Исторически начиная с 1990-х годов существовало несколько способов написания слова интернет: «Internet», Internet, сеть Internet (без транслитерации), «Интернет», ИНТЕРНЕТ, «сеть Интернет», Интернет и, наконец, интернет со строчной буквы, склоняемое по правилам существительных мужского рода, аналогично слову «телефон».
В настоящее время все чаще «интернет» пишется со строчной буквы, что знаменует переход понятия из категории имен собственных (как обозначения названия некоторой международной компьютерной сети) в категорию имен нарицательных – как обозначения инфраструктуры, обеспечивающей определенную технологию обмена информацией.
Конечно, соответствующая дискуссия не может не иметь определенного политического подтекста, впрочем, малопонятного, скажем, для англоязычной аудитории. Переход на написание интернет окончательно ликвидирует возможность отношения к этой международной информационной сети как к некоему объекту регулирования, который:
- кому-то принадлежит;
- носит в этой связи присвоенное фактическим или формальным владельцем имя или название;
- сосуществует с некими иными объектами, сходными с ним по принципам функционирования и развития.
В частности, основной массив российского законодательства избегает употребления слова интернет, предпочитая подменять его эвфемизмом информационно-коммуникационная сеть, хотя в последнее время все чаще название этой информационно-коммуникационной сети прямо вводится в текст федеральных законов. В то же время последняя из сетей, которая могла бы быть названа информационно-коммуникационной, хотя и не международной, знаменитая французская Minitel, прекратила свое существование 1 июля 2012 года.
Таким образом, сегодня интернет, что бы мы под ним ни понимали, уже не имеет каких-либо конкурентов в части технологий глобального распространения информации с использованием компьютерных и мобильных абонентских устройств. Поэтому уместно во всех случаях отказаться от графического выделения особости интернета как глобальной инфраструктуры распространения информации в электронном виде и окончательно перейти на написание соответствующего термина со строчной буквы.
К середине 2012 года общепринятых определений понятия интернет, а также понятия управление интернетом так и не появилось. По-прежнему актуальны выводы Рабочей группы по управлению интернетом, сформированной в 2004-м Генеральным секретарем ООН из числа экспертов более чем из 40 стран, большинство которых продолжают активную деятельность в области изучения разных аспектов развития Сети.
Результаты ее работы вкратце могут быть представлены следующим образом:
- Понятие «интернет» уже настолько общеизвестно и интуитивно понятно, что какие-либо его дополнительные определения просто не нужны.
- Для понятия «управление интернетом» как процесса выработки нормативных правил функционирования и развития Сети ключевым является взаимодействие трех групп заинтересованных участников (stakeholders): государственных органов, бизнеса и институтов гражданского общества, к которым относят в первую очередь неправительственные и некоммерческие организации, включающие объединения пользователей интернета. При этом зачастую к кругу этих заинтересованных участников стали добавлять представителей науки и образования (Academia).
- В качестве общемировой площадки для продолжения дискуссий по этому вопросу учрежден глобальный Форум по управлению интернетом – Internet Governance Forum. Осенью 2012 года он состоялся в очередной, седьмой, раз.
Не утихают международные дискуссии по вопросу управления интернетом в части двух различных подходов к указанной проблематике:
Так называемый узкий подход подразумевал, что управление интернетом сводится лишь к установлению правил распределения сетевого адресного пространства как на международном уровне, так и в рамках национальных государств: кпорядку создания и функционирования доменных зон, правил использования операторами связи сетевых (IP) адресов и т.д.
Противоположный, так называемый широкий, подход относил к управлению интернетом намного больший круг вопросов гуманитарного, политического и экономического характера – от проблем многоязычия в интернете, обеспечения культурного разнообразия и борьбы с использованием Сети в противоправных целях до достаточно спорных предложений о пересмотре глобальной экономической модели управления телекоммуникационной инфраструктурой в пользу наименее развитых стран мира.
Исходя из принципа многостороннего участия в управлении интернетом (государство + бизнес + гражданское общество) представляется, что оптимальной была бы комбинация обоих подходов с более четким определением того, на каком уровне (межгосударственном, национальном) и с использованием каких средств (правовых, технических, организационных) следует решать те или иные вопросы развития Сети.
Совокупность проблем управления интернетом по-прежнему базируется на основных принципах, к числу которых следует отнести:
- порядок маршрутизации информационных (содержательных) и необходимых технических сообщений между узлами интернета. Иначе говоря, такого рода сообщения должны доходить от отправителя до адресата с минимальными затратами и желательно без каких-либо потерь данных. Он должен быть единым для всей Сети, иначе будет невозможно обеспечить связность различных (территориально или технологически распределенных) компонентов интернета;
- порядок преобразования сетевых IP-адресов в уникальные доменные имена, без соблюдения которого абсолютно невозможна однозначная адресация сетевых ресурсов.
В силу отмеченных особенностей архитектуры интернета как информационной сети, различных исторических, технологических и политических причин ключевыми факторами, влияющими на регулирование деятельности по распределению доменных имен и IP-адресов, являются:
- трансграничный характер отношений по поводу обеспечения функционирования интернета – эта информационная сеть существует и развивается независимо от национальных (государственных) границ;
- высокая роль стандартов и протоколов соответственно технического регулирования и саморегулирования;
- исторически обусловленное техническое и экономическое лидерство США в сфере развития сети интернет. Нельзя не отметить, однако, что указанное лидерство, вне всяких сомнений, перестает быть настолько очевидным, как это казалось еще несколько лет назад, и, что более важно, оно последовательно и активно отвергается все большим числом других стран.
Указанные факторы привели к возникновению современной системы управления базовыми функциями сети интернет, которая практически не претерпела фундаментальных изменений с начала века. Общее руководство процессами развития Сети по-прежнему осуществляет некоммерческая организация Общество Интернета (Internet Society, ISOC) c офисами в штате Вирджиния (США) и в Женеве. Ее инженерное подразделение IETF (Internet Engineering Task Force) разрабатывает и принимает стандартизированные «заявки на рекомендации» (RFC), в соответствии с которыми создается программное обеспечение и осуществляется связь между составными частями интернета.
Миссия ISOC заключается в содействии открытой разработке стандартов, протоколов, администрирования и технической инфраструктуры интернета, а также развитию национальной и международной политики в целях поддержки роста исовершенствования сети интернет во всем мире. ISOC обеспечивает не только организационную, но и юридическую базу для большинства организаций, отвечающих за разработку технических стандартов интернета. Общество Интернета оказывает содействие развитию национальной и международной политики в целях поддержки роста и совершенствования глобальной сети во всем мире. Практически все технологические стандарты интернета разрабатываются иустанавливаются группой организаций, входящих в ISOC.
Фактически же основную роль в обеспечении единства адресного пространства и уникальности доменных имен играет Корпорация интернета по присвоению имен и адресов, более известная по английской аббревиатуре ее названия – ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). Обе организации возникли при активной поддержке правительства США и впоследствии наладили достаточно эффективное взаимодействие с большинством организаций игосударственных органов, заинтересованных в регулировании и/или саморегулировании интернета в других странах.
С момента создания ICANN в 1998 году ее статус и функции определялись Учредительным договором, Уставом, а также Соглашением c Министерством торговли США, ранее курировавшим вопросы распределения имен и адресов винтернете. Соглашение между ICANN и Минторгом США получило название «Меморандум о взаимопонимании». Меморандум закреплял распределение доменных имен за ICANN и оставлял за федеральным правительством США осуществление надзорных функций за деятельностью корпорации. На сегодняшний день эффективность работы ICANN, ее полномочия и деятельность, взаимодействие с существующими организациями в системе управлением интернетом подвергаются неоднозначной оценке со стороны международного интернет-сообщества.
В силу особенностей интернета внешний институциональный механизм управления им формируется на многоуровневой основе. Элементами этого механизма являются государства, межправительственные организации, неправительственные организации, группы, структуры, коммерческие и некоммерческие организации, представляющие частный сектор и гражданское общество. В контексте институциональной структуры внешнего механизма управления интернетом указанные организации занимают неравнозначное положение.
Государства и международные организации есть субъекты международного права, и в этом смысле их роль в выполнении обязательств по решению международных вопросов государственной политики, касающихся интернета, первична.
Неправительственные организации и структуры частного сектора и гражданского общества с точки зрения международного права являются вторичными субъектами глобального механизма управления. Однако их роль не следует преуменьшать, так как основой функционирования интернета является саморегулирование.
Кроме того, нельзя забывать, что государства и международные организации включились в процесс институционализации управления Сетью лишь в последнее десятилетие, тогда как история интернета насчитывает более 40 лет.
В последние годы основная тенденция заключается не столько в развитии интернета вширь (т.е. его распространения на новые страны, строительства новых линий связи и увеличения вычислительной мощности серверов), сколько вглубь –в создание новых ресурсов на национальных языках, появление новых функциональностей.
Как ни парадоксально, но интернет становится все менее международным и более домашним, локализованным. Из достаточно экзотической игрушки (окна в мир) он превращается в бытовое устройство и необходимый инструмент ведения бизнеса. Видимо, именно в таких многообразных возможностях и заключается залог бесконечного совершенствования способов и методов применения Сети, ведь, приобретая новую функциональность, интернет-технологии не утрачивают свои прежние функции.
Именно степень использования интернета в быту, в трудовой деятельности, в бизнес-процессах становится явным конкурентным преимуществом для стран, в которых для такого использования создаются наиболее благоприятные возможности, а значит, и государственные интересы таких стран все в большей степени должны учитываться при принятии решений, связанных с развитием Сети на глобальном уровне. В заинтересованном взаимодействии государства, бизнеса, общества лежит залог решения всех возникающих при использовании интернета проблем, в том числе связанных с расширением влияния интернет-технологий в международной политике.
*Материал подготовлен на базе статьи Михаила Якушева «Интернет-2012 и международная политика». – «Индекс Безопасности», №1/2013.