СМАРТ-общество уже на пороге
…Говорить о создании общества знаний как о свершившемся факте даже в развитых странах пока не приходится. Но структуру новой экономики можно разглядеть…
Вразвитии общества можно выделить четыре технологические эпохи: индустриальная, постиндустриальная, информационная и общество знаний, каждой из которых можно сопоставить уникальную технологию организации труда (сорсинг).
Индустриальное общество исторически является первой технологической эпохой, когда процесс создания товара или услуги был поделен на отдельные функции. Можно сказать, что основой индустриализма стала технология инсорсинга, а характерными представителями этой эпохи являются крупные фабрики изаводы.
На смену индустриальной эпохе пришло постиндустриальное общество. Его появление было подготовлено универсализацией отдельных функций, необходимых для создания товара или услуги, которые стали эффективнее развивать вне предприятий, предоставляя их в качестве внешних услуг. Именно поэтому постиндустриальный этап развития экономики сопровождался резким ростом рынка услуг, формированием взаимозависимой бизнес-среды. Основной технологией постиндустриального общества является аутсорсинг, а типичными представителями этой эпохи – розничная и оптовая торговля, сервисные и транспортные компании.
Следом за постиндустриальной эпохой наступила информационная эпоха. Особенностью этой эпохи является вовлечение в производство услуг самих клиентов через самообслуживание. Такая метаморфоза становится возможной по мере того, как услуги автоматизируются, а население получает доступ к этим ресурсам посредством глобальных коммуникаций. К таким уже практически полностью информационным услугам можно отнести банковские услуги, электронные СМИ и книгоиздание, интернет-торговлю, сервисы фотопечати, коммуникации и т.д. Технологию такой эпохи можно назвать краудсорсингом, в широком смысле этого слова, когда большую часть работы по оказанию услуг берет на себя население.
Мы еще только начинаем жить в информационную эпоху, политика еще не адаптировалась к возросшей активности населения за счет использования коммуникаций, а на пороге уже новая эпоха – общество знаний, или СМАРТ-общество. В эту эпоху доля знаний в товарах и услугах существенно возрастает, что меняет законы функционирования экономики.
Знания в отличие от товара могут практически бесплатно и сколько угодно раз тиражироваться, сводя на нет возможности расчета себестоимости; а поскольку средством производства выступают сами люди, отчуждение труда тоже становится невозможным.
Статью целиком читайте в журнале «БИТ. Бизнес & Информационные технологии», №4 за 2015 г. на страницах 36-40.
PDF-версию данного номера можно приобрести в нашем магазине.