Цифровые технологии: надежды и риски
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

09.04.2024

OS Day 2024: «Архитектурные аспекты безопасности операционных систем»

Читать далее 

09.04.2024

Биометрические пароли и карманные дата-центры: россияне рассказали, чего ждут от «Экономики данных»

Читать далее 

08.04.2024

«БКС Мир инвестиций» выбирает продукты компании «Газинформсервис»

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

22.09.2023

Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась

Читать далее 

22.09.2023

Сладкая жизнь

Читать далее 

22.09.2023

12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители

Читать далее 

22.09.2023

Проще, чем кажется. Эталонная модель документооборота или краткое руководство по цифровой трансформации

Читать далее 

показать все 

Цифровые технологии: надежды и риски

Главная / Статьи / Опросы / Цифровые технологии: надежды и риски


Цифровые технологии: надежды и риски

Влияние цифровых технологий на основные процессы в обществе – неоспоримо. Стремительность их развития и восхищает, и пугает, и завораживает открывшимися возможностями. Что нам ждать от них в ближайшем будущем? В наступившем году?

1. Цифровые технологии развиваются стремительными темпами. К сожалению, и глобальная устойчивость падает. Связаны ли эти процессы? Поможет ли или, напротив, помешает, развитие технологий устойчивости мира?
2. 2023-й войдет в историю как год генеративного искусственного интеллекта (ИИ). Станет ли генеративный ИИ мощным ускорителем экономики, или хайп спадет, и он займет стандартную нишу среди новых технологий?
3. Пандемия дала импульс использованию цифровых технологий в образовании. Сегодня EdTech занял большую часть рынка. Каким вы видите образование будущего? Какое место займут в нем преподаватели? Кто это будет: люди или роботы?
4. Успех генеративного ИИ в 2023 году заставил всех говорить о скором создании сильного или общего ИИ, сравнимого с возможностями человека и обладающего субъектностью. Верите ли вы в это, и, если да – сколько ждать?
5. Использование цифровых технологий для людей с ограниченными возможностями или для пожилых пока очень медленно развивается. С чем это связано? Стоит ли ждать в данной области прорывов?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты компаний



Андрей Воробьев, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ

«Генеративность современных моделей ИИ – выдумка маркетологов. Пока нейросети лишь бездумно перемешивают куски изображений и текстов, на которых их обучали»

1. Связи между падением глобальной устойчивости и развитием технологий, конечно же, нет. Во-первых, кроме появления работающих NLP-моделей, нет и самого стремительного роста технологий. Не то, что нормально действующий квантовый компьютер, но даже VR-шлем уже долгие годы человечество создать не может.

Проблемы же глобальной устойчивости происходят от кризиса моделей экономического развития, который никакие цифровые технологии ни ускорить, ни предотвратить не могут. А в оружие человечество эволюционно превращает все, что попадает ему в руки.

2. Генеративность современных ИИ – выдумка маркетологов. Пока нейросети лишь бездумно перемешивают куски изображений и текстов, на которых их обучали. При этом, не внося ничего нового и повсеместно нарушая авторские права. Конечно же, есть индустрии, которые от этого пострадали, например, копирайтинг и дизайн, но даже там под ударом оказался нижний по цене и качеству сегмент.

И, естественно, никакого ускорения в экономику все это привнести не может. Наоборот – впереди усиление раздробленности, когда обладатели знаний или цифровых активов будут все активнее бороться с использованием их собственности для обучения ИИ, закрывая неконтролируемый доступ к своим данным.

3. Если отбросить именно пандемию, рост EdTech связан с откровенной слабостью обычной системы образования, не только предельно зарегулированной, но и давно потерявшей всякую обратную связь с рынком, для которого готовит специалистов.

EdTech на этом фоне показал большую гибкость и умение избавляться от откровенно ненужного. Однако для него характерны те же проблемы, что и для офлайн-образования – недостаток успешных специалистов и их нежелание делиться знаниями, которое пока решается только через рост зарплат и, как следствие, затрат на преподавание.

Уже сейчас даже в сегменте дополнительного образования EdTech приходится конкурировать с перестроившимися университетами, которые, к тому же, предлагают сильный нетворкинг, и не факт, что эту конкуренцию новый формат выиграет, так как его инвестиционные возможности весьма слабы.

Более вероятно, что произойдет расслоение образования: EdTech уйдет в нижний ценовой сегмент, предлагая курсы и дешевое высшее образование для высокомотивированных людей, середину займут корпоративные университеты с обязательной отработкой обучения, а элита продолжит лично учиться в топовых учебных заведениях, число которых, вероятно, еще сильнее сократится.

4. Это заблуждение, начавшееся с того, что языковые модели (NLP), стали называть ИИ. На самом деле, все они не более, чем «китайская комната», и никакого сознания в них нет и в помине. Прорыву, если он состоится, будет предшествовать появление качественно новых нейросетевых моделей, а также оборудования для обеспечения их работы.

5. Именно в этой области техническая готовность крайне велика. Успешные эксперименты по мысленному управлению устройствами и искусственному зрению идут достаточно давно. Однако и здесь проблема лежит в финансовой плоскости – массовый рынок для таких устройств откроет только государственное финансирование, например, через введение таких операций в систему ОМС. Государства же, особенно те, чьи граждане, в теории, могут позволить себе «киборгизацию», пока имеют достаточно здорового населения и не видят необходимости в таких мерах.


Александр Обысов, сооснователь и генеральный директор компании arcsinus

«Современный генеративный ИИ в чём-то может быть сравним и даже превосходить человека, но замечу, что калькулятор тоже превосходит способности человека считать»

1. Любые изменения вносят нестабильность. Однако значительную часть конфликтов в мире я бы связывал не с появлением нового, а с противоречиями, доставшимися из прошлого. Связывать напрямую снижение глобальной устойчивости с развитием технологий, в частности, цифровых, я бы не стал. Был ли мир более стабилен во времена холодной, первой или второй мировых войн, в межвоенный период? Думаю, что нет. Цифровые технологии создают новые возможности, условия существования человека. Они часть среды, в которой мы живём и действуем. И они обладают потенциалом как увеличения, так и снижения устойчивости. Всё зависит от того, как и в каких целях мы их будем использовать.

2. Я уверен, что это прорывная технология, которая изменит ландшафты многих отраслей. При этом я не ожидаю, что ИИ «нас всех заменит», скорее он повысит эффективность многих видов работ. То же количество людей сможет делать значительно большие объёмы работ.

3. EdTech в значительной степени решает задачи доступа к информации. Для мотивированных людей он может открыть отличные возможности. Однако уже сейчас видно, что большой проблемой всех EdTech-проектов является отток учащихся до завершения курсов. И это с взрослыми людьми, которые зачастую, заплатив за курсы, бросают их не закончив. Что говорить о детях и подростках? Я считаю, что «учитель» в широком понимании этого слова незаменим в образовательном процессе. И в обозримом будущем это будет человек, а не робот.

4. Современный генеративный ИИ работает по принципам «подбора» слов. Всё же у него нет сознания и как такового интеллекта. Да, в чём-то он может быть сравним и даже превосходить человека, но замечу, что калькулятор тоже превосходит способности человека считать. Я не вижу в современных технологиях генеративного ИИ потенциала создания субъекта со своей волей, разумом и интеллектом.

5. На мой взгляд сама суть цифровых технологий сглаживает различия. Люди, независимо от их возраста и состояния здоровья, могут использовать одни и те же сервисы – от государственных услуг до маркетплейсов, социальных сетей или рабочих инструментов. Им не требуются какие-то специальные сервисы. Более правильным и, в целом, доминирующим трендом является поддержка доступности: крупные шрифты, должный уровень контрастности, возможности взаимодействия через голосовые интерфейсы.


Андрей Кондратьев, заместитель технического директора по комплексным проектам STEP LOGIC

«Обучите нейросеть нецензурной лексике, и она будет общаться на ней, «кормите» модель детективами, и она будет составлять тексты только про убийства. Сейчас ИИ научился понимать ассоциации, но не знает, что с ними делать»

2. Все-таки ИИ не стал новой «паровой машиной». Да и не мог стать, по крайней мере на сегодняшнем уровне его развития.

Фактически технология ИИ представляет собой программирование на основе потока данных. В дополнение к алгоритмическому программированию ИИ, конечно же, является большим шагом в развитии ИТ и дает импульс для развития некоторых отраслей экономики, однако далеко не всех. В 80-х годах прошлого века на Западе проводили анализ вложений в ИТ по отраслям экономики и отдаче от них. Выяснилось, что результативными оказались только вложения в банковскую сферу, логистику и оптовую торговлю. В остальных областях улучшилось планирование, анализ, прогнозирование, но экономического эффекта не было.

Такая же ситуация сегодня с ИИ. Эту технологию стараются применять практически везде, но по-настоящему полезна она в отраслях, где необходимо обрабатывать большой объем данных для принятия обоснованного решения, например, медицине. Хороших специалистов по диагностике заболеваний, например, по УЗИ или МРТ, не хватает, а срок их подготовки может занимать не один год. Причем, обучаются они методом проб и ошибок, так как один человек не способен собрать, подготовить, проанализировать и выработать методики оценки на основе огромного количества сделанных обследований, используемых методов лечения и их результатов. Конечно, в медицине проводятся исследования и публикуются их результаты, по которым учатся все остальные. Но чтение литературы не заменит практику, поэтому процесс обучения растягивается на длительный период.

Еще один пример обоснованного применения ИИ – банковская деятельность при оценке заемщика, активов и т.д. Необходимо подготовить правильные данные, обучить модель и использовать ее для получения быстрых ответов на сложные вопросы. До ИИ необходимо было ждать, когда освободится соответствующий специалист, пока он выполнит работу по анализу исходных данных и выдаст свое заключение. Причем, специалисты могли выдать разные заключения при одинаковых исходных данных, что ставило их под сомнение. Правильно обученная модель нейросети будет выдавать ответы мгновенно.

Отдельно я бы акцентировал внимание на сочетании «правильно обученная». Технология ИИ предъявляет высокие требования по подготовке данных для обучения моделей. Получили развитие новые специальности по извлечению и подготовке данных (data science, data mining). Они совместно со специалистами в предметной области смогут подготовить модель для дальнейшего широкого использования. Таким образом, ИИ – это не замена специалистов по предметной области, а помощь в их работе. Поэтому я придерживаюсь мнения, что, когда хайп вокруг ИИ спадет, эта технология займет свою достойную нишу.

3. Цель обучения – это не просто изложение информации учителем, а «прививание знаний». Для этого преподаватель должен иметь возможность получать обратную связь от обучаемых, использовать различные приемы для их вовлечения в процесс и персональные методы работы. В школьном образовании классы ограничены по численности, в вузах практические и лабораторные проводятся по группам. Эти ограничения связаны с тем, что преподаватель должен контролировать «связь» с каждым учеником. Существуют решения, с помощью которых ИИ оценивает эмоции студентов для определения вовлеченности, проекты по контролю знаний студентов и разработке проверочных заданий. Пока дальше этого ИИ в образовании не пошел и вряд ли стоит ожидать его привлечения в реальное творчество процесса обучения.

Отмечу, что есть и обратная сторона ИИ. Студенты тоже научились пользоваться ИИ и нейросетями, используют их для написания курсовых и дипломных работ. Характерно, что в некоторых вузах это уже разрешили. Я рассматриваю этот факт, как признание влияния ИИ на процесс обучения и того, что нужно избавляться от рутины и больше уделять вниманию творчеству. В этом случае вопрос про замену преподавателя роботом можно будет закрыть надолго.

4. На текущем этапе ИИ может многое: поддержать беседу, написать литературный текст и даже нарисовать картину. И хотя эти действия ассоциируются с творчеством, но в данном случае им не являются. Обучите нейросеть нецензурной лексике и она будет общаться на ней, «кормите» модель детективами и она будет составлять тексты только про убийства. Сейчас ИИ научился понимать ассоциации, но не знает, что с ними делать. Субъектность же, по моему мнению, связана не с количеством знаний, а с некоторыми способами обработки данных, которые мы пока сами не понимаем и не знаем, как повторить.


Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис»

«Корпорации в условиях конкуренции стараются выпускать свои программные продукты на рынок как можно скорее, зачастую жертвуя адекватным тестированием. Всё это выглядит как стремительное развитие, но одновременно несёт и существенные риски для устойчивости»

1. В этом можно уследить определенную закономерность. С одной стороны, сами информационные системы становятся сложнее и несмотря на усилия по стандартизации типовых компонентов, зачастую есть проблемы с совместной работой компонентов систем. Поддерживать стабильную работу таких систем очень непросто. Но есть и еще менее очевидная причина – корпорации в условиях конкуренции стараются выпускать свои программные продукты на рынок как можно скорее, зачастую жертвуя адекватным тестированием. Всё это в комплексе выглядит как стремительное развитие, но одновременно несёт и существенные риски для устойчивости.

2. Хайп непременно спадёт, как это было со многими другими технологиями до этого. Однако в случае с ИИ, я думаю, что нас ждёт серьезное регулирование этой технологии со стороны ведущих государств мира. ИИ – одна из тех технологий, которая, находясь в руках злоумышленников, может нанести недопустимый ущерб, поэтому в интересах государств направить его развитие в нужное русло.

3. Это точно не будут роботы и преподаватели, конечно, никуда не исчезнут. Кому-то нужно составлять учебные программы и корректировать их по ходу процесса обучения. Плюс мы устроены так, что в некоторых аспектах мы склонны доверять людям. Трудно себе представить робота-психотерапевта или робота-священника, с преподаванием та же история. Но, с другой стороны, какие-то аспекты вроде проверки домашних заданий, или обобщения материалов из разных источников скорее всего станут уделом искусственного интеллекта.

4. Я не думаю, что это возможно в ближайшей перспективе. Еще великий Алан Тьюринг прогнозировал, что к 2000 году ИИ будет проходить треть тестов на определение интеллекта. Этого, конечно, не случилось и дату решения этой задачи отодвигали уже несколько раз. Более того, ИИ, который разрабатывается сегодня, как правило, заточен на решение каких-то конкретных практических задач и не предполагается, что он заменит человека. Тем более, что человек не так уж совершенен, чтобы копировать его мышление.

5. Цифровые технологии для людей с ограниченными возможностями или для пожилых развиваются стремительно, но очень сильно хромает популяризация всей этой истории. Есть огромное количество вещей и задач, которые можно выполнять через Интернет, не выходя из дома. Однако для этого нужно научить людей этим пользоваться и предоставить все необходимые средства связи. Плюс, есть же еще момент социализации – многие пожилые одинокие люди предпочтут отправиться в государственное учреждение лично, чем решить свой вопрос в два клика в смартфоне.


Виктория Береснева, директор Автономной некоммерческой организации «Спортивно-методический центр «Кафедра киберспорта»

«Когда появится сильный генеративный ИИ сказать сложно. Но пока на законодательном уровне не будут приняты меры по его регулированию, данное направление будет развиваться хаотично»

1. Цифровые технологии действительно развиваются стремительными темпами. Еще в конце 1980-х годов XX века многие не знали, что такое интернет и персональные компьютеры. А сегодня персональный мощнейший компьютер в виде смартфона и с доступом в интернет есть почти у каждого. То же и с ИИ. Еще недавно разговоры о сильном искусственном интеллекте относились скорее к темам научной фантастики. А сейчас нейросети на основе ИИ стремительно завоевывают все новые сферы нашей жизни.

При этом отмечу, что цифровые технологии являются пока не самостоятельным субъектом социальной реальности, а всего лишь инструментом, техническим средством и методом для решения задач человека. Эти средства упрощают, а в некоторых аспектах и улучшают жизнь человека. При этом они одновременно трансформируют ее. Например, меняя структуру занятости за счет исчезновения одних и появления новых профессий и технических процессов

2. Прошлый год действительно войдет в историю как год активного роста популярности в нашей генеративного ИИ. Эта тема стала по-настоящему хайповой в научной среде и сообществе техногиков.

Как в целом это повлияет на развитие экономики России, пока сказать сложно. Важно понимать, что между появлением нового инструмента, его апробацией и полноценным внедрением в отрасль обычно проходит достаточно длительный период времени.

Примеры успешного внедрения ИИ в промышленность России уже есть, но они пока носят единичный характер. В ряде регионов пока не готовы к масштабному внедрению ИИ в реальную экономику. Тем не менее, со стороны государства уже предпринимаются меры по поддержке, развитию и использованию ИИ в различных отраслях в рамках Федерального проекта «Искусственный интеллект».

3. По оценкам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, сейчас в нашей стране примерно 130 млн интернет-пользователей. То есть доступ к интернету имеют около 90% россиян. Глубина и повсеместность проникновения глобальной сети увеличили спрос на онлайн-образование, особенно в период после пандемии COVID-19. В начале прошлого года выручка десяти крупнейших компаний в области онлайн-образования составила 26 млрд. рублей. Большинство реализуемых сегодня EdTech-программ практикоориентированы и имеют прикладной аспект.

Например, наша организация делает акцент в первую очередь на наукоемкость образовательных программ и на цифровые профессии. По моим наблюдениям, сфера онлайн-образования развивается сейчас намного динамичней, чем традиционного. Более того, полученные по итогам прохождения онлайн-курсов дипломы и сертификаты котируются не ниже привычного оффлайн-образования и даже принимаются при трудоустройстве.

За последние 6 лет на рынке онлайн-образования появилось несколько компаний-лидеров, среди которых Яндекс Практикум, Skillbox, Нетология. В настоящее время сильно укрепили свои позиции Эти крупные игроки рынка EdTech, ставшие операторами государственных проектов, в настоящее время сильно укрепили свои позиции.

Однако основным игроком и инвестором развивающегося российского рынка EdTech сегодня выступает государство. Оценить его долю затруднительно, так как, к сожалению, в открытом доступе пока нет обобщенных данных по всем финансируемым государством программам дополнительного профессионального образования (ДПО), реализуемым в онлайн-формате. По экспертным оценкам, речь идет о совокупных государственных финансовых вливаниях в этот сектор образования со примерно 10 млрд. рублей. Ярким примером является госпроект «Содействие занятости», реализуемый с 2021 по 2024 год в рамках национального проекта «Демография». Только в прошлом году через него прошли 46 тысяч обучаемых.

Однако каждый день появляются новые EdTech-компании, которые занимают образующиеся ниши в расширяющемся цифровом мире. Но маленьким компаниям из-за высокой конкуренции с крупными, на мой взгляд, все же стоит искать свою нишу в госпроектах. Например, в программах ДПО и профессиональной переподготовки, реализуемых различными ведомствами. В частности, по такой модели учрежденные Минспорта образовательные организации проводят подготовку кадров в рамках Федерального проекта «Спорт – норма жизни».

Основной проблемой для маленьких компаний EdTech-сегмента является то, что государство в настоящий момент активно инвестирует в эту сферу. Поскольку большое количество людей уже вовлечены в бесплатные образовательные курсы, массового желания тратить деньги на образовательные технологии и контент у них не возникает.

Едва ли в образовательном процессе искусственный интеллект (ИИ) в обозримой перспективе сможет заменить человека. Скорее дополнить и облегчить ему работу. При этом активное использование ИИ в образовании ведет к созданию все новых интерактивных форм обучения. Этот процесс тесно связан с понятием «геймификации». То есть внедрение игровых механик в изначально неигровую – образовательную, профессиональную или рабочую среду. С помощью ИИ организуется интерактивное взаимодействие между игровыми сущностями и игроками. ИИ здесь отводится ключевая роль. Ведь без него игры были бы менее привлекательны для пользователей. Игровой ИИ базируется на алгоритмах компьютерной графики, теории управления и робототехники. По сути, он является всем, что не контролирует непосредственно игрок во время игровой сессии.

С помощью ИИ может быть значительно упрощено и автоматизировано администрирование учебных процессов. В частности, ИИ может выступать в качестве ассистента в адаптации студентов, автоматически рассылая им электронные формы и информацию. Он также может помочь в оценке знаний учащихся, отслеживании посещаемости занятий, ведении отчетности и аудита, а также выполнении различных административных задач. Разработки Factspan Analytics позволяют решить все эти задачи.

Сюда же можно отнести помощь методистам при разработке программ, планов занятий, а также при формировании учебного контента. Это может быть как просто концепция, идея или набросок, так и полностью разработанный текстовый материал, иллюстрации, аудио и видеофайлы, презентации и многое другое. Кроме того, стоит отметить огромную пользу языковых нейросетей, которые позволяют в обычном режиме знакомиться с зарубежным опытом.

Системы с использованием ИИ способны также анализировать данные о прогрессе учащихся. Здесь в первую очередь стоит отметить важность и необходимость оперативного внедрения виртуальных наставников и ассистентов – цифровых помощников, которые могут оперативно дать ответ на любой запрос по теме и подсказать, как решить возникшую проблему без подключения живого человека.

Важным трендом в образовании стало также адаптивное обучение, когда ИИ, исходя из поведения и успехов учащихся, может предлагать им упрощенный или усложненный вариант для дальнейшего обучения. Благодаря этому обучающийся может получать знания в том объеме и на том уровне, на котором ему будет одновременно не слишком просто и не слишком тяжело.

4. Появление сильного ИИ не за горами, это может пройти в перспективе 3-5 лет. Но будет ли он обладать субъективностью, зависит от тех, кто будет писать программный код под него. В настоящее время управление ИИ находится под контролем не государства, а тех, кто его создает. И, в связи с этим проявление черт человечности у ИИ зависит во многом от них. Так, например, отношение к использованию ИИ при управлении автомобилем, с точки зрения этики и моральных устоев, может различаться в зависимости от стран, в которых они производятся.

Популярная ныне концепция, в соответствии с которой ИИ рассматривается сквозь призму повышенной социальной ответственности, не всегда обоснована. Поскольку оператор не всегда в состоянии предвидеть все последствия применения программного обеспечения и аппаратных устройств на основе ИИ. Ведь иногда о полном спектре возможных последствий не догадывается даже создатель ИИ, пишущий к нему исходный программный код и задающий алгоритм.

Когда появится сильный генеративный ИИ сказать сложно. Но пока на законодательном уровне не будут предприняты меры по его регулированию, данное направление будет развиваться хаотично, что может привести не к самым приятным последствиям.

5. Использование цифровых технологий для людей с ограниченными возможностями и пожилых развивается пока очень медленно. Как бы печально это не прозвучало, но любое развитие происходит в первую очередь и главным образом в интересах большинства. Поскольку новые изобретения и технологии нуждаются для своей экономической окупаемости в массовом платежеспособном спросе. В связи с этим, многие технологии доходят до социально уязвимых групп и меньшинств, в том числе людей с ограниченными возможностями и пожилых, с большей задержкой. Когда рынок уже перенасыщен и достиг пределов роста происходит коррекция цены, делающая товары и услуги окончательно доступными для всех. Как с сотовыми телефонами. Когда они только появились, это был статусный девайс успешных бизнесменов. А сегодня мобильник есть даже у большинства пенсионеров и детей. Поскольку мы живем в условиях рыночной экономики, то вынуждены подчиняться этим тенденциям. Однако в случае, если при поддержке государства данная сфера станет считаться социально-ориентированной и перестанет ставить своей главной целью получение прибыли, ИИ довольно быстро сможет стать доступен социально уязвимым категориям граждан.

Прорывы однозначно будут, это дело времени. Уже сейчас на государственном уровне обсуждаются данные вопросы, с которыми можно ознакомиться в отчете Организации экономического сотрудничества и развития «Использование ИИ для поддержки людей с инвалидностью на рынке труда/Using AI to support people with disability in the labour market»).


Евгений Осьминин, директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ

«На мой взгляд, генеративный ИИ является одним из финальных элементов среди стека перспективных технологий для существующих принципов построения аппаратного обеспечения»

1. Процессы развития технологий и глобальной устойчивости, безусловно, коррелируют между собой. Однако постоянных линейные зависимостей между этими процессами нет, эта корреляция прослеживается на уровне турбулентности и степени энтропии.

Например, снижение глобальной устойчивости является драйвером целого ряда процессов, среди которых обновление системы ценностей, выстраивание новых международных связей, снижение уровня доверия в целом, вопросы безопасности и т.д. Эти процессы находят отражение в технологическом развитии и продолжают оказывать на него влияние даже после глобальной стабилизации. В свою очередь, сформированные и внедренные за время глобальной неустойчивости технологии могут оказывать влияние на уже новую, устойчивую реальность, причем как поддерживать ее, так и противодействуя ей.

2. Безусловно, внедрение и доступность систем генеративного искусственного интеллекта, сопровождалась хайпом, который, в настоящий момент уже пошел на спад. Тем не менее, экспансия данной технологии продолжается, увеличивается количество отраслей, в которых он находит применение. Оценивая влияние технологий ИИ на экономику в целом, можно предположить, что процесс внедрения и распространения систем, имеет общие черты с процессами автоматизации и, затем, роботизации. При этом ИИ интеллект в средне-и долгосрочной перспективе качественно отличается от этих процессов, имеет значительный потенциал, поскольку, помимо значительных возможностей по обработке и анализу информации, в частности, генеративный ИИ позволяет создавать новые ценности. Уже сейчас дизайнеры, аналитики, трейдеры и представители других профессий используют элементы ИИ в своей повседневной деятельности, многие прикладные и аналитические программные продукты используют его механизмы. Технологии ИИ вообще и генеративного, в частности, будут постепенно расширять возможности привычных программных средств автоматизации и роботизации, повышать качество аналитических и рекомендательных сервисов и т.д.

В ближайшей перспективе технологии генеративного ИИ стимулируют развитие интернета вещей, приведут к некоторому росту отраслей, связанных с производством различных «умных» устройств, например, голосовых помощников, мультимедийных развлекательных сервисов и т.д. Ожидать существенного влияния генеративного ИИ на экономику в целом, стоит не ранее чем через 3-4 года.

Элементы хайпа, связанные с генеративным искусственным интеллектом будут периодически иметь место еще в течение некоторого времени, в связи с его новыми сферами применения и прикладными возможностями, но при этом достаточно быстро сформируется отношение к нему как к стандартной технологии, позволяющей получать неограниченное количество мультимедийного контента.

3. Образование будущего многие эксперты описываю как совокупность всех его лучших характеристик и практик, реализованных с помощью удобных цифровых сервисов и перспективных методик, гармонично интегрированная в различные аспекты деятельности человека.

Образование будущего формируется уже сегодня. В настоящее время на некоторых образовательных платформах их владельцы активно экспериментируют с формами и методами подачи образовательного контента, его содержанием, адаптивностью и т.д., тестируют варианты автоматизации и роботизации процесса обучения, переосмысливают назначение и функционал преподавателей и экспертов.

Подобную деятельность ведут и сами преподаватели, миксуя различные средства и технологии обучения с целью максимально сблизить результаты образовательного процесса с вызовами и потребностями внешней среды. Также существует ряд практик интеграций образовательных учреждений с производственными компаниями, кадровыми агентствами и т.д., которые также являются неотъемлемой чертой образования будущего.

В процессе формирования образования будущего данные инициативы будут приобретать все более системный характер, образовательные сервисы будут становиться все более универсальными, при этом обладать высокой адаптивностью, как к личностным качествам пользователя, так и к потребности и условиям внешней среды. Образовательные технологии и сервисы будут интегрированы в производственные процессы, а также в прочие аспекты жизни человека. Роль преподавателя также претерпит изменения. Логично предположить, что за человеком останется творческая составляющая, которая приобретет качественно новый аспект, а также soft-skills.

При этом, на мой взгляд, одной из важнейших составляющих образования будущего должны стать механизмы формирования гармоничного симбиоза между человеческой личностью и цифровым пространством. Это позволит эффективно использовать и расширять возможности цифровых технологий параллельно с развитием личности человека, а также позволит сбалансировать деятельность роботов и человека.

4. В рамках решения отдельных задач, формализованных посредством правил и ограничений, уже достаточно давно программные средства сопоставимы по возможностям с человеком. Ярким примером тому, могут служить различные игровые программы, например, шахматные. Цифровизация, роботизация, а также технологии BigData уже несколько лет последовательно расширяют это количество задач, снимает ограничения, позволяет техническим средствам решать все менее формализованные задачи и обрабатывать неподготовленные специальным образом, неструктурированные данные. Технологии ИИ ускорят этот тренд и в ближайшие годы появится множество новых задач, в различных отраслях, в решении которых компьютер будет эффективнее человека.

На мой взгляд, генеративный ИИ, является одним из финальных элементов среди стека перспективных технологий для существующих принципов построения аппаратного обеспечения. В ближайшие годы человечеству предстоит реализовывать возможности этого технологического стека.

Если говорить о полноценной субъектности ИИ, то на данном этапе развития технологий я не вижу технической почвы для ее возникновения. В перспективе 40-50 лет, после существенного изменения технологий и принципов обработки информации, наверное, появление субъектности ИИ можно допустить. Но тут возникают некоторые философские вопросы: необходима ли будет ИИ субъектность для эффективного решения задач? как изменится субъектность личности человека к тому моменту в цифровом мире?

5. Требуется определенное время для того, чтобы любая новая технология или продукт проделали путь от прототипа до широкого применения. На этом пути решение проходит различные фазы тестирования, опытную эксплуатацию в отдельных отраслях, множество обновлений и релизов. Затем требуется еще некоторое время, в течение которого стоимость разработки, либо внедрения технологии снижается, что делает ее приемлемой для массового распространения. Продолжительность этого периода времени обратно пропорциональна активности потенциальных заказчиков. В случае с решениями, связанными с медициной и сбережением здоровья требуется провести еще целый ряд исследований и испытаний, что также требует времени. Поэтому, несмотря на то что цифровизация медицины идет очень интенсивно, скорость внедрение тех или иных решений в широкую клиническую практику пока недостаточна. В последние годы был принят ряд инициатив, направленных на улучшение ситуации.


Сергей Майдебура, директор по цифровой трансформации бизнеса ООО «Байкал-Сервис ТК»

«Хорошо, что цифровые технологии развиваются, но надо понимать и учитывать последствия этого развития»

1. Я бы не выводил прямую зависимость одного от другого. Да, технологии развиваются, причем с ускорением, но их развитие влияет не на устойчивость, а на скорость изменения этой устойчивости. Это связано с тем, что сегодня информация (хоть правдивая, хоть ложная) разлетается мгновенно и влияет на принятие людьми решений. Технологии активно используются для манипулирования общественным мнением (медиа, реклама и т.д.), а также для создания хайпа на ровном месте.

Примером такого хайпа являются электромобили. Тема, которую на почве зеленой повестки сделали популярной у западного потребителя. Если подумать, то в тени красивой картинки про электромобили остается масса нерешенных проблем: нет энергосетей с пропускной способностью, рассчитанной на потенциал роста количества этих машин; нет супераккумуляторов для того, чтобы эти машины ездили далеко и заряжались быстро (заправка топливом занимает 2-5 мин, зарядка электромобиля – от 30 мин).

При чем здесь зеленая повестка, если дальнейшее развитие энергетики потребует создания новых генерирующих мощностей и добычи полезных ископаемых в больших объемах? Если производство литий-ионных и других аккумуляторов остается «грязным» и энергоемким, не говоря уже об их утилизации?

Другой пример – создание новых цифровых сервисов. Их массовое использование ведет к появлению широкого поля деятельности для кибермошенников, краже персональных данных, денег со счетов и так далее.

Другими словами, хорошо, что цифровые технологии развиваются, но надо понимать и учитывать последствия этого развития.

Сегодня ИИ тоже относится к разряду хайповых тем, и развитие этой технологии хорошо описывает кривая Гартнера.

Образование будет меняться, как и вся наша жизнь. У онлайн-образование есть как свои плюсы, так и минусы. Оно полезно тем, кто способен учиться сам, а значит, будут востребованы курсы повышения квалификации, теоретические занятия и практика для студентов... А вот для детей до 14 лет (за редким исключением) онлайн- образование базово не подходит.

4. Я вам так скажу… В одном из британских университетов начали учить магии. Инициатива достойная похвалы. Ведь если не учить химию, физику и прочее, то в мире будет столько чудес и волшебства.

Если серьезно, то система не способна познать самое себя... Да, человек изучает животных, себя, пытается понять, что есть разум и интеллект. Но есть закон, в силу которого часть системы не может познать вся систему и «взглянуть» на нее не изнутри, а снаружи. Так вот, человек не может познать себя и тем более воссоздать интеллект, которым он обладает. ИИ – это алгоритмы, чистая математика, а математика не может описать чувственную сферу.

Тому, кто утверждает иное, нужно срочно ехать в Англию и учиться магии.

5. Ну, почему же медленно? Дело в том, что это именно та область, которая даст реальную отдачу, например, искусственный глаз, нога или рука, которые электродами соединены с мозгом.

Опыты в разных лабораториях, создание алгоритмов, изучение биологии и высшей нервной деятельности в спайке с микропроцессорной техникой и микроэлектроникой – это как раз та область, где будет отдача, потому что люди не занимаются хайпом, а спокойно работают и шаг за шагом учат цифру помогать людям.


Мария Мелконян, директор по GR и маркетингу компании САТЕЛ

«В будущем образование будет развиваться в направлении цифровизации. Однако учителя всегда будут играть важную роль в образовательном процессе»

Цифровые технологии развиваются стремительными темпами, предоставляя грандиозные возможности для прогресса и инноваций. Однако, в связи с этим возникают и риски, которые необходимо учитывать.

2023 год останется в истории как год генеративного искусственного интеллекта (ИИ).Вопрос в том, станет ли генеративный ИИ мощным ускорителем экономики или его популярность будет снижаться, и он займет стандартную нишу среди новых технологий.

Пандемия стала импульсом для использования цифровых технологий в образовании. Сегодня EdTech занимает большую часть рынка. В будущем образование будет развиваться в направлении цифровизации. Однако учителя всегда будут играть важную роль в образовательном процессе. Хотя роботы и автоматизация могут быть вовлечены в некоторые аспекты образования, люди останутся ключевыми в роли преподавателей.

Одним из главных ожиданий от цифровых технологий является их потенциал в улучшении качества жизни людей. Они могут значительно упростить повседневную жизнь, обеспечивая доступ к информации, услугам и развлечениям. К примеру, цифровые технологии могут повысить качество образования, делая его более доступным и интерактивным через онлайн-платформы и образовательные приложения.

Успех генеративного ИИ в 2023 году вызвал обсуждения о возможности создания сильного или общего ИИ, сравнимого с возможностями человека и обладающего субъектностью. Верить в это или нет – вопрос тоже субъективный. Однако, ожидается, что развитие такого ИИ может занять продолжительное время. Однако с развитием цифровых технологий возникают и риски, которые необходимо учитывать. Один из таких рисков – угроза приватности и безопасности данных. С увеличением объема информации, которая собирается и обрабатывается, возникает риск несанкционированного доступа к личной информации. Это может привести к утечкам данных, кибератакам и нарушению конфиденциальности.

Развитие цифровых технологий для людей с ограниченными возможностями или пожилых людей пока происходит медленно. Это может быть связано с различными факторами, включая доступность и адаптацию технологий для конкретных потребностей. Однако с развитием технологий и осознанием важности инклюзивности, можно ожидать прорывов в данной области в будущем.


Евгений Жорницкий, операционный директор Napoleon IT

«Я считаю, что цифровые технологии имеют огромный потенциал для улучшения жизни людей и развития общества в целом. Однако важно учитывать их влияние на глобальную устойчивость и принимать меры для минимизации возможных рисков»

Генеративный ИИ имеет огромный потенциал для ускорения экономического развития в различных отраслях. Он может помочь компаниям создавать новые продукты и услуги, улучшать процессы производства и оптимизировать бизнес-процессы.

Также стоит отметить, что генеративный ИИ не является панацеей для всех проблем и вызовов, с которыми сталкивается экономика. Он является одной из новых технологий, которые могут помочь ускорить развитие экономики, но не может полностью заменить человеческий труд и креативность. Несмотря на все преимущества технологий, обучение без участия преподавателей не может быть полноценным. Образование будущего, на мой взгляд, будет более гибким и индивидуализированным, но при этом преподаватели останутся не менее важными, чем сегодня. Они будут ориентироваться на индивидуальные потребности каждого студента и помогать им развиваться в соответствии с их интересами и способностями.

Некоторые эксперты считают, что создание сильного или общего ИИ может занять десятилетия, а может быть и более. Другие же уверены, что это произойдет уже в ближайшие годы. Не думаю, что сейчас можно как-то корректно оценить воз­можность создания общего ИИ и сроки.

Я думаю, что точно можно ждать прорыва. Сейчас процесс адаптации и внедрения новых технологий в этой области может быть довольно сложным и требовать больших усилий со стороны разработчиков и пользователей. Поэтому процесс кажется более медленным.


Евгения Бурова, директор по коммуникациям криптовалютной биржи Garantex

«Развитие специальных решений для пожилых – огромный растущий рынок. Население Земли стареет, а значит будет больше покупателей таких решений»

1. Цифровые технологии базируются на глобальной устойчивости, так что между устойчивостью и скоростью развития технологий существует и обратная связь. Например, эксперты ВЭФ называют одним из глобальных рисков – сосредоточение практически всего производства литографического оборудования топ-класса, необходимого для создания современных процессоров, в одной компании в Нидерландах, и практически всего производства процессоров – на Тайване. Соответственно, при любой угрозе стабильности этих компаний развитие цифровых технологий притормаживается, а финансовые и политические элиты, заинтересованные в развитии цифровых технологий, прикладывают усилия к стабилизации.

Если говорить об экологической устойчивости, то, по некоторым данным, человек влияет на увеличение СО2 в атмосфере с того самого момента, как научился подпаливать огнем лес. То есть инновационная активность homo sapiens sapiens, несомненно, вредит окружающей среде, но осознавать этот вред человечество начало только благодаря распространению цифровых технологий.

2. Значимую часть буста экономики ИИ уже произвел. Само ожидание его развития заставляет венчурных инвесторов вкладываться в стартапы, и эта фаза уже пройдена. ИИ позволяет, как прежде позволили мануфактуры, конвейер и автоматизация, увеличить производительность труда. Учитывая прогнозы демографов, что к 2050 году человечество пройдет пик численности вследствие естественного снижения рождаемости, эффекты ИИ могут быть частично «съедены» уменьшением числа работающих.

3. В зависимости от того, к какой жизни преподаватель должен будет готовить своих учеников, роль живого человека, персоны может варьироваться. Эксперты скорее согласны, что «образование для богатых» будет нанимать людей, тогда как ниша массового образования может быть занята продуктами на основе ИИ.

Уже сейчас Duolingo увольняет сотрудников, чтобы заменить искусственным интеллектом. Этот продукт – для обычных людей по всему миру, которым нужно подтянуть иностранный язык до уровня общения в супермаркете и чтения меню в туристической поездке. Также заменить преподавателей, ставящих мышечные навыки, несколько сложнее, поскольку эти навыки сложнее оцифровать. Часть преподавателей может превратиться в методистов, которые будут писать промты для ИИ, по которым ИИ будет формировать конкретные учебные задания. Более того, преподаватели уже сейчас могут пользоваться чат-ботами для улучшения и ускорения своей работы.

4. О великом и ужасном ИИ фантасты говорили половину ХХ века. То, что ИИ может выйти из-под контроля – реальный риск. А вот вопрос субъектности – это вопрос признания обществом этой субъектности. Насколько мы признаем субъектом шимпанзе-бонобо, который проходит уровни в Minecraft? Или дельфинов и китов, которые демонстрируют сложнейшее социальное устройство? Таков же вопрос и к признанию субъектными ИИ. Если сравнивать возможности человека и ИИ, то сейчас довольно простые ИИ нередко превосходят человека по своим возможностям. Вот только человек эволюционировал, чтобы выживать в определенной среде, а ИИ создан для конкретных задач.

5. Развитие специальных решений для пожилых – огромный растущий рынок. Население Земли стареет, а значит будет больше покупателей таких решений (в лице самих пожилых, либо в лице родственников и социальных служб).

Кстати, нельзя сказать, что пожилые или неграмотные люди не используют высокие технологии: голосовые сообщения дали огромные возможности пожилым и неграмотным активно пользоваться преимуществами «цифры». Что касается людей с особыми потребностям – то многое зависит от объемов рынков. Если какая-то потребность широко распространена – ее будут закрывать быстрее. Параллельно идут работы над продуктами для аугментации отсутствующих или не функционирующих органов, а также над биологическими решениями (выращивать новые зубы ученые уже научились, хотя разработка до широкой публики еще не дошла).

Будет ли нужно решение для слепых, будет ли оно производиться, если 90% слепых получат биологические или кибернетические новые глаза? Опыт из «биг фармы» показывает, что в этом случае решение для безвозвратно слепых будет отложено. В англоязычной практике для лекарств и лечения есть два разных понятия: cure – то есть восстановление функций, излечение, и treatment – то есть меры, направленные на улучшение качества жизни при неизлечимом состоянии. Если появляется cure, то разработка treatment может стать неприбыльной из-за уменьшения рынка сбыта.


Андрей Наташкин, основатель и СЕО Mirey Robotics, специалист по искусственному интеллекту

«Ежегодно в мире умирает огромное количество людей, отравившихся бледной поганкой. К сожалению, противоядия не было. Нейросеть, проанализировав множество химических соединений, смогла найти решение этой сложной задачи»

2. Однозначно, 2023 год продемонстрировал нам, что искусственной интеллект – это не кратковременный феномен, а серьезная история, способная значительно изменить будущее. Для большинства людей искусственный интеллект интересен в части общения с популярным чат-ботом от OpenAI. Но в действительности развитие нейросетей пошло намного дальше. И каждая отдельная отрасль развивает свои нейросети. Мы это четко видим на примере научного сообщества. Например, в мае 2023 года вышла статья в серьезном издании Nature Communications о том, что китайские ученые с помощью нейросети смогли найти лекарство, способное спасти человека, съевшего бледную поганку. Ежегодно в мире умирает огромное количество людей, отравившихся данным грибом. К сожалению, противоядия не было. Нейросеть, проанализировав, множество химических соединений, смогла найти решение этой сложной задачи.

Эксперименты на мышах уже показали эффективность метода. Тоже касается и остальных сфер. Искусственный интеллект не просто меняет нашу жизнь, его использование позволяет находить ответы на вопросы, которые ранее считались нерешаемыми.


Андрей Кулинич, руководитель программы CDTO Университета Иннополис

«По сути, генеративный ИИ – это другая форма жизни и способы его оценки тоже должны быть иными. Мы хорошо дополняем друг друга»

1. Безусловно. Все технологические переделы происходили под аккомпанемент войн. Есть риски для замедления развития технологий ИИ. Например, если военные действия будут происходить на Тайване, который является мировой фабрикой чипов для ИИ. Но в целом сдержать прогресс технологий не получится. Мир всегда жил фазами война и мир. После активной фазы и попытке на фоне, в том числе развития технологий, заполучить больше зон влияния и богатства, наступает фаза стабильности.

2. Генеративный ИИ перестанет восприниматься как что-то из ряда вон выходящее и станет рутиной. Но это не снизит его влияние на развитие экономики. Вы правильно подметили, что ИИ это, в первую очередь, скорость. Интернет позволил нам коммуницировать, в первую очередь, быстрее, чем это было до этого. Это ускорило экономические процессы. Аналогично происходит и с ИИ. Занял ли Интернет стандартную нишу среди новых технологий? И с ИИ все сложнее. Он в принципе может изменить наше общество.

3. Будущее в любой отрасли за коллаборацией людей и ИИ. Скорее, профессора будут учить роботов, чтобы те учили людей. Это если концептуально. С преподавателей снимут рутинную деятельность и дадут больше времени и возможности действительно заниматься наукой и раскрытием талантов студентов. Но в любом случае, ИИ и люди будут работать вместе.

4. По сути, ИИ уже во многих областях превзошел человека. Мы пока ошибочно меряем ИИ человеческими аналогами, до сих пор не разобравшись полностью в природе человеческого интеллекта. По сути, генеративный ИИ это другая форма жизни и способы его оценки тоже должны быть иными. Мы хорошо дополняем друг друга. Но то, что ИИ в какой-то перспективе, пусть не ближайших лет, станет субъектен – это, на мой взгляд, бесспорно.

5. В первую очередь экономикой. Ученые, разработчики, инвесторы, идут в первую очередь в области, где можно получить отдачу на вложения. Увы. Но радует, что очень большое количество общих технологий ИИ уже способно упрощать и облегчать жизнь людям с ограниченными возможностями. Те же мультимодальные модели способны в ближайшее время стать проводниками, глазами, ушами людей с ограниченными возможностями. И для этого не потребуется никаких дополнительных инвестиций.


Григорий Урьев, генеральный директор компании «Синтерра Медиа»

«Далеко не для каждой отрасли ИИ – действительно работающая технология. На стыке законодательства и медиаотрасли эта технология пока малоэффективна»

Отчасти популярность генеративного ИИ (Generative AI) связана с прогнозами консалтинговой компании Gartner, на чьи исследования опирается мировое сообщество ИТ-специалистов. По данным аналитиков, генеративный ИИ станет применяться в 90% организаций по всему миру уже в ближайшие два-три года.

Помимо генеративного ИИ, Gartner в 2023 году определил ряд новых методов искусственного интеллекта, которые могут использоваться как автоматизированные решения в бизнесе. Это имитационный ИИ (AI simulation), причинный ИИ (causal AI), федеративное машинное обучение (federated machine learning), наука о графовых данных (graph data science), нейросимволический ИИ (neuro-symbolic AI) и обучение с подкреплением (reinforcement learning). Казалось бы, все готово к полноценной замене человека искусственным интеллектом. Однако, не все так просто. Далеко не для каждой отрасли ИИ – действительно работающая технология. На стыке законодательства и медиаотрасли эта технология пока малоэффективна.

В регулировании медиаотрасли большое внимание уделяется контенту. Защита чувств верующих, указание статуса иноагента, запрет на ЛГБТ-пропаганду, выявление сцен курения и демонстрации алкоголя – все это необходимо проверять в контенте и корректировать. Причем, давность создания контента и неоднократные его показы роли не играют.

К примеру, принятый в декабре 2022 года запрет на ЛГБТ-пропаганду коснулся многих участников медиарынка: СМИ, вещателей, VoD-платформ, киноиндустрии, книгоиздания и других. Согласно новым требованиям законодательства, участники рынка обязаны отсматривать и проверять заново всю свою библиотеку контента.

Перепроверка контента требует профессионализма экспертов разного уровня, к примеру, таких как редакторы, юристы. Сначала необходимо отсмотреть материалы на выявление сцен, которые могут быть отнесены к ЛГБТ-пропаганде и составить списки «опасных» для каждой единицы контента. Затем эксперты принимают решение по каждой выявленной сцене: где-то необходимо размыть изображение или поменять возрастную маркировку, зашумить бранные слова. Далее на основе сформулированного «технического задания» идет финальный отсмотр контента.

Собственно, когда уже известен хронометраж «опасных сцен» и прописаны все действия, в принципе можно использовать искусственный интеллект. Некоторые видеосервисы и вещатели применяют автоматизированные решения на отдельных стадиях подготовки контента для исполнения запрета на ЛГБТ-пропаганду и иные законодательные требования.

Тем не менее, несмотря на развитие генеративного ИИ, который стремится к «очеловечеванию», технология не способна пока распознать все тонкости перипетий сюжета или задумки интриги режиссера, оценить поведение и мотивацию героев, положительную или отрицательную окраску действий героев в зависимости от хода действия сюжета. Подобную глубокую оценку контента, выявляя, в том числе факторы, которые «прописаны» неявно, сможет дать только человек. 


Михаил Сухоруков, основатель и руководитель компании «ТопСети»

«Предполагаю, что генеративный ИИ станет стандартом для новых технологий, но ускорителем экономики может стать только их совместное использование»

1. С одной стороны, цифровые технологии способны играть значительную роль в улучшении мировой устойчивости, предоставляя новые инструменты для сбора данных, мониторинга, анализа и контроля.

Они могут помочь прогнозировать природные катаклизмы, оптимизировать потребление природных ресурсов, мониторить и улучшать состояние окружающей среды, повышать безопасность людей, совершенствовать медицинские, образовательные услуги. Открывают огромные возможности для управления городами, транспортом, социальными процессами. Используя ИИ, небольшие компании могут уменьшить свои затраты на производство и получить помощь в разработке новых продуктов и услуг. Это позволяет им конкурировать с крупными компаниями и предотвращать глобализацию и монополизацию рынка.

С другой стороны, бурное развитие цифровых технологий ведет к быстрому увеличению числа пользователей интернета и гаджетов. Это вызывает стремительный рост потребления данных и энергии и оказывает существенную нагрузку на экологию. Выбросы углекислого газа возрастают, симптомы глобального потепления усиливаются.

Есть и другое «но». Монополизация данных крупными технологическими гигантами – такими как Google, Apple или Microsoft – создает риск утраты информационной независимости стран.

2. Генеративный ИИ будет продолжать активно использоваться в таких областях как разработка лекарств, дизайн продуктов и создание контента. Но это только одна из многих технологий, которые могут ускорить экономический рост. Есть и другие перспективные технологии – блокчейн, 5G и глубокое обучение, машинное обучение и т.д. Предполагаю, что генеративный ИИ станет стандартом для новых технологий, но ускорителем экономики может стать только их совместное использование.

3. Я уверен, что преподаватели продолжат играть ключевую роль в образовательном процессе, особенно в таких сферах как искусство, социальные науки, физическое воспитание. Но их деятельность станет более эффективной с использованием цифровых технологий. Уже сейчас ИИ используют для создания методик обучения, индивидуальных учебных планов и рекомендаций. Благодаря цифровым технологиям доступ к качественным знаниям может получать любой человек – через онлайн-платформы и виртуальные классы. Предполагаю, что в будущем ИИ сможет взять на себя рутинные задачи, которые сейчас отнимают много времени у учителей, например, заполнение различных документов.

Еще раз акцентирую: технологии не смогут никогда полностью заменить преподавателя. Его роль заключается не только в презентации данных и контроле усвоения информации, но и в развитии у детей социальных навыков и критического мышления.

4. Для исследователей в области ИИ это действительно одна из главных целей. Несмотря на быстрое развитие технологий в области искусственного интеллекта, пока сложно предсказать, когда может быть создан ИИ, сравнимый с возможностями человека. Но предполагаю, что это произойдет в ближайшие годы.

5. Сегодня ИИ активно используется для помощи пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья. Например, существуют специальные программы и приложения, которые помогают следить за здоровьем, контролировать прием лекарств и общаться с друзьями и родственниками. Кроме того, искусственный интеллект привлекается для диагностики и лечения различных возрастных заболеваний типа болезни Альцгеймера или деменции. Но соглашусь с тем, что технологии в социальной сфере развиваются медленнее, чем в других. Предполагаю, что это связано с низкой окупаемостью проектов. Без спонсирования разрабатываемых инноваций развитие социальных проектов невозможно. Они требуют значительных вложений, как финансовых, так и человеческих ресурсов, а также новых разработок ученых, инженеров, технологов, врачей и других специалистов. Изменить ситуацию в лучшую сторону может поддержка государства. Развитие ИИ в этой сфере поможет пожилым и людям с проблемами со здоровьем интегрироваться в социальную жизнь и улучшить их качество жизни.


Владимир Коченов, co-founder криптообменника Exchange-247.com

«ИИ все еще нужно контролировать и проверять – хорошим примером является нейросеть от Microsoft, которая за считанные дни в соцсети «сошла с ума» и грозилась убивать пользователей»

1. Я считаю, что, да, цифровые технологии и устойчивость мира тесно связаны. Технологии могут как способствовать усилению устойчивости (например, в области экологии и медицины), так и угрожать ей (например, в сфере кибербезопасности или социальных аспектов). Большинство экспертов в сфере ИИ видят в развитии только угрозу – я лично сталкивался с дипфейками, когда вам якобы поступает звонок от партнера с просьбой перевести средства, а по факту – это оказывается мошенничеством. И сегодня совершенно непонятно, как бороться с таким форматом дипфейков, что и наводит на пугающие мысли.

2. Генеративный ИИ имеет потенциал стать мощным ускорителем экономики. В умелых руках нейросети могут решать до 80% задач, в том числе экономических. Хайп вокруг таких продуктов, как chatGPT, нисколько не спал с момента популяризации ресурса. Более того, судя по растущему количеству инфопродуктов на тему ИИ, в 2024 тема остается очень актуальной и стремительно развивающейся.

3. Образование будущего будет сильно зависеть от цифровых технологий. Сегодня мы понимаем, что полностью отойти от людей-преподавателей невозможно. ИИ все еще нужно контролировать и проверять – хорошим примером является нейросеть от Microsoft, которая за считанные дни в соцсети «сошла с ума» и грозилась убивать пользователей. Преподаватели будут играть важную роль в персонализации обучения и ведении диалога с учащимися. Возможно, роботы будут использоваться для поддержки, но человеческое участие в образовательном процессе остается ключевым.

4. Сильный или общий ИИ возможен, но точное время его появления сложно предсказать. Это зависит от многих факторов, включая прорывы в области алгоритмов, вычислительной мощности и понимания мозга. Уже сегодня за 10 часов общения с chatGPT можно научить ИИ писать в вашей стилистике, используя те фразы и словосочетания, которые вы бы использовали сами. Учитывая данный фактор, появление сильного, «вольно мыслящего» ИИ возможно уже к 2025.

5. Медленное развитие использования цифровых технологий для людей с ограниченными возможностями или для пожилых связано с техническими, социальными и экономическими препятствиями. Для старшего консервативного поколения изучение новых технологий и так непростая задача, тем более, когда тема настолько обширна, как область ИИ. Создание образовательных каналов и сообществ поможет распространить и популяризировать тему – уже сейчас на рынке представлено несколько качественных курсов по теме ИИ, и в ближайшее время таких инфопродуктов станет только больше. Качественные и доступные образовательные материалы помогут пожилым людям и людям с ограниченными возможностями приобщиться к теме нейросетей и ИИ.


Марина Аншина, председатель правления  Союза ИТ-директоров

«Для использования генеративного ИИ, так же, как и для других технологий, нужен грамотный подход, который может сформироваться только со временем»

1. Чем сложнее технология, тем сложней ей управлять, но вместе с тем важнее управлять ей правильно. Если человечество увлечется играми или, что то же самое, заигрываниями, с новыми технологиями, то риски потери устойчивости многократно увеличатся. Современная этика должна включать вопросы использования новых технологий во благо человечества, а не для его уничтожения. На основании теоретического решения этических вопросов должны быть разработаны и внедрены соответствующие законы.

2. Хайп всегда спадает, это объективный процесс любой технологической моды, описанный Гартнером. Для использования генеративного ИИ, так же, как и для других технологий, нужен грамотный подход, который может сформироваться только со временем. Со временем он займёт свою нишу, границы которой пока до конца непонятны.

Цифровые технологии – это не  полезные ископаемые, объёмы которых ограничены. Поэтому они могут использоваться и для бизнеса, и для государства, и для человека одновременно. При этом использование в одной области при условии нормального развития общества активизирует развитие технологии в других областях.

3. С моей точки зрения образование будет развиваться в сторону персонализации и расширения возможностей. При этом роль руководителя будет смещаться в сторону проводника по наилучшему использованию разных вариантов обучения, лучше всего подходящих конкретному обучающемуся. Думаю, что полностью преподавателя ИИ не заменит, но его роль в учебном процессе изменится. Преподавание – это творческая профессия, а ИИ пока тут проигрывает человеку.

4. ИИ уже сейчас по многих областях превосходит человека. Я считаю, что в повторяющихся операциях надо использовать ИИ, а там, где нужен индивидуальный творческий подход, нестандартные приёмы, лучше дать действовать естественному интеллекту. Прежде чем создавать сильный ИИ, надо продумать, как человечество будет с ним взаимодействовать. Законы робототехники А. Азимова 1942 г. уже не подходят.

5. Если говорить про использование цифровых технологий для людей с ограниченными возможностями, то тут всё как раз развивается стремительно. Возможно, больше теоретически, чем практически. Подозреваю, что практики отстают из-за невысокой коммерческой привлекательности таких проектов. Если говорить про пожилых людей, то многие из них не слишком доверяют компьютерам. Как только пожилыми станут те, кто не представляет себе жизни без них, откроется довольно большой рынок. Однако я не верю, что в ближайшие годы цифровые технологии прочно завоюют эти области.


Владимир Лепский, д.п.н., Институт философии РАН

«Наступит эра ограничения цифровых коммуникаций между людьми, эра живого общения»

2. Генеративный ИИ не сможет стать мощным ускорителем экономики. Он займет адекватную его возможностям нишу, принципиально не выделяясь от других технологий ИИ. Главное ограничение для широкого использования генеративного ИИ связано с тем, что он не владеет сведениями о том, как строится его картина мира и не может об этом рассказать пользователю. Для преодоления этого ограничения систему генеративного ИИ следует «погружать» в намного более сложную систему ИИ, способную отслеживать историю формирования его картины мира, а также иметь модели пользователей для адекватного объяснения им сформированных картин мира и более того уметь фильтровать в интересах пользователя исходные данные. Другими словами, расширенная система ИИ должна обладать развитыми свойствами субъектности, прежде всего саморефлексией и рефлексией по отношению к пользователям. Решение таких задач недоступно для систем ИИ в ближайшие десятилетия.

3. Состояние мирового сообщества и особенно «коллективного Запада» дает основание утверждать о тотальной дебилизации всех членов от государственных деятелей до рядовых граждан. Причин много и далеко не только связанных с цифровыми трансформациями. В недалеком будущем произойдет прозрение человечества, что такой сценарий ведет его в пропасть. Социальные тренды будут связаны с повышением социальной ответственности, преодолением эгоизма на всех уровнях от государственного до индивидуального. Эти тренды будут способствовать увеличению роли непосредственного общения, стимулированию эмпатии и взаимной рефлексии. Будет резко повышаться роль учителя и преподавателя в обеспечении этих процессов в условиях непосредственного общения с обучающимися. Наступит эра ограничения цифровых коммуникаций между людьми, эра живого общения.


Владислав Протасов, д.т.н., МАИ

«Поскольку ИИ – это инструмент, усиливающий интеллект, то, несомненно, он ускорит экономику при условии правильного его применения»

1. Технологии – это инструмент, им пользуются как деструктивные, так и позитивные силы, кто из них окажется сильнее (а технологии усиливают мощь применяющих их сторон), тот и окажется на данный момент и некоторое время после «царем горы».

2. Поскольку ИИ – это инструмент, усиливающий интеллект, то, несомненно, он ускорит экономику при условии правильного его применения. Теория систем коллективного интеллекта, развиваемая в МАИ, показывает, что если физическая сила 10 человек возрастает в 10 раз, то интеллектуальная сила 10 человек, при использовании ими технологии эволюционного согласования решений возрастает в 146 раз.

В МАИ создана и функционирует ГИСКИ – группа исследователей коллективного интеллекта. Группа занимается вопросами развития теории этого направления, создания единиц и измерительных шкал интеллектуальной силы и сложностей задач с тем, чтобы контролировать рост силы ИИ, а в дальнейшем и общего интеллекта, одиночных специалистов и их коллективов, их симбиозов с ИИ. Группа занимается также созданием структур и правил взаимодействия между акторами разной природы с тем, чтобы уменьшить до требуемых практикой величин вероятностей ошибок, делая вклад в решение центральной проблемы ИИ – снятия недоверия к результатам его работы, поскольку в настоящее время невозможно знать, правильное ли решение выдал ИИ или ошибочное. Найденные структуры и методы позволят повысить доверие к результатам медицинской диагностики, потоковому распознаванию лиц и в других критических областях применения ИИ, где цена ошибки велика. Группа открыта для новых исследований и исследователей, занимающимися или интересующимися подобными проблемами.

3. Преподаватель – ключевая фигура в преподавании и воспитании новой смены, и если он грамотно и в достаточной мере использует цифровые технологии, без перегибов в ту или в другую сторону, то система образования будет эффективной.

4. Более или менее точный прогноз составить невозможно, поскольку мы имеем дело с неизвестными нам сущностями разума и сознания, которыми мы хотим наделить общий интеллект и поэтому ставить такой вопрос преждевременно.

Нужно, во-первых, уметь строить низкоэнергетические структуры, обладающие критическим количеством составляющих их элементов, сравнимые по крайней мере с человеческим мозгом.

И, во-вторых, знать «код жизни» – набор и состав информационных генов, которые будучи помещенными в подготовленную для них в пункте первом среду, смогут запустить там вспышку сознания, которое может непрерывно развиваться, структурируя знания, и стать личностью, отделенную от внешнего мира, имеющую свою самость, могущую обучаться с учителем и без учителя, постоянно увеличивающую свою интеллектуальную силу, пределов роста которой не существует.

5. Скорее всего да. И вовсе не медленно. В эту сферу вливается много средств, в том числе и грантовых. Уже существуют тяжело больные люди с чипами, вживленными в мозг, подавляющие их болезни и без которых они бы погибли.


Сергей Белец, фаундер компаний Smartstate & Unilayer

«Генеративный ИИ – хороший мощный инструмент, равного которому по силе человечество давно не получало. Он позволяет значительно поднять продуктивность каждого отдельного человека»

1. Да, глобальная устойчивость падает во многом благодаря развитию технологий. У многих возникает иллюзия, что они получили винтовку в мире, вооруженном луками. Нужно время, чтобы этот неоправданный энтузиазм стал тише.

2. Генеративный ИИ – хороший мощный инструмент, равного которому по силе человечество давно не получало. Он позволяет значительно поднять продуктивность каждого отдельного человека. Разумеется, это может привести к серьезному ускорению экономики, но потребуется очень существенная перестройка бизнес-процессов. Прогресс творят и свободные, и несвободные люди, но свободные делают это эффективнее.

3. Добавим сюда еще и развитие генеративного ИИ и увидим, что в недалеком будущем очное образование у человека станет мало кому доступной привилегией

4. Это очень мощный инструмент, который люди и без того будут использовать так, что любой скайнет позавидует.

В самом ИИ опасности нет, но, возможно, в будущем красивый пиар расскажет нам историю, что гайки закрутил он, а не конкретные интересанты.

5. Когда сами инженеры постареют и озаботятся этой проблемой. Лет через 10-15.


Сергей Трофимов, советник генерального директора, Российский институт стандартизации

«Если применение технологий будет признаваться не выгодным, то оно будет приобретать достаточно противников, которые будут всячески пытаться сдерживать их развитие, внедрение и применение»

1. Думаю, что процессы имеют обратную зависимость. Чем больше растет неопределенность, тем стремительнее развиваются технологии, так как есть надежда, что их применение в состоянии гасить возможные негативные выбросы и последствия.

Само по себе развитие технологий никак не влияет на устойчивость мира, так как устойчивость связана с проявлением воли основных мировых акторов в сфере политики и экономики, а вот технологии – это инструмент в их руках. И какой он будет, этот инструмент, хороший или плохой, зависит, в первую очередь, от самих людей, в особенности от тех, кто уполномочен принимать решения, влияющие на общественную жизнь.

Что касается, в какой пропорции развитие технологий должно служить для бизнеса, государства и человека, то пропорции здесь не нужны.

Основным мерилом выступают потребности общества, как в части совершенствования инструментов госуправления, так и в бизнесе, и в повседневной жизни. Со временем спрос и предложение цифровых технологий придут в равновесие в каждой из этих сфер, определив масштабы (пропорции) их использования.

Основными параметрами для определения степени (уровня) контроля за нарушителями является прозрачность, объективность, справедливость и этичность, однако они нивелируются определением выгоды от внедрения цифровых технологий со стороны органов государственной власти, предпринимателей и общественных организаций. Если применение технологий будет признаваться не выгодным, то оно будет приобретать достаточно противников, которые будут всячески пытаться сдерживать их развитие, внедрение и применение.

2. Если не сформировать пользовательские сценарии в различных областях деятельности и не адаптировать функционал генеративного ИИ к применению при выполнении таких сценариев, то технология окажется хайповой, но «не взлетит», по аналогии с тем, как многие несвоевременные стартапы с отличными идеями и реализациями не превращались в единорогов именно по причине несвоевременности.

Но даже если такое и произойдет, все равно в будущем генеративный ИИ или то, что станет его преемником, все равно найдет свою нишу и сильно повлияет на способы и сценарии работы человека с машиной и решение многих задач.

3. При активном использовании цифровых технологий в образовании роль преподавателя трансформируется в источник генерации знаний (учебных материалов) и формирования эффективных инструментов доведения этих знаний в различных формах до обучающихся.

У преподавателя, скорее всего упразднится часть рутинных задач, таких как функция определения программы обучения и персональной траектории обучения для каждого учащегося, проверки и определения уровня знаний, – это все может выполнять машина.

Но содержание дисциплин, состав методических материалов и алгоритмы машинной работы будет и дальше формировать все-таки человек, до тех пор, пока человечество не придумает какие-то инструменты влияющие на процесс запоминания и освоения знаний и навыков на уровне подсознания.

4. Верю. Предполагаю, что с таким ажиотажем, какой наблюдается сейчас, весь процесс не займет более 10-15 лет, однако на этом пути могут возникать различные сложности как искусственного (противодействие самих людей), так и естественного (нехватка ресурсов для обеспечения развития технологий) характера.

И, конечно, не следует исключать глобальных негативных факторов, таких как войны, эпидемии, катастрофы природного и техногенного характера, которые также могут способствовать замедлению развития технологий.

5. Основные проблемы, на мой взгляд, связаны с необходимостью узкой специализации решаемых задач, так как ограниченные возможности характеризуются в каждом отдельном случае своими особенностями, связанными как с причинами, так и с последствиями для человека, в которых, собственно, выражаются сами эти ограничения возможностей.

Именно поэтому основная сложность – невозможность применения универсальных решений, а значит и малое количество потребителей в каждом отдельном специализированном случае разработки и применения таких цифровых технологий. Фактически нет возможности коммерциализации на текущем уровне спроса и стоимости самих решений.


Ольга Филатова, экспертный клуб «ИТ-Диалог», административный директор

«Кто-то уже “живет” в мета-вселенных, а у части населения нет потребности в электронной почте»

Использование цифровых технологий в бизнесе регулируется экономической эффективностью и нормативными требованиями со стороны органов власти. Для каждого отдельного человека – это вопрос опять же требований государства и личных предпочтений, любознательности, просвещенности и желания погружаться в цифровые миры. Кто-то уже «живет» в мета-вселенных, а у части населения нет потребности в электронной почте.

Мне представляется, что самый сложный вопрос скорее не о пропорции, а о границе применения цифровых технологий со стороны государства и органов власти. В Википедии в статье о Smart city говорится: «Умные города определяются как “умные” как с точки зрения того, как их правительства используют технологии, так и с точки зрения того, как они контролируют, анализируют, планируют город и управляют им. В умных городах обмен данными не ограничивается самим городом, но также включает предприятия, граждан и другие третьи стороны, которые могут извлечь выгоду из различных видов использования этих данных. Обмен данными из различных систем и секторов создает возможности для улучшения понимания и получения экономических выгод».

И здесь крайне важно придерживаться разумности и сохранение баланса между контролем и наказанием ,созданием комфортной среды для жизни граждан и ведения бизнеса.


Ключевые слова:
нейросети, генеративный искусственный интеллект, цифровые технологии, робот, робототехника, chatGPT.

 

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика