Онлайн-обучение: кризис жанра?
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

29.11.2024

Сайберус создает новую ИБ-компанию на основе технологий и экспертизы F.A.C.C.T.

Читать далее 

29.11.2024

ГК InfoWatch представила новую версию InfoWatch ARMA Стена (NGFW) 4.4.

Читать далее 

29.11.2024

ARinteg про архиватор ARZip: что изменилось в функционале и интерфейсе?

Читать далее 

29.11.2024

Avanpost представляет бесплатную и промышленную версии службы каталогов Avanpost DS

Читать далее 

29.11.2024

Новая версия «Блокхост-Сеть 4»: решение для импортозамещения

Читать далее 

показать все 

Статьи

22.11.2024

Тандем технологий – драйвер инноваций.

Читать далее 

21.11.2024

ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется

Читать далее 

18.11.2024

Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»

Читать далее 

14.10.2024

Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»

Читать далее 

11.10.2024

Технологический ИИ-арсенал

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

показать все 

Онлайн-обучение: кризис жанра?

Главная / Статьи / Опросы / Онлайн-обучение: кризис жанра?


Онлайн-обучение: кризис жанра?

Осень. Летняя расслабленность сменяется круговертью бизнес-завтраков, конференций, форумов. Добавьте к ним ещё лавину онлайн-курсов и вебинаров – похоже, все решили учить друг друга. Но чем больше онлайн-курсов, тем дороже обучение, тем чаще встречаются разочарованные отзывы. Так может оно того не стоит?

1. Учились ли вы когда-нибудь на онлайн-курсах? Что они дали вам?
2. Верите ли вы в потенциал и перспективы онлайн-обучения?
3. Как вы выбираете онлайн-курсы/вебинары? Как определяете, профессионал или профан предлагает их вам?
4. Что вы делаете, если понимаете, что деньги отдали, а знаний не получили?
5. Готовы ли вы сами заняться организацией онлайн-образования или уже занимаетесь им? Если да, то почему?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты

Вала БеловежскаяВала Беловежская, руководитель компании Begain Group

«Верю ли в потенциал и перспективы онлайн-обучения? Только в него и верю»

Я маньяк онлайн-обучения. За последние 9 лет прошла 150+ тренингов\коучингов\интенсивов\вебинаров. Платных! Бесплатные я перестала считать. Приучила себя параллелить обучение, одновременно я могла обучаться и в четырех полновесных программах и еще в перерывах слушать вебинары на другие темы.

Онлайн-обучение позволило мне переключиться с офлайна, научив зарабатывать онлайн. Дало мне новую профессию – и не одну. Я пришла в рунет с дипломом инженера-строителя и желанием писать. Сразу начала учиться, проходя бесплатные и платные курсы. И тут же внедрять полученные знания на практике. За счет этого рос уровень проектов, за которые я бралась – и мой доход.

Вначале я училась писать рекламные тексты, потом с головой погрузилась в маркетинг. Получила много дополнительных навыков благодаря курсам, но все они, так или иначе, повышали мою экспертность в маркетинге и рекламе. Работала над проектами для ТНТ, выпущены две моих книги в издательстве «Эксмо», у меня была собственная студия, занимающаяся повышением конверсии сайтов, ряд проектов, связанных со здоровьем и много чем еще, свой онлайн-журнал.

Сейчас я руковожу компанией, специализирующейся на ритейл-консалтинге, ребрендинге магазинов и производстве художественных товаров. И меня привлекают в качестве эксперта серьезные бизнес-журналы, ибо опыт у меня большой, и он востребован. Без активного онлайн-обучения ничего этого бы не было.

Верю ли в потенциал и перспективы онлайн-обучения? Только в него и верю. Выбирая онлайн-обучение, сначала пробую какой-то бесплатный материал у этого тренера. Если мне подходит его манера подачи материала, я вижу, что он многое знает и может научить меня чему-то новому даже с помощью бесплатных материалов, и меня устраивает цена, то я могу пойти к нему на платное обучение.

Если меня интересует, к примеру, обучение написанию рекламных текстов, а тренер не в состоянии продать мне свои курсы – я не пойду к нему учиться, он сам не умеет делать то, чему собирается обучать других.

Что делать если деньги отдала, а знаний не получила? Просить манибэк, если он был обещан перед покупкой. Если был обещан, а вас игнорят – предупредить, что опубликуете негативный отзыв на «черно-списочных» сайтах. Если продолжают игнорировать – опубликуйте отзыв с подробным (!) описанием ситуации. Если тренер дорожит репутацией, он попытается урегулировать ситуацию с вами, не доводя дело до публикации.

У меня был собственный опыт ведения мастер-классов и тренинга. Не понравилось. Слишком близко к сердцу принимаю успехи и неуспехи учеников, хотя понимаю, что тут заканчивается моя зона ответственности и начинается их. И за них то, что должны сделать они, я делать не должна. Но пытаюсь. Поэтому предпочитаю не обучать, а заниматься консалтингом: анализировать реальные ситуации, предлагать конкретные решения.


Наталья ПоповаНаталья Попова, руководитель сервисной службы и SMM-менеджер в компании BoxForward

«Мой долгий выбор образовательной онлайн-платформы меня не разочаровал. Но не всем так везло, судя по общению с теми, кто искал дополнительное образование»

Сказать честно, я скептически относилась к онлайн-обучению до тех пор, пока не возникла потребность самой искать платформу для образования. В июне 2019-го я прошла пятинедельный интенсив в школе фриланса Ольги Шевченко, так как возникла необходимость повысить квалификацию.

Я работаю руководителем сервисной службы и SMM в компании BoxForward с начала основания, и в течении этого срока я всегда занималась самообразованием. Но стала понимать, что не хватает структурированности знаний, упорядоченности. Поэтому и приняла решение пройти обучение по SMM-направлению.

Действительно, я опасалась того, что получу некачественное образование, и будет потрачено время и деньги зря. Изучала этот вопрос в течение нескольких месяцев, выбирала курсы и школы, читала отзывы на независимых платформах и общалась с выпускниками, если была такая возможность. В итоге остановила свой выбор на школе Ольги Шевченко. И не жалею о своем выборе.

Лично мне учиться было не очень сложно, так как многое мне было знакомо. Но для тех, кто пришел совсем с нуля, было тяжело, так как курс, действительно, очень интенсивный, дается много информации, которую нужно и просмотреть, и прочитать, и проанализировать, и выполнить по изученному домашнее задание. По итогам обучения в этой школе выдается диплом европейского образца (и это большая редкость). То есть при желании можно смело искать работу за рубежом. Знаю, что многие ученики находят клиентов и работают с зарубежными заказчиками. Я же полученные знания использую в своей работе каждый день.

В процессе обучения получила новые инструменты и материалы для работы. Соответственно, мой долгий выбор образовательной онлайн-платформы меня не разочаровал. Но не всем так везло, судя по общению с теми, кто искал дополнительное образование. Кто-то находил школы с невероятно раздутым ценником, кто-то получал пустышку, где в процессе обучения было много “воды”.

На мой выбор повлияло несколько факторов. Настоящие отзывы от настоящих людей. Возможность трудоустройства. У Ольги есть постоянно пополняющаяся база клиентов, к ней обращаются работодатели, и Ольга выпускникам делает рассылку с этими вакансиями. Приятный ценник. Купила я курс, когда увидела спецпредложение, в ленте новостей появилась информация о дополнительной скидке, что в итоге повлияло на решение о покупке курса. Диплом об образовании европейского образца. Не все курсы могут это предложить. Поддержка выпускников. Есть закрытая группа, где ведется общение тех, кто прошел обучение, и кураторы поддерживают советами начинающих и работающих учеников.

Я верю в потенциал онлайн-образования, это очень удобная форма обучения в существующем мире. И многие внедряют платформы для удаленного изучения. Есть миксы между онлайн и офлайн изучением. Например, мой 16-летний сын учиться в Гете-институте. У них предусмотрено и изучение языка с преподавателем по расписанию в аудитории института, и обучение онлайн в личном кабинете в рамках курса. Конечно, многое зависит и от самого ученика, от его желания обучаться, от уровня самоорганизации.

В действительности, можно получить некачественное образование не только онлайн, в любом случае нужно выбирать форму и содержание обучения очень тщательно, чтобы не сожалеть о потраченном времени и средствах. С развитием информирования в интернете рекомендую ознакомиться с отзывами и преподавательским составом до того, как решиться и купить курс. И пусть ваш выбор вас не разочарует, как было в моем случае!

Кстати, сейчас моя подруга учится в онлайн-школе на бренд-ассистента. Но у нее не получается выдерживать сроки, укладываться во времени в сдаче домашек, так как есть и основная работа, и двое детей. Поэтому если планируете обучение, постарайтесь найти помощника на это время, который мог бы помогать с детьми или по дому, так как нагрузка получается колоссальная. Нужно быть готовыми к тому, что будет сложно, и вы будете вырваны из привычного ритма жизни.


Дмитрий БройДмитрий Брой, co-founder Profileshool и LiveClasses

«Долгий опыт в образовательной нише и личный опыт обучения онлайн подсказал мне новый формат. Это идея «образовательного телевизора» – канала с круглосуточными трансляциями мастер-классов по интересующим меня темам»

Организм воспринимает осень по школьной привычке как период встряски. Мозг просит загрузки. Но у меня за плечами достаточное количество полноценных онлайн-курсов, которые длились несколько месяцев. Я знаю, на что подпишусь, если куплю себе такой курс. Нужно будет делать массу домашних заданий, тратить кучу вечернего (и часто ночного) времени на то, чтобы все выполнить. Готов ли я сразу к такому? Долгий опыт в образовательной нише и личный опыт обучения онлайн подсказал мне новый формат. Это идея такого «образовательного телевизора» – канала с круглосуточными трансляциями мастер-классов по интересующим меня темам. Мы же смотрит YouTube вечерами? И вот сейчас уже есть образовательные платформы с идеей непрерывного вещания, которые втягивают тебя в обучение, ничего не требуя взамен. Мне кажется, в наше время – это оптимальный формат.

Например, есть площадка LiveСlasses, там по кнопке «трансляции» бесплатно крутятся классы на темы графики, видео, работы со звуком, дизайну, искусству, маркетингу. Просто включай – и смотри. И только если реально втянулся и увлекся – можешь уже приобретать какие-то классы, или искать в сети курсы конкретного преподавателя.

Я недоверчив, мне сложно вестись на рекламные лозунги. Но когда товар показывают лицом – почему бы и нет? По-моему, в наше время есть только один способ определить профессионала: протестировать его умение учить на себе. Никакие дипломы, никакие личные достижения преподавателя, никакие отзывы о нем других людей не дадут вам уверенности, что лично для вас обучение будет эффективно. Должен быть бесплатный пробный продукт, тест на совместимость. Более того, любой достойный преподаватель, так или иначе, должен заниматься просветительской деятельностью. Нужно поискать его стримы и выступления в свободном доступе. Они должны быть. Их нет? Подождите ему платить.

Когда-то я создал и поддерживаю онлайн-школу графики – одну из первых в стране. Profileschool как раз стала школой открытого формата – всегда есть куча бесплатного видео. Вы можете посмотреть какие-то занятия целиком, можете посмотреть кучу эпизодов – все бесплатно. Информация бесплатна. А платите вы уже лично за работу с вами – за внимание преподавателя к тому, чтобы научить вас.

Заниматься внедрением новых форматов в онлайн – очень нужно. За этим будущее. А вот каким будет онлайн – зависит, в том числе, и от потребителя: будьте взыскательны!

Выбирайте школы с открытыми дверями или площадки вещания мастер-классов. И тогда все образование перестанет напоминать кота в мешке.


Ксения БулановаКсения Буланова, руководитель направления стажировок, проект GO компании Navicon

«Для расширения аудитории проекта мы решили провести эксперимент, в рамках которого мы разработали авторский онлайн-курс, который запустили не только там, где есть офисы нашей компании, но и в других регионах»

Мы считаем, что в высокотехнологичных компаниях будущее за молодежью, поэтому активно вкладываемся в её развитие. Сначала мы проводили только очные стажировки, набирали группу из 10-12 человек и стажировали их в течение 2-3 месяцев. Стажерам, продемонстрировавшим наилучшие результаты по итогам программы, мы предлагали дальнейшее трудоустройство в Navicon.

Для расширения аудитории проекта мы решили провести эксперимент, в рамках которого мы разработали авторский онлайн-курс, который запустили не только там, где есть офисы нашей компании, но и в других регионах. Для нас это новый формат – для запуска курсов мы используем опыт наших ведущих специалистов и возможности платформы iSpring Learn.

Формат стажировки включает в себя ознакомление с видео материалами и выполнение практических заданий. Каждому стажеру оперативно и качественно предоставляется обратная связь от ментора, что позволяет максимально быстро и эффективно погрузиться в предметную область. Благодаря этому молодые люди получают точное представление о том, какие задачи их ждут на будущем рабочем месте и способны оценить, подходит им ли эта сфера. По завершению эксперимента мы понимаем, какую выгоду приобрела компания и сами стажеры от нового формата.

Во-первых, процесс набора стажеров стал непрерывным. У нас появилась возможность стартовать программы в любое время без привязки к набору полноценной группы стажёров. Во-вторых, стажеры могут участвовать в программе из любого места, где есть подключение к интернету, совмещая этот процесс с учебой или другими делами. В-третьих, удобно анализировать прогресс – платформа выдает картину текущих результатов по каждому участнику.

Сейчас в режиме онлайн мы проводим стажировки по направлению «Консультант / Разработчик Microsoft Dynamics AX», в режиме тестирования – «Консультант/Разработчик Microsoft Dynamics NAV». А в феврале запланирован запуск нового направления – «Консультант / Разработчик Microsoft Dynamics CRM». В планах и дальше масштабировать онлайн проект, но при этом не отказываться и от оффлайн-активностей. Сейчас мы продумываем формат встреч, в рамках которых будут разбираться проектные кейсы и разыгрываться бизнес-игры, чтобы развивать у молодых людей навыки командной работы и демонстрировать им ценности компании Navicon.


Любовь БогдановаЛюбовь Богданова, дыхательный терапевт международного реестра, психолог

«Интернет дает огромные возможности обучаться у лучших специалистов, но при этом важно не терять здравый смысл!»

Я обучаю людей тому, как при помощи собственного дыхания восстанавливать и сохранять здоровье на всех уровнях – телесное, эмоциональное и ментальное. Я сама занимаюсь онлайн-обучением. Работаю с клиентами с 2000 года.

Трудно представить, но в те годы интернет еще был в зачаточной форме, поэтому занятия я проводила исключительно «в реале», когда мы с учениками собирались в одном зале. Мы изучали антистрессовое, успокоительное, оздоровительное дыхание и т.п.

Потом в 2008 году я ушла в декрет и жила несколько лет за городом. Уже появились хорошие оптоволоконные сети и возможности проводить вебинары. Поэтому я (похоже, первая в Рунете?) начала проводить занятия по осознанному дыханию онлайн. Убедившись в том, что малые и средние формы прекрасно практикуются дистанционно, я оставила для офлайновой работы лишь большие формы дыхания . Так что уже несколько лет я веду онлайн-школу. У нас уникальная программа, а интернет дает возможность людям из самых разных уголков страны, из других стран СНГ, даже из глубинки, обучаться у московских специалистов!

Однако недавно тема «онлайн-обучения» стала модной. На гребне этой волны неизбежно поднимается «пена». Люди, не имеющие настоящих знаний, объявляют себя учителями, «экспертами», создают «академии» и «университеты», используя технологии влияния, грамотные рекламные и маркетинговые приемы, привлекают внимание аудитории. Это рынок, тут ничего не поделаешь. Но всегда остается ответственность клиента – кого он выбрал в качестве учителя для себя?

С огромным изумлением я вижу, как люди идут обучаться, не поняв толком, чему, как и не выяснив, кто же будет их обучать, какой опыт имеет этот специалист, какое образование он сам получил. Возможно, это не так опасно, если речь идет о рукоделии или садоводстве. Но если речь идет об оздоровительных техниках, работе с эмоциями, вопросах взаимоотношений в семье, понимания собственного жизненного пути – то разумно будет отнестись к выбору специалиста так же, как порою люди выбирают доктора, учителя для ребенка, адвоката, строителей или ремонтников для своей квартиры. Важны возраст и жизненный путь эксперта, место, где человек получил образование по заявленной теме, стаж работы. Отзывы клиентов – конечно, их можно и подделать, есть и такие заказы, когда нанимают актеров за деньги. В общем, важно сохранять здравый смысл и ответственно подходить к выбору того, за что вы платите деньги.

Немаловажно также проверить и легальность работы школы. Если на сайте или на рекламных страничках нет данных о регистрации ИП или ООО, нет возможности официально оплатить обучение, а вам в личных сообщениях сообщают номер банковской карты или какие-то данные для частного перевода – это всегда признак несерьезного источника. В общем, интернет дает огромные возможности обучаться у лучших специалистов, но при этом важно не терять здравый смысл!


Сергей ЛапенокСергей Лапенок, директор по маркетингу компании X-Com

«Онлайн-обучение продуктивно, когда его тема не требует живого общения преподавателя со слушателями и живого интерактива»

1. У меня весьма разносторонний опыт дистанционного обучения и участия в онлайн-тренингах, которые не всегда можно к обучению отнести. Полноценное онлайн-обучение – это вовлечение, интерактив. Поэтому не всегда тренинги, которые позиционируются как обучение, дают что-то большее, чем трансляция тренером информации. Среди успешных кейсов – курс по разработке и реализации коммуникационной стратегии SMM и new media. В таких случаях формат онлайн позволяет объединить теорию, практику, интерактив с тренером – не просто экономить время, но более эффективно строить практическую работу. Из отрицательных — изучение иностранных языков, где предпочтителен традиционный очный формат, погружение в языковую среду, живое общение с преподавателем и сокурсниками. Из нейтральных примеров – многочисленные программы обучения вендоров по новым линейкам продукции, маркетинговым инструментам – как правило, они просто транслируют информацию – с таким же результатом можно просто читать информацию с экрана.

2. Онлайн-обучение продуктивно, когда его тема не требует живого общения преподавателя со слушателями и живого интерактива. Прежде всего, это программы обучения каким-либо прикладным дисциплинам, связанных с использованием ПК: администрирование серверов, программирование, SMM, бухгалтерский учет, и др. Популярные сегодня вебинары не интерактивны, но позволяют быстро и дешево охватить большую территориально-распределенную аудиторию. Достоинства очного общения при этом нисколько не умаляются: их слушатели могут обмениваться опытом, влиять на мнение друг друга, завязывать полезные знакомства и т.д.

Огромную роль в эффективности образования играет личность тренера и его практический опыт в выбранной области знаний. К сожалению, низкий порог входа на рынок онлайн-образования привлек в него многочисленных дилетантов и откровенных мошенников, дискредитирующих саму идею дистанционного обучения. Такие горе-преподаватели обладают весьма поверхностными знаниями в выбранной сфере деятельности, а их тренинги превращаются в трансляцию наборов банальных истин.

3. Исключительно экспертно, основываясь на личном опыте и информации из открытых источников. Аудитория, организатор, программа курса, тренеры – все это позволяет прикинуть возможный результат. Курс должен вести практикующий тренер, за плечами которого есть неформальный бэкграунд, результативная деятельность. В материалах тренинга важны прикладные компоненты: рассмотрение и решение кейсов, практика, работа с преподавателем 1-на-1 и т.п. Нужно понимать, как полученная информация может быть использована в повседневной деятельности, как поможет решать задачи на практике. Если же суть тренинга сводится к «Пройди курс и стань миллионером за год» — это банальное мошенничество.

4. Не получив знаний, мы получаем опыт, позволяющий в будущем внимательнее относиться к выбору программы обучения и преподавателя. Хотя, если курс дорогой и факт мошенничества налицо, можно попробовать вернуть деньги, действуя в правовом поле.


Дмитрий ЖигаловДмитрий Жигалов, генеральный директор ООО Argumentum

«На Востоке считается, что вспомнивший 7 своих прошлых жизней, уже святой. Получается, что выпускники института святые в кубе»

Я часто изучаю новые тренды в бизнесе, чтобы лучше понимать возможные изменения в долгосрочной перспективе. И тренд на онлайн-курсы содержит в себе несколько направлений.

Во-первых, это новый канал продаж для традиционных рынков, которые находятся в застое (например, рынок недвижимости). Во-вторых, это возможность популяризации новых технологий (таких как 3D-дизайн и графика). В-третьих, это возможность для экспертов, которым надоело работать «на дядю», создать свой бизнес. Ну и, конечно, это возможность для мошенников предлагать свои услуги в новой упаковке.

Хотя с мошенничеством всё не так однозначно. Для примера рассмотрим Институт реинкарнационики, предлагающий всем ‑желающим научиться вспоминать прошлые жизни. В отзывах этого института многие выпускники хвастаются тем, что «вспомнили» по 20-30 прошлых жизней. Однако на Востоке считается, что вспомнивший 7 своих прошлых жизней, уже святой. Получается, что выпускники института святые в кубе.

Есть и другой аспект – вспоминание прошлых жизней сопровождается сильнейшим стрессом, поэтому очень опасно для психического здоровья и особенно для детей, которые считаются более восприимчивыми к этому. В Индии родители стараются отбивать у своих детей всякое желание вспомнить свою прошлую жизнь, считая это очень плохой идеей. Потому что ребёнок, если не сойдёт с ума, то уйдёт из семьи в монастырь. Однако выпускники Института Реинкарнационики с удовольствием рассказывают о практике вспоминания прошлых жизней. Здесь и кроется подвох – под видом вспоминания прошлых жизней, психологи впаривают образную психотерапию, которая, естественно, приносит людям облегчение, а не стресс от реального вспоминания прошлого.

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (139) 2024г.
Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика