Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?
Календарь мероприятий
ноябрь    2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

22.11.2017

Береги СНИЛС смолоду: мошенники продают информацию о несуществующих выплатах

Читать далее 

22.11.2017

ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГОРОДА МОСКВЫ ПОДПИСАЛ КОДЕКС ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРАКТИК

Читать далее 

22.11.2017

Церемония награждения Премии Рунета 2017 пройдет 23 ноября

Читать далее 

22.11.2017

Инфофорум-Китай: сотрудничество России и КНР в области инноваций, информационных технологий и информационной безопасности

Читать далее 

22.11.2017

ПРИГЛАШАЕМ НА ФИНАЛ СОРЕВНОВАНИЙ MOSCOW CAPTURE THE FLAG 2017

Читать далее 

21.11.2017

17 ноября на Камчатке прошла Конференция «Тихоокеанский старт» - мероприятие, объединившее профессионалов в области информационных технологий ведущих компаний Дальнего Востока.

Читать далее 

21.11.2017

«ПРЕСС-СЛУЖБА-2017: главное PR-событие осени»

Читать далее 

показать все 

Статьи

14.11.2017

Опрос. Как вам шеринг?

Читать далее 

14.11.2017

Опрос. ИИ: вера сильнее страха?

Читать далее 

14.11.2017

Опрос. Что вас напрягает?

Читать далее 

14.11.2017

Виртуальная реальность – психоз или инструмент поглощения информации будущего?

Читать далее 

14.11.2017

Послевкусие от переговоров

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

Марина Аншина: «Даже самый хороший инструмент будет бесполезен в неумелых руках при неправильном использовании»

Главная / Интервью / Марина Аншина: «Даже самый хороший инструмент будет бесполезен в неумелых руках при неправильном использовании»


Марина Аншина:
«Даже самый хороший инструмент будет бесполезен в неумелых руках при неправильном использовании»

Марина АншинаЧем отличается ИТ-грамотность от компьютерной грамотности? Для кого она необходима? К чему приводит низкая ИТ-грамотность. На вопросы «БИТа» отвечает председатель правления Российского Союза ИТ-директоров

– Марина, когда-то вы сказали, что многие проблемы заказчиков и исполнителей возникают из-за низкой ИТ-грамотности заказчиков и пользователей. Почему вы так считаете? Казалось бы, и компании – заказчики ИТ-проектов, и ИТ-компании, исполняющие заказ, обладают компьютерной грамотностью. Мы же идем к цифровой экономике.

– Да, мы идем к ней, как всегда, не очень осознавая, что это. Ведь что такое компьютерная грамотность? Это умение владеть компьютером для выполнения простейших, чаще всего бытовых, задач. К сожалению, она не имеет прямого отношения к умению использовать компьютеры, и тем более информацию, в работе.

Еще с 1985 года в школах нашей страны всем ученикам преподают курс информатики, который учит основным приемам работы на компьютере, дает азы компьютерной грамотности. Хотя, я считаю, что на самом деле учить их этому уже не надо. Современный ребенок, приходя в школу, знает компьютер достаточно хорошо.

Кроме того, школьников, а потом и студентов учат двоичной системе счисления, из чего состоит компьютер, как написать простейшую программу и чего стоит опасаться в интернете. После обучения школьник умеет включить и выключить компьютер, сносно работать в офисных программах, написать простейшую программу на бейсике. Он вполне готов играть в компьютерные игры и общаться в социальных сетях.

Но ИТ-грамотность – не компьютерная грамотность. Это нечто другое. Знаете, когда я поняла важность ИТ-грамотности? Когда мы выводили ИТ на аутсорсинг в «Сибур – Русских шинах». Мы сформировали и подписали договоры на обслуживание заводов, и если какому-нибудь предприятию требовались изменения в сервисах ИТ, то это оплачивалось.

В то время я работала ИТ-директором в «Сибур – Русских шинах», руководила выводом ИТ на аутсорсинг и образовавшейся ИТ-службой. И вот как-то приехала на один из заводов в командировку, встречаюсь с главным бухгалтером, она мне говорит: «Я вашими ИТ очень недовольна». Спрашиваю, почему? Оказалось, что, по ее мнению, были слишком медленно сделаны изменения в одном из отчетов. Ее обучали компьютерной грамотности, поэтому она считала, что отчет можно разработать быстрее. И, соответственно, заплатить за это меньше. Как я могла убедить ее в обратном?

Я взяла у нее со стола ножницы и говорю: «Давайте представим, что ножницы – это изменение. Та сторона, которой мы режем, повернута к вам как к пользователю ИТ-сервисов. Та сторона, где ручки, повернута к ИТ-специалистам. С вашей точки зрения угол может быть крохотным. А с нашей стороны – огромным. Все зависит от того, где гвоздик. Но вы же не знаете, где гвоздик, – это знаем только мы, ИТ-специалисты. Поэтому с вашей точки зрения изменение может быть маленькое, а с нашей – очень большое».

Как женщина умная, она поняла, что программы бывают разными. Я ее убедила. Но так, к сожалению, случается не часто.

Нас испортила компьютерная грамотность. В умах обучаемых одно понятие зачастую подменяет другое. И те, кто умеет написать простейшую программу, считают, что знают, как внедрять и использовать сложные системы класса ERP, CRM, BPM. А те, кто хоть раз установил на свой компьютер обновление Windows, считают, что являются системными администраторами.

Эти заблуждения часто приводят к серьезным проблемам, когда сотрудники и даже руководители не могут сформулировать свои потребности в области ИТ, легкомысленно подходят к проектам ИТ и к использованию ИТ, не умеют эффективно взаимодействовать с ИТ-специалистами, пытаются руководить ими, искренне считая, что могут это делать квалифицированно.

Я даже собрала в таблицу основные элементы компьютерной грамотности и ИТ-грамотности. Из нее наглядно видно отличие этих областей знания, а также характерные подмены, которые делают люди, обладающие первой, но далекие от второй и пытающиеся автоматически распространить правила компьютерной грамотности на ИТ-грамотность.

Возможно, кто-то скажет, что это не так страшно, и грань между компьютерной грамотностью и ИТ-грамотностью все же более тонкая, чем я пыталась показать. Однако проблема состоит в том, что ИТ являются только инструментом. Представьте, что вы, умея сделать простейший молоток, чтобы загнать гвоздь в стену, получаете в полное распоряжение токарный станок. Не уверена, что первое умение поможет вам с ним справиться. С таким подходом можно придти к известной ситуации и забивать гвозди микроскопом. А потом еще и говорить, что микроскоп ни на что не годится. Ведь действительно гвозди им забивать не слишком удобно.

Очевидно, что эффективность любого инструмента зависит не только от качества этого инструмента, но и от того, в чьих руках он окажется. Даже самый хороший инструмент будет бесполезен в неумелых руках при неправильном использовании.

Российские компании в большинстве своем не умеют использовать современные технологии, поэтому отстают от западных, теряют рынок и утрачивают эффективность

Однако многие напрасно успокоенные компьютерной грамотностью, считают, что этого достаточно для овладения инструментами ИТ.

Подобный подход приводит к массовому неудовлетворению ИТ, к напрасным, иногда очень большим, затратам на ИТ, к недополучению выгод от их использования, к общему падению эффективности бизнес-процессов, производства, продаж и управления. Известны случаи, когда проекты ИТ разоряли компанию или когда недооценка ИТ и невыполнение таких проектов приводили к таким же последствиям.

Российские компании в большинстве своем не умеют использовать современные технологии, поэтому отстают от западных компаний, теряют рынок и утрачивают эффективность. Необходимо учить специалистов, и особенно менеджеров и руководителей ИТ-грамотности, объяснять им принципы выбора, внедрения, использования, развития и эксплуатации ИТ.

Несколько лет назад меня попросили и я решилась вести 64-часовой курс «Основы управления ИТ» бакалаврам, обучающимся по программе «Бакалавр менеджмента» Высшей школы бизнеса МГУ на последнем году обучения. Этот курс я преподаю уже четвертый год.

Начинаю я обычно с архитектуры, системного подхода к построению единого информационного пространства предприятия, хотя это понятие не совсем айтишное, и его необходимо знать всем.

– Вы учите студентов, а как обучать сотрудников компаний? Кто это должен делать? И где?

– Возможно, надо сделать серию дистанционных курсов. На всех конференциях по образованию я говорю о том, что курсы по ИТ-грамотности нужно читать каждому студенту на всех факультетах по всей России. А компьютерную грамотность надо изучать в школе.

Раньше, кстати, на конференциях любили обсуждать, что ИТ-директорам необходимо научиться говорить на языке бизнеса, выступать толмачом между ИТ-подразделениями и руководителями компаний. Сейчас это уже поняли, что это неправильно. На самом деле надо двигаться с обеих сторон к взаимопониманию. Как ИТ-руководители должны осваивать язык бизнеса, так и бизнес-руководители, да и все сотрудники должены освоить ИТ-грамотность.

Но этому быстро не научишь. Повышение ИТ-грамотности в компании или организации прежде всего задача ИТ-директора, он должен продвигать это в коллективе.

– Наверное это проблема в основном компаний, которые используют возможности ИТ в своих бизнес-процессах?

– Да, это зачастую проблемы заказчиков. Однако я нередко сталкивалась и с тем, что в ИТ-компаниях собственные ИТ – их качество, уровень поддержки – на очень низком уровне. Почему-то там уделяют этому мало внимания, как в поговорке – сапожник без сапог.

Когда нет ИТ-грамотности, рождаются разные предрассудки по поводу ИТ – это мешает найти общий язык заказчикам и исполнителям. Основная причина неуспеха ИТ-проектов – слабая вовлеченность топ-менеджмента, хотя большинство ИТ-проектов требует активного участия всей организации.

Сейчас вот agile подняли на щит, а мало кто из бизнеса понимает, что это такое, что внедрение agile потребует именно от них. Вся методология agile основана на том, что в ИТ-проекте принимают активное участие все, не только разработчики, аналитики, проектировщики, но и будущие пользователи и заказчики. Кто-то об этом думает? Кто-то к этому готов?

Обычно как идет ИТ-проект, даже если у тебя есть поддержка топ-менеджеров? Ты просишь для проекта представителей от маркетинга, от продаж, от производства и от логистики. Каких сотрудников начальники отдадут в ИТ-проект? Самых слабых и ненужных, без которых можно обойтись. Что из этого получится? Ничего хорошего. А внедрение agile потребует от бизнеса отдавать самых сильных сотрудников на проектную деятельность, иначе ничего не получится. Можно сколько угодно размахивать флагом agile, но результат будет нулевой. Это тоже, кстати, компонент ИТ-грамотности.

– Что делать гендиректору обычной компании, который понимает эту проблему, но не знает, как ее решить?

– Если он об этом задумывается, значит, он уже пошел по пути ИТ-грамотности. Сейчас Союз ИТ-директоров России расширяет свою экспертную сеть – он может обратиться за помощью к нам. Мы поможем ему создать единую информационную среду предприятия или компании.

Кроме того, мне давно хотелось поделиться своим опытом и на основании материалов занятий подготовить учебник по ИТ-грамотности. Цель – научить менеджеров и специалистов эффективно использовать ИТ, дав им базовые знания о том, как устроены ИТ и управление ими. Я его сейчас пишу, надеюсь, что он будет полезен многим. бит

Таблица 1. Компьютерная грамотность и ИТ-грамотность

Компьютерная грамотность ИТ-грамотность Характерные заблуждения
Аппаратное обеспечение компьютера: системный блок, дисплей, внешние устройства Слой ИТ-инфраструктуры и методы управления ими. ЦОД, IaaS ПО всегда можно куда-нибудь установить. Не стоит тратить ресурсы на инфраструктуру
Программное обеспечение компьютера. Рабочий стол. Офисное ПО ИТ организации как система. Понятие архитектуры предприятия (Enterprise Architecture) Все программы индивидуального доступа. Зачем что-то внедрять, когда достаточно help. С помощью Excel можно решить любые задачи обработки информации
Базы данных Выявление потребности в информации для принятия решений, формирование требований к информации, метаданные Бизнес-анализ позволяет получать отчеты из АС
Основы программирования. Написание простейших программ (BASIC) Методика разработки ПО. Модель водопада и гибкие методологии разработки ПО Программу всегда можно изменить, поэтому с ней легко можно делать что угодно
Технические принципы работы компьютерных сетей. Способы выхода в интернет Современные технологии связи Наладить связь может практически любой сотрудник
Правила безопасности при работе на ПК и в интернете Методы защиты информации в различных моделях использования ИТ Все запретить – зачем сотрудникам нужен интернет. Защита безопасности – личное дело сотрудников

Беседовала Галина Положевец

В начало⇑

Выпуск №09 (72) 2017г.
Выпуск №09 (72) 2017г. Выпуск №08 (71) 2017г. Выпуск №07 (70) 2017г. Выпуск №06 (69) 2017г. Выпуск №05 (68) 2017г. Выпуск №04 (67) 2017г. Выпуск №03 (66) 2017г. Выпуск №02 (65) 2017г. Выпуск №01 (64) 2017г.

Телеканал «Про Бизнес», программы «Технологии в ритейле»

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика