Евгения Василенко: «Для роста компаний нужны условия, как для растений, которые из теплицы высаживают в открытый грунт»
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
август    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

04.08.2020

В Москве стартовал Акселератор сферы услуг

Читать далее 

03.08.2020

Поддерживаю.РФ приглашает разработчиков программного обеспечения

Читать далее 

03.08.2020

Сильные технологические компании, антикризисные бизнес-кейсы и эксклюзивная аналитика по технологиям в ритейле на Retail Hub 2020

Читать далее 

30.07.2020

В августе в Москве состоится обучающий интенсив «Мама-предприниматель»

Читать далее 

показать все 

Статьи

15.05.2020

Жить под водой, мечтая о солнце

Читать далее 

06.04.2020

Как продвигать и продавать в новой реальности?

Читать далее 

06.04.2020

Испытание или шанс?

Читать далее 

08.03.2020

Бэкап: облака или софт?

Читать далее 

08.03.2020

Считаем эффективность ИТ-проектов

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Евгения Василенко: «Для роста компаний нужны условия, как для растений, которые из теплицы высаживают в открытый грунт»

Главная / Интервью / Евгения Василенко: «Для роста компаний нужны условия, как для растений, которые из теплицы высаживают в открытый грунт»


Евгения Василенко:
«Для роста компаний нужны условия, как для растений, которые из теплицы высаживают в открытый грунт»

На вопросы «БИТа» о проблемах экспорта российской ИТ-продукции отвечает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»

Евгения Василенко
Евгения Василенко –исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»

– Евгения, можно ли говорить об экспорте российской продукции, если в собственной стране доля отечественных ИТ-продуктов, как известно, не превышает четверти рынка?

– ИТ-отрасль – одна из тех отраслей в России, которая активно экспортирует продукты и услуги. Но вы правы в том, что есть перекосы со спросом на наши решения внутри страны. Иногда даже возникают парадоксы, когда компании, продающие свои продукты в 70 странах мира, сталкиваются с тем, что российские госзаказчики почему-то выбирают аналогичную продукцию их конкурентов. Это проблема, над которой мы сейчас работаем. Нужно понимать, что востребованность и стабильность на домашнем рынке обеспечивает компаниям тыл в других странах. Объем экспорта напрямую связан с условиями работы на родине.

Большинство мировых ИТ-гигантов выросло именно на локальных рынках, после чего они стали завоевывать мировые. Дома компания может тестировать и совершенствовать свои продукты, наращивать ресурсы для дальнейшей международной экспансии.

Нужны условия для роста компаний, как для растений, которые из теплицы высаживают в открытый грунт. Поэтому и поддержку экспорта невозможно организовать в отрыве от нормализации условий работы на локальном рынке.

– Какое, на ваш взгляд, первое условие развития в России производителей ПО?

– Конечно, в первую очередь нужно говорить о налогах, которые платят российские компании. Сегодня отечественные разработчики применяют пониженные тарифы страховых взносов. Это крайне важная мера. Одна из задач, которые решает АРПП, – продление существующих льгот.

– Что будет, если их отменить?

– Последствия сложно недооценить. У разработчиков не самый высокий на рынке объем прибыли, так как у них серьезные расходы на создание продукта. При этом фонд оплаты труда составляет до 80% всех затрат. Налог, связанный с размером ФОТ, по сути, является оборотным. Если отменить пониженные тарифы и увеличить ставку до традиционной, многие российские производители ПО вообще лишатся прибыли.

Сейчас заказчики пытаются снизить расходы, в таких условиях ИТ-бюджеты режут одними из первых. Учитывая это, у компаний не будет возможности поднять цены на свои продукты и таким образом компенсировать увеличение расходов.

В то же время совсем без прибыли работать вообще невозможно. Соответственно, одним из последствий может стать то, что компании не смогут конкурировать по зарплатам своих разработчиков с компаниями из других юрисдикций.

При этом все знают о проблеме, которая существует на российском рынке, – программистов у нас не хватает, в отрасли кадровый голод, а в иностранные компании наших разработчиков берут очень охотно.

– Дальше логично вырисовывается картина апокалипсиса.

Досье

В АРПП «Отечественный софт» входит около 100 российских компаний-разработчиков. По данным редакции, совокупный оборот компаний, входящих в Ассоциацию, составляет около 80% оборота всего ИТ-рынка страны. Сегодня АРПП – один из главных защитников интересов отечественных производителей ПО.Среди обязанностей исполнительного директора Евгении Василенко – отстаивание интересов разработчиков на всех уровнях власти.

– К сожалению, ситуация может создаться очень близкая к этому. Отмена льготного налогообложения способна спровоцировать отток специалистов в иностранные компании на более выгодные условия работы, что обескровит отрасль и не только сделает невозможной реализацию программы импортозамещения ПО и увеличения экспорта, но и поставит под вопрос существование очень многих ИТ-компаний.

– Вернемся к парадоксальной ситуации, о которой вы говорили, когда компании проще выйти на иностранный рынок, чем развиваться в России. Это ведь иллюстрирует условия работы дома?

– В определенной мере да. Такие случаи, к сожалению, не редкость. А что говорить о молодой компании, которая только выходит на рынок. Ей нужно апробировать свои продукты, получать обратную связь от заказчиков, развиваться и набирать вес. А большинство потенциальных заказчиков просит принести историю внедрений, и только после этого они готовы рассматривать предложения. Помимо этого, заказчики исторически предпочитают знакомые иностранные решения. Получается замкнутый круг.

Ситуация аналогична и для уже состоявшихся компаний. Заказчики по привычке закупают иностранное, что зачастую дороже. И даже не рассматривают российские альтернативы. Выходом может стать приоритет российского ПО при государственных закупках. Надо сказать, что в России госсектор занимает порядка 50% рынка ПО.

Приоритет отечественных продуктов при госзаказах – стандартная мировая практика, которую целесообразно реализовать в России. И такой механизм должен заработать с 1 января 2016 года, когда вступит в силу 188-й федеральный закон. Это общие меры, которые в целом, думаю, полезны для развития российской отрасли тиражируемого программного обеспечения.

– Предположим, государство принимает эти предложения АРПП. При таких условиях, что оно еще целенаправленно может сделать для поддержки экспорта российского ПО?

– Государство уже принимает меры для развития экспорта в различных отраслях, есть соответствующие нормативные документы. Но, к сожалению, не всегда учитываются особенности ИТ-отрасли. Например, для компаний – разработчиков программных продуктов очень важны вопросы патентования. Зарубежное патентование стоит немалых денег, и небольшие компании, выходя на иностранный рынок, рискуют и пренебрегают этим вопросом из желания сэкономить. В результате они сами себя загоняют в ловушку и делают уязвимыми.

Приоритет отечественных продуктов при госзаказах – стандартная мировая практика, которую целесообразно реализовать в России

Некоторые наши компании, активно работающие на экспорт, уже сталкивались и с патентными троллями, и с судебными разбирательствами по патентам. В результате они были вынуждены тратить значительные ресурсы на решение проблем. Государство может помочь, хотя бы частично компенсируя затраты на патентование за рубежом. Эффективным механизмом здесь будет гарантированная компенсация по факту предоставления патента.

Важно также помогать компаниям принимать участие в международных выставках, особенно существенной помощью это может оказаться для небольших компаний, для которых такие затраты весьма ощутимы. Конечно, хотелось бы заручиться активной поддержкой торговых представительств и посольств России на местах, их помощью в налаживании партнерских отношений и заключении контрактов.

– А что с нормативно-правовой базой, есть ли тут подвижки, какая ведется работа в плане экспорта?

– Уже принят ряд нормативных документов, например, дорожная карта по развитию экспорта Агентства стратегических инициатив. Сейчас разрабатывается законопроект об экспорте. Что касается непосредственно ИТ-сферы, то при активном участии АРПП идет работа над дорожной картой по развитию экспорта для нашей отрасли. В ее проект вошли перечисленные выше меры, очень надеемся, что они будут сохранены, и мы все вместе сможем заняться их практическим внедрением.

В начало⇑

Выпуск №05 (98) 2020г.
Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика