Календарь мероприятий
июль 2025
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | |
показать все 
Новости партнеров
Что готовы доверить ИИ российские предприниматели
Читать далее 
Операционная система РЕД ОС включена в состав программно-аппаратных комплексов для авиационной отрасли
Читать далее 
Треть российских компаний отдают техподдержку сетей на аутсорс из-за высокой стоимости содержания собственного штата
Читать далее 
Новая линейка ПАК Solar NGFW: защита уровня enterprise для корпораций и МСБ в самых атакуемых отраслях
Читать далее 
ISBC и «Мострансавто»: как RFID-технологии меняют будущее общественного транспорта
Читать далее 
показать все 
Статьи
Нет никакого развития современных технологий!
Читать далее 
Людмила Сальникова: «Сегодня руководитель, который хочет быть успешным, иметь свой мощный репутационный капитал, просто обязан быть публичным. В цифровом мире неизвестность равносильна пустому месту»
Читать далее 
Сергей Мисюра: «В техподдержке – 95% инцидентов уникальны по содержанию»
Читать далее 
Я – Ваш ИИ-помощник
Читать далее 
Новые технологии: зачем нам столько?
Читать далее 
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее 
Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась
Читать далее 
Сладкая жизнь
Читать далее 
12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители
Читать далее 
Проще, чем кажется. Эталонная модель документооборота или краткое руководство по цифровой трансформации
Читать далее 
показать все 
|
Как защититься от сисадмина?
Главная /
Архив номеров / 2013 / Выпуск №1 (24) / Как защититься от сисадмина?
Рубрика:
ИТ-управление
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Павел Одинцов, технический директор компании FastVPS
Как защититься от сисадмина?
Ваш системный администратор решил съездить в гости к аллигаторам? Уйти к конкурентам? Боитесь? Напрасно! Выполнив ряд простых рекомендаций, вы забудете об администраторе как о незаменимом сотруднике!
Актуальность данной темы очень сложно переоценить, так как количество случаев потери данных по причине заведомо деструктивных действий системных администраторов огромно. Об этом пестрят форумы, пишут в блогах и даже наглавном сайте журнала «Системный администратор» опрос «Мстили ли вы своему начальнику?» выведен на главную страницу.
Нет, здесь мы не будем говорить о случаях потери данных по вине ошибок или некорректной конфигурации оборудования – все эти темы находятся за гранями обсуждаемого вопроса. Речь пойдет исключительно о заведомо деструктивных действиях, которые может совершить уволенный или просто не чистый на руку системный администратор.
Все меры противодействия можно разделить на организационные, ориентированные в первую очередь на высших руководителей компаний, и технические, ориентированные на технических руководителей.
Организационные меры
Среди организационных моментов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь, – оформление любых учетных записей (хостинга, доменов и проч.) в сторонних компаниях. Оформление должно осуществляться исключительно нареального владельца услуги (генерального директора компании) или юридическое лицо (предпочтительно), а не на сотрудника, исполняющего обязанности системного администратора. В случае конфликтной ситуации почти невозможноили крайне сложно и долго по времени доказывать, что это был лишь сотрудник, а не реальный владелец услуги.
Также стоит обратить внимание на то, что для всех действий, связанных с рабочими вопросами (регистрация учетных записей, деловая переписка), следует использовать исключительно рабочий e-mail (в домене компании), а не личный адрес сотрудника. Если же это невозможно (например, когда сам домен только регистрируется), допустимо использование личного e-mail руководителя как административного контакта и личного e-mail администратора как технического.
Вторым немаловажным моментом является обязательное законодательное оформление всех отношений с системным администратором, чтобы в случае конфликта иметь юридические основания для жалоб в ответственные органы. Разумеется, это не гарантирует отсутствия проблем, но минимизирует их и позволяет компенсировать убытки при конфликте.
Особо внимательными стоит быть при поиске системных администраторов-фрилансеров, которые зачастую ничем не могут гарантировать своей добропорядочности. Тут необходимо обращать внимание на наличие большого числа доверенных рекомендаций и хорошего портфолио у специалиста, а также на поведение и манеру общения человека.
Крупной компании также можно порекомендовать выделение подразделения информационной безопасности, в круг обязанностей которого будет входить и контроль за системными администраторами.
Технические меры
Из технических аспектов наиболее важным является резервирование данных и наличие актуальных доступов ко всему оборудованию/программному обеспечению у руководителя ИТ-службы или компании в целом.
О резервировании данных написано огромное количество документации, но вот редко кто уделяет внимание не менее важному вопросу – как же защитить данные от самого системного администратора.
Из собственного опыта я могу порекомендовать руководителю ИТ-службы следить за тем, чтобы администратором в обязательном порядке было настроено резервное копирование критичных данных (баз данных, файлов сайтов, рабочей документации). Причем не стоит удовлетворяться отчетом «задача выполнена», не помешает лично потребовать восстановить работу сайта, допустим, недельной давности на тестовом оборудовании, чтобы убедиться, что резервирование работает и работает корректно (это наиболее важно). Если же позволяет квалификация, то руководителю стоит изучить способы резервного копирования и лично контролировать его выполнение (когда данных много, это, безусловно, почти невозможно, но всегда есть возможность резервировать самые критичные данные, например, сведения о клиентах и финансовую документацию) на доступный только руководителю ресурс хранения. Это сэкономит нервные затраты иповысит устойчивость бизнеса в ИТ-сфере.
Наличие административных доступов у руководства – это очень важный с точки зрения методологии DRP (disaster recovery plan, план восстановления после сбоя) пункт. Сбоем в данном случае называем конфликт с системным администратором, необходимость его быстрой замены и минимизации рисков потери данных. При наличии актуальных доступов к оборудованию/аккаунтам имеется время, чтобы владелец мог сменить пароли лично. Кроме этого, приналичии актуальных доступов возможно привлечение сторонних специалистов (или же нового системного администратора) для передачи инфраструктуры им на обслуживание в максимально короткие сроки.
Если в компании используется большое количество лицензируемого ПО, стоит обратить внимание на то, чтобы все лицензии на ПО хранились в строго определенном месте (для бумажных лицензий лучшее место – сейф), дабы исключить их потерю, так как восстановление подобной информации крайне и крайне затруднительно.
Имеется еще один интересный момент, связанный не с безопасностью данных напрямую, но с экономией времени и средств. Речь идет о том, что все результаты работы системного администратора должны быть четко задокументированы, иначе при увольнении сотрудника по тем или иным причинам будут полностью потеряны его наработки (конфигурация оборудования, ПО, различные регламенты и проч.), что неминуемо ведет к необходимости повторной реализации данных задач.
***
Резюмируя все вышесказанное, хочется обратить внимание на то, что безотказная работа ИТ-инфраструктуры обеспечивается не только грамотными техническими решениями, но и внимательной и качественной работой системных администраторов. В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|
Вакансии на сайте Jooble

|