией дорожных объектов в рамках государственного бюджетирования уже осуществляется в единой среде с предварительным информационным моделированием.

В России использование BIM только вводится в практику – разрабатываются нормативные документы, анализируются первые пилотные проекты, планируются преференции для применяющих BIM компаний. Попробуем разобраться, что такое BIM-технологии и в чем смысл объединения процессов проектирования, строительства и эксплуатации.

Предпосылки использования BIM в российских реалиях

Изначально концепция BIM была рассчитана на строительство архитектурных сооружений и высотных зданий. В первую очередь здесь важно, чтобы качество постройки было высоким, сроки строительства минимальные (быстрее, чем у конкурентов), а издержки и себестоимость как можно ниже. Этот подход был практически столь же революционным, как и когда-то предложенная идея разделения труда.

Аналогичные тенденции есть и в дорожной отрасли – понятие жизненного цикла необходимо для того, чтобы проектирование, строительство, реконструкция объектов и эксплуатация осуществлялись с минимальными издержками и максимальной стыковкой всех процессов между собой.

Весной прошлого года на президиуме Государственного совета Российской Федерации была сформирована задача создания поэтапного плана внедрения информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве. 

Рисунок 1. Использование BIM на разных этапах жизненного цикла строительного объекта

Рисунок 1. Использование BIM на разных этапах жизненного цикла строительного объекта

Новый подход позволит оптимизировать затраты и снизить издержки производственного процесса, что особенно актуально в связи с нынешней экономической обстановкой в стране. К тому же информационное моделирование строительного объекта позволяет уменьшить разрыв между идеей, которая рождается задолго до старта конкурса на выполнение проекта, и непосредственно самой реализаций объекта, будь то дорога, мост или здание.

Весной этого года специалисты Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ уже отобрали более 20 пилотных проектов, подготовленных с использованием BIM-технологий. Результаты их экспертизы будут представлены на рассмотрение правительству, и до конца года уже должна быть разработана дорожная карта внедрения BIM-технологий, а в 2017-м – стандарт их использования.

Кроме того, уже готовится нормативная база для создания условий массового применения BIM-технологий в России, а также разрабатывается классификатор стройматериалов, изделий и конструкций на несколько тысяч позиций. Предполагается, что при таком формате работы несанкционированные попытки завысить смету или поменять материалы будут обречены на неудачу.

Единое пространство для работы

В идеальном случае BIM-решение должно охватывать весь жизненный цикл строительства – от предпроектной подготовки до эксплуатации и даже вывода из эксплуатации (например, реставрации) готового объекта. Управлять этими процессами можно в рамках единого информационного пространства, где любые изменения проекта доступны всем участникам – от инженера-проектировщика до прораба на стройке.

Рисунки 2 и 3. Контроль хода выполнения работ дорожного строительства и состояния используемой техники

Рисунки 2 и 3. Контроль хода выполнения работ дорожного строительства и состояния используемой техники

 

Рисунки 2 и 3. Контроль хода выполнения работ дорожного строительства и состояния используемой техники

Так, разрабатывая собственное комплексное решение, основанное на BIM-технологиях, мы постарались объединить инструменты, необходимые для управления объектом промышленного и гражданского строительства на всем его жизненном цикле.

Это продукты для информационного моделирования, 3D-визуализации объектов, управления строительной техникой, для контроля качества и точности выполнения строительных работ, а также сегмент эксплуатации для учета состояния объектов и планирования ремонтных работ, в том числе и на базе предиктивной аналитики.

Управление процессами осуществляется следующим образом. Созданная 3D-модель объекта строительства загружается в комплекс 3D-визуализации для подробного изучения, корректуры и демонстрации, например, инвесторам, после чего передается в систему управления строительной техникой. Непосредственно со строительной площадки мы получаем оперативную актуальную информацию о ходе работ для возможности анализа и управления данными процессами. Агрегированная информация, собранная по различным строительным участкам, передается в сегмент стратегического анализа в целях обеспечения руководства информацией для принятия обоснованных управленческих решений, а также в сегмент эксплуатации – для повышения эффективности работ на этом этапе.

Немного практики

Предположим, перед нами стоит задача строительства новой трассы. Прежде чем приступить к ее проектированию, нам нужно выбрать ее расположение исходя из ряда факторов – длины возможных траекторий (чем короче, тем лучше), наличия преград (национальные парки или озера), кадастровой стоимости участков, необходимости взаимосвязи с существующей дорожной сетью и пр. Если не предусмотреть подобные моменты, то их исправление выльется в огромные финансовые потери. Также проектным работам должен предшествовать сбор данных с места будущего строительства – геологические изыскания, данные лазерного сканирования, аэрофотосъемки и пр.

Даже если речь идет о реконструкции дороги, как правило, это расширение и изменение ее класса, то сбор данных позволит нам не затронуть имеющиеся коммуникации, например, связь, водо- и газообеспечение. На стадии проектирования линейной части важно предусмотреть свой ряд регламентов. В частности, радиус поворота скоростной трассы должен соответствовать стандартам и не превышать ограничений, также есть регламенты по расположению заправочных комплексов вдоль трассы. Подобное происходит и при проектировании искусственных сооружений – мостов, туннелей и подпорных стенок.

Методология единого рабочего пространства позволяет не только учесть все требования и особенности будущей постройки, но также прогнозировать возможные последствия недоучета или проектных изменений и вовремя их решать. Также очень важно предусмотреть вопросы договорных отношений и бюджетирования. Единое информационное пространство позволяет обобщить данные, которые используются на разных этапах жизненного цикла объектов дорожного строительства с учетом специфики отдельных подзадач и используемых инструментов.

Рисунки 4 и 5. Лоскутная организация управления строительством и ее со- поставление с организацией работ в рамках концепции BIM

Рисунки 4 и 5. Лоскутная организация управления строительством и ее со- поставление с организацией работ в рамках концепции BIM

 

Рисунки 4 и 5. Лоскутная организация управления строительством и ее со- поставление с организацией работ в рамках концепции BIM

 

Например, проектирование дороги в несколько десятков километров чаще всего ведется несколькими проектными институтами, которые в идеальном случае должны жить в едином пространстве, причем не только в координатном, но и в информационном, обмениваясь материалами разных участков проектирования. Дальше единая модель объекта загружается в систему автоматизированного управления строительной техникой (она заранее оснащена соответствующими датчиками и компьютеризована), которая, в свою очередь, будет давать обратную связь для осуществления глобального мониторинга.

Подобным образом достигается максимальное соответствие проекта строительству, непрерывно контролируются качество и плотность укладки дорожного покрытия (только представьте – асфальт можно уложить с миллиметровой точностью), сокращается простой строительной техники и пр.

При этом платформы, используемые в основе BIM, должны поддерживать работу с мобильных устройств и передачу данных с удаленных датчиков на строительной площадке в диспетчерский пункт. Таким образом, можно достичь глобального обмена информацией между различными этапами дорожного строительства и оперативного – в течение дня, а не недели – решения возникающих проблем. В целом же оперативный контроль и мониторинг хода строительства, как показывают тесты, увеличивают производительность строительных работ в 1,5-2 раза.

Эксплуатация с умом

После того как строительство дороги или искусственного сооружения завершено, начинается этап эксплуатации, который может длиться в среднем от 30 до 80 лет. Здесь также важно иметь возможность доступа ко всей проектной и предпроектной документации, чтобы спланировать ремонтные работы на объекте с учетом его особенностей, а также фиксировать дефекты, учитывать состояние освещения, разделительных ограждений и пр. в едином пространстве

К сожалению, в настоящее время разрыв между этапами проектирования, строительства и эксплуатации возникает практически всегда – из-за того, что разными задачами занимаются различные организации. По большей части это связано с отсутствием общих регламентов и хранилища данных между различными подрядными организациями. А вместе с утерей данных теряются также время и деньги.

Тем временем наличие и полнота информации на каждом этапе жизненного цикла любого объекта инфраструктуры дают возможность в любой момент времени получить все необходимые данные в процессе строительства дороги и в дальнейшем – на этапе эксплуатации. Отсутствие продуманного BIM-подхода не позволит быстро и экономически эффективно проектировать, строить и эксплуатировать дороги, а также в значительной степени затруднит их эксплуатацию. Что скажется на общем состоянии объектов.

Чтобы предотвратить этот технологический разрыв и унифицировать процесс строительства дорожных объектов, конечно, потребуется время. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Агрегированная на предыдущих этапах информация, собранная по различным строительным участкам, для эффективного планирования всех видов работ на этапе эксплуатации может быть передана в отдельный сегмент BIM, включающий в себя как аналитические инструменты, так и отчетные формы.

Преимущества в примерах

Например, один из партнеров КРОК в реализации технологии BIM в России, компания Bentley Systems, участвует в проекте создания Cross Rail. Это самый крупный проект метро в Северном Хемпшире, Великобритания. Его стоимость – около $25 млрд, сроки реализации – 10 лет с учетом проектирования и строительства. Цель проекта состоит в строительстве новой подземной железнодорожной линии протяженностью 10 км под Лондоном, а также реконструкции существующей 35 км линии на запад и 50 км на восток. После завершения строительства в 2017 году Cross Rail будут пользоваться около 200 миллионов пассажиров ежегодно.

Рисунок 6. Визуализация процесса строительства искусственных сооружений на примере Аксайского моста

Рисунок 6. Визуализация процесса строительства искусственных сооружений на примере Аксайского моста

Новая железная дорога позволит уменьшить перегрузку существующих веток и значительно сократит время в пути. Также метро принесет существенные экономические выгоды и должно сыграть значительную роль в обеспечении будущего экономического роста как в Лондоне, так и Великобритании в целом. В частности, это генерация до 14 тысяч рабочих мест на пике строительства. По подсчетам, на каждый фунт, вложенный в строительство железной дороги, в экономику Великобритании будет возвращено в 2,5 раза больше.

Однако при создании такого комплексного инфраструктурного объекта, в котором пересекаются практически все инженерные разделы – линейная часть, генплан, архитектура, прочностные расчеты, электрика, слаботочные системы и т.д., – очень важно использовать комплексное решение, объединяющее проектировщиков, строителей и эксплуатационников в общую среду по созданию и обмену информацией.

Подобная задача возникла и в этом проекте – важно было скоординировать действия всех участников на разных стадиях, включая проектирование в едином пространстве, эффективное управление действиями субподрядчиков, предоставление актуальной информации на этапе строительства и создание 3D-модели объектов для этапа эксплуатации на ранних стадиях.

Другой пример – визуализация хода строительства искусственных сооружений на основе информационного моделирования. Речь идет о пилотном проекте, реализованном специалистами КРОК совместно со студентами Школы 3D-решений для отдела диагностики «Автодор-Инжиниринг». Для демонстрации технологий строительства был выбран двухполосный Аксайский мост, уже введенный в эксплуатацию. В будущем это позволит осуществлять демонстрационные показы этапов строительства объектов инфраструктуры с детализацией, максимально приближенной к реальности.

Подобный пилотный проект реализован и для Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан – там производилась визуализация Зеленодольской развязки на голографическом столе. Детализированная демонстрация спроектированного объекта строительства может ускорить процесс поиска инвесторов и согласования проекта, а также избежать недоучета стратегически важных моментов на этапе проектирования.

Еще один пример частичной реализации концепции BIM связан с технологией создания 3D-модели на основе цифровых фотографий. Решение позволяет за считанные часы или дни получить актуальную информацию о текущем состоянии строительных площадок и объектов даже в случае утери технической документации.

Например, так были получены модели транспортной развязки для дальнейшей реконструкции объекта, зданий и сооружений для контроля этапов строительства, а также ряда объектов культурного наследия, для их моделирования и реконструкции. В частности, для построения 3D-модели основного офиса КРОК фотосъемки здания производились с помощью беспилотников, они могли быстро облететь здание со всех сторон. Специальное программное обеспечение позволило восстановить 3D-модель из фотографий, которая затем была загружена в голографический стереостол. Надев специальные 3D-очки, объект можно рассмотреть со всех ракурсов – по ощущениям он практически не отличается от реального.

Что же дальше?

Пока Минстрой РФ готовит дорожную карту и стандарт внедрения BIM-технологий в России, проектные институты, а также организации, обладающие собственными линейно-протяженными, гражданскими, промышленными, энергетическими и нефтегазовыми объектами, которые нуждаются в «умной» эксплуатации, активно примеряют на себя новую технологию. Это заметно уже по числу заказчиков, заинтересованных в демонстрации основ BIM, еженедельно посещающих наш офис.

Одни из них рассматривают внедрение полного комплекса решений, другие – только софтверных частей для проектирования, третьи всерьез раздумывают над возможностями потребления BIM как SaaS-услуги и т.д. Есть и те, кому необходимо быстро переквалифицировать собственные кадры. В частности, несколько университетов уже планирует отправить своих преподавателей на прохождение нашего учебного курса «BIM. Информационное моделирование», чтобы ввести подобный предмет в учебную программу. Так что эра BIM уже не за горами.

 

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №08 (101) 2020г.
Выпуск №08 (101) 2020г. Выпуск №07 (100) 2020г. Выпуск №06 (99) 2020г. Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика