Календарь мероприятий
ноябрь 2024
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
показать все
Новости партнеров
Обновление BI.ZONE Secure DNS: гибкая настройка фильтрации и максимальная скорость
Читать далее
RED Security: в октябре количество DDoS-атак на ТЭК выросло в 3 раза
Читать далее
Falcongaze представила новую версию DLP-системы — SecureTower 7 Helium
Читать далее
ИСП РАН покажет результаты 30-ти лет работы на Открытой конференции в Москве
Читать далее
Юбилейная конференция ЭОС: ЭОС: 30 лет лидерства на рынке автоматизации документооборота и обсуждение актуальных трендов
Читать далее
показать все
Статьи
Тандем технологий – драйвер инноваций.
Читать далее
ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется
Читать далее
Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»
Читать далее
Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»
Читать далее
Технологический ИИ-арсенал
Читать далее
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее
Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Читать далее
показать все
|
И хочется, и колется. Очерк о российском ИТ-аутсорсинге
Главная /
Архив номеров / 2015 / Выпуск №2 (45) / И хочется, и колется. Очерк о российском ИТ-аутсорсинге
Рубрика:
ИТ-аутсорсинг
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Марина Аньшина, председатель Комитета по стандартам, Российский союз ИТ-директоров
И хочется, и колется Очерк о российском ИТ-аутсорсинге
Аутсорсинг постепенно становится общеупотребительным инструментом. Все чаще его используют крупные, средние и даже мелкие компании для того, чтобы добиться необходимого уровня работоспособности всей системы информационных технологий. Растет спрос, падают цены, что, в свою очередь, увеличивает спрос. Появляется рынок аутсорсеров, среди которых уже заметна робкая конкуренция
Если еще недавно эксперты утверждали, что интерес к аутсорсингу представляет собой синусоиду: вывели на аутсорсинг – разочаровались – вернули все себе – разочаровались – и т.д., то теперь уже практически очевидно, чтоаутсорсинг взял устойчивый курс на массовое распространение. За этой тенденцией скрывается ряд причин.
Почему он становится популярным?
Причина первая. Усложнение всех компонентов ИТ, их взаимосвязей, потребность в качественном управлении системой ИТ на предприятии. Все это требует высококвалифицированных специалистов, которых находить, нанимать, мотивировать, развивать и удерживать компании, не специализирующейся в ИТ, все труднее.
Я испытала это на собственном примере, когда, будучи директором подразделения ИТ, пыталась организовать поддержку SAP. С пугающей неизбежностью с трудом найденные и высокооплачиваемые специалисты SAP начинали через несколько месяцев впадать в тоску и норовили променять нашу спокойную заводь на бурное море какого-нибудь интегратора.
Причина вторая. Мониторинг, обслуживание и развитие ИТ, в свою очередь, обогатились множеством инструментов, которые существенно упрощают и повышают качество этой деятельности. Компания, которая поддерживает только саму себя, обычно не расположена тратить время и деньги на выбор, приобретение, внедрение этих инструментов.
Попробуйте продать генеральному директору идею приобрести хотя бы инструмент Service Desk! А ведь это далеко не все, что нужно для поддержки пользователей. Опять же привожу свой опыт руководства подразделениями ИТ: мы использовали свободно распространяемые или самостоятельно разработанные сервис-дески.
Кроме того, такие во всех отношениях дорогие инструменты не слишком эффективно использовать для одной организации, если, конечно, она не гигант государственного масштаба. А вот, размазав затраты на ряд клиентов, можно получить очень хороший финансовый (количественный) и качественный результат.
Причина третья. Появление и распространение облаков как средства предоставления программных систем, платформ и инфраструктуры. Согласитесь, если компания использует облачные сервисы, то и обслуживание вместе сразвитием этих сервисов ей придется отдать аутсорсеру. Ведь неразумно осуществлять поддержку того, что тебе не принадлежит. По опыту такая мысль даже не приходит в голову клиентам облачных сервисов. И слава богу!
Причина четвертая. Организации становятся все более зависимыми от ИТ. Для того чтобы эта зависимость не обернулась большими бедами, необходимо наладить надежные, безопасные и эффективные процессы обслуживанияи поддержки пользователей.
Такие процессы, кроме высокого уровня собственной ИТ-службы, требуют четкого взаимодействия и дисциплины пользователей и топ-менеджеров компании – Заказчика. Собственной ИТ-службе воспитать это примерно так же трудно, как барону Мюнхгаузену поднять самого себя за волосы. И если у него это получилось, то у всех остальных получится вряд ли.
Четкие договорные отношения и вполне обоснованные требования Исполнителя к Заказчику, закрепленные подписями и печатями, оказывают иногда прямо-таки волшебное действие. Наблюдала, как люди, не избалованные готовностью к сотрудничеству со стороны пользователей, утверждали, что те ни за что не научатся называть номер договора, который мог бы однозначно определять необходимые параметры SLA и помочь аутсорсеру наладить массовое обслуживание.
Однако когда пользователь знает, что работоспособность его рабочего места, а значит, и его лично зависит от этого номера, то он прекрасно справляется c задачей выучить его раз и навсегда. Ведь научились же пользователи запоминать свои пароли, которые, право, меняются обычно все же чаще, чем договора. Если они запишут этот номер на бумажке и прикрепят к монитору рядом с паролем, то от того, что злоумышленник увидит номер договора, может быть все-таки меньше неприятностей, чем от получения им доступа к рабочему месту ценного сотрудника.
Кроме этих причин, существует еще простая историческая мудрость, которая наглядно показывает, что по мере развития той или иной отрасли лучше сделать так, чтобы ей занимались профессионалы, а ее использование регулировалось четко и однозначно.
Что скрывается под привлекательной маской?
Итак, аутсорсинг вышел на широкую дорогу и сворачивать с нее явно не собирается. Но дорога эта пока еще плохо ухожена, полна ухабов, ям и рытвин, куда можно провалиться и достаточно серьезно повредить себя и свой бизнес. Какие же опасности скрываются под привлекательной маской аутсорсинга?
Аутсорсер не тот. Так как появился рынок, туда ринулись и неопытные, откровенно слабые игроки, которые обычно соглашаются на все ваши требования и любую цену, но вовсе не собираются, да и не могут выполнять взятыена себя обязательства. И в аутсорсинге бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Поэтому лучше отнестись с подозрением к аутсорсеру, который сулит золотые горы за смехотворную цену, чем потом оказаться в мышеловке неработоспособных программ и неработающих рабочих мест.
Потеря гибкости. Аутсорсер тормозит изменения вашего бизнеса. К сожалению, ИТ далеко не всегда выступают двигателем развития компании. Действительно, автоматизированные бизнес-процессы зачастую менять намного сложнее, чем те, которые находятся в «ручном» управлении.
Впрочем, и автомобиль на «ручке» маневреннее, чем на автомате. А в ситуации, когда ИТ предоставляет аутсорсер, угроза торможения бизнеса становится еще реальнее. Ведь для осуществления изменений вам приходится обращаться к внешней компании, которой, что очевидно, эти изменения сулят проблемы и «лишнюю» головную боль.
Так что, к сожалению, действительно бывает так, что управление изменениями становится еще более сложным, чем в ситуации с собственными ИТ, где можно было применить административное воздействие и начальственный окрик.
Могу возразить, что процесс управления изменениями в ИТ является важнейшим и сложнейшим в любой ситуации. А вот построить его правильно аутсорсеру все-таки проще. Ведь у него намного больше опыта, да и клиенты требуют. Мало того, предвижу, что в ближайшее время именно качество этого процесса будет определять позицию аутсорсера на российском рынке.
Невозможность сменить аутсорсера. Никто не любит висеть на крючке: ни рыба, ни человек, ни организация. В случае аутсорсинга от аутсорсера зачастую зависит само существование компании, поэтому если с этого крючка неудастся сорваться, то можно угодить прямо на стол к конкурентам.
Однако как ИТ прорастают во все области деятельности компании, так и аутсорсер обычно становится важнейшим звеном всех процессов. Очевидно, что не все можно описать и регламентировать, и сотрудники аутсорсера скоро становятся хранителями тайного знания о компании – Клиенте, которые весьма затруднительно передать другим. Если, конечно, вовремя не озаботиться сохранением этого знания в твердом, предпочтительно электронном, виде.
Мораль такова: если вы предполагаете, что вам может понадобиться смена аутсорсера (а кто может от этого зарекаться?), то лучше оговорить это на берегу, до заключения договора, и включить в сам договор. А во время выполнения договора контролировать, что аутсорсер, несмотря на его несомненное внутренне желание (если вы, конечно, добросовестный плательщик), еще не подсадил вас на крючок.
Сокращение затрат возможно в том случае, когда бюджет на ИТ расходовался нерационально и грамотный аутсорсер сумел навести порядок |
Несбывшиеся ожидания. Со «сбычей мечт» в ИТ в общем и в аутсорсинге в частности дело обстоит печально. Подозреваю, что это связано со слишком быстрым переходом ИТ от узкоспециализированной технической области винструмент массового и повсеместного использования. Вероятно, поэтому природу и возможности ИТ мало кто из заказчиков и пользователей понимает. Ожидания от ИТ сильно расходятся с тем, что и как они умеют.
Основная проблема в том, что к ИТ относятся как к лекарству, а это инструмент. То есть нельзя «принять» внедренную АС и моментально выздороветь, а надо научиться ею пользоваться. Всеобщая компьютерная грамотность тут не помогает, а, наоборот, мешает, так как умение написать простую программу на бейсике, работать в офисных приложениях и гулять в Интернете имеет не много общего с тем, как эффективно и грамотно использовать ИТна предприятии.
Компьютерная грамотность создает обманчивое впечатление, что с ИТ-то мы разберемся. Но это именно тот уровень постижения предмета, когда незнание принимается за глубокое понимание вопроса. Поэтому аутсорсинг надо также рассматривать как инструмент организации предоставления и развития ИТ на предприятии. И для каждой отдельной компании он может быть как полезен, так и бесполезен и даже вреден. То, чем он станет для вашей организации, зависит не только от того, какой именно инструмент вы приобретете, но и от того, насколько вы его освоите.
Отдельно хочу сказать о затратах на ИТ. Многие руководители мотивируют выбор аутсорсинговой модели необходимостью сокращения соответствующих затрат. Понятно, что сейчас эта тема становится особенно модной. Нонекоторые потом с удивлением обнаруживают, что затраты не только не сократились, но даже возросли. Сокращение затрат возможно в том случае, когда бюджет на ИТ расходовался нерационально, и грамотный аутсорсер сумел навести порядок.
Однако неправильно было бы утверждать, что аутсорсинг не несет никаких финансовых выгод. В случае если вы это предусмотрели в договоре, изменение затрат, в частности, их сокращение, можно осуществлять быстрее. Ухудшили SLA, сократили количество обслуживаемых компонентов, сократили количество изменений – платите меньше. Если ИТ-специалисты ваши собственные, то такой маневренности вам добиться не удастся.
Следите за процессами!
Из всего вышеперечисленного вы, наверное, уже сделали вывод, что в аутсорсинге существуют три основных процесса, которым стоит уделить пристальное внимание.
- Первое – выбор аутсорсера. Не стоит выбирать аутсорсера только по минимальной цене, которую он выставляет в ответ на ваши требования. Следует подойти к выбору тщательно, изучить процессы, которые использует аутсорсер для обслуживания. В частности, процессы поддержки пользователей и управления изменениями. Стоит поинтересоваться командой и инструментами, которые использует аутсорсер.
- Второе – заключение договора. Необходимо привлечь к составлению договора как ИТ-специалистов, так и грамотных юристов, желательно со специализацией в области ИТ. Выше я упоминала многие положения, которые стоит включить в договор.
- Третье – организация эффективного взаимодействия. И, наконец, не стоит думать, что, отдав ИТ на аутсорсинг, можно о них забыть. Важно предусмотреть налаживание и поддержку взаимовыгодного тесного взаимодействия с аутсорсером и разумный контроль его деятельности.
И тогда вам повезет. В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|
Вакансии на сайте Jooble
|