«ИКТ в госсекторе»: планы и перспективы
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

«ИКТ в госсекторе»: планы и перспективы

Главная / Новости редакции / «ИКТ в госсекторе»: планы и перспективы


18 марта в Москве прошла конференция «ИКТ в госсекторе2014», организованная CNews .

В ней приняли участие представители крупнейших отечественных профильных компаний, федеральных ведомств и региональных властей. Своим опытом работы с госсектором поделились также и специалисты из Белоруссии и Казахстана.

Основным содержанием выступлений на конференции стали оценки эффективности госрасходов на применение ИКТ, а также планы государства в этой сфере.

Открывая мероприятие, Александр Левашов (заместитель главного редактолра  CNews) представил доклад аналитиков своего холдинга, в котором содержалась оценка общего уровня госрасходов на внедрение ИКТ, а также  список приоритетных задач в сфере информатизации, которые предстоит решить федеральным органам власти в ближайшие годы.

Вот то, что касается расходов. В 2013 г. на информатизацию госсектора было направлено 85,2 млрд руб. 63,5% этой суммы приходится на 10 крупнейших ведомств, среди которых МВД, ФНС и Федеральное казначейство. Общая сумма ИКТ-расходов за три года (2012–2014) должна превысить 243 млрд руб, что на 30% больше, чем планировалось при формировании бюджета ранее (181 млрд руб. на тот же период). По оценкам экспертов, доля госзаказа составляет 15-20% от совокупного объема ИКТ-рынка России, и в ближайшее время объемы госзаказа будут продолжать расти за счет целого ряда крупных инициатив.

Задачи в сфере ИТ, которые стоят перед федеральными властями, аналитики CNews формулируют так:
«Создать государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы, системы и ИКТ-сети; запустить 14 приоритетных федеральных госуслуг в электронном виде; начать выдачу электронных паспортов гражданина РФ вместо действующих бумажных в 2016 г.; запустить ГИС ЖКХ на полную мощность к 2016 г.; оптимизировать документооборот врачей с использованием внедренных в 2011-2013 гг. медицинских информационных систем; оптимизировать затраты на развитие и поддержку федеральных ИТ-систем; перевести в режим «одного окна» все услуги по операциям с недвижимостью;  запустить систему «Электронный бюджет»; сократить объем ручного труда в ходе налогового администрирования; перейти от бумажного к электронному документообороту между федеральными ведомствами и Правительством до конца 2017 г.»

Сами же представители властей, и в первую очередь Минсвязи, ответственного за информатизацию и создание электронного правительства, предпочли в своих выступлениях остановиться лишь на отдельных проектах, осуществляемых государством. 
Замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев подробно рассказал в основном о двух из них -  ГИС ЖКХ (на базе существующей инфраструктуры электронного правительства) и «Независимый регистратор» (призванной обеспечить защиту  электронных аукционов от мошенничества). Еще два проекта были лишь упомянуты – новая ИТ-архитектура для «Почты России» и создание электронной системы обмена юридически значимыми документами.

Про ГИС ЖКХ, создаваемую совместно с Министерством строительства было рассказано довольно подробно. При этом М. Евраев отдельно  упомянул затруднения (уже вроде бы преодоленные), возникшие при согласовании законодательного обеспечения применения системы. Формально, речь о том, что вместо многочисленных сайтов и порталов, якобы раскрывающих информацию о ЖКХ, появится один, встроенный в систему электронного правительства, на котором в личном кабинете гражданин сможет в полном объеме получить информацию о своих задолженностях, затратах, объеме полученных услуг и т.д. Региональные профильные ГИСы будут, если возможно, интегрированы в новую систему.  Единая система  предложит, кроме прочего, ряд новых сервисов – если жители дома примут соответствующее решение, они смогут проводить свои полномочные собрания посредством государственного портала. Вместе с тем, как сказал замминистра, пока у новой ГИС есть проблемы  с архитектурой, есть вопросы с нагрузочным тестированием (пользователями-то станут практически все физические и юридические лица в стране). Однако, судя по всему, главные проблемы у проекта еще впереди – Минсвязи и Минстрой предлагают ввести новую норму в действующее законодательство – если поставщик услуг ЖКХ вовремя и в полном объеме не предоставить информацию в ГИС, потребитель может не оплачивать услуги.

Второй проект тоже содержит законодательную составляющую. И там она не менее впечатляющая, чем «айтишная».  Проект призван побороть известные и массово применяемые уловки организаторов и участников электронных торгов.  К таким уловкам в докладе были отнесены, в частности, сокрытие функционала, блокирование действий, некорректное ведение счетов, DDos -атаки на соответствующие ресурсы и т.д.  Поскольку бороться с этим явлением основываясь на скриншотах неэффективно, в Минсвязи решили  создать систему «Независимый регистратор», включающую рабочие места участника торгов и сотрудника ФАС, которая позволит в онлайновом режиме отслеживать происходящее на аукционной площадке (в т.ч. была ли DDos-атака и т.д.) и на основании полученных данных принимать решения о законности результатов аукциона, допуска участника. Но это еще не все – М. Евраев видит как необходимое дополнение этого проекта введение ряда новых юридических новшеств.  Например, сократить «огромное количество молоточных аукционов» - чтобы не только госзакупки происходили на электронных площадках. Есть и еще одно – уничтожить традиционную заявку участник аукциона. Заявка должна подаваться с рабочего места участника через несколько минут после официального открытия аукциона. Это должно исключить и предварительный сговор участников и организаторов.

Другой представитель Минсвязи, глава департамента развития электронного правительства Владимир Авербах, явно отвечая на прозвучавшую на конференцию критику, экспертов в адрес программных документов министерства, в начале своего выступления повторил тезис из министерского плана – к 2018 году 70% граждан должны получать госуслуги в электронном виде. И продолжил, что имеющиеся пока темпы прироста показателя сделать это не позволят. Как и административные методы. А потому нужны новые подходы: создание соответствующих экосистем, поощрение, распространение лучших практик.  И, конечно, надо попробовать сделать электронные гос-сервисы поудобнее – есть серьезные проблемы с регистрацией, возможностью онлайн-оплаты через гос-портал и т.д.  После этого было подробно рассказано о том,  какими путями обеспечивается большее удобство. Говорилось, в частности, о мобильных приложениях, новой системе СНИЛС, необходимости создания единой электронной системы записи на прием в госорганы, расширения функционала МФЦ (чтобы могли, например, выдавать  квалифицированную цифровую подпись), создании системы онлайн обжалования решений по предоставлению госуслуг, курьерской доставке документов (если услуга – в их предоставлении).

Эта тема дополнительное развитие  в докладе представителя ОАО «Универсальная электронная карта» (УЭК) – среди тем его выступления можно было бы выделить две – нужно расширять число пунктов приема заявок на УЭК и, по возможности расширять круг разного рода сервисов, которые могли бы быть доступны с ее помощью. Тут, как справедливо было отмечено, очень многое зависит от активности властей регионов  и бизнеса. Хотя с последним получается какой-то замкнутый круг – малое количество пользователей – бизнесу невыгодно участвовать , а значит мало сервисов.  Мало сервисов – у граждан не возникает особого интереса ехать за тридевять земель, чтобы получить карту.  Впрочем, часть  проблем с распространением карт  может быть решена с помощью специальной инвестиционной программы, реализуемой ОАО УЭК –  для регионов , где распространение карт сдерживается недостатком средств.  4 субъекта РФ уже включились в эту программу, а еще 16 заключили протоколы о намерениях.

Представители компаний, работающих в секторе  ИКТ  (и в том числе реализующих планы министерств и администраций) в основном были далеки от оптимизма, оценивая как динамику выполнения планов  по информатизации, так и выполнимость отдельных показателей планов Минсвязи.

Характеризуя процессы создания единой системы госуслуг, электронного правительства бизнесмены отмечали некое заметное торможение процесса, причем несмотря на то, что серьезного снижения объема вкладываемых средств не наблюдается. И еще совсем недавно в международном рейтинге готовности к электронному правительству в 2012г. страна поднялась сразу на 32 позиции. «Некоторая стагнация», «нет серьезных движений» (Дмитрий Финк, AT Consulting), «пароход забуксовал», «теперь даже ажиотажа за субсидиями не было» (Андрей Чучелов, BSS Consulting).  
Особые сомнения вызвали сроки, установленные Минсвязи для достижения высоких показателей в реализации крупнейших проектов. Единая ИС органов власти к 2018 году? «В регионах иногда нет информационных систем в ведомствах» (Вадим Деянышев, АйТи Ведомственные системы). «Действующие порталы везде есть, во всяком случае, на бумаге» (А. Чучелов).  Достичь к 2018 году семидесятипроцентного охвата граждан электронными госуслугами?  «Сейчас 4,2%, чтобы достичь этого, надо чтобы прибавлялось по 16-20 миллионов человек в год. Тут нужны какие-то невероятные усилия», «регионы устали от расширения числа приоритных услуг, пора обратиться к качеству…  МФЦ реально оказывают пять услуг…  Подключение ЗАГСов к ИС? Начнут шевелиться в 2018-м году»  (Д. Финк). 
Впрочем, далеко не все выступавшие связывали снижение темпов внедрения ИТ технологий в госсекторе и сопутствующие проблемы с отсутствием интереса у федерального правительства и регионов. Представители бизнеса указывали на перестановки в Минсвязи. А представители министерства (отвечая на частный вопрос о создании нового портала госуслуг) говорили о том, что происходила смена приоритетов. 
Однако этим диапазон оценок по поводу сути обсуждавшихся проблем , разумеется, не исчерпывается. Вот, например, мнение участника мероприятия, который не выступал с официальным докладом. 
Станислав Денисюк (ЗАО «Технологии качества»):

«Доклады по поводу информатизации госуслуг показывают – очевидно, что ряд проблем существует. Мы занимаемся тестированием  в том числе и в секторе государственных услуг, и мы видим эти проблемы. Они  могут быть обусловлены разными факторами.  Что об этих факторах можно было почерпнуть из докладов на сегодняшней конференции? Во-первых – большие объемы и сжатые сроки на реализацию продукта. Если на федеральном уровне запланированные программы выполняются в полной мере, то на уровне регионов ИС отработаны уже не до конца и не предоставляют конечным пользователям всего перечня услуг,  либо предоставляют не в том виде, в каком пользователь ожидает их увидеть. Часто разработчики прибегают к привлечению субподрядчиков – это более низкие по инфраструктуре компании-разработчики, выполняющие работы более дешево. Конечно, каждый субподрядчик отвечает за свою часть, свой разработанный модуль. Но за всю систему в целом зачастую ответственности никто не несет. Что, естественно очень сказывается на качестве такого продукта в целом. Это приводит к проблемам в части интеграции ИС между собой. Особенно это касается интеграции федеральных порталов с ИС на региональном уровне. Есть расхождения в моделях данных, в моделях информационного обмена данными между ИС на региональном уровне, что ведет, в том числе и к потере данных.

Также существуют проблемы в части идентификации, регистрации и авторизации пользователей на порталах.  И если на федеральных предлагаются какие-то механизмы и процедуры регистрации, то выдержать их в полной мере на уровне региона зачастую сложно. Потому что каждый портал это дополнительный перечень атрибутов идентификации. А их рост, в свою очередь, ведет к проблемам отслеживания актуальности этих атрибутов. И не ясен механизм получения того или иного атрибута при и прохождении процедуры регистрации. И мы приходим к тому, что в конечном итоге поль зователь не может в полной мере быть уверен что он защищен. В докладах предлагают попробовать решить эту проблему с помощью  ЕСИА,  а также использованием сетевых протоколов защищенного характера.  Но это замедляет информационный обмен между системами - на шифрование и дешифрование уходит время, а задержки в канале могут играть существенную роль. Здесь необходим системный подход в тестировании» начиная с самых ранних этапов разработки».

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика