Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

24.07.2017

Первое в России цифровое образовательное пространство откроют на крупнейшем в Европе международном образовательном форуме #EdCrunch в Москве

Читать далее 

24.07.2017

Первое в России цифровое образовательное пространство откроют на крупнейшем в Европе международном образовательном форуме #EdCrunch в Москве

Читать далее 

19.07.2017

10 и 11 октября в конгресс-отеле «Ареал» пройдет II Международная конференция и выставка «Интернет+Транспорт».

Читать далее 

19.07.2017

Роман Чаплыгин, PwC, одержал победу во втором сезоне «Кибербаталий» — совместного проекта ГК InfoWatch, Фонда Сколково и ассоциации BISA

Читать далее 

19.07.2017

Ларс Бринкманн (Basler AG): зарабатывать нужно всегда, особенно на передовых разработках, снимая сливки

Читать далее 

19.07.2017

«Электронная неделя на Алтае – 2017» торжественно завершилась!

Читать далее 

19.07.2017

«Электронная неделя на Алтае – 2017» торжественно завершилась!

Читать далее 

показать все 

Статьи

22.06.2017

Опрос. Уроки WannaCry

Читать далее 

22.06.2017

Что такое кастомизация, или Прежде, чем продать что-нибудь ненужное, нужно сначала это ненужное создать!

Читать далее 

22.06.2017

Хорошая ли сделка?

Читать далее 

17.05.2017

Корпоративная мобильность в России, или О чем свидетельствуют цифры?

Читать далее 

17.05.2017

Зачем вести переговоры с коллегами?

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

Инкубаторы или площадки безопасности

Главная / Статьи / Общие тенденции и тренды / Инкубаторы или площадки безопасности


Андрей Бирюков, системный архитектор

Инкубаторы или площадки безопасности

Технопарки, которые уже много лет существуют в Европе, США, Индии, Китае, являются эффективной формой организации индустрии высоких технологий. Они могут отличаться друг от друга, но, как правило, у них есть и общие черты: отдельная территория с хорошей инфраструктурой и особые правила ведения бизнеса. Это касается таможенных пошлин, налоговых сборов, операций с валютой, порядка создания и регистрации фирм. Плюс льготные цены на аренду и покупку офисов и производственных помещений.

При удачном стечении обстоятельств такие образования могут дать дополнительный эффект и за счет взаимодействия участников. Благодаря льготным условиям высокотехнологичные бизнесы могут быстро развиваться, избегая трудностей, связанных с налогообложением, арендой офиса и прочего. Но компания не постоянно может находиться в технопарке. Среднее время пребывания развивающейся компании в технопарке составляет три года. Затем онилишаются своих экономических льгот и должны покинуть технопарк.

Российские технопарки принято называть инкубаторами. Идея инкубатора заключается в том, чтобы создать льготные условия для молодых, только возникших бизнесов, дать им возможность набраться сил для независимого существования.

В России развитие технопарков приобрело свою специфику. Формирование первой волны технопарков в нашей стране началось в конце 80-х годов прошлого века. Большая их часть была организована в вузах, и они в отличие от своих западных коллег не имели развитой инфраструктуры, недвижимости. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая давала возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости отбазовой организации.

Нынешние российские технопарки, за редким исключением, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют сегодня в среднем около 10 лет [1]. Всего в России сейчас функционирует около 80 технопарков, преимущественно при вузах.

Развитие технопарков пошло двумя основными путями: на базе высшей школы и на базе промышленных предприятий. Большинство из них создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были отдельно действующими организациями. В результате технопарки зачастую решали задачи, не связанные с непосредственными потребностями бизнеса.

Помимо этого, большими проблемами российских технопарков стали недостаточно развитая инфраструктура, дефицит квалифицированных команд менеджеров, слабое использование рыночных подходов, отсутствие какой-либо госполитики при выделении денег на развитие инновационных структур [1].

Второй путь развития технопарков – создание на базе крупных промышленных предприятий множества малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия, тем самым создавая устойчивые индустриальные сети.

Сравнивая два варианта, следует отметить, что в российских условиях нередко не оправдано присутствие университета в учредителях технопарка из-за плохого взаимодействия системы образования с промышленностью. Как уже упоминалось выше, в технопарках, существующих при вузах, не всегда решаются задачи, связанные с непосредственными потребностями бизнеса. Как следствие, проблемы с экономической эффективностью данных технопарков.

В такой ситуации реальной базой для организации технопарка в России могут стать промышленные предприятия, обладающие избытком инфраструктуры и одновременно располагающие собственной научной базой, а также мощным кадровым потенциалом. При этом нельзя недооценивать важность для технопарка наличия тесных связей с университетом, так как научные разработки также необходимы для быстрого развития бизнеса.

Проблемы технопарков в России

Российская специфика накладывает свой отпечаток на различные сферы бизнеса, не являются исключением и технопарки. У них существует целый ряд проблем, не позволяющих им стать полноценными инкубаторами высокотехнологичных бизнес-идей. Прежде всего это трудности, связанные с тем, как начинающему бизнесу вообще попасть в эти технопарки.

Дело в том, что места в технопарках, как правило, все заняты, и при этом время присутствия компании в них никак не регламентировано и в среднем составляет порядка 10 лет. В результате складывается ситуация, когда те, кто смог получить места в технопарках, так там и остаются на продолжительное время, не уступая места другим. Причины этого понятны: здесь льготная стоимость аренды недвижимости, наличие коммуникаций и другие критерии, позволяющие бизнесу существенно экономить.

Кроме того, в технопарки часто попадают, что называется «по знакомству», то есть зарегистрироваться в них могут только те компании, которые каким-либо образом связаны с лицами, принимающими решения о предоставлении ресурсов той или иной организации. Понятно, что в такой ситуации начинающей высокотехнологичной компании «с улицы» попасть в технопарк будет крайне сложно.

Но, пожалуй, основной проблемой российских технопарков является отсутствие законодательной базы. Закон о технопарках и технополисах пока не принят, регламенты, касающиеся свободных экономических зон, тоже находятся в стадии обсуждения. В принятой Концепции развития ИТ-отрасли в качестве одной из мер по формированию институциональных основ рынка ИТ называется создание технопарков, «обеспечивающих возможность формирования критической массы специалистов и предоставления им телекоммуникационных услуг необходимого качества по доступной цене». Оговорено, что технопарки могут размещаться в технико-внедренческих особых экономических зонах (ОЭЗ) соспециальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности. Это важный шаг, поскольку ранее представители Мининформсвязи отрицали саму идею того, что где-либо размещенные фирмы получат какие-то налоговые льготы [1].

Что планируется делать

Критичный для любой отрасли вопрос финансирования для технопарков предполагается решать в основном за счет федерального бюджета, из уже принятых программ, в том числе из Программы развития наукоградов. Создание технопарков позволит получить реальный осязаемый результат.

Но уже сейчас на один и тот же источник финансирования претендует несколько проектов. В связи с этим возникает опасность распыления ресурсов и, как следствие, отсутствие реальных результатов. Хотя некоторые полагают, чтоплодотворнее будет развивать небольшие парки во многих городах, чтобы задействовать потенциал различных научных центров. В ряде концепций предлагается дать возможность фирмам постепенно выкупить здания парка, чтобы наконец получить собственную недвижимость, это позволит привлекать кредиты. Такая идея подходит не всем, поскольку требует слишком больших инвестиций.

Некоторые проекты технопарков инициированы конкретными ИТ-компаниями, поэтому существует вероятность того, что фирмы просто попытаются решить свои проблемы за государственный счет.

Определенный интерес к российским технопаркам проявляют иностранные компании – разработчики оборудования и ПО. В качестве примера можно привести инициативу Intel [2], заключившей соглашение с Ассоциацией технопарков всентябре 2014 года.

Еще один пример взаимодействия вендоров с российскими технопарками – это инициатива Cisco Systems по сотрудничеству в разработке и реализации совместных программ, направленных на развитие технологического предпринимательства в России, обмен опытом и оказание консультационной помощи в сфере информационно-коммуникационных технологий [3].

Однако стоит отметить, что пока западные разработчики, возможно, в силу определенных политических обстоятельств, не спешат вкладываться в российские технопарки.

Что уже сделано

Между тем в России уже существует немало технопарков. Причем распределены они по всей стране: от Московской области и Петербурга до Татарстана и Томска.

В качестве одного из самых успешных примеров можно привести особую экономическую зону Иннополис [4], находящуюся в Татарстане. Технопарк здесь является ключевым объектом бизнес-инфраструктуры. Главный технопарк ОЭЗ «Иннополис» состоит из четырех зданий общей площадью 130 000 кв.м.

Резидентами ОЭЗ «Иннополис» могут стать компании, специализирующиеся в разных сферах инновационной деятельности, при этом приоритетным направлением специализации для ОЭЗ «Иннополис» являются информационно-коммуникационные технологии.

В технопарке ведется множество инновационных разработок в области информационных технологий. Все резиденты Иннополиса имеют специальный налоговый и таможенный режимы. Необходимая инфраструктура предоставляется имна льготных условиях. Кроме того, в Иннополисе имеется собственный университет, что позволяет обеспечить технопарк собственными высококвалифицированными кадрами. Здесь также имеются дополнительные возможности попривлечению иностранных высококвалифицированных специалистов, если это необходимо.

Несмотря на то что технопарки в России в том или ином виде присутствуют уже более 20 лет, они по-прежнему являются новым направлением в развитии высокотехнологичных отраслей экономики.

Более эффективному развитию технопарков в нашей стране мешает отсутствие законодательной базы, позволяющей четко регламентировать работу данных центров высоких технологий, закрепить льготное финансирование иналогооблажение.

Однако в нынешних непростых экономических условиях технопарки могло бы дать дополнительный импульс к росту высокотехнологичных направлений развития промышленности.

  1. Монография, посвященная проблемам российских технопарков – http://www.rae.ru/monographs/143-4694.
  2. Статья об инициативах Intel – http://servernews.ru/905511.
  3. Статья об инициативах Cisco – http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2013/09/092313f.html.
  4. Технопарк Иннополис – http://innopolis.ru.

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (68) 2017г.
Выпуск №05 (68) 2017г. Выпуск №04 (67) 2017г. Выпуск №03 (66) 2017г. Выпуск №02 (65) 2017г. Выпуск №01 (64) 2017г.

DevOps Smart Talk в Нижнем Новгороде

Телеканал «Про Бизнес», программы «Технологии в ритейле»

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика